-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38916


‘регат јлександр Ќевский

—уббота, 22 ћа€ 2010 г. 01:43 + в цитатник

 

картинка

ј знаете ли вы, что эра дерев€нных кораблей прошла не так уж и давно. ѕоследним русским боевым кораблем сделанным из дерева стал 50-пушечный пароходофрегат “јлександр Ќевский”, находившийс€ в строю с 1861 по 1868 гг.

50-пушечный винтовой фрегат «јлександр Ќевский» стал вторым судном в небольшой серии типа «ƒмитрий ƒонской». ѕроект его разработал известный корабельный инженер ».—.ƒмитриев, вз€в за основу чертежи фрегата американской постройки «√енерал-адмирал». Ќазначение нового судна было обычным дл€ фрегатов — длительное крейсерство в отдаленных районах мирового океана.

 

—пецификаци€ предусматривала следующие элементы: водоизмещение в нормальном грузу4562 т, длина между перпендикул€рами 82,91 м, ширина с обшивкой 15,54 м, осадка носом 6,55, кормой 7,16 м. ћатериалом корпуса были в основном дуб и лиственница с небольшим количеством сосны дл€ второстепенных конструкций. √оризонтальна€ 2- цилиндрова€ парова€ машина простого расширени€, €вл€вша€с€ точной копией машины, установленной на винтовом корабле «÷есаревич», имела нарицательную мощность 800 л.с. и индикаторную — 2500 л.с. –асчетна€ скорость полного хода 12 уз. Ўесть коробчатых котлов вырабатывали пар рабочим давлением до 1,5 атм. (поэтому такие механизмы считались механизмами «низкого давлени€»).

ƒымоходыкотлов выводились в одну широкую и низкую трубу. √ребной винт двухлопастный; при ходе под парусами он поднималс€ в специальную шахту. «апас угл€ составл€л 500 т. ѕредполагалось, что с таким запасом 11-узловым ходом фрегат пройдет не менее 1500 миль. Ќа верхней палубе и в закрытой батарее, имевшей по семнадцать орудийных портов на каждый борт, должны были располагатьс€ п€тьдес€т одна 60-фунтова€ (196-мм) чугунна€ бомбическа€ пушка.  омплектаци€ судна включала 705 человек, в том числе 41 офицер.

ѕостройку фрегата решили вести «с подр€да», т.е. поручив ее организацию частному предпринимателю. ƒл€ этого последнему предоставл€лось стапельное место на одном из государственных судостроительных заводов. 23 сент€бр€ 1858 г. состо€лось подписание контракта с купцом 1-й гильдии —.√. удр€вцевым, который бралс€ построить корпус
судна за 170 тыс. руб. серебром «из казенного леса».

Ќельз€ не отметить, что  удр€вцев уже имел опыт сооружени€ винтовых фрегатов — всего два года назад он окончил «јскольд». ѕравда, удачной признать эту постройку было нельз€, т.к. вследствие р€да конструктивных недостатков «јскольд» смог прослужить только п€ть лет, после чего его разобрали на дрова.

12 €нвар€ 1859 г. на стапель казенной ќхтинской верфи недалеко от —анкт-ѕетербурга нан€тые  удр€вцевым плотники выставили «первые дерева кил€». Ёто положило начало работам по судну, которому приказом управл€ющего ћорским министерством 2 ма€ было присвоено наименование «јлександр Ќевский». “аким образом, фрегат стал седьмым судном русского флота с таким наименованием (ранее его носили три корабл€ и три фрегата).

ѕроизводство механизмов поручили јдмиралтейским »жорским заводам в  олпино. ќднако впоследствии, из-за задержки с изготовлением, их переадресовали на броненосный фрегат «—евастополь», а заказанные 11 августа ћеханическому и литейному заводу Ѕерда за 400 тыс. руб. механизмы «—евастопол€» передали «јлександру Ќевскому». 19 декабр€ состо€лась его торжественна€ закладка с установкой серебр€ной закладной доски в присутствии генераладмирала великого кн€з€  онстантина Ќиколаевича и великой кн€гини јлександры »осифовны.

картинка

21 сент€бр€ 1861 г. фрегат был спущен на воду. Ќа спуске присутствовал управл€ющий ћорским министерством контр-адмирала Ќ. . рабе. ”же 4 окт€бр€ фрегат привели в плавучем доке в  ронштадт, где предсто€ло смонтировать механизмы, вооружить и испытать судно. „ерез дес€ть дней «јлександр Ќевский» поставили в сухой док и приступили к обшивке подводной части медными листами. ћонтаж механизмов в основном закончилс€ к началу но€бр€ следующего года, но к испытани€м фрегата смогли приступить только в 1863 г. вследствие наступившего ледостава в ‘инском заливе.

14 июн€ фрегат под командованием капитана 1-го ранга ј.Ќ.јдреева начал кампанию, подн€в флаг и вымпел, и через семь дней вышел на Ѕольшой рейд.

26 июн€ судно отправилось в море с комиссией морского ведомства дл€ паровой пробы механизмов.

“ем временем, в который уже раз осложнились дипломатические отношени€ между –оссией и јнглией. 25 июн€ јлександр II подписал высочайшее разрешение на посылку в јтлантический океан крейсерской эскадры дл€ действи€ на торговых пут€х ¬еликобритании в случае начала боевых действий. Ќачальником ќсобой эскадры в јтлантическом океане стал контр-адмирал —.—.Ћисовский. 14 июл€ Ќ. . рабе вручил ему секретную инструкцию, котора€ кроме постановки задачи на предсто€щее плавание, своим вторым пунктом определ€ла и состав вверенного ему соединени€. ‘лагманским судном был назначен новейший истребитель торговли «јлександр Ќевский».

18 июл€ фрегат с новым командиром капитаном 1-го ранга ћ.я.‘едоровским, име€ на борту адмирала Ћисовского, сн€лс€ с  ронштадтского рейда и направилс€ в јтлантический океан. ¬скоре на Ѕалтике к нему присоединились другие суда эскадры: фрегат «ѕересвет», корветы «¬ит€зь», «¬ар€г» и клипер «јлмаз». ƒл€ экономии угл€ јтлантику пересекли в основном под парусами и 13 сент€бр€ эскадра Ћисовского, за исключением отставшего немного «јлмаза», прибыла в Ќью-…орк. “ам ее уже дожидалс€ прибывший ранее из —редиземного мор€ фрегат «ќсл€б€». «атем русские суда, периодически мен€€ дислокацию в портах атлантического побережь€ јмерики, в течение полугода угрожали английским торговым пут€м, св€зывающим многочисленные колонии с метрополией, пока в апреле 1864 г. конфликт не разрешилс€ миром. –азумеетс€, не стоит преувеличивать значение русской јтлантической эскадры — три фрегата, два корвета и клипер выгл€д€т не слишком внушительно на фоне многочисленного флота ¬ладычицы ћорей, но определенную роль в предотвращении войны они без сомнени€ сыграли.

картинка

4 июн€ суда ќсобой эскадры ушли из Ќью-…орка за исключением «јлександра Ќевского», который на некоторое врем€ задержалс€ в главном атлантическом порту —Ўј дл€ ремонта механизмов. 14 июл€ и он покинул Ќью-…орк, вз€в курс на √ибралтар. ƒо начала следующего года фрегат возглавл€л эскадру русских судов в —редиземном море, командование которой прин€л все тот же —.—.Ћисовский, после чего ушел в –оссию. 21 ма€ 1865 г. «јлександр Ќевский» благополучно вернулс€ в  ронштадт. Ќа
его борту в –оссию было доставлено тело умершего за границей цесаревича Ќикола€.

15 июн€ с целью проверки работы механизмов после дальнего плавани€ фрегат ходил на мерную милю и показал на ней среднюю скорость 12,23 уз, т.е. почти на пол узла больше, чем на приемных испытани€х два года назад. Ќаступавшую зиму фрегат встретил в  ронштадте — это была его перва€ из двух зимовок в главной базе Ѕалтийского флота. ¬ преддверии гр€дущих холодов судно подвергли
обычной в таком случае консервации: стеньги спустили, паруса и бегучий такелаж сдали на склады, а артиллерию — в арсенал.  оманда на долгие зимние мес€цы переселилась в экипажные казармы.

¬есной 1866 г. намечалось вооружение «јлександра Ќевского» на предсто€щую кампанию. ‘регату предсто€ло получить из арсенала, и установил на свои палубы следующую артиллерию: двадцать четыре 60-фунтовые пушки є 2, четыре 30-фунтовые (164-мм) є 1 и дес€ть є 2 такого же калибра.  роме того, дл€ вооружени€ гребных судов предполагались одна 12-фунтова€ (119-мм) и две 4-фунтовые коронады.   сожалению, пока не удалось установить, состо€лось это вооружение в действительности или нет.

Ќа 1867 г. ћорское министерство запланировало второй поход фрегата за границу. ¬ апреле началась установка артиллерии: одной нарезной 8-дм (203-мм) длиной 22 калибра и сорока семи гладкоствольных 60-фунтовых пушек (из них семь были є 1, а остальные — є 2). ƒл€ гребных судов имелись медные нарезные пушки малого калибра: две 8-фунтовые (106-мм) и одна 4-фунтова€ (87-мм). ѕо завершении всех подготовительных работ и приемки необходимых запасов 25 ма€ 1867 г. фрегат вступил в кампанию.

—пуст€ шесть дней «јлександр Ќевский» отправилс€ из  ронштадта в учебное плавание по јтлантике с посещением  анар и островов «еленого ћыса. «атем он перешел в —редиземное море и влилс€ в состав отр€да судов в греческих водах контрадмирала ».».Ѕутакова, который кроме демонстрации флага занималс€ также спасением греческих повстанцев, воевавших с турками на  рите. ¬ следующем году фрегат одним из немногих русских балтийских судов посетил „ерное море — 18 июн€ 1868 г. он из “улона, где до этого проходил докование, прибыл в ѕоти. “ам фрегат прин€л на борт великого кн€з€ јлексе€ јлександровича (что и €вл€лось целью этого похода).

картинка

¬ августе «јлександр Ќевский» из ѕире€ отправилс€ в обратный путь на Ѕалтику. 25 сент€бр€ 1868 года один из новейших кораблей российского флота ”јлександр Ќевский” во врем€ шторма сел на мель и затонул в —еверном море у северо–западного побережь€ полуострова ётланди€.

ѕричиной трагедии считаютс€ несогласованные действи€ и противоречивые решени€ командовани€. ¬озглавл€вший поход вице–адмирал  .Ќ.ѕосьет в ту штормовую ночь решил идти в пролив —кагеррак под парусами, без использовани€ парового двигател€.  омандир фрегата капитан 1–го ранга ќ.фон  ремер посчитал такое решение неверным, однако, не мог перечить ѕосьету. ¬от как докладывал о случившемс€ командир фрегата.

”я вдруг увидел в правой стороне черную полосу близ фрегата и тотчас же скомандовал ”ѕраво на борт!”. Ќо в тот же момент фрегат сильно ударилс€ кормой, а волна, удар€€ в левый борт, вкатилась на шканцы… Ёто случилось в 2.30 утра… ¬след за первым ударом последовал второй, еще сильнее, а потом и третий. јдмирал, все офицеры и команда выбежали наверх моментально….—ила удара, свежесть ветра.. и близость берега не позвол€ли сомневатьс€, что нет ни малейшей надежды сн€ть фрегат… јдмирал приказал рубить мачты…¬ то же врем€ лейтенанты ≈го »мператорское ¬ысочество јлексей јлександрович, ƒен, ¬ишилов и прочие офицеры.. занимались устройством плотов.. ”
ѕопытка спустить шлюпку и завести трос на берег закончилась трагедией – погибли два офицера, квартирмейстер и два матроса. Ќаконец, трос завести удалось.

  фрегату пришла спасательна€ лодка… я отправил на ней больных и лейтенанта “удора, который знал шведский €зык… Ќа предложение генерал–адъютанта ѕосьета отправитьс€ на катере… јлексей јлександрович положительно отказалс€, не жела€ оставить фрегат из первых”. “олько когда св€зь с берегом была налажена и началс€ своз команды ”≈го »мператорское ¬ысочество, вид€, что есть надежда спасти и других, согласилс€ уехать…Ќа берегу адмирал был встречен.. командою, сто€вшей во фронт.. и тотчас же приказал отслужить молебен, а затем панихиду по погибшим товарищам”.
¬иновников нелепой гибели лучшего фрегата император по–семейному великодушию освободил от вс€кой ответственности (ѕосьет был наставником и воспитателем цесаревича јлексе€ – будущего генерал–адмирала).

ѕосле отправки экипажа в –оссию датские рыбаки из окрестных поселков свезли на берег все, что было на борту ”јлександра Ќевского” – мебель, посуду, в том числе серебро и хрусталь, детали оснастки и оборудовани€ корабл€. » это все впоследствии распродавалось на аукционах, €кобы, дл€ того, чтобы рыбаки могли получить финансовую компенсацию за усили€ по спасению русских мор€ков.
¬ ƒании хран€т пам€ть об этой малоизвестной в нашей стране странице истории российского флота.
¬ порту города “юборн (северо–западное побережье ётландии) уже 140 лет стоит на постаменте один из €корей фрегата ”јлександр Ќевский”. ¬ музее небольшого соседнего городка Ћемвиг есть отдельный раздел, посв€щенный этому событию. Ќа церковном кладбище городка ’арбор есть братска€ могила, в которой поко€тс€ три мор€ка – квартирмейстер унтер–офицер ќдинцов, матросы Ўилов и ѕол€ков, погибшие во врем€ спасени€ экипажа ”јлександра Ќевского” (тела двух офицеров, погибших при этом, были перевезены в –оссию).

Ќа скромном надгробном камне надпись – ”ќни пошли на смертельный риск ради спасени€ своих товарищей. √осподи, да упокой их души.”

»звестны две картины знаменитого русского художника–мариниста ј.ѕ. Ѕоголюбова, посв€щенные гибели фрегата ”јлександр Ќевский”, который так вспоминал об их создании в своих ”«аписках мор€ка–художника”.

”Ќа одном из вечеров у цесаревича получено было известие о крушении у берегов ƒании фрегата ”јлександр Ќевский”, на котором плавал ¬. н. јлексей јлександрович. ‘регат раскатало вдребезги, но ≈го ¬ысочество благополучно спасс€ от гибели. —обытие это по приказанию √осудар€ императора € написал в двух картинах, составл€ющих собственность генерал–адмирала. Ёто – ”¬ыход ¬еликого  н€з€ из катера в бурунах”и ”Ѕлагодарственный молебен вечером после крушени€ на берегу”. ƒл€ этого € отправилс€ в ƒанию, где написал этюды местности и бурунов, а фрегат уже видел по част€м, выброшенный на берег. Ќа обратном пути € заехал в  опенгаген, был прин€т королем и королевой, завтракал у них, получил письма и некоторые посылки, с которыми и вернулс€ в ѕетербург”.
–оссийский флот учел уроки этой катастрофы. ¬ списке других соображений, предоставленных в результате расследовани€ причин гибели ”јлександра Ќевского”, особое внимание обратили на меры по безопасности плавани€ в штормовых услови€х.  .Ќ. ѕосьет стал организатором созданного в –оссии в 1872 году ќбщества спасени€ на водах. јвгустейшим покровителем общества состо€ла императрица ћари€ ‘едоровна, помогавша€  .Ќ. ѕосьету в решении многих проблем.

“ак закончилась непродолжительна€ истори€ последнего дерев€нного фрегата русского флота. Ќет сомнений, что в судах этого типа воплотились наивысшие достижени€ отечественного дерев€нного судостроени€. »з€щные обводы удлиненного корпуса, его узнаваемость служили предметом неизбывной гордости дл€ офицеров и команды. ¬о врем€ океанских плаваний «јлександр Ќевский» показал себ€ отличным мореходным судном. ќн одинаково хорошо шел как под парусами, так и под парами. “ем не менее, времена парусников безвозвратно уходили в прошлое, и головной систер-шип «ƒмитрий ƒонской» всего лишь на три с небольшим года пережил своего погибшего собрата.

картинка


NNM.RU

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз

¬анда   обратитьс€ по имени —уббота, 22 ћа€ 2010 г. 08:21 (ссылка)
Ћюблю морскую тематику. ѕрочитала с удовольствием.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку