-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37847


Ќастольные игры древнего мира

—уббота, 30 Ќо€бр€ 2019 г. 17:36 + в цитатник
Ќастольные игры древнего мира
„еловек любит играть. јзарт, волнение, накал страстей, томление духа, жажда выигрыша, желание одолеть соперника — всЄ это неотъемлемые черты людской психологии и часть нашей жизни. »гра дл€ нас — не только возможность подн€ть настроение, пощекотать нервы и пополнить карман, но и в некотором роде модель окружающего мира, а также важный способ общени€.

 огда сегодн€ речь заходит о настольных играх, обыватель первым делом вспоминает домино и карты (реже — шахматы и шашки). ¬озникает впечатление, что эти игры упали с неба в незапам€тные времена, а до них человечество ни во что не играло.  онечно, это не так. Ёволюци€ настольных игр была долгой и трудной, люди шли методом проб и ошибок, создава€ различные игровые системы. Ќекоторые из них просуществовали тыс€чи лет и потом затер€лись во тьме веков. јрхеологи наход€т множество свидетельств, описаний, даже деталей настоль ных игр глубокой древности. »х истори€ полна тайн, загадок, странных совпадений и удивительных открытий.

ѕерва€ «настольна€ игра» по€вилась, когда ещЄ не было столов как таковых: это был жребий, спр€танный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной. Ѕольшинство легенд и мифов приписывает изобретение азартных игр богам и геро€м, но, наверное, всЄ произошло более прозаично: шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали насто€щее и предсказывали будущее.  то первым додумалс€ набрать камешков и насыпать их в лунки, истори€ умалчивает, но произошло это где-то на востоке јфрики, в колыбели цивилизации.

ћјЌ јЋј

ƒревнейшей настольной игрой считаетс€ манкала. —трого говор€, игры с таким названием не существует: манкала (искажЄнное арабское naqala — перемещение) — это больша€ семь€ игр с перекладыванием камешков. ≈Є истори€, по самым строгим предположени€м, насчитывает п€ть тыс€ч лет, а многие учЄные дают ей и все семь.  амни с выбитыми р€дами лунок найдены в древнем городе јлеппо в —ирии, в храмах ћемфиса, ‘ив и Ћуксора в ≈гипте и вдоль караванных путей в пустыне  алахари (отсюда другое название игры — калах). ƒаже в пирамиде ’еопса нашли такую «доску» с игровым полем. Ёти игры широко распространились и дожили до наших дней. ћанкала издревле была попул€рна у кочевых народов: не надо возить с собой доску и фигурки — достаточно выкопать в земле дюжину лунок, вз€ть горсть кофейных зЄрен, и можно играть. —егодн€ почти у всех народов јфрики и јзии существуют подобные игры. ¬ западной јфрике это оуа и овари, у казахов и киргизов — тогыз кумалак, а у индийцев — паллантуджи и олинда кели€. —амой редкой игрой этого семейства €вл€етс€ трЄхр€дна€ габата из Ёфиопии и —омали, а самыми сложными — четырЄхр€дные бао и омвесо из центральной јфрики. ¬ √ермании детский вариант игры продаЄтс€ под названием Apfelklau («”кради €блоко»), в ———– она называлась калах. Ќазваний множество, число р€дов, лунок и камней варьируетс€, но основные принципы схожи: нужно зан€ть лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себ€ больше камешков.

јзартные игроки древности могли устроить себе развлечение на первом же встреченном камне...

јзартные игроки древности могли устроить себе развлечение на первом же встреченном камне…

ѕомимо чисто развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую» пам€ть человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. ƒвижение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков — одновременно посев зерна и сбор урожа€, а пустые лунки — голод и недород. «десь же «пр€чутс€» древние гадательные ритуалы и самые первые счЄтные доски.

...а современные любители и вовсе довольствуютс€ песочком

…а современные любители и вовсе довольствуютс€ песочком

ћанкала завораживает и производит на неискушЄнного наблюдател€ впечатление чистого шаманства. ќна интересна и начинающим, и мастерам. ѕравила можно усвоить за п€ть минут, но сама игра далеко не так проста, как может показатьс€: у неЄ особа€, трудноуловима€ тактика, основанна€ на точном подсчЄте. —оперник не должен «голодать», и, если он тер€ет все семена, нужно дать ему своих, чтобы продолжить игру. ’ороший манкалист вообще не может быть жадиной и эгоистом, ибо в этой игре действуют правила « то хочет получать, должен научитьс€ отдавать» и « то лучше сеет — больше соберЄт». ¬сЄ решают нюансы, каждый ход полностью мен€ет ситуацию на доске, число комбинаций огромно, и анализ их — захватывающее дело. ¬ частности, по этой причине манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели дл€ развити€ у детей внимательности, счЄтных навыков и мелкой моторики. ћногие фирмы производ€т эту игру (есть даже варианты дл€ четырЄх игроков), однако всех затмевают знаменитые резчики республики √ана, которые делают игровые наборы изумительной красоты.
 
ќвари пользуетс€ в наше врем€ огромной попул€рностью

ќвари пользуетс€ в наше врем€ огромной попул€рностью

»гру эту окружает множество мифов. ћасаи вер€т, что манкалу придумал —индилло, первый человек. ¬ √ане игра овари была частью боевой подготовки — перед походом воины играли в неЄ, провер€€ свою реакцию. ј если умирал король, совет организовывал турнир, и победитель становилс€ преемником. Ёта же игра упом€нута в малийском эпосе «—ундь€та» народа мандинго. ј современные малийские ученики играют в овари после школы.

Ѕао (вверху), калах (в центре) и овари (снизу) Ч игры одного семейства, где игровой процесс состоит в Ђперекладывании камешковї.

Ѕао (вверху), калах (в центре) и овари (снизу) — игры одного семейства, где игровой процесс состоит в «перекладывании камешков»

¬ Ѕуркина-‘асо проход€т регул€рные турниры между городами. ѕрофессиональные игроки “анзании изучают тактику и стратегию игры бао так же серьЄзно, как шахматисты, и ни один европеец пока не выиграл даже у худших из них. ” племени йоруба существуют две разновидности такой игры: в одну (абапа или айоайо) играют мужчины, в другую (нам-нам или просто айо) — женщины и дети.

Ќазвание овари св€зывают с именем  атакие ќпоку ¬аре I, корол€ јшанти (древнего государства на территории современной √аны), который имел привычку улаживать с помощью игры семейные ссоры: после партии супруги начинали гораздо лучше понимать друг друга, а словом «warri» в √ане до сих пор называют женатого человека. ќднако в соседнем “ого есть пословица-предостережение дл€ €рых игроманов: «ќвари — главна€ причина разводов». ј король √аны Ўунба Ѕалонгобо так любил эту игру, что завещал изва€ть себ€ в виде статуи с доской дл€ овари на колен€х и ещЄ одной на голове как символами власти и ума.

»гра использовалась и в погребальных ритуалах: люди развлекали дух умершего, пока тело не похоронено. Ќа деревенской площади обычно было две доски — пр€ма€ и выгнута€, и сел€не выбирали ту, которую покойный недолюбливал, чтобы его дух не захотел к ним присоединитьс€. ѕо этой же причине считалось опасным продолжать игру после заката, а доски ночью выставл€ли за порог, чтобы духи тоже могли сыграть.

”дивительно, но в этой древнейшей игре нет элемента везени€, всЄ зависит от внимани€ и интеллекта. ¬ том, что касаетс€ игр, человечество нескоро вернЄтс€ к подобному подходу.

»√–ј »« √ќ–ќƒј ”–

— возникновением первых крупных городов, ставших центрами древней цивилизации, по€вл€ютс€ и первые «насто€щие» настольные игры с передвижением фишек по доске. Ќа звание древнейшей претендуют несколько; все они относ€тс€ к семейству гонок и играютс€ при помощи костей.

ѕо реконструированным правилам в ЂЎахматы ¬авилонаї играют и сейчас

ѕо реконструированным правилам в «Ўахматы ¬авилона» играют и сейчас

≈го королевское величество Ўунба Ѕалонгобо считал, что игры Ч свидетельства ума и символы власти

≈го королевское величество Ўунба Ѕалонгобо считал, что игры — свидетельства ума и символы власти

ѕервую — «Ўахматы ¬авилона», древнюю шумерскую игру, — обнаружил в 1927 году британский учЄный-археолог сэр Ћеонард ¬улли при раскопках древнего города-государства ”р в ћесопотамии, на территории современного »рака. Ќа игровой доске 20 квадратов. ќни сгруппированны в два блока — большой и малый, — соединЄнных мостиком.   доске прилагаютс€ по семь фишек и кости в виде тетраэдров. Ётот царский набор исключительно красив, богато инкрустирован пластинками перламутра, красного известн€ка и лазурита, а сложна€ разметка полей €вно несЄт не только орнаментальную, но и смысловую нагрузку. Ќа всех досках из гробниц есть восемь квадратов, отмеченных розетками, — такие восьмилепестковые цветы изображались у входа во ¬рата »штар. ”зор прочих квадратов на разных досках различалс€ или отсутствовал. Ќазвани€ и правил этой игры истори€ не сохранила, поэтому ныне еЄ называют «÷арска€ игра из города ”р» или просто ур. —уществуют предполагаемые реконструкции правил, основанные на запис€х с более поздних глин€ных табличек, но не факт, что они относ€тс€ именно к этой доске.

“о была эпоха первых великих царств и завоеваний, что не могло не отразитьс€ на игре. ¬ыемки символизировали реку, а игра — военный поход за эту реку и возвращение домой с добычей. ‘ишки вводились на доску, двигались через мостик на малый блок, описывали петлю и возвращались, а по пути рубили фишки противника. ”рска€ игра также была гадательной практикой (будет поход удачен или нет) и частью ритуала инициации воина — ведь игры нардового типа развивают мышление и реакцию, учат быстро принимать решени€ в стремительно мен€ющейс€ обстановке и действовать практически интуитивно.

C помощью этой игры шумеры определ€ли, будет ли успешным военный поход. ”зор на каждом из квадратиков нЄс свою смысловую нагрузку

C помощью этой игры шумеры определ€ли, будет ли успешным военный поход. ”зор на каждом из квадратиков нЄс свою смысловую нагрузку

—≈Ќ≈“

≈щЄ один претендент на первенство — египетска€ игра сенет.

¬ древнем ≈гипте сенет был самой попул€рной и важной игрой.  ак светское развлечение сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), а в более поздние времена он стал ассоциироватьс€ с путешествием в потусторонний мир (слово «сенет» означает «прохождение»). —енет упоминаетс€ в 17-й главе « ниги мЄртвых» и других религиозных текстах Ќового царства. ≈гипт€не полагали, что после смерти душа отправл€етс€ в путешествие по миру мЄртвых, во врем€ которого земные дела человека получают оценку. ≈сли они будут признаны чистыми, душа сольЄтс€ с богом солнца –а, и покойный станет бессмертным. Ётот сюжет часто изображалс€ художниками. Ќа фреске из гробницы Ќефертари царица играет с невидимыми силами потустороннего мира. –азличные этапы игры отражают путешествие души, а победа символизирует еЄ единение с богом.

Ќа этой фреске за игрой в сенет запечатлена египетска€ царица Ќефертари

Ќа этой фреске за игрой в сенет запечатлена египетска€ царица Ќефертари

„тобы вникнуть в суть подобного де€ни€, надо увидеть мир глазами древних египт€н. ƒл€ них смерть была не завершением жизни — она была частью жизни, таким же периодом, как детство, отрочество, зрелость. Ћюд€м XXI века трудно осознать, что дл€ египт€нина игра не просто шла под покровительством богов, нет, — древний человек играл непосредственно с богами. ќн знал, что в загробной жизни ему предстоит магическое испытание, однако ждать смерти было совершенно не об€зательно: броса€ палочки и двига€ фишки, человек уже обеспечивал себе безопасное прохождение лабиринтов и ловушек загробного мира, а из-за присущего игре элемента случайности считалось, что удачливый игрок находитс€ под покровительством богов.

ƒл€ древних египт€н сенет был не столько игрой, сколько духовной практикой

ƒл€ древних египт€н сенет был не столько игрой, сколько духовной практикой

ѕервые находки игровых наборов дл€ сенета относ€тс€ к числу сенсационных открытий начала XX века. “огда археологи обнаружили среди прочих вещей загадочные, похожие на косметички палетки и коробочки из камн€, дерева и керамики. ¬ эпоху Ќового царства эти наборы прин€ли каноническую форму удлинЄнного продолговатого €щичка, а фишки из башенок и лепЄшек стали конусами и катушками. ‘араоны јменхотеп III и –амсес III были страстными любител€ми сенета, в гробнице юного “утанхамона тоже обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности. ќдин из них, чЄрный с золотом, на подставке с ножками в виде львиных лап, €вл€етс€ непревзойдЄнным образцом позднего египетского искусства. —енет был широко распространЄн в ≈гипте в течение трЄх тыс€ч лет со времени ƒревнего царства (2600 г. до н.э.) до конца римского периода (350 г. н.э.) и канул в Ћету с упадком всей древнеегипетской цивилизации. ќтдельные его элементы унаследовала арабска€ игра таб, в которую играют бедуины в —удане.

“ак выгл€дел сенет в эпоху ƒревнего царства

“ак выгл€дел сенет в эпоху ƒревнего царства

≈гипт€не не записывали правила игр, разве что в папирусе –амсеса III есть заклинание дл€ прохождени€ сенета (вот когда по€вились первые чит-коды!). ¬еро€тно, это знание считалось чем-то элементарным. ћанера египетского рисунка такова, что изображени€, при всей их точности, не позвол€ют сделать выводы о ходах фигур, однако хорошо видны их количество и начальна€ расстановка. —уществует несколько реконструкций предполагаемых вариантов правил.

¬ сенет играют на поле 3х10. ” каждого играющего 5 фишек (в древних наборах 7); их расставл€ют на первых 10 клетках в верхнем р€ду, череду€ катушки и конусы. ѕо-египетски фишки назывались Ibau — «танцоры». Ёто необычно. Ѕольшинство тактических настольных игр оперирует военными пон€ти€ми, и только у египт€н в основе прохождени€ лежал танец: срубленна€ фишка не снималась с доски, а мен€лась местами с той, котора€ рубила. »гральными кост€ми служили четыре плоские палочки с отметкой на одной стороне — их подбрасывали и считали, сколько упало чистой стороной вверх. ѕалочки называли «пальцами» и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи. ћаксимальным количеством выпавших очков при такой системе было п€ть. ѕравила сенета свод€тс€ к прохождению фишек по маршруту в виде обратной буквы «s» и выводу их с доски. ѕ€ть полей в конце последнего р€да помечены иероглифами, это «дома», в каждом их них действуют особые законы.

Ётот комплект игры фараон “утанхамон вз€л с собой в загробный мир

Ётот комплект игры фараон “утанхамон вз€л с собой в загробный мир

—уществует легенда о возникновении сенета.  огда бог солнца –а узнал, что богин€ неба Ќут по ночам сожительствует с богом земли √ебом, он разгневалс€ и наложил прокл€тие: отныне Ќут ни в один из 360 дней года не могла родить детей. Ќут попросила помощи у бога мудрости “ота. ќтменить прокл€тие –а было нельз€, и “от решил раздобыть новые дни. ќн загл€нул в гости к Ћуне и предложил ей сыграть в сенет. Ќа кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, и “от выиграл п€ть суток. Ёти п€ть новых дней “от поместил в конце года. ¬ласть –а на них не распростран€лась, и Ќут отныне могла рожать по одному ребЄнку в каждый из п€ти предновогодних дней. ¬ первый день она родила ќсириса, во второй — √ора Ѕехдетского, в третий — —ета, в четвЄртый — »сиду и в п€тый — Ќебетхет. “ак по€вились младшие боги ¬еликой ƒев€тки, в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, люди же получили новую игру и п€ть лишних дней в календаре.

—егодн€ сенет попул€рен как развивающа€ игра дл€ детей, офисный аксессуар и оригинальный подарок, а после сериала «ќстатьс€ в живых» о нЄм узнали широкие массы (в 6-м сезоне он служит сюжетообразующим элементом, дикту€ геро€м правила поведени€).

—енет красив. ќн не так динамичен, как нарды, зато более своеобразен. ќсновные приЄмы в этой игре — рубка и запирание, а также специфические свойства «домов».  ак следствие, медлительный в начале, к середине партии сенет превращаетс€ в азартную «м€сорубку», бешеный танец с обменом партнЄрами, а в финале — в гонки на выживание. ћногое зависит от удачи: когда один еЄ элемент (кости) умножаетс€ на другой («дома»), то даже совершенно безнадЄжна€ позици€ может обернутьс€ неожиданной победой.

ƒолгое врем€ считалось, что сенет произошЄл от шумерской игры ур, но сегодн€ многие склонны думать, что у этих игр разные корни. ”рска€ игра короче, стартовые дорожки в ней разделены, фишки вход€т на доску постепенно и описывают петлю, а розетки наход€тс€ на равном рассто€нии друг от друга. ƒоска дл€ сенета суть одна длинна€ дорожка, изогнута€ дл€ удобства, фишки встают на доску до начала игры, а «дома» сгруппированы на «финишной пр€мой». ¬озможно, предком сенета €вл€етс€ игра мехен: поле дл€ неЄ тоже представл€ет собой одну дорожку — изображение змеи, свернувшейс€ в спираль (иероглиф «mhn», собственно, и означает «виток», «спираль»).

ћ≈’≈Ќ

Ќа игровой доске могло быть от 40 до 400 €чеек

Ќа игровой доске могло быть от 40 до 400 €чеек

Ёта треть€, тоже «змеина€», как и сенет, игра очень стара — в неЄ играли только в эпоху египетского ƒревнего царства.  орни еЄ тер€ютс€ во тьме преддинастических времЄн. ѕервые круглые известн€ковые доски со спиральной разметкой обнаружили в гробницах III династии (2868-2613 гг. до н.э.), а один из самых лучших наборов найден в гробнице фараона ’есу; в него входило ещЄ шесть фишек-львов и мраморные шарики. Ќа большинстве досок зме€ свиваетс€ против часовой стрелки, на некоторых — по часовой, но голова всегда находитс€ в центре. ≈сть пол€ в 40 €чеек, другие достигают 70, 80 и большего числа €чеек — 127 и даже 400. ¬ сущности, дл€ игрового процесса не имеет значени€, сколько €чеек на теле змеи, — их число определ€лось какими-то другими, не игровыми соображени€ми. ”чЄные склон€ютс€ к мнению, что мехен символизировал различные аспекты в жизни египт€н — солнечный и лунный календари, систему дл€ расчЄта благопри€тных дней и прочее. ¬ообще многие древние игры представл€ли собой нечто среднее между гаданием, астрологическим прогнозом, религиозным ритуалом и собственно игрой в еЄ современном понимании.

ѕравила мехена утер€ны. —амой удачной и непротиворечивой считаетс€ реконструкци€ историка и известного исследовател€ игр “имоти  ендалла, но и она довольно запутанна. ћожно с уверенностью сказать, что мехен — единственна€ известна€ многопользовательска€ древнеегипетска€ настольна€ игра: в неЄ могли играть одновременно до шести игроков.   доске прилагалс€ набор из шести фигурок-львов и комплект фишек-путников.  оличество ходов определ€лось трем€ палочками, а вход и уход фишки с доски регулировала сложна€ система накоплени€ выпавших единиц. ‘ишки двигались от хвоста змеи к голове и обратно. ƒостигший финиша игрок получал фишку-льва — та могла есть «путников». ѕобеждал игрок, чь€ фишка-лев съела большее количество простых фишек.

¬о льва превращалась фишка, достигша€ финиша

¬о льва превращалась фишка, достигша€ финиша

≈гипт€не признавали за мехеном роль не менее сакральную, чем за сенетом. ћехен — богин€защитница в виде змеи, охран€юща€ ладью –а во врем€ еЄ плавани€ сквозь ночь. Ќа изображени€х солнечной ладьи ћехен обвивает трон –а, защища€ его от другого божества — злого зме€ јпопа. јпоп — воплощение хаоса, он стремитс€ сломать космический пор€док, в то врем€ как ћехен его хранит и защищает. ћехен — женска€ ипостась бога —ета (египт€не часто объедин€ли своих богов и богинь), а —ет — персонаж противоречивый: он убийца ќсириса, но при этом защитник –а (јтона). „асто его изображали в виде человека с головой змеи, сто€щего на носу ладьи –а с копьЄм, или в виде зме€ с двум€ головами, готового отразить угрозу с любой стороны.

Ќа самых древних Ђдоскахї дл€ мехена нет разметки Ч божественна€ зме€ не простила бы такого св€тотатства

Ќа самых древних «досках» дл€ мехена нет разметки — божественна€ зме€ не простила бы такого св€тотатства

»гра символизировала приближение души в загробном мире к богу –а, одобренное его телохранителем. ќна упоминаетс€ в «“екстах пирамид» и «“екстах саркофагов», в главе 172 египетской « ниги мЄртвых» и определЄнно входила в обр€ды инициации. Ќе исключено, что мехен был и гадательной практикой, а шарики не столько двигали, сколько катали, ибо на ранних досках нет никаких полей: древние считали, что сделать насечки на божественной спине — значит попытатьс€ «убить» змею, что расценивалось как недобрый поступок. »гра полностью исчезла в ≈гипте около 2300 до н.э., в ранний период —реднего царства, но примерно в то же врем€ мехен начинает встречатьс€ в Ћиване, —ирии, на  ипре и  рите, а также в пустын€х, окружающих ≈гипет и Ќубию. ”дивительно, но в некотором роде мехен дожил до наших времЄн в виде мавританской игры сик и суданской гиены.

“акие палочки довольно долго выполн€ли функцию игральных кубиков

“акие палочки довольно долго выполн€ли функцию игральных кубиков

“№я” (ј—ЁЅ)

ј шумерска€ игра ур в слегка изменЄнном виде всЄ-таки проникла в ≈гипет! ѕримерно во времена XVII династии (около 1783-1552 до н. э.) в ≈гипте стали по€вл€тьс€ доски дл€ сенета с короткими пол€ми в 20 квадратов на обороте. ¬ трудах авторитетных исследователей игр Ѕелла и ћюрре€ эта игра носит название ть€у, но ƒэвид ѕарлетт (игровед, консультант энциклопедии «Ѕританника», создатель игры ««а€ц и черепаха») считает, что она называлась асэб, а это слово €вно не египетское. Ёто был ¬торой переходный период, крушение —реднего царства, эпоха восстаний рабов, раскола и анархии. — Ѕлижнего ¬остока вторглись кочевые племена гиксосов, которые, веро€тно, и принесли с собой игру ур: характерные изображени€ их колесниц встречаютс€ на игровых наборах тех лет. ѕри этом игра довольно сильно изменилась и упростилась. “ь€у (у древних египт€н это был просто эмоциональный возглас типа «ƒержи!», «ѕоймал!», «Ѕинго!» и тому подобное) была попул€рна во врем€ Ќового царства, доски дл€ неЄ находили по всему ≈гипту, в —удане, на  рите, а недавно (что совсем удивительно) обнаружили и в еврейском анклаве города  охин в »ндии. „асто еЄ тоже называют сенетом, порожда€ путаницу (в видеоигре Tomb Rider есть квест, где Ћаре  рофт нужно выиграть «в сенет»; так вот, на самом деле это ть€у).

»гровые наборы асэб украшены изображением колесниц гиксосов-кочевников. ¬еро€тно, именно они занесли игру в ≈гипет

»гровые наборы асэб украшены изображением колесниц гиксосов-кочевников. ¬еро€тно, именно они занесли игру в ≈гипет

“ь€у действительно похожа на шумерскую ур: у них по 20 клеток, раздельные стартовые дорожки, узкий «мостик», схожее расположение меченых квадратов, кратное четырЄм, и доски в начале игры пусты. ¬ ть€у фишек п€ть, они вход€т на поле с боковых дорожек, общей дистанцией дл€ них €вл€етс€ только средний р€д в 12 клеток. ‘ишки руб€т друг друга, а срубленные ввод€тс€ в игру заново. ≈сли фишка остановилась на меченом квадрате, игрок получает дополнительный бросок.

Ќекоторые исследователи считают асэб поздней и упрощЄнной версией игры ур

Ќекоторые исследователи считают асэб поздней и упрощЄнной версией игры ур

  этому времени египт€не стали подозревать, что палочки — далеко не лучший генератор случайных чисел. Ќесложно подсчитать, что чаще всего при системе 5хD2 выпадает двойка (6 из 16 бросков), далее идут единица и тройка (4 из 16), а 4 и 0 (то бишь 5) даЄт 1 бросок из 16. ѕо€вились игральные кости нового поколени€: две «бабки» по образцу надкопытных коровьих суставов. ” них уже 4 значимых стороны (хот€ две из них одинаковые), что в сумме даЄт 4 варианта комбинаций. ¬скоре их заменила одна палочка квадратного сечени€ вроде толстой спички с числами на длинных сторонах. —тоит заметить, что три «пирамидки» шумерской игры дают такой же результат.

¬озможно, эта игра, найденна€ в сожжЄнном городе Ўахри-—ухте, была предком королевской игры из города ”р

¬озможно, эта игра, найденна€ в сожжЄнном городе Ўахри-—ухте, была предком королевской игры из города ”р

» ур, и ть€у та€т в себе массу загадок. ќни слишком красивы, гармоничны и концептуально завершены — это €вно результат долгих проб и ошибок. Ўумеры много воевали, и, возможно, игра попала в город ”р уже в готовом виде как трофей. ѕри раскопках Ўахри-—ухте («—ожжЄнного города») в »раке было найдено около п€тидес€ти досок, и они довольно сильно различаютс€. ј в 2001 году в »ране в долине реки ’алил возле города ƒжирофт нашли руины древнего города-государства конца III тыс€челети€ до н.э., принадлежащего забытому народу, чь€ культурна€ и этническа€ принадлежность пока не установлена. ≈сть верси€, что культура ƒжирофта могла быть упоминаемым в шумерских текстах царством јратта, соперничавшим с ”руком. ∆ители этих городов были искусными земледельцами и ремесленниками, но археологи не обнаружили никакого оружи€, настолько это была мирна€ цивилизаци€.


ƒжирофтским игровым доскам около п€ти тыс€ч лет, но тем не менее это версии гораздо более древней игры

»здели€ джирофтских мастеров имеют своеобразный «межкультурный» стиль. —реди них есть плоские фигурки из терракоты и хлорита с характерной разметкой. Ёти игральные доски в виде орлов и скорпионов учЄные датируют 2600 годом до н.э. ” одних палеток «хвост» пр€мой, у других согнутый, на самых древних досках даже не 20, а всего 16 полей и нет разметки. »грали же, скорее всего, бусинами. ”ж не здесь ли происходила эволюци€ этой игры?   сожалению, эти раскопки долгое врем€ велись бесконтрольно, музеи наводнили фальшивки, и загадки ƒжирофта ещЄ ждут своих исследователей.

Ќаверн€ка у древних египт€н не раз возникала иде€ соединить достоинства нескольких игр. ѕодтверждением служит «ƒвойное ть€у» на «дополненной» доске. Ќайдено всего три доски такого типа, и все три разные. ќчень похоже, что перва€ доска — просто ть€у с петлЄй дл€ разворота; на доске второго типа игроки начинали игру с разных концов и двигались навстречу друг другу, а третий вариант рассчитан на четырЄх игроков. Ќаверн€ка эти игры делались по заказам отча€нных игроманов и оказались чересчур громоздкими, а потому распространени€ не получили.

Ў≈Ќ («—ќЅј » » Ўј јЋџ»)

ѕоследн€€ игра не така€ древн€€, как сенет и мехен, не имела сакрального значени€, но это определЄнно сама€ красива€ и уж точно сама€ узнаваема€ из всех игр, которые по€вились в древнем ≈гипте. Ќазвание еЄ утер€но. —эр ”иль€м ‘линдерс ѕетри, обнаруживший первую такую доску, классифицировал еЄ как «»гру в 58 дырочек». ≈Є называют «—обаки и шакалы» из-за характерной формы фишек, шен — по иероглифу, написанному возле финиша, а также «ўитовой» и «ѕальмовой» игрой, поскольку на доске, напоминающей по форме щит, рисовали пальму. »гра по€вилась во времена IX династии (2135-1986 гг. до н.э) и к XII династии приобрела такую попул€рность, что египт€не стали брать еЄ с собой в «загробную жизнь». ћножество фишек и фрагментов досок найдены при раскопках в ≈гипте, в —ирии, в городе ”р, в руинах древнего города √езер в современном »зраиле, в —узах в »ране и на сопредельных территори€х.

–езной кост€ной набор дл€ игры шен, найденный в гробнице принцессы –енхисенхеб, Ч один из прекрасных образцов древнего искусства

–езной кост€ной набор дл€ игры шен, найденный в гробнице принцессы –енхисенхеб, — один из прекрасных образцов древнего искусства

Ќа доске две дорожки и множество полей. ƒоска в 58 клеток получилась бы огромной, и древние игроки нашли гениальное в своей простоте решение: сделать вместо клеток отверсти€ и играть тонкими палочками. ‘орма пол€ была различной. Ўумерские доски напоминают подошву ботинка, коптские — уступчатый «кирпичик», египетские — щит, а древнееврейские — скрипку. ѕожалуй, ни одну игру египт€не не украшали с такой любовью, как шен. ѕросто завораживает ‘иванский набор из гробницы принцессы –енхисенхеб (—реднее царство, 1810-1700 до н.э.). ѕо сложности конструкции, грациозности линий и тонкости отделки он подобен музыкальному инструменту. ƒревние мастера долго резали и гнули дерево и кость, добива€сь таких из€щных форм. ‘ишки тоже очень тонкой работы: эти характерные головы вислоухих египетских гончих и «геральдические» острые морды шакалов с огромными ушами торчком стали сегодн€ образцом дл€ копировани€. »менно эта находка послужила моделью дл€ реквизита оскароносного фильма «10 заповедей» 1956 года, где фараон —етхи и царевна Ќефертари играют в такую игру.

ƒоски дл€ шен встречались самой разной формы

ƒоски дл€ шен встречались самой разной формы

ћожно только догадыватьс€, по каким правилам играли в неЄ древние египт€не, но на поле есть отметки, линии и даже надписи, направл€ющие движение фишек. √онки шли вокруг «оазиса» с пальмой, и первый игрок, чь€ фишка добирались до финиша (там рисовали глаз змеи или иероглиф «shen» — «замкнутый круг» или «вечность»), захватывал источник с водой.  ривизна штрафных и бонусных дорожек была призвана изображать змеек и €щерок.

—обака и шакал много значили в культуре и религии древнего ≈гипта, олицетвор€€ границу двух миров. —обака — друг, сторож, животное дн€, еЄ лай — сигнальна€ система дл€ общени€ с людьми. Ўакал же — полна€ еЄ противоположность: ловкач, ворюга, живЄт в пустыне, охотитс€ по ночам, а его высокий и громкий вой напоминает плач ребЄнка. —обака простодушна€, шакал — хитрец и притворщик. —обака беспор€дочна, шакалы образуют пару на всю жизнь. ¬месте с тем они прекрасно скрещиваютс€. јнубис, египетский бог-покровитель умерших, изображалс€ в виде человека с головой шакала, а его жена »нпут, богин€ ƒуата (места пребывани€ умерших), — в виде женщины с головой собаки. »х дочь,  ебхет, была богиней чистой прохладной воды, еЄ изображали в виде золотой змейки или женщины с головой змеи (отсюда и змейки на игровом поле).

јнубис был сыном ќсириса и его сЄстры Ќебетхет; истори€ его рождени€, потери, нахождени€ в корзинке в тростниках и усыновлени€ богиней »сидой заслуживает отдельного рассказа (позже она послужит поводом дл€ усыновлени€ другого, очень известного египетского младенца). јнубис всегда считалс€ богом благородным, потому что смерть в ≈гипте тоже полагалась €влением возвышенным. ƒо по€влени€ культа ќсириса он был главным божеством «апада, проводником душ через ÷арство мЄртвых. јнубис взвешивал сердце покойного на ¬есах »стины, а после возлагал на мумию руки, превраща€ усопшего фараона в «ах» («просветлЄнного»), и тот оживал. Ёто был бог-на-грани, богловкач, одновременно страж могил и покровитель воров и торговцев. Ќад ним нельз€ было сме€тьс€, но вполне можно было подшутить — он бы это оценил. √реки отождествл€ли его с √ермесом.  огда ѕтолемеи правили ≈гиптом, они преспокойно соединили своего √ермеса с египетским јнубисом и получили… √ерманубиса.

≈сли сенет был игрой “ота, бога мудрости, а мехен — игрою —етха, то «—обаки и шакалы» были вотчиной египетского трикстера, псоглавого бога, единого в двух ипостас€х. Ёто была сама€ лЄгка€, весЄла€ и безобидна€ игра ƒревнего ≈гипта: дорожки играющих не пересекаютс€, а фишки руб€т друг друга необычным и забавным образом — как только игрок достигает оазиса, последн€€ фишка его противника снимаетс€ с доски. ѕобеждает тот, кто приведЄт к финишу больше фишек. ѕочему-то кажетс€, что эта игра не была серьЄзной — игроки дурачились, отпускали шуточки и обзывались «ленивыми собаками» и «хитрыми шакалами».  то дошЄл?  ого срубили? Ёто всего лишь »нпут и јнубис развлекаютс€: они же едины, ну а нам наградою — прохладна€ вода от их любимой дочери  ебхет.

Ќу и с возрастом игры не всЄ так просто. ќтверстий на доске без малого 60, а это число имело важное значение в астрономии ≈гипта: оно соотноситс€ и с —олнцем, и с Ћуной, а также с —ириусом, а значит, со сменой сезонов и разливами Ќила. ƒревние египт€не полагали число 60 сакральным и бога јнубиса назвали в честь него (Anu). “акое интригующее совпадение может пролить свет на происхождение этой игры, на поверку оказавшейс€ не такой уж банальной.  то знает, возможно, шен однажды предстанет перед нами самой древней из всех игр, уход€ корн€ми к первым астрономическим календар€м.

ј на сцену уже готовились выйти молодые государства √реции и –има, которые добавили новые вехи на пути развити€ настольных игр.

Ќо об этом — в другой статье.

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку