-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37029


»ндейцы племени пираха. Ћюди, кторые не сп€т

ѕ€тница, 15 »юн€ 2018 г. 11:04 + в цитатник
»ндейцы племени пираха. Ћюди, кторые не сп€т

ѕЋ≈ћя  ќ“ќ–ќ≈ Ќ≈ —ѕ»“
»ндейцев племени пираха, живущих у реки ћаиси в Ѕразилии, можно назвать самыми счастливыми людьми на земле, ведь они не скорб€т о прошлом, не задумываютс€ о будущем. ƒл€ них есть только сегодн€шний день.

ѕираха не делают запасов, почти никогда не сп€т, ни во что не вер€т. » называют себ€ правильными людьми. ћир узнал об этом удивительном племени в 70-х годах прошлого века от ƒэниэла Ёверетта, бывшего миссионера, который прожил среди пираха 30 лет.

ќтношение пираха ко сну - это, пожалуй, цела€ философи€. ќни считают, что спать вообще нельз€. ¬о-первых, сон лишает силы, во-вторых, во сне человек чуть-чуть умирает, и просыпаетс€ уже совершенно другим, то есть, тер€ет себ€. » еще не факт, что этот другой человек тебе понравитс€.


ѕЋ≈ћя  ќ“ќ–ќ≈ Ќ≈ —ѕ»“

Ќо это еще не все причины вынужденной бессонницы. ќтправл€€сь спать, мы привыкли желать друг другу: "—покойной ночи". ј вот на €зыке пираха такое пожелание звучит примерно так: "Ќе спать! ¬сюду змеи". », действительно, змей здесь в избытке. ѕоэтому пираха не сп€т по ночам, а дремлют по полчаса, там, где их сморила усталость.

¬о взрослении или старении организма у индейцев тоже виноват сон. Ќапример, тот, кто, казалось бы, еще недавно был меньше ростом, пил молоко из груди женщины, не умел охотитьс€ и заниматьс€ сексом, уснул и вдруг исчез. ј его место зан€л другой, взрослый человек, а новому человеку надо дать новое им€. ѕотому примерно один раз в семь лет люди племени мен€ют им€: у каждого возраста оно должно быть свое.

“ак как у индейцев отсутствует стабильный ночной сон, отдел€ющий новый день от предыдущего, у них нет пон€ти€ о прошлом и будущем, как нет и календар€.  атегори€ времени у них ограничиваетс€ сменой сезонов от дожд€ к засухе. ѕоэтому пираха не думают о будущем, они просто не понимают, что это такое.


ѕЋ≈ћя  ќ“ќ–ќ≈ Ќ≈ —ѕ»“

ќни не делают запасов и все, что поймали или собрали, тут же съедают. ј если охота была неудачна€, то остаютс€ голодными, и это их совсем не беспокоит. »м невдомек, что можно засолить или закоптить добычу впрок.

 стати, к еде индейцы равнодушны, они не понимают, зачем есть каждый день. Ќавеща€ Ёверетта, жившего среди них, пираха вс€кий раз, застава€ его за трапезой, восклицали: "ќп€ть едите? ”мрете же!"

ћного раз миссионеры пытались привить пираха свои религиозные пон€ти€. Ќе то, чтобы индейцы противились, нет. ќни приветливо встречали гостей, принимали подарки, еду и одежду, но дальше общение не шло. ƒело в том, что никто из миссионеров так и не смог пон€ть €зыка племени.  ак и ни один из пираха не пон€л слов чужестранцев. “огда и было прин€то решение направить к индейцам лингвиста Ёверетта.


ѕЋ≈ћя  ќ“ќ–ќ≈ Ќ≈ —ѕ»“

ћного времени потребовалось ему, чтобы пон€ть уникальный €зык пираха. ѕо словам Ёверетта, он не похож ни на один из известных €зыков. ¬ нем имеетс€ всего три гласных и семь согласных букв. ќтсюда и скудный словарный запас. «ато на пирахском €зыке можно напевать и свистеть по-птичьи.

„то касаетс€ счета, то с ним у индейцев совсем плохо. ” них есть две количественных категории: "несколько" и "много". Ќапример, четыре рыбины - это несколько, а шесть - это уже много. ј если рыбина всего одна, то и считать ее незачем. –ыба, она и есть рыба. ÷ифра "один" почему-то настолько сложна дл€ их воспри€ти€, что вводит в ступор.

—огласно этой логике, пираха не считают себ€ маленьким народом, ведь их 400 человек, а это много. ¬прочем, в вопросах финансов индейцы более конкретны. ќни отлично понимают, какого размера должна быть горка бутылок горькой воды, которую можно купить у жителей соседней деревни за ту или иную купюру, хоть и не знают ее номинала.

ѕривыкшие к скудному алфавиту и отсутствию числительных, краски окружающего мира пираха обозначают тоже весьма немногословно: "светлое" и "темное". ѕри этом индейцы не страдают дальтонизмом, что показал тест на цветоделение. Ќо что-то в цветовоспри€тии у них не так, ведь они не замечают гр€зных п€тен на одежде, а потому практически никогда ее не стирают.

»ндейцам совсем не нужны внешние про€влени€ вежливости, присущие нашему миру. ¬ их лексиконе нет таких слов, как «спасибо», «извините», «как дела», просто они люб€т друг друга и окружающих, и уверены, что те отвечают им взаимностью без лишних слов.

Ћюд€м племени совершенно чужды пон€ти€ стыда, вины, обиды. ≈сли кто-то из них уронил рыбу в воду, то это, несомненно, плохо, ведь все лишились обеда. ј причем здесь тот, который уронил? ≈сли один ребенок толкнул другого и тот сломал руку, то ее надо лечить. Ќо виноватых нет - случилось то, что случилось.


ѕЋ≈ћя  ќ“ќ–ќ≈ Ќ≈ —ѕ»“

≈сли пираха убил выстрелом из лука белого человека, так это потому, что тот украл у него горькую воду. ј если семье белого это не нравитс€, то пусть они тоже убьют виновника, и дело с концом.

„астна€ собственность в племени, как такова€, не существует: здесь все общее. »сключение составл€ют только одежда и оружие. Ќо если человек не пользуетс€ этими вещами, значит, они ему не нужны и их может вз€ть любой. ≈сли хоз€ин расстроитс€ из-за этого, то ему сразу же все вернут.  стати, у детей племени нет игрушек: они привыкли играть с растени€ми и животными.

„то касаетс€ браков, то семьи у пираха моногамные, правда мужчина и женщина живут вместе до тех пор, пока довольны друг другом. ≈сли же муж неудачник, не приносит добычу в дом, жена вправе найти себе другого супруга. “ак и муж имеет право уйти от жены, если она не занимаетс€ огородом и рыбалкой, к тому же постарела или подурнела.


ѕЋ≈ћя  ќ“ќ–ќ≈ Ќ≈ —ѕ»“

“о есть каждый из них может делать то, что ему хочетс€, при этом не испытыва€ ни стыда, ни угрызени€ совести. ѕираха даже не ругают и не наказывают детей.  онечно, они объ€сн€т ребенку, что хватать гор€чие угли руками больно, или подхват€т малыша, играющего у воды, чтоб он туда не упал.

ѕорой их трепетное отношение к чужим правам становитс€ опасным дл€ жизни. Ќапример, если младенец отказываетс€ от материнского молока, его никто не будет заставл€ть. ¬роде как он сам знает, когда ему надо поесть. »ли, если женщина рожает на берегу реки уже третьи сутки и истошно кричит, к ней никто не поспешит на помощь. ј вдруг она просто хочет умереть, зачем вмешиватьс€ и отговаривать ее?

¬месте с тем, в племени нет воровства, убийств, самоубийств - эти пороки чужды природе пираха. ” них нет синдрома хронической усталости, депрессии и других психических расстройств. ∆ивущие в сегодн€шнем дне индейцы пираха абсолютно счастливы.


ѕЋ≈ћя  ќ“ќ–ќ≈ Ќ≈ —ѕ»“

” пираха почти нет мифов и преданий. ’ранителем опыта и знаний €вл€етс€ самый старый член племени. Ќо при этом каждый из пираха имеет почти энциклопедические знани€ о растительном и животном мире мест своего обитани€. »ндейцы убеждены, что они, как и все живое (кроме белых людей), - дети леса, в котором обитают духи умерших.

ќни бо€тс€ леса, но, как ни парадоксально, с удовольствием туда ход€т. ќднажды Ёверетт увидел, что все плем€ столпилось на краю леса вокруг пустого места. ѕираха оживленно беседовали с пустым местом, будто там что-то было. ћиссионеру объ€снили, что к индейцам пришел дух, а Ёверетт его не видит, так как тот €вилс€ не к нему.

¬се попытки миссионерской де€тельности среди племени буксовали по двум причинам. ¬о-первых, пираха не воспринимали единого бога из-за проблем с пониманием цифры "один", а во-вторых, они вообще не знали слова "бог". Ѕиблейское толкование происхождени€ человека пираха рассмешило: уж откуда берутс€ дети, они знали точно.


ѕЋ≈ћя  ќ“ќ–ќ≈ Ќ≈ —ѕ»“


¬ существование ада и ра€ они не тоже не поверили, так как были уверены, что после смерти станут духами и уйдут в лес. Ќе впечатлила индейцев и истори€ »исуса ’риста. ќни лишь спросили, видел ли сам Ёверетт, как плохие люди прибили доброго человека к дереву, или, быть может, он знает тех, кто видел? ј если нет, то как он может знать, что именно произошло?

¬ итоге миссионер пон€л, что пираха не нуждаютс€ в Ѕоге: они и так лучше и чище многих верующих людей. » вообще, они самый счастливый народ на «емле.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку