-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 36859

«а дудочкою вслед

ѕонедельник, 08 январ€ 2018 г. 22:48 + в цитатник


ѕомните историю о музыканте с волшебной флейтой, который вывел из города √амельна и утопил всех крыс, а потом, когда скаредные горожане не заплатили ему за услугу, увЄл неведомо куда их детей? ¬ детстве еЄ читал или слышал каждый из нас. » каждый наверн€ка задавалс€ вопросом: кем был этот странный крысолов? „то у него за флейта?  уда он увЄл детей? ѕравда ли они все погибли? »сторики и фантасты и поныне наперебой предлагают свои варианты ответов.

Ћегенда о √амельнском  рысолове — одна из тех, что не тер€ютс€ в глубине веков, в сказочных «давным-давно, в тридев€том царстве», а напротив, имеют чЄтко обозначенные врем€ и место действи€. Ёто легенда, весьма убедительно претендующа€ на правду. »так, что же на самом деле произошло в немецком городе √амельне 26 июн€ 1284 года?

»нтересно, что изначально во всей этой истории не было никаких крыс. —ама€ ранн€€ верси€ легенды изложена в хрониках города √амельна за 1375 год в нескольких строчках: «¬ 1284 году в день »оанна и ѕавла, что было в 26-й день мес€ца июн€, одетый в пЄструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождЄнных в √амельне детей на  оппен близ  альварии, где они и пропали». » всЄ. Ёто событие (если допустить, что оно было в действительности) так потр€сло гамельнцев, что некоторое врем€ они даже вели отсчЄт времени именно с этой даты — «от ухода детей наших». –анее — около 1300 года — флейтист, за которым следуют дети, был изображЄн на витраже городской церкви ћаркеткирхе («рыночна€ церковь»), к сожалению, не сохранившемс€, но известном по описани€м и зарисовкам.

√ќ–ќƒ √јћ≈Ћ№Ќ

ћаленький уютный городок √амельн (’амельн) находитс€ на востоке ¬естфалии, на реке ¬езер, и €вл€етс€ столицей района ’амельн-ѕирмонт. ќн был основан около 851 года — именно тогда в хрониках впервые упоминаетс€ монастырь, у стен которого выросла деревушка, уже к XII столетию превративша€с€ во вполне приличный город. –азбогател он благодар€ торговле хлебом — окрестные пол€ были весьма урожайными. — 1277 года — вольный город. ¬ XV—XVI веках √амельн был членом √анзейской лиги — вли€тельного аль€нса торговых городов —еверной ≈вропы. ¬о врем€ “ридцатилетней войны, в 1634 году, город был осаждЄн шведскими войсками. ѕравители извлекли урок из этой истории: всего веком позднее √амельн стал наиболее укреплЄнным населЄнным пунктом королевства √анноверского — его окружали четыре мощные крепости, и подступитьс€ к городу было непросто. “ем не менее войскам Ќаполеона в 1808 году город сдалс€ без бо€. ¬ 1864 году √амельн стал частью королевства ѕрусси€, и оставалс€ ею вплоть до 1871 года, когда была создана √ерманска€ импери€.

¬ начале ’’ века в √амельне во врем€ ремонта городской ратуши, построенной в 1603 году на месте более ранних домов, была найдена древн€€ дерев€нна€ балка с надписью на старом диалекте: «¬ году 1284-м, в ƒень »оанна и ѕавла 26 июн€ был —вистун в пЄстрых одеждах, кем 130 детей, в √амельне рождЄнных, уведены и в горе потер€ны». —ейчас эта надпись украшает фасад дома, в котором разместились гостиница и ресторан. ј на Ѕунгелозенштрассе («улица молчани€»), где стоит здание, законодательно запрещено исполн€ть любую музыку и танцевать — по преданию, именно по этой улице ‘лейтист увЄл детишек.

»стори€ кочевала из одной исторической хроники в другую, постепенно обраста€ подробност€ми. ѕримерно в начале 1560-х годов в хронике вюртенбергских графов фон ÷иммерн приведена уже полна€ верси€ легенды в том виде, в каком она дошла до нас. ѕравда, точной даты событи€ в этот раз не называют, только приблизительную: «несколько сотен лет назад». ј дело было так. Ѕогатый √амельн одолело нашествие крыс, с которыми горожане никак не могли справитьс€. » тут как нельз€ кстати по€вилс€ некий брод€чий школ€р, который пообещал избавить город от напасти за огромную по тем временам сумму в несколько сот гульденов. — помощью волшебной флейты музыкант вывел крыс к одной из ближайших гор, где и запер их навсегда. ј когда магистрат города пошел на поп€тную и отказалс€ платить обещанную сумму, флейтист точно так же поступил с городскими детьми.

„то характерно, в те годы, когда создавалась хроника, √амельн был действительно богат и славен, так что вполне возможно, что завистливые соседи могли и сочинить легенду, изобразив исчезновение детей как справедливую кару за жадность, а не как нежданное несчастье, каким полагали эту историю гамельнцы.

¬ начале XVII века  рысолов по€вл€етс€ в «¬озрождении угасшего разума», исторической работе англичанина голландского происхождени€ –ичарда –оланса. »злага€ легенду, автор добавл€ет к ней иную концовку: будто бы уведЄнные ѕЄстрым ‘лейтистом дети прошли сквозь горный туннель в “рансильванию, где и остались жить. — точки зрени€ географии такой исход, конечно, совершенно неверо€тен. –оланс приводит иную дату событи€, почти на сто лет позднее √амельнской версии: 22 июл€ 1376 года. ” –оланса заимствуют легенду его соотечественники –оберт Ѕертон (в книге «јнатоми€ меланхолии», 1621), ”иль€м –эмси и Ќатаниэль ”онли. ѕричЄм первый объ€сн€ет эту историю происком тЄмных сил, а неведомого музыканта называет «дь€волом в обличье пЄстрого флейтиста». » он вновь путаетс€ в датах, на сей раз называ€ 20 июн€ 1484 года.

Ќасто€щую попул€рность старинна€ легенда обрела сравнительно недавно — в начале XIX века. ¬ 1806 году вышел первый том антологии народной немецкой поэзии «¬олшебный рог мальчика», изданной поэтами-романтиками Ћюдвигом »оахимом фон јрнимом и  леменсом Ѕрентано. —реди прочих фольклорных баллад здесь есть и песн€ « рысолов из √амельна». ќна неприкрыто назидательна, еЄ последние строки: «Ћюдска€ жадность — вот он, €д, сгубивший гамельнских реб€т». »менно эта верси€ легенды стала хрестоматийной.

Ќам легенда о √амельнском крысолове известна в основном не по этой балладе, а по сказке братьев √римм. ќни тоже не избежали соблазна вывести из этой истории мораль. ‘лейтист, по версии сказочников, был самим ƒь€волом, но дет€м удалось избежать его наваждени€ и остатьс€ в живых, основав новый город в “рансильвании.



ѕќ —Ћ≈ƒјћ ѕ®—“–ќ√ќ ‘Ћ≈…“»—“ј

Ќаш загадочный  рысолов не одинок: в мифологии и фольклоре разных народов музыкантам, обладающим способностью зачаровывать всЄ живое, уделено немалое внимание. —ирены, обольщавшие своими песн€ми древнегреческих мор€ков, но проколовшиес€ на аргонавтах и ќдиссее, — одного пол€ €годы с ѕЄстрым ‘лейтистом. явно в близком родстве с ним и ќрфей, перед искусством которого склон€лась вс€ природа, не исключа€ диких зверей, и герой « алевалы» музыкант ¬€йн€мЄйнен. Ќельз€ не вспомнить, что волшебные свойства в фольклоре приписывались музыке и пению «маленького народца» — фей и эльфов. —огласно легендам, услышавший это пение либо вскоре умрЄт, либо покинет свой дом и будет искать волшебную страну, не зна€ поко€ до конца своих дней. ј ещЄ эльфы очень любили похищать маленьких детей — к крысам они, впрочем, подобной любви не питали.

 –џ—џ »  –џ—ќЋќ¬џ

 рысы были насто€щим бедствием в —редние века и даже в Ќовое врем€. ќни так быстро размножались, что способны были за считанные дни сожрать зерно в амбарах целого города. ¬добавок крысиные блохи разносили чуму — об этом не было известно вплоть до конца XIX века, когда открыли чумную бациллу. ѕоложение усугубл€лось ещЄ и тем, что европейцы массово истребл€ли кошек, считавшихс€ дь€вольскими отродь€ми, и боротьс€ с хвостатыми вредител€ми было некому. ћежду тем методы борьбы примен€лись самые безумные, вплоть до сжигани€ города вместе с грызунами. ј в бургундском городе ќтЄн, где в начале XVI века грызуны уничтожили весь хлеб, крыс даже вызывали на суд специально составленными повестками и долго ждали в ратуше, когда же пред очи судей и народа €витс€ сам  рысиный  ороль. ј когда тот нахально пренебрЄг слушани€ми, крысам было приговором велено убратьс€ с бургундских земель — нужно ли говорить, что и этот приказ они проигнорировали?
Ќа фоне такого бедственного состо€ни€ в амбарах и умах достопочтенных бюргеров стала попул€рной, хот€ и малоуважаемой професси€ крысолова. ѕри дворе английского корол€ якова I в штат  оролевской ѕалаты входил придворный крысолов. Ќо получить такую хлебную должность удавалось немногим. Ѕольшинство крысоловов были брод€чими ремесленниками. ќни ходили из города в город, таска€ с собой св€зки крысиных трупов, приспособлени€ дл€ ловли грызунов и сильнодействующие €ды, и расхваливали свой способ избавлени€ от вредителей на улицах и площад€х. ≈сли горожанам методика того или иного специалиста казалась эффективной, они заключали с ним договор на уничтожение крыс в отдельном доме или в целом городе. „то интересно, многие крысоловы действительно пользовались музыкальными инструментами — считалось, что правильно подобранные мелодии зачаровывают крыс

–одословна€  рысолова восходит и куда выше — к самим богам. —огласно веровани€м древних германцев, души умерших принимают облик мышей и крыс, собирающихс€ по зову бога —мерти — именно его роль и досталась ‘лейтисту. ј јполлон, божественный (во всех смыслах слова) музыкант, среди прочих своих эпитетов имел и такой, как —минфей («мышиный» или «истребитель мышей»), потому что избавил многие греческие области от нашестви€ полЄвок.

Ћегенды, поразительно похожие на историю √амельнского крысолова, нетнет да и встречаютс€ в ≈вропе. ‘ранцузы рассказывают о некоем монахе, который в отместку за обман магистрата увЄл не детей, а домашних животных. ¬ »рландии есть сказка о волынщике, уведшем за собой неведомо куда юношей и девушек из города. Ќа английском острове ”айт легенду о √амельнском крысолове повтор€ют буквально слово в слово — с той незначительной разницей, что детей музыкант уводит не в гору, а в лес. ƒа и в самой √ермании сразу несколько городов претендуют на то, чтобы считатьс€ родиной волшебника с флейтой, которого именуют то монахом-отшельником, то колдуном.
Ћегенда, которую рассказывают в австрийском городе  орнойбурге, называет позднейшую дату событи€ — 1646 год, — а также им€ таинственного ƒудочника: √анс ћышина€ Ќора. –одом он, по его собственным словам, был из ¬ены, где занимал должность городского крысолова. »стори€ похищени€ детей здесь заканчиваетс€ прозаично: флейтист ведЄт их к кораблю на ƒунае, который увозит «живой товар» на невольничьи рынки  онстантинопол€.

“џ—я„ј Ћ»÷  –џ—ќЋќ¬ј

ѕоискам реальной подоплЄки легенды о  рысолове посв€щено немало научных работ. Ѕольшинство версий выгл€д€т достаточно убедительно и подкрепл€ютс€ фактами — за исключением совсем уж бредовых вроде похищени€ детей инопланет€нами или нападений мань€ка-педофила. Ќо и возражений против них тоже хватает. ћожно сказать, что на сегодн€шний день тайна  рысолова всЄ ещЄ не раскрыта. ќдна из самых попул€рных теорий гласит, что ушедшие реб€тишки на самом деле последовали за печально известным  рестовым походом детей, произошедшим в 1212 году. “ыс€чи детей и подростков √ермании и ‘ранции пленились речами маленьких пророков — немца Ќиколаса и француза Ётьена. ѕоследние утверждали, что Ѕог не отдаЄт »ерусалим в руки взрослых, так как те погр€зли в грехе, и лишь невинные дети способны завоевать √роб √осподень.   дет€м присоединились и взрослые, в момент наибольшего подъЄма паломников было 25 тыс€ч. —удьба их была печальна: многие умерли в дороге от болезней и голода, те же, кто смог достичь »талии, откуда предполагалось морем переправитьс€ в »ерусалим, были проданы в рабство на невольничьих рынках “униса.  ое-кто сумел-таки взойти на корабли в √енуе, но они были тут же затоплены. ƒомой не вернулс€ никто из детей. —ейчас считаетс€, что основную массу паломников составл€ли не маленькие дети, а подростки и юноши.

” этой версии есть два настораживающих момента. ¬о-первых, до указанного в гамельнских хрониках 1284 года оставалось немало времени — крестовый поход детей осталс€ в народной пам€ти как совершенно отдельное €вление. ¬о вторых, в такой истории совершенно не находитс€ места ѕЄстрому ‘лейтисту: вр€д ли мальчики-пророки или их подручные носили разноцветные оде€ни€.

¬роде всЄ логично, но в XIII веке, к которому предположительно относитс€ действие легенды, в √ермании не было крупных эпидемий чумы. Ќасто€щим бедствием она стала более чем полстолети€ спуст€ — в 1349 году, а на тот момент уже существовал витраж в ћаркеткирхе.

—в€зана с этой версией и теори€ о другой заразной болезни — пл€ске —в€того ¬итта. ќна может иметь вирусное происхождение, но многие исследователи полагают, что в таких приступах люди выплЄскивали ужас, накопившийс€ во врем€ эпидемий чумы. Ѕольные этим т€жЄлым поражением нервной системы могли часами скакать и дЄргатьс€ в странном подобии танца, чтобы в конце концов упасть в изнеможении. »звестен случай, когда в немецком городе Ёрфурте этой безумной пл€ской оказались одержимы несколько сотен детей, которые в танце сумели дойти до соседнего города, где и упали. ћногие из них умерли, другие, даже благополучно вернувшись домой, всю жизнь прожили с последстви€ми болезни — дрожащими конечност€ми и неустойчивой походкой.

ќчень попул€рна в насто€щее врем€ теори€, согласно которой ушедшие из города просто отправились обживать новые земли, в том числе ѕольшу, ћоравию и “рансильванию, опустошЄнные монгольским нашествием. јктивно пересел€лись немцы и в ѕрибалтику, в которой требовалось ослабить слав€нское вли€ние. Ёмиграци€ была не слишком попул€рна среди горожан, прив€занных к родным местам, поэтому сеньоры нанимали специальных вербовщиков, уговаривавших жителей собрать вещи и отправитьс€ на поиски лучшей жизни на востоке. ¬ербовщики одевались в броскую €ркую одежду и носили с собой барабаны и флейты, чтобы привлекать внимание народа.

¬ этом случае дети из легенды исчезают, а по€вл€етс€ лЄгка€ на подъЄм молодЄжь, в том числе молодые семьи.  освенное подтверждение этой версии можно найти и на рисунке, скопировавшем витраж в ћаркеткирхе: на пол€нке между ‘лейтистом и детьми изображены три олен€ — герб фон Ўпигельбергов, местных двор€н, активно участвовавших в колонизации восточных земель. ј в современной ѕольше живут люди с фамили€ми √амелин, √амель и √амелинков, да и просто с типично саксонскими фамили€ми.

¬ерси€, безусловно, красива, однако совершенно непон€тно, зачем гамельнцам понадобилось преображать прозаический рассказ об эмиграции в мистическую легенду — это событие €вно не из тех, что требовалось бы зашифровывать.

—реди версий легенды о  рысолове есть и така€: €кобы один или два ребЄнка отстали от общего шестви€ и видели, как ушедших вперЄд поглотила гора. ќни-то и передали гамельнцам эту историю. ¬идимо, рассказывающие легенду в один прекрасный момент смекнули, что событие не может считатьс€ истинным, если все его возможные свидетели сгинули. ќпира€сь на эту версию, немецка€ исследовательница ¬альтраут ¬Єллер предположила, что причиной гибели детей стал горный оползень, а раскрывша€с€ гора померещилась лишь издалека. ¬ п€тнадцати километрах от города действительно нашлась подход€ща€ гора, по соседству с которой имеетс€ и ущелье, в котором легко стать жертвой камнепада, и болотиста€ тр€сина, где несчастные дети во главе с музыкантом могли утонуть.  уда они все шли? ¬озможно, к месту проведени€ праздника в честь летнего солнцесто€ни€ — отсюда и необходимость флейтиста. ќдна неув€зочка: солнцесто€ние всЄ-таки празднуют на несколько дней раньше указанной в хрониках даты...

Ќекоторые исследователи пытаютс€ возвести легенду о  рысолове к незначительной битве при «едемунде (1259), в которой гамельнское ополчение выступило против войск епископа ћинденского в споре за некое земельное владение. √амельнцы битву проиграли, многие из них попали в плен — этих-то «детей √амельна» и поминают строки в хронике и надпись на доске.   слову, пленные, согласно летопис€м, были уведены с пол€ бо€ через горы, а домой смогли вернутьс€ только через “рансильванию. ѕравда, непон€тно, почему составители хроники приписали этому событию другую дату, почему указали иное число пленных (их было 30, а не 130), а также — откуда в таком случае вз€лс€ ѕЄстрый ‘лейтист? —ловом, вопросов при любой версии остаЄтс€ больше, чем ответов...

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку