-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38480



ѕервый русский учебник по этикету

¬торник, 07 Ќо€бр€ 2017 г. 12:50 + в цитатник

ѕервый русский учебник по этикету

¬ этом году состо€лс€ интересный юбилей в истории светского общества –оссии.
»сполнилось 300 лет со дн€ выхода из печати первого учебника по этикету «ёности честное зерцало, или ѕоказание к житейскому обхождению». Ёто даже скорее не учебник, а пособие или наставление молодым двор€нам, которое содержит массу любопытных посланий тогдашней молодежи, было выпущено в карманном варианте, что подразумевало посто€нное его ношение с собой.
 нига, предназначенна€ дл€ самообразовательного чтени€, стала основой воспитани€ дл€ многих будущих видных российских государственных де€телей, ученых и писателей.

ѕримечательно, что ««ерцало» вышло по повелению ѕетра ѕервого, который семимильными шагами «переучивал» страну на так им любимый европейский манер практически во всех жизненных сферах общества.

ѕервый русский учебник по этикету

ѕрин€то считать, что составителем книги был епископ –€занский и ћуромский √авриил (Ѕужинский). ѕо мнению исследователей в ее создании также принимал активное участие и сподвижник ѕетра, яков Ѕрюс.
ѕо сути, книга €вл€лась вольным пересказом правил поведени€, заимствованных из различных европейских книг.

¬ качестве прототипов называют сочинение «ќ воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Ёразма –оттердамского, изданную в 1706 году в русском переводе под названием ««лата€ книжица о гожении нравов».
««ерцало» адаптировало европейский этикет к русским реали€м, способствовало распространению в –оссии нового быта.

 нига практически сразу же стала бестселлером, тираж разошелс€ очень быстро. ¬ течение года пришлось ее печатать еще дважды. »менно на этой книге было воспитано несколько поколений российских двор€н.

 
 

Ќесмотр€ на следование европейским требовани€м о соблюдении этикета, составители книги так и не смогли полностью отойти от российских патриархальных традиций. ѕрактически вс€ книга посв€щена поведению юношей, о девицах в ней вскользь упом€нули в самом конце, дав несколько общих правил, в которых чувствовалось стойкое вли€ние «ƒомостро€». ƒл€ девиц во главу угла ставились набожность, смирение, молитвы, почтительное отношение к родител€м и старшим, скромность, стыдливость и т. п.
Ќесмотр€ на такое ограниченное внимание книги к женскому полу, отдадим должное ѕетру в том, что именно в его правление дамы начали посещать јссамблеи, учрежденные его указом в декабре 1718 года (почти через два года после выхода ««ерцала»).

ѕервый русский учебник по этикету
—танислав ’лебовский (1835–1884), «јссамбле€ при ѕетре I» (1858).

ѕосещать эти «вольные собрани€, или съезды», как следует из «ќбъ€влени€ каким образом ассамблеи отправл€ть надлежит», разрешалось «с высших чинов до обер-офицеров и двор€н, также знатным купцам и начальным мастеровым люд€м, также и знатным приказным, тоже, разумеетс€, и о женском полу, их жен и детей». “аким образом, царедворцы, в костюмах, скроенных по европейской моде, получили возможность выводить в свет своих жен и дочерей. »сторическое значение этого событи€ можно определить фразой —ерге€ ћихайловича —оловьева (1820–1879):

ѕетр прекратил затворничество женщин, приказав приглашать их в общественные собрани€.

ѕосле ѕетра ассамблеи трансформировались в балы.

 

ѕервый русский учебник по этикету

¬ отличие от девушек дл€ юношей в ««ерцале» были подробно изложены нормы поведени€ при различных жизненных ситуаци€х. Ќачинались они с рекомендаций по поведению в семье: «¬ первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. » когда от родителей что им приказано бывает, всегда шл€пу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитис€, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выгл€довать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вр€д, но немного уступи позади оных в стороне сто€ть, подобно €ко паж некоторый или слуга».

Ћюбопытно, что авторы дополнили вполне европеизированные требовани€ и российским колоритом: «” родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговор€т. „асто одного дела не повтор€ть, на стол, на скамью, или на что иное, не опиратьс€, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце вал€етс€, но сто€ть должни пр€мо».

ѕервый русский учебник по этикету

«десь же были изложены и требовани€ к поведению за столом, так как закладыватьс€ они должны были в семье с детства: «Ќе прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. ј вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, пр€мо, а не избочен€сь сидеть».

Ќе могли составители обойти вниманием и проблему пь€нства: «„естный отрок должен остерегать себ€ от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раска€ватьс€ было. » дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами что часто случаетс€. »бо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное даетс€ повод и способ к потер€нию свое€ чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдитьс€. ј особливо когда оной отречетс€ или нападет несносными поносительными словами».

 

¬идимо, с навыками поведени€ у молодых двор€н было не ахти, поэтому в наставлении не преминули упом€нуть, что «младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча €кобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обыча€: ибо таки€ прин€та€ повадки, младаго отрока весьма обезобраз€т и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмеха€, тем дражн€т… ≈ще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, €ко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных люд€х».

ѕетру требовались надежные и умелые исполнители его воли, поэтому акцент делалс€ на образование и подготовку молодых двор€н к службе: «¬сегда врем€ пробавл€й в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случаетс€, что некоторы€ живут лениво, не бодро, а разум их затмитс€ и иступитс€, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме др€хлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает… ћладый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник… ћлады€ отроки должни всегда между собою говорить иностранным €зыком, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случитс€, чтоб слуги и служанки дознатьс€ не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать».

ѕервый русский учебник по этикету

Ћюбопытно, что религиозные качества в наставлении упоминаютс€ только изредка и €вно не вход€т в число важных достоинств молодого двор€нина. «ƒолжно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, €ко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде загл€доватс€, или рот розин€ ходить €ко ленивый осел. Ќо должно итти благочинно посто€нно и смирно и с таким вниманием молитца, €ко бы пред вышшим сего света монархом сто€ть довлело».

¬ книге дано много наставлений дл€ различных жизненных ситуаций. ¬ том числе и такие, как себ€ вести на свадьбе или на танцах; куда можно, а куда не следует ходить без приглашени€; как строить взаимоотношени€ со сверстниками и слугами; как выгл€деть при любых обсто€тельствах весело и при€тно.

ќбращает на себ€ внимание образный, сочный, доступный €зык, которым написано ««ерцало». Ёто не нудное наставление, которое и читать-то скучно, а легко запоминающиес€ советы, подкрепленные образами, буквально впечатывающимис€ в пам€ть. Ќе зр€ же ««ерцало» было настольной книгой молодых двор€н в течение почти полутора веков. ¬последствии в –оссии издавалось немало книг по этикету, но, пожалуй, столь образной и запоминающейс€, как «ёности честное зерцало», больше не было.

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку