Дети Пушкина — трагическая судьба дочери Марии Гартунг |
Всем, разумеется, известно, что у Александра Сергеевича было четверо детей: старшая дочь Мария (19 Мая 1832), старший сын Александр (6 Июля 1833 год), младший сын Григорий (14 Мая 1835) и младшая дочь Наталия (4 Июня 1836). Дети Пушкина осиротели очень рано: когда великого поэта не стало, младшей дочери было всего 8 месяцев, а старшей не было и пяти лет.
Судьба очень по-разному распорядилась с чадами великого поэта, кто-то прожил легкую и счастливую жизнь, а кому-то достались сложные и тернистые дороги. Некоторые из внуков Пушкина породнились с домом Романовых.
Единственным ребенком, сохранившим воспоминания об отце (пускай и смутные) была старшая дочь Мария, судьба которой поражает своей трагичностью. Не смотря на то, что она была старшей дочерью, ей было суждено пережить своих братьев и сестер, прожить долгую и вместе с тем очень тяжелую жизнь, наполненную трагическими фактами, о которых мало кто знает. Именно поэтому нам бы хотелось сегодня рассказать о Марии Гартунг, старшей дочери Пушкина.
«Редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца, хотя черты её лица, может быть, были несколько крупны для женщины», — так некогда писал современник о внешности старшей дочери Пушкина.
Удивительно, но внешне Анна Каренина (главной героини романа Льва Толстого «Анна Каренина») почти копия Марии Гартунг. Дело в том, что Лев Николаевич был настолько впечатлён юной Машей, что позаимствовал её образ для своего великого романа. Их знакомство с Толстым произошло случайным образом на одном из приемов, в городе Туле. Толстой сразу выделил её из толпы, а когда ему сообщили, кем являлась эта женщина, он буквально воскликнул: «Да, теперь я понимаю, откуда у неё эти породистые завитки на затылке!».
«На голове у неё, в чёрных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающихся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу» Таково было описание Анны Карениной в романе.
Интересный факт: Александр Сергеевич незадолго до крестин своего первенца сам признался в сходстве с дочерью. Вот что он написал своей подруге Вяземской:
«Я в отчаянье, несмотря на все мое самодовольство. Жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы».
Первенец Пушкиных был назван в честь прабабушки Марии Алексеевны Ганнибал.Несмотря на то, что в раннем детстве Машенька была настоящим сорванцом, вместе с тем она была одарённой и трудолюбивой, получила великолепное домашнее образование, впрочем, как и все дети Пушкина. К 9 годам свободно владела французским и немецким языками. Прекрасно окончила Екатерининский институт. В детстве она была некрасива и больше походила на гадкого утёнка, однако с возрастом к ней пришла и красота и грация.
В декабре 1852 года дочь великого поэта была удостоена чести стать фрейлиной при супруге императора Александра Второго.
Мария Александровна не была обделена вниманием кавалеров, бывала в высшем свете. И тем не менее замуж вышла только в 28 лет, по тем временам возраст довольно солидный. Супругом Марии стал Леонид Гартунг, занимавшийся в то время управлением Императорскими конными заводами в Москве и Туле.
Спустя всего 17 лет их брак закончился, при этом весьма трагически. В 1877 супруга незаслуженно обвинили в воровстве ценных бумаг ростовщика Занфтлебена, чьим душеприказчиком был Гартунг. Это подлое и недоказанное обвинение стоило жизни: во время вынесения присяжными вердикта в здании суда прогремел выстрел, Генерал застрелился. Он оставил записку, в которой клялся в своей невиновности и прощении врагов.
«Клянусь всемогущим богом, что ничего не похитил и своих врагов прощаю» — предсмертная записка генерала Гартунга.
Однако Мария Александровна простить врагов-наговорщиков так и не смогла. Смерть мужа стала сильнейшим ударом, который она перенесла с большим трудом. Она сохранила верность своему мужу, а детей у супругов не было, поэтому вдову ожидало одиночество.
Большую часть свободного времени Мария Александровна дарила своим родственникам, помогала в воспитании детей. Участвовала во всех акциях и мероприятиях, посвященных её отцу, Александру Сергеевичу. В 1880 году присутствовала вместе с братьями и сестрой на открытии памятника Пушкину в Москве.
В начале трудных 1900х пришлось переехать в Москву, снимать крохотную комнатку. Потом нашлось другое жилье, в районе Нового Арбата (не существующий ныне Собачий переулок).
Голодные и страшные годы предреволюционной смуты и сами революционные годы дети Пушкина перенесли по-разному: младший сын Григорий не дожил до революции, умер в 1905 году; старший сын Александр, отставной генерал (участвовал в Крымской войне), жил в ближнем подмосковье, также до революции не дожил, умер в 1914 году; младшая дочь Наталья жила за границей, умерла в 1913 году и к счастью не испытала тяжести того периода истории России.
«…помогите последней в живых дочери бессмертного поэта.» из письма Араповой к Баронессе Марии Дмитриевне Врангель.
И только старшей дочери было суждено «полноценно» ощутить весь ужас происходящего, испытав и страх и голод в преклонном и беззащитном возрасте. В 1917 году дочь великого Пушкина была вынуждена от крайней нужды переехать к единоутробной сестре Араповой. Арапова умоляла Баронессу Врангель ходатайствовать за дочь легендарного поэта.
Несмотря на то, что Баронесса сама находилась в довольно шатком положении, ей удалось обратить внимание на эту ужасающую несправедливость. Но было слишком поздно.
Маша Пушкина (Гартунг), дочь гениального и великого Пушкина, умерла в голоде, холоде и нищете весной 1919 года не дожив до своего 87 летия пары месяцев. Новая пенсия, которую все же назначил нарком Луначарский, не успела найти своего адресата.
По словам Баронессы Врангель, сестра Арапова умерла в том же году от сильного истощения, «превратившись в вешалку, обтянутую кожей».
…
Долгие годы седая девчушка приходила к памятнику на Тверской и часами сидела рядом с бронзовым папой. Кто знает, о чем они беседовали, о чем молчали…
Во всей России знать лишь ей одной,
Ей, одинокой, седенькой старухе,
Как были ласковы и горячи порой
Вот эти пушкинские бронзовые руки.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |