-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38482



 ак питались кресть€не 200 лет назад

ѕ€тница, 08 —ент€бр€ 2017 г. 11:46 + в цитатник

»сторико-статистические описани€ уездов и губерний –оссии, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомост€х и записки современников 1810−1890-х годов дают нам возможность познакомитьс€ с различными сторонами быта наших предков. ¬ частности, с тем, как они питались…
 

“е из горожан, что имели родственников в деревне, замечали, как много, и, в общем-то, невкусно готов€т кресть€не. » это — не от бесталанности деревенских стр€пух, а от искреннего непри€ти€ ими иных резонов, нежели обеспечение т€желого кресть€нского труда простой и несложной в изготовлении пищей.

—кладывалс€ такой подход, наверное, в незапам€тные времена. » обосновывалс€ суровой реальностью. ¬о-первых, кресть€нин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. ¬о-вторых, главной целью хоз€йки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.

„то обеспечивало сытность — «нажористость», как это называли порой?  онечно, картофель.  артофель вареный, картофель жареный, картофельна€ похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…

8540

ƒругой главный овощ, столп кресть€нской кухни — капуста. ўи из серой капусты — с такой же приправой, как и похлебка. » все это — под черный хлеб. “аково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина дл€ кресть€нина центра –оссии.

«автрак же и полдник составл€ли ржана€ ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. ј чаще — если хоз€йке было не до изысков — просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. », конечно же, чай.

„ай — как молитва, дважды в день кресть€нин пил чай — «душу отводил». Ћишь в дни скоромные некоторые из кресть€н чаю измен€ли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Ћибо молоко добавл€ли в тот же чай — «дл€ колера».

¬ посты рацион мен€лс€. ¬ пищу шли бела€ квашена€ капуста, сдобренна€ луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюр€» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.

— удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты — рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Ўла эта нехитра€ радость под «мыкотину» — черный хлеб, только испеченный из просе€нной через сито муки и не столь кислый, как обычна€ «чернушка».

glrx628250122

¬ воскресень€ и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Ћишь иногда готовили «творожник». ƒл€ этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары €иц и молока, в глин€ной плошке выдерживали в русской печи.

Ќе обходилось дело без лакомств. » ими были не пр€ники, печенье, конфеты — весьма затратные дл€ кресть€нского кошелька, не сушеные «дули» — груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Ќет, лакомились — пареной репой! Ћюбили ее дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.

Ќе столь уж древней оказываетс€ традици€ народного «кашеедства».  аша, по сути, €вл€лась пищевым концентратом. » употребл€лась только в «страду», каковой признавалс€ сенокос.

ћ€со русские кресть€не — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники — на –ождество,  рещение, ѕасху, “роицу, –ождество и ”спение Ѕогородицы, пам€ть апостолов ѕетра и ѕавла. ¬прочем, как и белое «печево» — пироги и ситные из белой пшеничной муки.

ќсобый стол был и в иных «особых» случа€х. «ƒо отвалу» бывало и м€са, и «печева» из белой муки, и прочих €ств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, — во врем€ «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники.

Semya1

“огда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. ≈сли учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было дл€ обжорства и гулежа.

ѕраздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). ≈сли это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хоз€евами люди, да не поодиночке, а семь€ми, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах. ѕриезжали на лучших лошад€х, в лучших экипажах.

ќписывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские св€щенники, либо земские де€тели, либо местные учител€) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обход€тс€ — «что истрачиваетс€ в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей — да и кресть€нин не принужден бы был целый год питатьс€ кое-чем…».

Ёто были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемс€ в быту — с чудовищным обилием еды и спиртного, с изр€дными затратами на меропри€тие. —реди прочего — и это досталось нам в наследство от предков.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку