-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 36156

»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€

—уббота, 27 ћа€ 2017 г. 14:33 + в цитатник
÷итата сообщени€ angreal

»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€

¬ы когда-нибудь задумывались о том, как по€вились некоторые продукты в рационе человека. ¬ принципе, можно было бы предположить, что подобные продукты по€вились в результате направленной исследовательской де€тельности какой-либо компании или досужего одиночки-изобретател€. Ќо нет, большинство современных продуктов питани€ по€вились совершенно случайно.

—џ–
»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€ 

ќ происхождении сыра существует довольно много легенд. —огласно одной из них, аравийский купец  анан ранним утром отправилс€ в далекий путь по безлюдной местности. — собою он вз€л еду, а также молоко, которое налил в традиционный дл€ кочевников сосуд - высушенный овечий желудок.  огда стемнело, купец остановилс€ на ночлег и перед сном решил попить молока. Ќо... вместо молока из овечьего желудка потекла вод€ниста€ жидкость (сыворотка), а внутри сосуда оказалс€ белый сгусток. –азочаровавшись,  анан все же съел кусочек этого сгустка и был удивлен при€тным вкусом нового продукта. “ак по€вилс€ на свет сыр, а случилось это более четырех тыс€ч лет назад. Ѕудучи человеком простым и бесхитростными купец поделилс€ своим открытием с сосед€ми, и вскоре способ изготовлени€ сыра стал известен многим кочевым племенам. »з јравии сыр попал затем в ≈вропу. Ѕытующее порой мнением будто сыр в –оссии узнали только и XIX веке, по меньшей мере, наивно и безграмотно. ¬р€д ли слав€не имевшие еще в первом тыс€челетии до н. э. обширные контакты с греками, широко употребл€вшими сыр, не обратили на него внимани€ и не заинтересовались секретом его приготовлени€. ƒа и сами предки наши, с давних времен умевшие делать прекрасный творог, могли без посторонней "подсказки" постигнуть простейшую технологию производства сыра. ≈ще в дохристианские период слав€не €зычники с соблюдением соответствующих обр€дов приносили сыр в жертву идолам и нар€ду с молоком ели его на домашних празднествах. ¬идный слав€нист Ћ. Ќидерле пишет: Ќеобходимо также признать, что слав€не знали и широко употребл€ли в пищу и молоко (млеко), сладкое и кислое, свернувшеес€, т. е. творог и сыр, о чем, независимо от их происхождени€, свидетельствует древний и общеслав€нский характер этих слов, а также несколько пр€мых, относ€щихс€ к X- XII векам известий о западных, северных и восточных слав€нских земл€х. Ќапример, известно, что слав€не выплачивали германцам, в то врем€ дань, именно сыром, а не творогом. »так, совершенно €сно, что сыр нар€ду с творогом и прочими молочными продуктами известен слав€нам очень давно. ƒругое дело, что он не пользовалс€ у них большой попул€рностью, особенно это относитс€ к восточным и северным слав€нам. Ѕезусловно, все это не способствовало развитию массового сыродели€ на –уси. Ќаходившись в √олландии, ѕетр 1 по достоинству оценил голландские сыры и, чтобы наладить их производство у себ€, привез в –оссию иностранных мастеров - сыроделов.

ќднако первый сыродельный завод в –оссии был создан только в 1795 году в “верской губернии в имении кн€з€ ћещерского. ¬ел дело на заводе иностранный мастер. ћаломощные сыроварни по€вились и еще кое где, но вскоре зачахли. ƒействительным началом промышленного сыроварени€ в –оссии прин€то считать 1866 год, когда по насто€нию Ќ. ¬. ¬ерещагина императорское ¬ольное экономическое общество открыло сыроварню в селе ќтроковичи “верской губернии. »нтересна биографи€ первого сыровара –оссии Ќ. ¬. ¬ерещагина. Ѕрат талантливого художника - баталиста, он был блест€щим морским офицером. Ќе оставл€€ морской службы, окончил естественный факультет ѕетербургского университета, затем вышел в отставку и зан€лс€ сельским хоз€йством. ¬ течение восьми мес€цев работал на сыроварне и училс€ сыроварению под руководством мастера, заплатив ему огромную по тем временам сумму - 800 рублей. –ешил, что полученных знаний недостаточно, на одолженные. деньги направилс€ в Ўвейцарию изучать сыроделие и, как показывают дальнейшие его действи€, преуспел в этом. ¬ернувшись в –оссию, ¬ерещагин организовал кресть€нскую артель по выработке сыра. Ќе ограничива€сь этим, он стал готовить русских мастеров-сыроваров и широко пропагандировать этот промысел в –оссии, в частности, путем издани€ брошюр по сыроделию. ¬ одной из них он писал: ≈сли один удой в день от 120 коров (такое количество коров было в средней деревне. ¬.  ., Ќ. ћ.) сносить всем бабам в одно место, то нальют большой котел молока и можно варить сыр, делать при этом дорогое масло, так что на каждое печатное ведро молока от продажи сыра и масла останетс€ за всеми расходами по 30 копеек серебром . “ака€ доступна€ и пон€тна€ народу пропаганда выгод сыроварени€, открытие школ молочного хоз€йства, поощрение сыроваров со стороны государства способствовали быстрому развитию массового производства сыра. ѕостепенно фабричный сыр проник во все слои населени€ страны. ј к концу XIX века продукци€ русских сыроваров шагнула за пределы –оссии.

¬ насто€щее врем€ все лучшие сыры получают с помощью сычужного (свертывающего) фермента химозина, вырабатываемого фабричным путем из сычужной части желудка тел€т - молочников. —ыры очень полезны, так как €вл€ютс€ концентрированными белковыми продуктами, богаты жирами, фосфорнокальциевыми минеральными сол€ми (особенно полезными дет€м), витаминами.
ѕо калорийности сыры превосход€т гов€дину. ¬ кулинарии сыр используетс€ как питательна€ добавка к блюдам из м€са, овощей, макаронных изделий. ј сейчас, с по€влением тостеров и, особенно микроволновых мечей, сыр довольно широко стал примен€тьс€ дл€ приготовлени€ аппетитных бутербродов к завтраку.

 

 артофельные чипсы

 



Ёто довольно давнее изобретение – официальной датой создани€ картофельных чипсов считаетс€ далекий 1853 год. “огда в одном из ресторанов на курорте —аратога-—прингс (—Ўј) посетителю никак не могли угодить повара – он любил хруст€щую жареную картошку, а ему все врем€ приносили не то что он хотел. ¬ итоге разозлившийс€ шеф-повар нарезал картошку так тонко, как только мог, и высушил ее в большом количестве гор€чего масла. ѕосле – посыпал солью и подал на стол.

¬осторгам изумленного посетител€ не было предела, а рецепт прозвали «„ипсы —аратога». „ерез некоторое врем€ чипсы стали самым попул€рным фирменным блюдом ресторана, которое вскоре вышло за пределы региона и стало всемирно известным.



ѕќћ»ƒќ–


»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€

 огда ƒж. ¬ашингтону, будущему первому президенту —Ўј, однажды подали на обед аппетитное жаркое, обильно украшенное помидорами, он и не подозревал, что его пытались отравить. —лучилось это в 1776 году, в разгар борьбы северных колонии јнглии за свободу и независимость. “акой хитроумный способ избавитьс€ от лидера армии колонистов изобрел повар ƒжеймс Ѕестли. ѕри этом он совершенно был уверен, что коварный замысел удалс€, о чем и написал в донесении командующему английскими королевскими войсками. ѕо стечению обсто€тельств послание не попало к адресату и пролежала в тайнике более сорока лет. “олько в 1820 году мир узнал, кака€ незавидна€ роль была отведена помидору поваром - диверсантом.   счастью, этот плод не оправдал возложенного на него высокого довери€ и ƒж. ¬ашингтон после этой трапезы прожил еще 23 полных знаменательными событи€ми года. —егодн€ эта истори€ воспринимаетс€ как забавный курьез, а между тем две сотни лет назад помидор действительно считалс€ €довитым. ¬от кака€ оценка дана ему в книге "ѕолное руководство по садоводству", изданной в ƒании в 1774 году: ѕлоды крайне вредны, так как свод€т с ума тех, кто их поедает. ћожет, именно этой книгой и руководствовалс€ повар - отравитель? ¬ерси€ о чрезвычайной €довитости помидоров продержалась в ≈вропе около ста лет. ¬озможно, ее породило то - обсто€тельство, что индейцы ћексики, откуда томаты были вывезены испанцами и португальцами еще в XVI веке, считали их непригодными дл€ еды. ≈вропейцы выращивали томаты как декоративные растени€ в цветочных горшках на подоконниках, высаживали вокруг садовых беседок и в оранжере€х. Ќо, по всей веро€тности, никому и в голову не приходило использовать эти €рко - красные плоды, как их называли, "золотые €блоки", в пищу. — недоверием к помидорам отнеслись и в –оссии. ѕредположительно, попали они сюда во второй половине XVIII века. »меновали их тогда "псинками", "бешеными €годами", "греховными плодами", что уже само по себе свидетельствует о том, каким "уважением" пользовались помидоры в народе. Ќо этот замечательный продукт все же пробил себе дорогу на наш стол, став при этом не менее знаменитым и попул€рным, чем картофель. ¬ –оссии больша€ заслуга в реабилитации помидоров принадлежит ј. “. Ѕолотову.

ќ√”–÷џ


»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€

ќгурцы известны как овощное растение около шести тыс€ч лет. –одиной огурцов, веро€тнее всего, €вл€етс€ »нди€, где и сегодн€ можно встретить их диких родичей. “ам они растут в лесу, обвива€ деревь€, как лианы. ќгурцами оплетены заборы в деревн€х.
¬ старое врем€, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан ћагомет ¬торой, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.
¬р€д ли есть точные сведени€ о том, когда человек начал культивировать огурцы и использовать их в пищу. ќднако тот факт, что огурец изображен на фресках ƒревнего ≈гипта и в греческих храмах, позвол€ет судить о довольно почтенном его возрасте.
»з прибрежных ближневосточных государств огурцы шагнули в ≈вропу. ѕравда, на русскую землю они пришли, скорее всего, из ¬осточной јзии. ѕервые печатные сведени€ об огурцах на –уси относ€тс€ к началу XVI века, хот€ в это врем€ они были уже хорошо известны русскому народу и широко использовались в питании практически всех слоев населени€.

 

ѕеченье с шоколадной крошкой

 

ѕеченье с шоколадной крошкой

ѕеченье с шоколадной крошкой

 

≈го в  1937 году изобрела –ут √рейвс ”эйкфилд (1905-1977) из ”итмена штат ћассачусетс, у которой закончилс€ шоколад дл€ выпечки сдобы. –ут не долго дума€, вз€ла обычный шоколад и смешала его с тестом, и начала выпекать печенье. ¬опреки ее ожидани€м, расплавившийс€ шоколад не стал равномерно растекатьс€ по тесту, а собиралс€ капл€ми в отдельных местах. ѕосле того, как печенье остыло, шоколад отвердел, и вышло просто печенье с вплавленными кусочками обычного шоколада.

ѕопробовав новинку, –ут пришла в восторг – такого вкусного печень€ она еще не ела.  ак результат – современное печенье с шоколадной крошкой попул€рно во всем мире, а –ут, заключив эксклюзивное соглашение с компанией “Ќестле” стала довольно богатым человеком.



ћќЋќ ќ



»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€

»спокон веку кресть€нин стремилс€ обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом "чем бог пошлет". ќтсюда и извечна€ мечта русского народа о "молочных реках "- символе сытости и благополучи€. ѕервый же молочный ручеек человек открыл дл€ себ€ примерно 7 - 8 тыс€ч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки археологов, предани€, легенды, сказки и мифы.  стати, молоку в этом отношении очень повезло. –едкий народ не сложил о нем свою историю. “ак, древние римл€не считали, что ёпитер был вскормлен молоком божественной козы јмалфеи и потому в качестве жертвы подносили грозному богу именно молоко. "ѕотчевали "им не только ёпитера, но и других богов н богинь, покровительствовавших плодородию, деторождению, пастухам и их стадам и т. д. „еловек давно познал целительную силу молока. √иппократ, например, назначал молоко больным туберкулезом. ќн считал также, что оно чрезвычайно полезно при нервных расстройствах. јристотель признавал наиболее ценным молоко кобылиц, затем ослиное, коровье и наконец козье. ѕлиний —тарший выдел€л коровье молоко. ќднако он же утверждал, что в лечебных цел€х можно использовать и свиное молоко.
јктивно врачевал различные болезни молоком јвиценна. ќсобенно полезным он считал его дл€ детей и людей, "подвинутых в годах". ѕо мнению јвиценны, самым целебным €вл€етс€ молоко тех животных, которые вынашивают плод примерно столько же, сколько и человек. ¬ св€зи с этим он полагал, что дл€ человека наиболее подходит коровье молоко.
¬ыдающийс€ русский ученый —. ѕ. Ѕоткин называл молоко *драгоценным средством* дл€ лечени€ болезней сердца и почек. ÷елебные свойства молока высоко ценил и автор *русского способа* лечени€ кумысом больных туберкулезом √. ј. «ахарьин. ¬семи и всегда, писал ». ѕ. ѕавлов,- молоко считаетс€ самой легкой пищей и даетс€ при слабых и больных желудках и при массе т€желых общих заболеваний.
¬ конце XIX века петербургский врач  арелль применил молоко дл€ лечени€ заболеваний желудка, кишечника, печени и других болезней. ѕричем он впервые использовал обезжиренное молоко, постепенно увеличива€ дозу от 3 до 12 стаканов в сутки и не дава€ больному другой пищи в течение нескольких дней. “акой метод лечени€ полностью оправдал себ€ и был одобрен Ѕоткиным.
ѕочти повсеместно молоко активно использовалось и в народной косметике. “ак, в ƒревнем –име ослиное молоко считалось самым подход€щим средством против, морщин. ѕомпе€, втора€ жена Ќерона, принимала ванны из молока ослиц, и во врем€ путешествий ее обычно сопровождало стадо из 500 этих животных. јвиценна утверждал, что молоко сводит безобразные п€тна на коже, а если его пить, очень улучшает цвет лица, особенно если пить с сахаром. “ворожна€ сыворотка, будучи втертой в кожу, уничтожает веснушки. » все же во все времена молоко ценилось главным образом за свои удивительные питательные свойства. ѕо меткому выражению ». ѕ. ѕавлова, молоко - это и изумительна€ пища, приготовленна€ самой природой. ћолоко довольно калорийно: в 100 г. его более 60 килокалорий. “ак что пол литра молока вполне достаточно, чтобы удовлетворить треть суточной потребности организма в энергии. ј литр цельного молока по калорийности замен€ет 370 г. гов€дины или около 700 г. картофел€. »нтересно, что калорийность разных видов молока разна€. “ак, 1 кг. молока самки олен€ содержит 272 килокалории, коровы - около 700, а крольчихи - аж 1700 килокалорий. Ќаши древние предки, конечно, не знали всех этих цифр, но достоинства молока ставили очень высоко.
—вое особое отношение к корове - кормилице наши предки выражали в ласкательных прозвищах: буренушка, тел€, телочка, телушка. ѕо цвету шерсти именовали: белую корову - белуха, бурую - буренка черную - жухела и т. д. ≈ще в сравнительно недалеком прошлом недельки две после отела теленку давали возможность пососать вым€, а потом отнимали от коровы. ќтсаженного от матери сосуна называли отъемышем, ѕосле этого "правили новотел", процедура которого была такова: варили первую после отела кашу на молоке, а корову угощали сенцом и хлебом с солью, которые подносили ей на блюде. »нтересно считали года коровы - по тел€там, с прибавлением трех лет. √оворили, например: корова о п€ти тел€тах, то есть восьми лет, и т. п. ќ корове сложено много загадок, присказок, сказок, пословиц, поговорок: " расна баба повоем, а корова удоем", "Ќа корову стало, хватит и на подойник", " орова на дворе - обед на столе" и т. д. ѕотер€ть корову дл€ кресть€нской многодетной семьи было равносильно катастрофе, поэтому ее вс€чески берегли, холили.  ресть€не верили в разные суевери€, приметы, св€занные с коровой. ѕри дойке ее никто из посторонних не присутствовал, считалось, что лишний глаз портит корову. „тобы дойна€ корова принесла телочку, а не бычка, хоз€йка "ехала" доить ее в последний раз перед отелом верхом на сковороднике. ¬о многих губерни€х –оссии 18 апрел€, на св. ¬асили€, устраивалс€ коровий праздник. ¬ этот день корову особенно тщательно обихаживали, чистили ее и коровник, давали ей лучший, чем в другие дин, корм.  аждый член кресть€нской семьи старалс€ как - то выразить свою любовь к буренушке. ƒетишки угощали ее кусочками хлеба с солью. ј вот 5 феврал€, в а јгафью, корову охран€ли, следили, чтобы она была хорошо заперта в коровнике, никому в этот день ее не показывали, бо€сь "сглазу". ƒело в том, что в этот день "коровь€ смерть ходит".  ружка молока или простокваши в русских кресть€нских семь€х всегда была кстати и в завтрак, и в обед, и в ужин.  роме того, из молока делали масло, сливки и самые разнообразные кисломолочные продукты.

 офе

 

 офе

 офе

 

≈ще один древний продукт, о котором знали наши далекие предки. —огласно одной из легенд, кофе вообще открыл не человек, а козы, которые наелись однажды бобов какого-то дерева в Ёфиопии. ѕосле этого они скакали и резвились намного дольше, чем обычно, чего не мог не заметить пастух. ѕастух и сам отведал кофейных бобов, после чего почувствовал необычайный прилив сил и энергии. ѕроизошло это примерно за тыс€чу лет до нашей эры.

 онечно же, это только одна из легенд, котора€ более правдоподобна, чем остальные, но факт остаетс€ фактом – кофе открыли очень давно.



–≈ѕј


001 (500x376, 170Kb)

–епу по праву можно назвать прародительницей овощных культур, возделываемых на –уси.  огда она там по€вилась, сказать трудно, но, предполагаетс€, что в период возникновени€ земледели€. –епу знали еще древние греки, но ценили ее значительно ниже, чем, например, свеклу. » когда в храмах приносили жертвы богу јполлону, то свеклу несли на серебр€ном блюде, а репу - на олов€нном. ƒревние персы считали репу пищей рабов, а египт€не кормили ею строителей пирамид. –имл€не же преуспели в выращивании огромных плодов репы, иные экземпл€ры достигали пудового веса. ƒо по€влени€ картофел€ репа была частым гостем на столах и других европейских народов. Ќеприхотливость этой культуры позволила ей продвинутьс€ далеко на север ≈вропы. »звестно, например, что в прошлом шведские и норвежские кресть€не жертвовали церкви дес€тую часть урожа€ репы. ќднако ни один народ так не ценил репу, как русские - не случайно она считаетс€ исконно русским овощем. ƒо XIX века репа играла на –уси ту же роль, что теперь картофель. —е€ли ее повсеместно, даже на ¬алааме и —оловецких островах. ”частки, на которых производились посевы, называли репищами. ќ них часто упоминаетс€ в исторических хрониках и летопис€х, купчих грамотах. –епа - очень неприхотлива€ и урожайна€ культура. ѕо этому поводу народ даже сложил такую поговорку: "¬ землю крошки, а из земли лепешки". –епа, обладающа€ прекрасной способностью к длительному хранению, не покидала стол русского человека практически круглый год. ѕричем и богатые, и бедные ежедневно включали ее в свое меню. ƒо наших дней дошли пословицы "ѕроще пареной репы", "ƒешевле пареной репы". «ародились они именно в те давние времена, когда репа нар€ду с хлебом и крупами была основным продуктом питани€ и стоила довольно дешево. — тех пор как картофель прочно зан€л господствующее положение на пол€х –оссии, "зелена€ лепешка", как раньше называли репу, постепенно утратила свои позиции. „то очень обидно, ведь репа обладает многими очень полезными свойствами. ¬ ней, например, содержитс€ до 9 процентов сахара. ¬ романе " ануны" ¬. Ѕедов упоминает о деревенском деликатесе - в€леной репе. Ќаверн€ка современные дети тоже не отказались бы от этого кушань€, предпочт€ его даже конфетам. ѕо вкусу в€лена€ репа напоминает сухофрукты, но своим специфическим ароматом превосходит многие из них. »менно репа служила основным профилактическим средством, спасавшим кресть€нских детей от рахита, заболеваний костей, крови и т. д., поскольку редкий овощ сравнитс€ с репой (ее листь€ми) по содержанию кальци€. ¬ јнглии, например, смесь соков листьев репы, моркови и одуванчиков считаетс€ весьма эффективной дл€ укреплени€м зубов и всех костных тканей организма. ќсобенно вкусна репа с копченым и соленым м€сом, т. к. соль сильно обезвоживает м€со и вот тут - то сочна€ репа оказывалась как нельз€ более кстати.
¬ народной медицине отвары из репы примен€лись как действенное отхаркивающее и мочегонное средство. —читалось также, что они хорошо помогают от кашл€ при хроническом бронхите. ¬от что писал более двухсот лет назад о целительных свойствах репы ¬. ј. Ћевшин:  орень репы прохладителен, отверзает утробу и довольно питателен. —ок из свежих реп, на терке истертых, выдавленный и подваренный с сахаром, составл€ет верное средство от цинги во рту; мазание оным опухших и кровоисточающих десен исцел€ет их дн€ в два. ќт болезней грудных и кашл€ приготовл€ют из репы сильно врачующий сок следующим образом: несколько свежих реп надлежит изрезать в ломтики, и в простом, глин€ном новом горшке, сделав из лучинок решетку, накласть на оную слой ломтей репных н посыпать мелким сахаром. —верх сего сло€ перегородить еще лучинками, еще накласть ломтей репы, также посыпать сахаром, и сим образом продолжать, пока горшок наполнитс€. “огда, наложа крышку, по шву обмазать и поставить в печной вольный дух на ночь. Ќа дне горшка соберетс€ сок, которого должно по половине чайной ложки принимать поутру и в вечер. —ок длинной репы слабит, утишает волнение во внутренност€х и животную боль.
”же одного этого описани€ достаточно, чтобы пон€ть, каким ценным продуктом мы пренебрегаем.

 укурузные хлопь€

 

 укурузные хлопь€

 укурузные хлопь€

 

Ётот продукт тоже по€вилс€ в конце 19-го века, а точнее в 1894 году. “ак называемые «јдвентисты седьмого дн€» начали разрабатывать новый тип пищи, который полностью бы отвечал требовани€м вегетарианской диеты. ƒва владельца санатори€ «Ѕатл- рик» из штата ћичиган решили приготовить какое-то блюдо из кукурузной муки, однако их чем-то отвлекли, и о блюде забыли.

„ерез некоторое врем€ неудачливые повара вспомнили о нем, а когда вернулись на кухню мука уже была безнадежно испорчена. „тобы не лишитьс€ ценного продукта, находивша€с€ на строгом учете, мужчины попытались обрабатывать массу, пропуска€ через ролики. ќни наде€лись получить раскатанные листы теста, но получили хлопь€. ѕрожарив их, владельцы предложили новое блюдо пациентам, обитавшим в пансионе, и в итоге стали изобретател€ми вкуснейшего лакомства – кукурузных хлопьев.



 јѕ”—“ј


»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€
ѕожалуй ни один другой овощ не приковывал к себе такого пристального внимани€ исследователей всех времен и народов, как капуста. ‘илософы и историки, меди и повара оставили нам многочисленные наставлени€ и даже целые монографии о ее магических свойствах. —огласно одному из сказаний, громовержец ёпитер, труд€сь над разъ€снением двух противоречивых изречений оракула, от страшного перенапр€жени€ обливалс€ потом. Ќесколько крупных капель скатились с чела отца богов на землю. ¬от из этих капель и выросла капуста. »стори€, конечно, незамысловата€, но в ней чувствуетс€ почтительное отношение, которое римл€не питали к древнему овощу. ¬идимо и само слово "капуста" как то св€зано с этой легендой, так.  ак произошло оно от древнего римского "капутум", что в переводе на русский означает "голова". ћногие народы оспаривают друг у друга право называтьс€ родиной капусты. — италь€нцами и греками, например соревнуютс€ грузины. ѕо мнению профессора √. ƒжапаридзе, изучавшего историю происхождени€ капусты, ее родиной €вл€етс€  олхидска€ низменность √рузии, поскольку именно в этих местах встречаетс€ редкое многообразие сходных с капустой растений, которые называютс€ "кежера".  апуста ценилась за свои высокие гастрономические качества. ≈е охотно ели с солониной или ветчиной.  ресть€не ƒревнего –има особенно любили капусту с солониной и бобами. ќбычно капусту сдабривали оливковым маслом, но в сочетании с жирным свиным м€сом она была хороша и без масла. Ќежные капустные кочерыжки использовались дл€ приготовлени€ салатов, в которые добавл€лось оливковое масло и немного уксуса. ”ченик и друг јристотел€ древне - греческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности “еофраст (372 - 287 гг. до н. э.)в знаменитом труде "»сследовани€ о растени€х" довольно подробно описал три сорта капусты, которые в те далекие времена возделывали афин€не. ƒругой древнегреческий философ ’рисипп (280 208/205 гг. до н. э.) так ценил капусту, что посв€тил ей целую книгу. ¬ ней он рассматривает вли€ние капусты на все органы человеческого тела. ƒревние греки и римл€не вообще придавали капусте огромное значение, счита€ ее лекарством, излечивающим практически все болезни. “ак, ей приписывалась способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавл€ть от бессонницы и различных внутренних заболеваний.  апусту как лекарственное средство исследовали древнегреческий врач ƒиоскорид древнеримский писатель  атан —тарший, врач времен “ибери€ и  лавди€ - —крибоний, римский писатель и ”ченый ѕлиний —тарший и многие другие.

Ќе ослабло, а, скорее, усилилось внимание к капусте в средние века. ”ченый, философ, врач »бн —ина (јвиценна) значительно дополнил и во многом пересмотрел представлени€ древних греков и римл€н о целебных свойствах капусты. ≈й он отвел довольно много места в своей энциклопедии теоретической и клинической медицины " анон врачебной науки". ќдним из первых русских источников, в котором упоминаетс€ капуста, можно считать "»зборник" —в€тослава, датируемый 1073 годом. ¬ более поздней летописи говоритс€, что смоленский кн€зь –остислав ћстиславович в 1150 году подарил своему другу ћануилу капустник.  апустником в старые времена называли на –уси огород, где выращивали капусту. —лово это довольно часто встречаетс€ в древнерусских литературных источниках. ќгороды с капустой повсеместно окружали русские поселени€. »зобилие капусты на –уси удивл€ло даже видавших виды иностранцев. “ак, некий  орнилий де Ѕуин в XIII веке писал: ¬ ћосковии произрастает обыкновенна€ бела€ капуста, которой русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины ед€т по два раза в день.

»звестно, что слав€не начали возделывать капусту не позднее чем в IX веке. Ќаиболее достоверной и распространенной считаетс€ верси€, согласно которой капуста с греко - римскими колонистами, проживавшимс€ в  рыму и других районах ѕричерноморь€, попала сначала к южным слав€нским племенам. ¬р€д ли кака€ друга€ кухн€ мира знает столько блюд, основой которых €вл€етс€ капуста. ¬ меню росси€н она всегда сто€ла на одном из первых мест. » сегодн€ мы съедаем капусты в 7 раз больше, чем, например, американцы. Ёто ли не подтверждение того, что русские вполне справедливо зачисл€ют капусту в разр€д своих национальных продуктов питани€? ¬ насто€щее врем€ капустный род насчитывает около 150 разновидностей. Ѕольшинство культурных видов происходит из —редиземноморь€ и  ита€. —амые древние из них - лиственные, а также цветна€ (впервые в –оссии о ней упоминаетс€ лишь в 1825 году), кольраби, китайска€ и пекинска€ капуста. ¬се виды капусты (кроме цветной и пекинской) - двухлетние растени€. ¬ нашей стране капуста занимает около 30 процентов посевов овощей, и конечно же, львина€ дол€ их приходитс€ на белокочанную капусту. »з других видов наибольшее распространение имеют цветна€, краснокочанна€ капуста и брюссельска€.

 вашена€ капуста...  то не пробовал ее! —егодн€, как и сотни лет назад, она занимает важное место в нашем рационе питани€. Ёто прекрасна€ закуска, отличный гарнир к м€сным блюдам, ароматный фарш дл€ пирогов.  вас€т капусту во многих странах мира, но мало где она употребл€етс€ в таких количествах, как в –оссии. ƒа и такое разнообразие блюд из квашеной капусты вр€д ли где еще встретишь. ¬озможно, это св€зано с тем, что в период долгих российских зим именно квашена€ капуста нар€ду с репой составл€ла основную "зелень" на кресть€нском столе. ќ "потр€сающих целебных и оздоровительных качествах" квашеной капусты очень увлекательно и толково написал американский ученый Ћ. Ѕрегг. ќн предполагает, что кисла€ капуста, поскольку она хорошо сохран€етс€, была, возможно, одним из первых витаминных продуктов, которые брали с собой мор€ки в дальние путешестви€. ¬о вс€ком случае, капитан ƒжеймс  ук, открывший √авайские островам приписывает успех этого открыти€... кислой капусте, - ежедневна€ порци€ ее спасла мор€ков от цинги. Ѕрегг также отмечает, что истори€ по€влени€ кислой капусты уходит во времена, когда возводилась ¬елика€ китайска€ стена. Ѕез этой легендарной стены, - пишет Ѕрегг, - мы никогда не узнали бы о восхитительных достоинствах кислой капусты... “рудолюбивые невольники, китайские кули, которые строили это чудовищное сооружение, извивающеес€ змеей на полторы тыс€чи миль поперек јзии, были выносливыми и сильными благодар€ капусте, в качестве добавки к которой они ели рис и соевые бобы.  апуста квасилась с тмином, сельдереем, укропом н можжевельными €годами, и, о чудо! был рожден чудесный новый вкус, кислый и при€тный!.. Ќесколько тыс€ч лет спуст€т несмотр€ на ¬еликую китайскую стену, „ингисхан разграбил  итай. ≈го татарские орды перен€ли кислую капусту и прибавили ее к награбленному, когда шествовали по јзии и ≈вропе, - они оставили после себ€ руины, разрушени€ и... кислую капусту.

—лав€не еще до того, как узнали капусту, занимались засолкой дикорастущих трав.  апуста же им стала известна как минимум за триста лет до вторжени€ „ингисхана, поэтому можно предположить, что наши предки задолго до него хорошо владели искусством ее засолки. ƒа и вр€д ли русский народ перен€л какое - либо кушанье от захватчиков. «аготовка капусты на зиму в –оссии шла поздней осенью, когда при первых слабых морозах капустные вилки "свертываютс€ круче" и станов€тс€ более твердыми. ∆ивописную картину представл€ла собою русска€ деревн€ при за- готовках капусты. ѕо всей деревне слышалс€ стук сечек о корыта. ƒл€ рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни дл€ чего иного не употребл€лось. ¬ помещичьих домах корыта были очень длинные, и при рубке капусты за каждым из них ставилось по 10 - 14 женщин. ƒелались эти корыта из толстых досок, самые лучшие выдалбливались из липового или дубового бревна.  апуста использовалась, как сего- дн€ сказали бы, по безотходной - технологии. «еленые части кочерыжек промывали, рубили и скармливали скоту, как и все другие отходы от рубки.  оровы очень охотно ед€т капусту и при добавке ее в корм дают больше молока.  оличество заготовленной рубленой кислой капусты определ€лось числом ушатов. ”шат и ведро были общеприн€тыми мерами дл€ кислой капусты, как, кстати, четверти и четверики дл€ хлеба. ѕо своему качеству кисла€ капуста делилась на серую, полубелую и белую. —ера€ рубилась из одних верхних зеленых листьев, полубела€ - из всего кочана, а бела€ - только из середочек, то есть из белых, круто свернутых внутренних листьев. —ера€ капуста у простого народа шла в основном на щи, а полубела€ и бела€ съедалась в постные дни с квасом или с постным маслом. ѕри рубке в серую капусту клали соль, очищенный репчатый лук, а в белую капусту дл€ запаха - пр€ности, например тмин. ” русских было прин€то в кадках, чанах с рубленой капустой заквашивать капусту и целыми кочанами, иногда половинками. Ќо самые лучшие, твердые кочаны запасливые хоз€йки оставл€ли свежими.

»зюм

 

»зюм

»зюм

 

≈ще в 1490 году до нашей эры древние египт€не описали некоторые свойства изюма, который использовали и как еду, и как медицинский препарат, древние медики утверждали, что употребление изюма в пищу, оказывает укрепл€ющее действие на нервную систему, подавлению гнева, укрепл€ет сердце.  роме того, его использовали дл€ украшени€ помещени€ и в качестве компонентов общего налога. Ќо конечно же, изюм намного древнее, чем четыре тыс€чи лет.

ѕо легенде, кто-то его забыл в вине, потом высушил гроздь, и получил сладкое, м€гкое лакомство.



“¬ќ–ќ√

001 (625x417, 228Kb)


ƒовольно долгое врем€ творог на –уси называли сыром, а блюда из него - сырными (вспомните знакомые всем сырники). Ќеизвестно откуда вз€лось такое название, но оно настолько прочно закрепилось за творогом, что не исчезло даже после по€влени€ в –оссии твердых (сычужных) сыров. “ворог всегда был одним из самых почитаемых продуктов у слав€н. ≈го ели чуть ли не ежедневно. »сходным сырьем дл€ приготовлени€ творога служила обычна€ простокваша, горшок с которой ставили на несколько часов в не очень жаркую печь. «атем горшок вынимали и сливали его содержимое в полотн€ный конусообразный мешок. —ыворотку отцеживали, а мешок с творогом клали под пресс. ќднако приготовленный таким образом творог не мог долго хранитьс€, а холодильников тогда еще не знали. ¬ период же, когда удой были хорошие, и особенно в посты, творога у кресть€н скапливалось довольно много. „тобы он не пропадал, народ придумал довольно оригинальный способ его консервировани€. √отовый (из - под пресса) творог снова помещали на несколько часов в печь, затем под пресс, и так дважды.  огда он становилс€ совершенно сухим, его плотно укладывали в глин€ные горшки и заливали сверху топленым маслом. ¬ погребе такой творог мог хранитьс€ мес€цами, его брали с собой и в дальнюю дорогу. ¬ прошлом веке творогом славилс€ –остовский уезд ярославской губернии. ќтсюда его возили в ћоскву. ¬ –€занской губернии лучшим считалс€ творог из села ƒединово. ѕродавали творог фунтами. ѕри этом чем он был суше, тем дороже стоил.

ѕиво

 

ѕиво

ѕиво

 

Ёто один из наиболее древних напитков, который знали еще вавилон€не и шумеры. ќказываетс€, давние обитатели ћесопотамии еще 10 тыс€ч лет назад сумели получить этот напиток в результате случайного смешени€ влажного €чменного зерна, которое уже начало бродить, с водой и некоторыми компонентами. ¬ результате получилс€ довольно вкусный напиток, который кроме остальных своих достоинств, еще и пь€нил.



я…÷ј


»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€

” русских, да и вообще у древних восточнослав€нских народов €йцо фигурирует почти в каждом весеннем обр€де. “ак, в первый раз после зимы. (обычно на св. √еорги€) выгон€€ стадо на выпас, пастухи об€зательно брали с собой куриные €йца, наде€сь, что их коровы станут такими же круглобокими и дадут хороший приплод. ” белорусов подобный же обр€д обставл€лс€ по-другому: хоз€евам держа в руках икону, хлеб и свечу, обходили скот, а в воротах, через которые его выгон€ли, клали €йцо и стелили шубу мехом вверх. Ќа вознесение - его отмечали на сороковой день после пасхи крашеные €йца выносили в поле и подбрасывали вверх. Ёто делалось дл€ того, чтобы рожь выросла такой же высокой.

÷ентральное место отводилось €йцу в пасхальных обр€дах. яйца светили в церкви, ими "христосовались", несли на могилы умерших родителей и родственников. ћолодежь на св€той неделе развлекалась катанием €иц по специально сделанному дерев€нному лоточку ила с горки. ѕрин€то было также *битьс€* €йцами: чье €йцо треснет, тот и проиграл. Ќекоторые мальчишки достигали , такой сноровки в этом деле, что за ƒень иногда выигрывали по целой корзине €иц.

¬ некоторых губерни€х кресть€не в первый день пасхи ставили на стол небольшую кадь с зернами пшеницы и зарывали в них красное пасхальное €йцо. «атем этими зернами засевали поле. ќбычай окрашивать пасхальные €йца в красный цвет уходит корн€ми в €зыческие времена, когда красное €йцо считалось символом солнца, пробуждающего природу после долгой зимы. —ветлое же ’ристово воскресение по времени совпало с €зыческим весенним праздником.  аких только рисунков не делали на пасхальных €йцах, их еще называли писанками. —уществовали самые разные способы их изготовлени€ (обычно занимались этим женщины).

Ќаиболее распространенным обр€довым блюдом из €иц у слав€н всегда считалась €ичница. ≈ю кормили молодых на свадьбе, на троицу угощали девушек. ѕастухи об€зательно готовили €ичницу на ужин в первый день выгона скота на пастбище.

¬ообще €йца не считали насто€щей, серьезной едой. яйцо скорее воспринималось как баловство, позволительное разве что дл€ малых детей да изнеженных в праздности господ. ”ж больно мало оно по своим размерам, да и, как считали кресть€не, ничего путного из €иц невозможно сделать.  роме того, €йца относились к "скоромной" пище и поэтому в постные дни исключались из меню. ќсобенно много их скапливалось в великий пост. ћожет быть, этим и объ€сн€етс€ обычай дарить на пасху раскрашенные €йца родным и знакомым. ƒовольно долгое врем€ в русской кухне не прин€то было смешивать €йца с другими продуктами. ќднако со временем, главным образом под вли€нием французской кухни, ассортимент блюд с использованием €иц расширилс€. ѕрежде всего их стали добавл€ть в тесто дл€ пирогов, блинов, лапши и других мучных изделий, широкое распространение получили омлеты, запеканка с €йцами и т. д. ƒа и стара€ испытанна€ €ичница претерпела изменени€: облагородилась м€сными и овощными добавками, соусами.

¬ конце XIX века модным, особенно среди певцов - любителей, был так называемый гоголь - моголь. √отовили его из охлажденных желтков куриных €иц, взбитых с сахаром. ¬ эту смесь еще добавл€ли ром, херес или мадеру. —читалось, что такое кушанье "очищает" голос перед пением. Ќедостатка в хрупком "€ичном" товаре –осси€ никогда не испытывала. »здавна на севере и юге страны, в —ибири, в местах птичьих колоний, по весне в огромных количествах собирали птичьи €йца. ѕравда, уже в те далекие времена понимали, что подобный хищнический промысел ведет к сокращению пернатой дичи. —уществовали даже законы, запрещавшие разор€ть гнезда и забирать из них €йца. ѕойманных за этим воровским делом ждал арест на трое суток. Ќаиболее подход€щими дл€ еды считались куриные €йца. –осси€ была одним из крупнейших в мире поставщиков их на мировой рынок. “ак, в 1903 году экспорт этой продукции достигал 2,8 миллиарда штук. Ќо качество русских €иц не вызывало особого восторга у иностранных покупателей. ѕричин тому несколько.  ур кормили в основном отбросами. Ќе был организован и сбор €иц. ќн происходил часто случайно. –азносчикам иногда мелкий товар давали €йца, а те возили их по ухабистым российским дорогам и, конечно же, разбалтывали.  ачество €иц ухудшалось, и ценились они очень низко. ¬ ћоскве, например, оптовые торговцы за тыс€чу €иц первого сорта в конце XIX века платили не более 28 рублей, в Ћондоне €йца из –оссии стоили 26 рублей, а за французские отдавали по 35 - 40 рублей. »нтересны способы хранени€ €иц, которые примен€ли наши предки. √отов€ €йца в дальнюю дорогу, их хорошо очищали от гр€зи и помета, смазывали вазелином и укладывали в €щики с овсом или золой острым концом вниз. ѕри этом следили, чтобы €йца не касались друг друга. ¬место золы и овса иногда использовали соль. —огласно другому способу, €йца обливали известковым молоком, обсушивали и хранили в сухом прохладном месте. ћежду прочим, так предохран€ют €йца от порчи и сегодн€, называютс€ они известкованными. ¬ообще же длительное хранение €иц, особенно где - нибудь в шкафу на кухне, нежелательно. ќт этого они быстро усыхают и порт€тс€. ≈сли же все - таки приходитс€ хранить €йца без холодильника, то врем€ от времени их нужно переворачивать.

—ахарин

 

—ахарин

—ахарин

 

¬ 1879 году английский химик ƒжонс ’опкинс возилс€ с каким-то новосозданным веществом, исследу€ его химические свойства, когда его позвали к обеду. ’опкинс не стал мыть руки, и вз€в в руки хлеб, ощутил необычайную сладость последнего. Ѕыстро пон€в, в чем дело, химик описал свойства этого вещества, и уже в 1884 году получил патент на сахарин.


—¬≈ Ћј


»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€

≈ще за 2000 лет до н. э. ассирийцы, вавилон€не, персы знали свеклу как овощное и лекарственное растение.  ультурное возделывание ее началось не позднее чем за 1000 лет до н. э. ќдним наиболее древним документом, подтверждающим это, €вл€етс€ список растений садов вавилонского цар€ ћеро - дах - Ѕаладана (722-711 гг. до н. э.) где сеть упоминание о листовой свекле. ѕримерно за 500 лет до н. э., когда в ≈вропе в пищу употребл€лись только вершки свеклы, в јзии уже отдавали предпочтение ее корешкам, которые оказались и сытнее и вкуснее. ¬скоре и европейцы стали рассматривать свеклу главным образом как корнеплод. “ак, “еофраст в своих "»сследовани€х о растени€х" пишет, что ...у свеклы корень - толстый и м€систый, на вкус сладок и при€тен, почему некоторые ед€т его и сырым. Ќа –уси свекла известна примерно с X - XI веков. —ведени€ о ней встречаютс€ в раисе "»зборнике" —в€тослава. ѕредполагаетс€, что свой славный путь по –уси свекла начала из  иевского кн€жества. ќтсюда она проникла на новгородскую, московскую земли, в ѕольшу и Ћитву. ѕовсеместное распространение в –оссии свекла нар€ду с репой и капустой получила в XIV веке. ќб этом свидетельствуют многочисленные записи в приходно расходных книгах монастырей, лавочные книги и другие источники. ј в XVII - XVII веках свекла совсем обрусела, росси€не считали ее местным растением. ѕосевы свеклы продвинулись далеко на север - успешно возделывали ее даже жители ’олмогор. Ѕольша€ заслуга по распространению и культивированию столовой свеклы в –оссии принадлежит замечательным русским естествоиспытател€м, агрономам - селекционерам Ѕолотову и √рачеву. ѕодлинным центром выращивани€ свеклы всегда была ”краина. ќб этом свидетельствует, в частности, анкетный опрос, проведенный в 1766 году. ƒа и сама украинска€ кухн€ - лучшее подтверждение этому. ¬едь как писал Ќ. ‘. «олотницкий в 1911 году: ...знаменитый малороссийский борщ готовили еще в XVI веке, а нарезанную кружочками свеклу с приправой имбир€ подавали за лирами бо€р как закуску дл€ аппетита. ¬о все времена и у разных народов свекла считалась исключительно целебным продуктом. ≈ще "отец медицины" √иппократ признал ее полезной дл€ лечени€ больных и включал в состав дес€тков лекарственных прописей. ќ свекле писали ÷ицерон, ћир ѕиал, ¬ергилий, ѕлутарх в другие мыслители древности. —ерьезные труды о лекарственных ее свойствах оставили ƒиос корил и јвиценна. ѕравда, јвиценна, высоко отзыва€сь о лечебных достоинствах. свеклы, недооценивал ее питательные свойства. ќна мало питательна, как и прочие овощи,- писал великий медик средневековь€.

ѕочти все косметологи советуют пить свекольный сок дл€ сохранени€ свежести кожи лица. Ёто освежающее действие свеклы было известно с давних времен. ћногие красавицы прошлых лет регул€рно употребл€ли в пищу свеклу и ее сок дл€ поддержани€ стройной фигуры (свекла очищает организм от шлаков), бодрости духа, жизнерадостности. ѕричем к "услугам" свеклы прибегали не только простые девушки, но и представительницы высшего круга. ¬ 1747 году немецкий химик ј. —. ћаргграф обнаружил в клубнеплодах свеклы сахарозу и предложил использовать этот овощ дл€ производства сахара. ƒо этого сахар производили в основном из сахарного тростника и стоил он очень дорого (однако справедливости ради нужно заметить, что еще за сто лет до ћаргграфа турки умели варить свекловичный сироп и готовили из него сладости). ѕредназначение свеклы было определено. ѕравда, сахарозы, котора€ содержалась в обычной столовой свекле, оказалось €вно недостаточно, чтобы наладить из нее промышленное производство сахара. Ќужен был специальный сорт свеклы. »нтересно, что катализатором ускоренного выведени€ сахарной свеклы стала политика. —трем€сь подорвать выгодную торговлю јнглии тростниковым сахаром из ее заморских колоний. Ќаполеон установил огромную, в миллион франков, премию тому, кто изобретет способ производства дешевого сахара из свеклы. —ахарна€ свекла была выведена при жизни Ќаполеона, но вот технологии производства сахара он так и не дождалс€. Ќачина€ с XIX века производство свекловичного сахара в ≈вропе стало набирать мощность. ¬ –оссии первое сахарное производство, по утверждению ƒ. ¬.  аншина, организовал граф Ѕобринский, сын ≈катерины II и √ригори€ ќрлова. ќднако развивалось оно довольно медленно, и сахар стоил очень дорого. ƒаже в начале XX века по стоимости он превосходил мед. ѕоэтому в питании простого народа –оссии сахар довольно длительное врем€ не играл существенной роли, а использовалс€ скорее как лакомство.

ј теперь необходимо сказать о листь€х свеклы, которые наши предки никогда не рассматривали как ненужные отходы. Ѕотву свеклы можно есть с раннего лета и до поздней осени: в разных салатах, свекольниках, в виде сырых и вареных приправ к первым и вторым блюдам. ќсобенно ценной €вл€етс€ молода€ свекольна€ ботва, котора€ по€вл€етс€ довольно рано, когда организм еще испытывает недостаток в зелени.

ћ≈ƒ


»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€

–едка€ русска€ народна€ сказка не оканчиваетс€ присловьем: » € там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не подало! „то же это за мед такой, который пили да нахваливали наши предки?

ѕо€вилс€ этот напиток на слав€нской земле в незапам€тные времена.  ак утверждает ј. ¬. “ерещенко, его "введение современно первоначальной истории слав€н". ”же в древних русских литературных источниках мед упоминаетс€ как напиток широко известный и почитаемый народом. ¬спомним еще раз, что Ћаврентьевска€ летопись сообщает, как в 945 году кн€гин€ ќльга велела древл€нам наварить много меда, €кобы дл€ того, чтобы справить тризну по убитому ими кн€зю »горю. “рагическа€ роль, которую сыграл мед в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой погибшего кн€з€, свидетельствует о том, что в те времена русичи умели готовить довольно крепкие меды.

“а же летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году в честь ќльги кн€зем ¬ладимиром.  н€зь приказал сварить дл€ вира 300 бочек меда.  стати, отмечаетс€, что варили мед специальные медовары. ћед был об€зательным напитком праздничной трапезы тогдашней знати. ¬ "∆итии ‘еодоси€" рассказываетс€, как ‘еодосий потчевал в  иево - ѕечерском монастыре кн€з€ »з€слава ярославича. ќн приказал подать кн€зю ужин, но скупой монастырский ключник ответил, что "меду не имам, еже на потребу пити и сущим с ним". “акой ответ не удовлетворил гостеприимного старца, и, помолившись, он приказал ключнику: "»ди и неси, елико ти на потребу кн€зю и сущим с ним, и еще же и братии подай от него, да пиют".  стати, монастырские меды пользовались особой славой, а сами монастыри были наиболее крупными их производител€ми. ќсобенно возросла роль монастырей в производстве медов после того, как в XV веке великий кн€зь ћосковский ¬асилий III запретил их варить свободно, отдав этот выгодный промысел в руки государства н церкви.

Ќаиболее крупным производителем "питий", в том числе и меда, долгое врем€ оставалс€ “роице - —ергиевый монастырь (возле ’олмогор), ¬от как описывает подвалы этого монастыр€ один из посетивших его иностранцев: ¬ несколько р€дов были расставлены бочки огромных размеров, неизмеримой величины, высотою более 2 метров, конусообразной формы, с расширенным основанием.  ажда€ бочка содержала до 7 т. жидкости. » таких подвалов было много... ¬се бочки сто€ли доверху наполненные пивом, медом, вином, квасом и фруктовыми соками. ќни словно вросли в землю своей многотонной т€жестью, неподвижные, огромные, сделанные из старинного дуба, окованные железными обручами. ћастерство монастырских медоваров, квасоваров н кулинаров было настолько высоко, что царь јлексей ћихайлович неоднократно посылал к ним на выучку своих поваров.

ћед оставалс€ самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII века. (¬ эпоху ѕетра I меды уход€т на второй план, а их место занимают заморские вина и водки.) ¬ значительной мере это св€зано с тем, что суровый климат страны не позвол€л активно развивать виноградарство и как следствие виноделие. ќднако, безусловно, немаловажную роль играло и отменное качество самих медов, огромное их разнообразие.

 аких только медов не делали наши мудрые предки: мед простой, пресный, красный, белый, бо€рский... ќднако все их по способу производства раздел€ли на вареные и ставленные. ¬ареные меды готовили, как видно из их названи€ с помощью тепловой обработки, а ставленные - холодным методом. ¬ самом общем приближении технологи€ приготовлени€ вареных медов была таков: медовый сот разводили теплой водой и процеживали сквозь частое сито, чтобы отделить примеси воска. ¬ процеженные мед добавл€ли хмель (полведра на пуд меда) и варили до тех пор, пока жидкость не уваривалась до половины. ѕосле этого ее выливали в медную посуду, охлаждали и бросали в нее ржаной хлеб, намазанной патокой и дрожжами.  огда смесь начинала бродить, ее сливали в бочки. Ѕочки укупоривали и спускали в ледник, где их выдерживали довольно длительное врем€.

¬ домашнем быту очень ценили ставленные меды, которые готовились из меда и свежих €год: смородинный, вишневый, малиновый, черничный, ежевичный и другие.

Ёти меды вызывали неизменный восторг у иностранцев, посещавших –оссию. ¬от какую запись в своих воспоминани€х о путешествии по земле ћосковской оставил ќлеарий: "¬еликолепный и очень вкусный мед они вар€т из малины, ежевики, вишен и др. ћалинный мед казалс€ нам при€тнее всех других по своему запаху и вкусу. ћен€ учили варить его следующим образом. ѕрежде всего спела€ малина кладетс€ в бочку, на нее наливают воды и оставл€ют в таком состо€нии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду, затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого, или отделенного от воска, пчелиного меду, счита€ на кувшин пчелиного меду 2, или 3 кувшина воды, смотр€ по тону, предпочитают ли сладкий или крепкий мед. «атем бросают сюда кусочек пожаренного хлеба, на который намазано нежных и верхних дрожжей, когда начнетс€ брожение, хлеб вынимаетс€, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить еще 4 или 5 дней. Ќекоторые, жела€ придать меду вкус и запах пр€ностей, вешают в бочку завернутые в лоскутах материи гвоздику, кардамон и корицу.  огда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед уже бродил известное врем€, в холодное место и отт€нуть его от дрожжей." ƒл€ улучшени€ вкуса и цвета в мед добавл€ли свежий €годный или фруктовый сок. –азбавленный соком мед почти не содержал алкогол€ и служил прекрасным витаминным напитком. ’ранили готовый мед в ледниках, где он долгое врем€ оставалс€ свежим и крепость его не повышалась. ѕо мере надобности мед из бочек отливали в медную емкую посуду, а из нее уже в небольшие сосуды дл€ подачи на стол.  репость медов была разна€, в зависимости от назначени€ напитка. Ќар€ду со слабоалкогольными готовились и довольно крепкие хмельные меды. ќднако они не шли ни в какое сравнение с вытеснившей их водкой. ћеды были неизмеримо слабее, обладали при€тным вкусом, ароматом и массой полезных свойств. ”же давно не вар€т медов на –уси. ј жаль!

 стати, все знают, что означает выражение "медовый мес€ц", а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому. ¬ древности существовал обычай, в соответствии с которым дл€ вступающих в брак специально варилась слабоалкогольна€ медовуха. ћолодые пили ее не только на свадебном пиру, но и 30 дней после него. Ќикаких других более крепких напитков пить не дозвол€лось. ќтсюда и пошло выражение "медовый мес€ц", жаль, что об этом мудром обычае не знают многие современные молодожены.



 
—Ћ»¬ќ„Ќќ≈ ћј—Ћќ

»стори€ по€влени€ некоторых продуктов питани€

ћногие почему - то считают его сравнительно нестарым продуктом. ћежду тем это далеко не так. Ќапример, большой авторитет во всем, что св€зано с молоком, ј. ». »вашура утверждает: ¬ V веке в »рландии, а в IX веке в »талии и в –оссии сливочное масло было уже широко известным продуктом питани€. Ќорвежцы в VIII веке брали с собой в дальние плавани€ бочонки с коровьим маслом. ¬ договоре древнего Ќовгорода с немцами (1270 г.) есть свидетельство о стоимости *горшка масла*. "јкты исторические" указывают, что ѕеченежский монастырь, пользу€сь отсутствием пошлин, скупал масло у кресть€н и продавал его в јнтверпен и јмстердам...

»здавна в –оссии масло сбивали из сливок, сметаны и цельного молока. Ћучшие сорта масла получали из свежих сливок, а так называемое кухонное масло, которое шло главным образом на нужды кухни, - из сметаны или кислого сн€того молока. Ќаиболее распространенным способом приготовлени€ масла было перетапливание сметаны или сливок в русской печи. ќтдел€вшуюс€ масл€нистую массу остуживали и сбивали дерев€нными мутовками, лопатками, ложками, а зачастую и руками. √отовое масло промывали в холодной воде. ќно обходилось довольно дорого и поэтому повседневно употребл€лось в пищу только зажиточными горожанами. ѕоскольку свежее масло не могло долго хранитьс€, кресть€не перетапливали его в печи, промывали и вновь перетапливали. ѕри перетапливании масло раздел€лось на два сло€, причем верхний состо€л из чистого жира, а нижний содержал воду и нежирные составные части ( пахтанье). –астопленный жир сливалс€ и охлаждалс€ до кристаллизации. “аким способом получали топленое масло многие восточнослав€нские народы. –осси€ была одним из крупнейших его экспортеров на мировой рынок. ¬идимо, по этой причине за топленым маслом во всем мире закрепилось название "русское".

»нтересна истори€ создани€ в –оссии вологодского масла, которое заслуженно считаетс€ гордостью отечественного маслодели€. ≈го по€вление св€зано с именем знаменитого русского сыродела ». ¬. ¬ерещагина, брата художника-баталиста ¬. ¬. ¬ерещагина. Ѕудучи на одной из выставок в ѕариже, Ќ. ¬. ¬ерещагин "уловил" очень при€тный вкус и аромат выставленного там масла из Ќормандии. ћасло так понравилось ему, что он там же, в ѕариже, решил создать такое же. ѕри этом мастер использовал сливки, доведенные почти до кипени€. ћасло русского сыродела оказалось вкуснее нормандского. “онкий аромат свежевскип€ченного молока и чуть заметный ореховый привкус не позвол€ет спутать его ни с каким другим.

„еловек, не знающий истории маслодели€ в –оссии, напрасно будет искать сведени€ о вологодском масле в отечественной или зарубежной литературе, даже специальной. ƒело в том, что сам ¬ерещагин назвал это масло парижским сладким, а французы, и не только они, охотно его импортировавшие из –оссии - петербургским. ¬ологодским же оно стало именоватьс€ не более 45 - 50 лет назад.   большому сожалению, сегодн€ вологодское масло можно встретить на прилавках магазинов крайне редко. ќднако если вам повезет и вы все же купите этот чудесный продукт, учтите, что хранитс€ оно недолго, не более мес€ца, а потом тер€ет специфический ореховый привкус. »здавна в –оссии производили и соленое масло. —егодн€ многие относ€тс€ к нему пренебрежительно, и напрасно.  ислосливочное масло с добавлением 1,2 - 1,5 процента соли содержит не менее 81 процента молочного жира и очень стойко при хранении. Ќачало промышленного производства масла в –оссии относитс€ к первой половине XIX столети€. ћаслобойна€ промышленность развивалась очень бурно, и к концу XIX века количество маслодельных заводов достигло 700. ѕричем русские научились делать качественное масло, и больша€ часть его экспортировалась. ќсобенно хорошо маслоделие было поставлено в —ибири, чему немало способствовала “ранссибирска€ железнодорожна€ магистраль. ”же в 1900 году из —ибири вывезли за границу 1 миллион 783 тыс€чи пудов масла. ¬ 1913 году на его производство шло 97,4 процента молока, поступавшего на молочные предпри€ти€.

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку