-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38487



 ак рождаютс€ сказки

¬оскресенье, 26 ћарта 2017 г. 07:08 + в цитатник


’отите узнать, какое отношение имеет извержение вулкана в »ндонезии к трем законам робототехники? ј личный врач Ѕайрона к творчеству —тефани ћайер? “огда устраивайтесь поудобнее, истори€ будет довольно длинной.

Ќачалось все, собственно, с извержени€ вулкана. 5 апрел€ 1815 года на захваченном в тот момент англичанами индонезийском острове —умбава произошел сильнейший взрыв, который был слышен даже за полторы тыс€чи километров. ¬след за ним началось извержение вулкана “амбора – одно из сильнейших на пам€ти человечества. «а несколько дней вулкан выбросил из своих недр в атмосферу около 140 000 000 000 тонн вулканического материала. „ерный столб поднималс€ в небо на 43 километра, а ветра разносили пепел все дальше и дальше.
 


¬от он, виновник.

ƒожди с пеплом выпали тогда на огромной территории в »ндонезии, а иные последстви€ затронули в той или иной степени всю планету. ќгромное количество попавшего в атмосферу пепла за несколько мес€цев разлетелось по всему миру и вызвало так называемую «вулканическую зиму» — малый аналог €дерной зимы. —ледующий 1816 год вошел в историю, как «год без лета» и «тыс€ча восемьсот насмерть замерзший».




≈сть мнение, что эта фантасмагори€ атмосфере оказала большое вли€ние на тогдашних художников:
в частности, ”иль€ма “Єрнера.


¬ Ќью–…орке в июне 1816 года выпал снег. ¬ јнглии сильнейшие дожди и похолодание погубили урожай, и то же было во многих странах ≈вропы. ¬ »ндии наводнени€ и голод привод€т к эпидемии холеры, котора€ распростран€етс€ вплоть до ≈вропейской –оссии. ¬ ≈вропе же, и без того истощенной только–только завершившимис€ Ќаполеоновскими войнами, свирепствует тиф. ¬ довершение всего, распространившийс€ по атмосфере пепел стал вызывать странные и пугающие атмосферные €влени€: закаты неестественного цвета, алые туманы, зловещее свечение в сумеречном небе. ѕонимаете? Ќасто€щие последние времена. јпокалипсис.




 адр из фильма "√отика" 1986 года, сюжет которого основан на истории этой поездки.

»менно в это врем€ п€теро молодых отправл€ютс€, подобно геро€м Ѕоккаччо, на уединенную виллу в Ўвейцарии. ќни хот€т любоватьс€ швейцарской природой, бродить по узким тропам и наслаждатьс€ горным воздухом, но вулкан “амбора уже решил за них: из–за холода и дождей им предстоит провести большую часть времени на вилле безвылазно.   несчастью дл€ них и к счастью дл€ мировой культуры.

ƒело в том, что состав компании воистину примечателен. ƒвое из них – это знаменитейшие британские поэты: ƒжордж √ордон Ѕайрон и ѕерси Ѕиши Ўелли, кроме того, на вилле присутствует  лэр  лермонт, у которой с Ѕайроном роман. Ќо не эти трое будут главными персонажами этой истории.  роме них в компании есть еще восемнадцатилетн€€ ћэри √одвин, у которой, в свою очередь, роман с Ўелли. Ќу, да, вы пон€ли, это будуща€ ћэри Ўелли.




ёна€ мать научной фантастики.

 ак € уже упом€нул, погода к прогулкам не располагала, зато твор€щийс€ в ≈вропе ужас располагал ко всему мистическому. » вот, запертые на одинокой вилле молодые люди читают по вечерам сборник немецких готических новелл. Ќо это зан€тие им быстро наскучивает, да и разве могли столь примечательные творческие люди ограничитьс€ одним лишь чтением? » вот они решают придумать каждый по своему собственному страшному рассказу. » юна€ ћэри начинает писать довольно странную по тем временам историю про ужасного монстра, составленного из фрагментов мертвых тел и оживленного гениальным ученым.

ћного позже, переработанна€ и расширенна€, эта истори€ увидит свет под названием «‘ранкенштейн, или —овременный ѕрометей», и станет точкой отсчета дл€ всей мировой научной фантастики. »менно в этой повести впервые зазвучит один из важнейших мотивов всей science fiction всех времен и народов: вопрос об ответственности ученого. «“ы, ученый, можешь создать нечто удивительное и могущественное, — говорит восемнадцатилетн€€ ћэри тогда еще даже не Ўелли. – Ќо сможешь ли ты сохранить свою власть над этим? ”верен ли в том, что твое изобретение не увеличит количество зла в мире? ќстановись и задумайс€, прежде чем откупорить бутылку с джинном и выпустить его на свободу, ведь обратного пути может и не быть».




—овременному читателю, избалованному —тивеном  ингом, книга Ўелли может показатьс€ совсем не страшной, скучноватой и излишне сентиментальной историей.
¬ конце концов, она написана в те же времена, что романы ƒжейн ќстин,
и в рамках того же творческого метода. Ќо все же, ее значение дл€ мировой литературы огромно.


» вот уже двести лет истори€, написанна€ юной девушкой, отражаетс€ и преломл€етс€ в многочисленных произведени€х мировой литературы. »зобретает свою машину „еловек–Ќевидимка √риффин, постепенно превраща€сь из ‘ранкенштейна в его чудовище. »нженер √арин несет в мир зло полными мешками. «ахватывают мир удравшие из загона триффиды, запускает €дерные ракеты SkyNet, а уж различные вирусы, вырвавшиес€ из пробирки, уничтожают своих создателей на каждом третьем сеансе в кинотеатре. ј јйзек јзимов придумывает свои три закона, первый из которых есть не что иное, как воплощенное желание удержать джинна в бутылке, оградить будущее человечество от судьбы доктора ‘ранкенштейна и его семьи. ѕомните? «–обот не может причинить вред человеку».

Ќо не подумайте, что € привлек ваше внимание только лишь дл€ того, чтобы рассказать историю создани€ «‘ранкенштейна» — нет! Ѕыл на той вилле и еще один человек, заслуживающий нашего внимани€ – это двадцатиоднолетний доктор ѕолидори, личный врач Ѕайрона. ƒело в том, что, вдохновившись поданной Ѕайроном идеей, этот самый ѕолидори напишет рассказ «¬ампир».




¬ 21 он написал первую в мире вампирскую историю, а в 25 — умер.

— ѕф–ф–ф! – скажет, быть может, искушенный читатель. – ќт одного названи€ заверсту несет пошлостью! ”ж конечно, это был рассказ о том, как роковой красавец–аристократ, бледный, утонченный и порочный, соблазн€ет направо–налево юных дев и сосет кровь. “оже мне, событие.

ƒа, искушенный читатель, ты совершенно прав – произведение именно об этом. ѕонимаю теб€, тебе не нрав€тс€ штампы, но вдумайс€: ведь, скажем, мудрые и прекрасные остроухие эльфы, перелетающие из одного фэнтезийного романа в другой, пользу€сь ¬еликой —илой јвторской »мпотенции – это тоже штамп, еще какой! Ќо разве были они штампом в то врем€, когда “олкин писал «¬ластелина колец»? Ќапротив, это была авторска€ находка, на много лет предопределивша€ развитие жанра.




—умерки начинаютс€.


 ороче, € это к чему: рассказ ѕолидори «¬ампир» — это первое в мире литературное произведение, в котором показан привычный нам образ вампира: инфернального и по–своему несчастного красавца–аристократа, изысканно сосущего кровь через соломинку и вытирающего после этого губы салфеткой. ƒо ѕолидори вампир был всего лишь безмозглым кровожадным монстром из восточноевропейского фольклора. ѕолидори же своим рассказом отворил мрачный склеп, из которого вылезли абсолютно все литературные вампиры следующих двух столетий, начина€ с графа ƒракулы и заканчива€ – прости, √осподи! – Ёдвардом  алленом.


¬от так за одно холодное и дождливое лето на одной швейцарской вилле родились сразу два литературных направлени€. ј началось все с извержени€ вулкана.

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку