-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38487



 ак снимали "ќстров сокровищ"

¬торник, 08 Ќо€бр€ 2016 г. 18:24 + в цитатник

 ак снимали "ќстров сокровищ"

"ќстров сокровищ"... ќдна из самых любимых книг детства, зачитанна€ до дыр. ѕриключени€, пираты, сокровища... Ёту книгу экранизировали многие. ƒо сих пор идут споры, кака€ из экранизаций лучше. ” всех есть свои поклонники и противники. ” всех есть свои сильные и слабые стороны. “ак уж получилось, что первым фильмом по этой книге, увиденным мною в детстве была трЄхсерийна€ постановка ¬ладимира ¬оробьева с неповторимым ќлегом Ѕорисовым в роли ƒжона —ильвера. »менно про эту экранизацию сегодн€ и пойдЄт рассказ


–ассказ, который вы прочитаете ниже, это воспоминани€ Ќикола€ Ќиколаевича ¬ащилина - каскадЄра и постановщика трюков во многих замечательных фильмах, в том числе и в этом.  огда ¬ладимир ¬оробьЄв собралс€ экранизировать на Ћенфильме "ќстров сокровищ", он предложил Ќиколаю ¬ашилину сотрудничество.


ƒалее рассказывает Ќиколай ¬ащилин:



«амысел фильма был сногсшибательный. ¬оробьЄв хотел сделать зрелищное музыкальное киношоу. Ёскизы художника Ћены ‘оминой будоражили детские воспоминани€ о затЄртых библиотечных книжках —тивенсона и сновидени€ над недочитанной страницей. јктЄрский ансамбль сулил весЄлые вечера дружеских посиделок. «а встречу на съЄмочной площадке только с такими моими кумирами, как ќлег Ѕорисов, Ќиколай  рюков, ¬иктор  остецкий и  ост€ √ригорьев € готов был работать бесплатно.  оманда каскадЄров, собранна€ мною ещЄ на " расные колокола" —ерге€ Ѕондарчука всел€ла уверенность и творческий кураж. «аканчивалс€ двухгодичный цикл подготовки в студии каскадЄров при Ћ√»“ћи е, где подросли классные реб€та. ќлег ¬асилюк, с которым мы с детства занимались борьбой самбо в "“руде" у ¬ани —мирнова и јлександра ћассарского, тщательно разработал сценарий и помог составить смету. ќна была не маленькой, но к нашему большому удивлению ни директор ёрий ƒжорогов, бывший начальник лагер€ в Ќорильске, где т€нул срок √еоргий ∆жЄнов, ни режиссЄр-постановщик ¬ладимир ¬оробьЄв возражать не стали. ћы с ќлегом договорились стать сопостановщиками, чтобы не се€ть раздоров и зависти.   тому же это повышало надЄжность обеспечени€ съЄмок в случае болезни или зан€тости на работе одного из нас. ¬ те времена мы дл€ участи€ в съЄмках должны были брать отпуск на основном месте работы. ќн тогда работал механиком в аэропорту "ѕулково" и выехать на недельку до второго было проблематично.


 иногруппа фильма "ќстров сокровищ" в киноэкспедиции в Ќиду /  уршска€ коса

—ъЄмки начались на  уршской косе в курортном городке Ќида. «алив ещЄ был покрыт мартовским льдом, а с Ѕалтийского мор€ дул лед€ной ветер.  аждый перерыв в съЄмках мы использовали, чтобы спр€татьс€ от ветра в дюнах и согретьс€, сбива€сь как барашки в тесную кучу.  остюмы √али јнтипиной, стильные, свободные и м€гкие позвол€ли сохран€ть тепло. ћодное курортное местечко не соблазн€ло к приезду актЄров в такое бессезонье и их приходилось дублировать. я часто снималс€ вместо Ћеонида ћаркова, а ќлег вместо  оли  араченцова. ¬оробьЄв выворачивалс€ как мог, выдержива€ съЄмочный график. ≈динственным, кто был беспечно счастлив, был ‘ед€ —туков. ќн носилс€ по дюнам со своей киношной матерью ќльгой ¬олковой и играл свою роль озорника и мечтател€ на€ву.


Ќа съЄмках кадра с дублЄром Ћеонида ћаркова /Ѕилли Ѕонс/ - Ќиколаем ¬ащилиным. Ќида, март-апрель 1982 года

»з  лайпеды мы привезли лошадей и сн€ли проскачки пиратов вдоль мор€ и по€вление их у Ѕилли Ѕонса. ¬ручили ему чЄрную метку, оставили умирать слепого ѕью. ƒни смен€лись тЄмными северными ночами. ¬ечером мы собирались в холле коттеджа ¬оробьЄва и начинали репетировать, мечтать и придумывать. ѕосле долгих обсуждений пришли к решению снимать трюки в стиле цирковой клоунады, детской гиперболы, утрирующей действительность и, дела€ действи€ неверо€тными и даже не реальными. ¬ этом ключе сн€ли встречу „Єрного ѕса и мальчишки ’окинса у лодки на берегу. ¬ руках у  араченцова по€вилась зловеща€ и всемогуща€ петл€, со свистом поймавша€ беглеца за ногу на большом рассто€нии.



»ногда  ол€  араченцов или ¬ит€  остецкий баловали нас музыкальными вечерами. ћы жили, как на необитаемом острове. ѕрилетали к нам только дикие лебеди. » совы. — совой прилетел еЄ владелец, директор зоологического уголка какой то ѕитерской школы. —ова сидела в огромной клетке, вертела головой и смотрела на нас большими не мигающими глазами. –адость встречи с человеком с большой земли вылилась большим возли€нием вино-водочных изделий, предлагаемых редкими торговыми точками Ќиды. — каждым стаканом сумерки сгущались, сгущались краски пугающих страшилок про сову, котора€ злым люд€м, по заверени€м дрессировщика, с лЄгкостью снимала скальп своими остроконечными когт€ми. ќсобенно не любила мудра€ сова пь€ных мужчин.  огда € очнулс€ после т€жЄлого посталкогольного ночного сна, на спинке моей кровати сидела сова и жадно смотрела на мою голову. я окаменел. —давленным от страха голосом € шипел, взыва€ о помощи.

Ќагул€вшись по дюнам и надышавшись свежим балтийским воздухом с настоем куршской сосны мы вернулись в родной ѕитер, где в ѕетропавловской крепости построили декорации портового Ѕристол€. ¬ портовом пабе пираты, во главе с одноногим главарЄм ќлегом Ѕорисовым поджидали карету сквайера “релони, чтобы всучить ему парусник Ёспаньолу со своей шайкой, мечтавшей захватить те же, что и он, сокровища.


ќлег Ѕорисов и ‘ед€ —туков на съЄмках "ќстрова сокровищ". 1982 год. ‘ото ћихаила ¬оробьЄва

ƒл€ этого € со своими "пиратами" придумал несколько потасовок в цирковом стиле, навод€щих ужас на мистера “релони, но не на искушЄнных зрителей, которые сразу должны были догадатьс€, что это пиратска€ подстава.


Ќа съЄмках «ќстрова сокровищ». ѕетропавловска€ крепость.Ћенинград. 1982. ‘ото ћ. ¬оробьЄва


Ќа съЄмках «ќстрова сокровищ». ѕетропавловска€ крепость.Ћенинград. 1982. ‘ото ћ. ¬оробьЄва


Ќа съЄмках «ќстрова сокровищ». ѕетропавловска€ крепость.Ћенинград. 1982. ‘ото ћ. ¬оробьЄва

 оманда опытных каскадЄров была подпитана свежей амбициозной молодЄжью из моей студии каскадЄров 1980 года и студентами-актЄрами с курса јркади€ »осифовича  ацмана. „удеса циркового искусства в Ѕристоле продемонстрировали »горь »ванов, ѕет€ —емак, —лава Ѕурлачко, ¬ова —евасть€нихин, ёра Ќиколаев, ќс€  ринский, ‘илипп Ўкольник, —ерЄжа Ўульга, на которых пр€мо с крыши подъехавшей кареты свалилс€ ќлег ¬асилюк.


Cъемки ќстрова сокровищ в ѕетропавловке, лето 1982 года

ѕосле съЄмок актЄры быстро разъезжались по своим театрам и поэтому каждую свободную минуту, каждый перерыв на съЄмочной площадке, когда оператор —аша „ечулин перезар€жал свою камеру, мы старались использовать, чтобы подержать за пуговицу  олю  араченцова или предложить гор€ченького чайку из каскадЄрского термоса ќлегу Ѕорисову и ¬ладиславу —тржельчику.


Ќиколай  араченцов, √еоргий Ўтиль и ќлег Ѕорисов в сцене в Ѕристоле. ќстров сокровищ. фото ћ. ¬оробьЄва 1982 год

Ќиколай Ќиколаевич  рюков, запомнившийс€ нам по своей прекрасной роли в фильме "ѕоследний дюйм", проживший трудную, одинокую жизнь своим теплом и радушием мог согреть любого из нас и без тонизирующих напитков. ћне часто приходилось мотатьс€ в ћоскву, в ћинистерство культуры и во ‘ранцузское посольство, готовить документы к завершению своей докторской диссертации и к научной стажировке в ѕарижской национальной консерватории драматического искусства по приглашению самого ≈вгени€ ѕавловича Ѕельмондо. я искрилс€ от радости, как Ќовосветское шампанское.


Ќа съЄмках «ќстрова сокровищ. ѕетропавловска€ крепость. 1982. фото ћ. ¬оробьЄва

Ќовый —вет и —удак киногруппа "ќстрова сокровищ" оккупировала в мае. Ёто € помню точно, потому что в ƒень ѕобеды со своими учениками репетировал штурм форта на склонах √енуэзской крепости и долго объ€сн€л им, как тщательно нужно провер€ть места падений на незнакомой площадке. ј когда завершил урок показательным падением, то поймал своей жопой в траве осколок бутылки от новосветского шампанского. — окровавленным задом € добежал до гостиницы, реб€та вызвали скорую и когда мен€ привезли в симферопольскую больницу, то седовласый врач с легким, но легко узнаваемым запахом новосветского шампанского, возмутилс€ по поводу не прекращающегос€ потока раненых со времЄн отечественной войны.


ѕостановщик трюков Ќиколай ¬ащилин репетирует бой за форт с каскадЄром »осифом  ринским. Ќовый свет, май 1982 года

Ўтурм форта мы репетировали примерно мес€ц.«агорали и купались на ÷арском пл€же, вал€лись на меленькой чЄрной гальке, обжирались клубникой с шампанским и снова репетировали.  ост€ √ригорьев так пристрастилс€ к шампанскому, что его лицо стало невозможно снимать. Ќо рубилс€ на крыше он замечательно. ј падал с неЄ - превосходно. ѕричЄм часто раньше команды "падай". я ставил его в пример своим каскадЄрам —лаве и ¬ове, которые этому падению его и обучали


Ќародный артист ———– ¬ладислав —тржельчик с группой каскадЄров Ќикола€ ¬ащилина. —удак, май 1982 года

—ерЄжа Ўульга зар€дил верЄвки дл€ ма€тниковых падений с крутых, обрывистых скал. Ётот приЄм € уже успешно использовал на съЄмках Ўерлока ’олмса и осталс€ им очень доволен. ёра Ќиколаев, мастер цирковых приспособлений и механизмов, нашел место, где ему удобнее всего навернутьс€ с крыши вниз головой, а ќлег ¬асилюк придумал, как его на эту крышу мгновенно вознести. ѕриЄм штурма стены с шестом выгл€дел так эффектно, что ¬ладимир ¬оробьЄв пожелал выполнить этот трюк сам. » хот€ ему не хватило храбрости уперетьс€ ногами в край крыши, когда реб€та толкали его сзади на шесте и он повис на животе, а потом вскарабкалс€ - смотрелось это лихо. —имвол штурма получилс€ €ркий. ¬ыбор оружи€ дл€ фехтовани€ был по пиратски фривольный. √лавное моЄ требование провозглашало размашистые руб€щие удары с прочитываемой скоростью. Ќа крыше ¬оробьЄв рубилс€ с √ригорьевым азиатским мечом, который мне пригл€нулс€ ещЄ в подготовительном периоде в залежах у пиротехника —аши яковлева. ѕри штурме форта в пару ¬ите  остецкому € поставил пирата ќсю  ринского, своего друга по “еатральному институту. ќн, как опытный фехтовальщик, прошедший со мной мушкетЄрские баталии, отрепетировал с ¬итей €ростную шпажную схватку и героически погиб от его руки.


 аскадЄры —ергей Ўульга и »осиф  ринский репетируют бой при штурме форта в Ќовом свете.  рым, май 1982 года

” некоторых рь€ных бойцов типа "Ѕалон", часто случалось наоборот. —лава —ливников работал с нами не первый раз и чувствовал себ€ в своей летающей тарелке. ¬зрыв порохового бочонка его задница выдержала с неверо€тной лЄгкостью, а от пули ќлега он ловко увернулс€. ¬ладислав »гнатьевич с ƒжимом разыграли такой дуэт эквилибристов с перебрасыванием ружей, что каскад на дощатый топчан осталс€ незамеченным и не был внесЄн в ведомость дл€ оплаты трюковых. Ѕольше всего € переживал за —лаву-ƒжойса, который, пада€ на краю обрыва после залпа безжалостного и жестокого пирата Ѕурлачко, мог потер€ть равновесие и навернутьс€ со скалы. —ерЄга страховал его на тонкой верЄвке, но он, как все актЄры, мог войти в раж. јктЄры ведь не понимают, что р€дом насто€щие скалы, стальные шпаги и гор€чий огонь. ќни уверены, как дети, что в кино их не обид€т и больно, по - насто€щему, не удар€т. ќлег »ванович Ѕорисов, наблюда€ с костылЄм за нашими упражнени€ми, жалобно просил мен€ придумать какой-нибудь финт и дл€ него. Ќо опорный прыжок с переворотом при отступлении пиратов и бегстве через частокол форта всЄ-таки сделал ¬ова —евасть€нихин. ¬ общем, вечеринка удалась. —топ! —н€то!


Ќа съЄмках «ќстрова сокровищ». Ќовый —вет. 1982 год

—ъЄмки перестрелки со шхуны с береговым десантом проходили на ÷арском пл€же. «аставить себ€ работать, когда майска€ крымска€ жара загон€ла распаренных каскадЄров в прохладные волны „Єрного мор€, трудно и бесчеловечно. Ќо всЄ когда-нибудь кончаетс€. ћне нужно было возвращатьс€ в институт, принимать у студентов зачЄты. ќлег согласилс€ завершить работу со взрывами на шлюпках и подъЄм в горы за сокровищами, где  ост€ ¬оробьЄв оборвЄтс€ в пропасть под чутким руководством —ерЄги. я свои сокровища уже нашЄл. Ѕолее курортной кинокартины в моей жизни больше не было. Ќу и, конечно, пиастры! ѕиастры! ћен€ ждала ман€ща€ и соблазнительна€ ‘ранци€

(Ётот и другие рассказы вы можете прочитать в книге Ќикола€ ¬ащилина «ќткровени€ каскадЄра»)


ј вот воспоминани€ ћихаила ¬оробьЄва о съЄмках корабельных сцен

¬ качестве "Ёспаньолы" в фильме снимались несколько парусников, плюс декорации кают. я долго не мог пон€ть, чего не хватает в тщательно сделанных декораци€х. ѕотом пон€л - качки, и солнечных, на потолке кают, бликов. Ќо основным кораблЄм выступила трехмачтова€ шхуна " одор" - прекрасный учебный парусник, с простым бермудским вооружением, принимавший на борт 44 курсанта. Ётот парусник-долгожитель находилс€ в эксплуатации около 30 лет — фантастический «возраст» дл€ дерев€нного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавани€! — курсантами на борту « одор» побывал в водах јтлантического океана и 11 морей. Ћет ей к тому времени уже было немало, шхуна завершала свою службу, должна была быть переоборудована, как и «—ириус», в плавучий ресторан



¬ первый день съемка не состо€лась. «алив штормил, " одор" сто€л вдали от берега, в районе «еленогорска. √руппа приехала в «еленогорск и попыталась на катере переправитьс€ на его борт.



¬ышли в залив, пошли к штормующей шхуне. —перва просто сильно качало, потом волны стали перехлестывать через катер, пришлось уйти в каюту. ѕопытка не удалась, только сгубили телевизор, упавший со столика во врем€ смены курса. " одор" в этот день так и осталс€ красивым силуэтом вдали.



Ќочью " одор" пришел в ћорской порт, и на другой день группа комфортабельно погрузились на борт с причала. Ќа мен€ сильное впечатление произвел разворот на швартовых, во врем€ которого судно, сто€вшее кормой ко входу в порт, оказалось к нему носом. » это не отдава€ швартовых канатов.

ќснастили мирный парусник артиллерией и пошли в залив.



 остюмерные разместились пр€мо на палубе.



–убка на шхуне вполне современна€, о прошлом напоминает разве что штурвал. ≈го роль в этом фильме еще впереди.



ƒовольно долго шли по каналу, среди современных построек и судов. Ќо вот, наконец, и залив. Ѕерег осталс€ позади, пора приниматьс€ за работу. ќператоры, с помощью курсантов став€т камеру (не совсем пон€тно, зачем им кувалда),



а команда, - паруса.



ѕереодетые в старинную форму, курсанты по вантам лезут на рей.



«а штурвалом угнанной у пиратов шхуны - актер ‘ед€ —туков,



а ƒжим на сетке у бушприта шхуны, возвращающейс€ домой, - каскадер ‘илипп Ўкольник.  стати о штурвале: этот тот самый штурвал, из рубки. ¬о врем€ съемок судно управл€лось большим разводным ключом, приспособленным на его место.



” наполненного ветром паруса на пам€ть сфотографировались с капитаном " одора".



Ўхуна поздно вышла из порта, ожида€, пока освободитс€ ћорской канал, поэтому обратно в город мы вернулись глубокой ночью, хот€ большую часть обратного пути шли под парусами.
— тех пор прошло много лет. –ассказывали, что шхуна позже была рестораном на  аспии, а потом, вновь вооруженна€ парусами (и фальшивой трубой), участвовала в съемках фильма о дет€х капитана √ранта

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку