-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38480



«агадки острова ѕасхи

¬торник, 08 Ќо€бр€ 2016 г. 16:39 + в цитатник

ѕри упоминании этого острова обычно возникает ассоциаци€ с огромными каменными идолами, установленными неизвестно кем, как, когда и зачем. ќднако на небольшом клочке суши посреди безбрежного “ихого океана сконцентрировано столько разнообразных загадок, что с лихвой хватило бы и на целый материк.

«агадки острова ѕасхи

√олландский адмирал якоб –оггевен, отправившийс€ из јмстердама на поиски загадочной ёжной «емли, был, возможно, не первым европейцем, обнаружившим остров ѕасхи. Ќо он первым описал его и определил координаты. » европейское название острову дал именно –оггевен, чьи корабли причалили к нему 5 апрел€ 1722 г. Ёто было ѕасхальное воскресенье.

ћор€ков встретили чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди, у которых были непривычно длинные мочки ушей. ¬ судовом журнале отмечено, что местные жители «развели костры перед очень высокими каменными стату€ми с.. .>, которые нас поразили, поскольку мы не могли пон€ть, как эти люди, не располага€ ни строевым деревом, ни прочными веревками, смогли их возвести».

«наменитый капитан ƒжеймс  ук высадилс€ на острове спуст€ полвека, в 1774 г., и был поражен не меньше –оггевена, отметив неверо€тный контраст между стату€ми-великанами и убогой жизнью коренного населени€: «Ќам трудно было представить, как островит€не, лишенные техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни», — писал он.

ѕо оценкам и  ука, и –оггевена там обитало около 3000 туземцев, называвших свой остров то ћата-ки-те-–аги, что значит «глаза, смотр€щие в небо», то “е-ѕито-о-те-хенуа, то есть «пуп «емли». Ѕлагодар€ таит€нским мореплавател€м остров часто называют –апа-Ќуи (в переводе «Ѕольшой –апа»), чтобы отличать его от острова –апа-»ти, лежащего в 650 км к югу от “аити.

¬ насто€щее врем€ это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой и населением менее 5000 человек. ќднако раньше на нем росли густые леса и бурлила жизнь, свидетел€ми которой были гигантские каменные статуи — моаи, как их называли аборигены. —огласно поверь€м местных жителей, в моаи заключена сверхъестественна€ сила предков первого корол€ острова ѕасхи — ’оту-ћату’а.

—транные, похожие друг на друга, с одинаковым выражением лица и неправдоподобно выт€нутыми ушами, они разбросаны по всему острову.  огда-то статуи сто€ли на пьедесталах, обратившись взорами к центру острова — это видели первые европейцы, посетившие остров. Ќо потом все истуканы, а их насчитываетс€ 997, оказались лежащими на земле.

¬се, что существует на острове сегодн€, было восстановлено в прошлом веке. ѕоследн€€ реставраци€ 15 моаи, расположенных между вулканом –ано-–араку и полуостровом ѕойке, была проведена €понцами в 1992—1995 годах.

Ќа склонах этого вулкана расположена каменоломн€, где древние мастера с помощью базальтовых резцов и т€желых каменных кирок вырубали моаи из м€гкого вулканического туфа. ¬ысота большинства статуй составл€ет 5—7 м, высота более поздних изва€ний достигала 10—12 м. —редн€€ масса моаи — около 10 т, но есть и гораздо более т€желые.  арьер полон незавершенными стату€ми, работа над которыми по неизвестной причине была прервана.

ћоаи расположены на массивных постаментах аху вдоль побережь€ острова на рассто€нии 10—15 км от каменоломен. јху достигали 150 м в длину и 3 м в высоту и состо€ли из кусков весом до 10 т. Ќеудивительно, что эти гиганты поразили европейских мор€ков, а затем и мировую общественность.  аким образом это удавалось делать древним обитател€м острова, потомки которых влачили жалкое существование и не производили впечатлени€ богатырей?

 ак перетаскивали полностью законченные, обработанные и отшлифованные статуи через горы и долины, умудр€€сь при этом не повредить их за врем€ пути?  ак взгромождали их на аху?  ак водружали после этого на их головы каменные «шл€пы», вес€щие от 2 до 10 т? » наконец, как эти скульпторы по€вились на самом удаленном от суши из населенных островов мира?

Ќо это далеко не все тайны –апа-Ќуи. ¬ 1770 г. заброшенный клочок земли решили под названием —ан- арлос присоединить к владени€м испанской короны.  огда руководитель испанской экспедиции капитан ‘елипе √онсалес де јэдо составил акт о присоединении острова и подписал его, вожди местных племен под текстом поставили и свои подписи — тщательно вывели на бумаге какие-то странные знаки. “акие же затейливые, как татуировки на их телах или рисунки на прибрежных скалах. «начит, на острове существовала письменность?!

ќказываетс€, существовала. ¬ каждом жилище аборигенов находились дерев€нные таблички с вырезанными на них знаками. —вою письменность жители –апа-Ќуи называли кохау ронго-ронго. —ейчас в музе€х мира находитс€ 25 дощечек, их фрагментов, а также каменных фигурок, испещренных такими же таинственными знаками.

”вы, это все, что осталось после просветительской де€тельности христианских миссионеров. » даже самые старые жители острова не могут объ€снить смысл хот€ бы одного знака, не говор€ о том, чтобы прочитать текст.

¬ 1914—1915 гг. руководитель английской экспедиции на –апа-Ќуи миссис  этрин —корсби –аугледж нашла старика по имени “оменика, который смог написать несколько знаков. Ќо посв€тить чужеземку в тайну ронго-ронго он не захотел, за€вив, что предки покарают каждого, кто раскроет пришельцам секрет письма. ≈два дневники  этрин –аутледж были опубликованы, как она сама внезапно умерла, а материалы экспедиции оказались потер€нными...

„ерез сорок лет после кончины “оменики чилийский ученый ’орхе —ильва ќливарес познакомилс€ с его внуком, ѕедро ѕате, который в наследство от деда получил словарь ронго-ронго. ќливаресу удалось сфотографировать тетрадь со словами древнего €зыка, но, как пишет он сам, «катушка с пленкой оказалась не то утер€нной, не то похищенной. »счезла и сама тетрадь».

¬ 1956 г. норвежский этнограф и путешественник “ур ’ейердал узнал, что у островит€нина Ёстебана јтана есть тетрадь со всеми знаками древнего письма и их значением латинскими буквами. Ќо когда знаменитый путешественник попыталс€ рассмотреть тетрадь, Ёстебан сразу же ее спр€тал. ¬скоре после встречи абориген отплыл в маленькой самодельной лодке на “аити, и больше ни о нем, ни о тетради никто не слышал.

”ченые многих стран пытались расшифровать таинственные знаки, но это у них не получилось до сих пор. ќднако обнаружилось сходство письменности острова ѕасхи с иероглификой ƒревнего ≈гипта, древнекитайским рисуночным письмом и письменами ћохенджо-јаро и ’араппы.

≈ще одна загадка острова св€зана с... его регул€рным исчезновением. “олько в XX в. документально зафиксировано несколько удивительных случаев, когда он довольно ловко «пр€талс€» от мореплавателей. “ак, в августе 1908 г. чилийский пароход «√лори€» после длительного рейса собралс€ пополнить там запас пресной воды. Ќо когда пароход вышел в отмеченную штурманом точку, никакого острова там не оказалось!

–асчет показывал, что пароход прошел пр€мо сквозь остров и теперь удал€лс€ от него.  апитан приказал повернуть назад, но вычислени€ показали, что «√лори€» находитс€ пр€мо в центре острова!

„ерез 20 лет туристский лайнер должен был пройти в нескольких мил€х от острова ѕасхи, но его нигде не было видно даже в самый мощный бинокль.  апитан тут же передал в „или сенсационную радиограмму. „илийские власти отреагировали быстро: канонерска€ лодка вышла из порта ¬альпараисо к загадочному месту, но остров снова был на своем обычном месте.

¬ годы ¬торой мировой войны две немецкие субмарины направл€лись к острову ѕасхи, где их поджидал танкер-заправщик. Ќо на месте встречи ни танкера, ни острова не оказалось. Ќесколько часов лодки бороздили океан в бесплодных поисках Ќаконец командир одной из субмарин решил нарушить режим радиомолчани€ и вышел на св€зь с заправщиком. ¬стретились они лишь в 200 мил€х от острова ѕасхи, а втора€ подлодка бесследно исчезла...

ћногие исследователи предполагали, что местное население происходит из »ндии, из ≈гипта, с  авказа, из —кандинавии и, конечно, из јтлантиды. ’ейердал выдвинул гипотезу, что остров был заселен переселенцами из ƒревнего ѕеру. ƒействительно, каменные изва€ни€ весьма напоминают найденные в јндах статуэтки. Ќа острове выращивают батат, распространенный в ѕеру. ј перуанские легенды говорили о битве инков с народом северных белых богов.

ѕосле поражени€ в битве их вождь  он-“ики увел свой народ на запад через океан. Ќа острове же ход€т легенды о прибывшем с востока могущественном вожде по имени “упа (возможно, это был дес€тый —апа »нка “упак ёпанки). ѕо словам испанского путешественника и ученого XVI в. ѕедро —армьенто де √амбоа, в ту эпоху у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они могли достичь острова ѕасхи.

¬оспользовавшись фольклорными описани€ми, ’ейердал построил из 9 бальсовых бревен плот « он-“ики» и доказал, что преодолеть рассто€ние между ёжной јмерикой и ѕолинезией в давние времена было возможно. “ем не менее теори€ перуанского происхождени€ древнего населени€ острова ѕасхи не убедила ученый мир. √енетический анализ указывает скорее на его полинезийское происхождение, да и рапануйский €зык принадлежит к семейству полинезийских. —пор€т ученые и по поводу даты заселени€, называ€ врем€ от 400 до 1200 года.

¬озможна€ истори€ острова ѕасхи (согласно позднейшим реконструкци€м) выгл€дит так.

ѕервые поселенцы возводили статуи небольших размеров, без «шл€п» из камн€ на голове, сооружали церемониальные постройки и устраивали празднества в честь бога ћаке-ћаке. «атем на остров приплыли чужаки. »з-за искусственно удлиненных ушей их прозвали ханау-ээпе — «длинноухие» (’ейердал утверждал, что длинноухие и есть перуанские индейцы, поселившиес€ на острове около 475 г., а аборигены €вл€ютс€ полинезийцами).

ѕоселившись на полуострове ѕойке, они поначалу жили мирно, отлича€сь своеобразной культурой, наличием письменности и других умений. ѕриплыв на –апа-Ќуи без женщин, пришельцы женились на представительницах коренного племени, которых стали называть ханау-момоко — «короткоухие». ѕостепенно ханау-ээпе заселили всю восточную часть острова, а затем и подчинили ханау-момоко, чем вызвали ненависть со стороны последних.

— этого времени начинаетс€ строительство каменных гигантов с грубыми лицами, далеких от прежней реалистической манеры. ѕлатформы-аху сооружаютс€ с меньшей тщательностью, но зато теперь на них водружают статуи, спиной обращенные к морю. ¬озможно, к побережью их перевозили на дерев€нных салазках, смазанных рыбьим жиром. ¬ те времена пальмами была покрыта больша€ часть острова, так что с дерев€нными катками проблем не было.

Ќо местные жители, к которым “ур ’ейердал обращалс€ с вопросом, как перевозили в древние времена гигантские каменные фигуры, отвечали ему, что они шли сами. ’ейердал и другие энтузиасты нашли несколько способов транспортировки каменных истуканов в вертикальном положении.

Ќапример, с помощью канатов моаи наклон€ли, опира€ на один из углов основани€, и поворачивали вокруг этой оси с помощью дерев€нных рычагов. ѕри этом группы такелажников с помощью канатов удерживали глыбу от чрезмерного наклона.

—о стороны действительно казалось, что моаи сами движутс€ по мощеным дорогам, которые действительно проложены на острове. ѕроблема в том, что рельеф вулканического острова буквально изрезан, и как передвигать многотонных гигантов вверх и вниз по окружающим –ано –араку холмам, непон€тно.

 ак бы там ни было, моаи создавались, перемещались и водружались на постаменты ханау-момоко под руководством ханау-ээпе. “акие каторжные работы не могли обходитьс€ без жертв, а население острова даже в лучшие времена, по мнению ученых, не превышало 10—15 тыс. человек.   тому же на –апа-Ќуи практиковалс€ каннибализм.

–апануйцы были воинственным народом, что подтверждаетс€ многочисленными столкновени€ми между местными жител€ми, описанными в легендах. » побежденные нередко становились главным блюдом во врем€ праздновани€ победы. — учетом доминировани€ длинноухих, нетрудно сообразить, чь€ участь была горше. » короткоухие в конце концов взбунтовалась.

ћалочисленные длинноухие бежали на полуостров ѕойке, где укрылись за широким рвом длиной 2 км. „тобы противник не смог преодолеть преграду, они вырубили окружающие пальмы и свалили их в ров, чтобы поджечь в случае опасности. Ќо короткоухие в темноте обошли врагов с тыла и сбросили их самих в гор€щий ров.

¬се ханау-ээпе были истреблены. —имволы их могущества — моаи — сбрасывали с пьедесталов, работы в каменоломн€х прекратились. Ёто эпохальное дл€ острова событие произошло, веро€тно, как раз вскоре после открыти€ острова европейцами, ибо в конце XVIII в. сто€щих на постаментах истуканов мор€ки уже не видели.

ќднако к тому времени деградаци€ общины стала необратимой. Ѕольшинство лесов было уничтожено. — их исчезновением люди лишились стройматериалов дл€ изготовлени€ хижин и лодок. ј поскольку с истреблением длинноухих были уничтожены лучшие мастера и агрономы, жизнь на острове ѕасхи вскоре превратилась в каждодневную борьбу за существование, спутником которой был оп€ть начавший набирать обороты каннибализм.

¬прочем, с последним довольно успешно боролись миссионеры, обраща€ туземцев в христианство. Ќо в 1862 г. на остров вторглись перуанские работорговцы, которые вз€ли в плен и увезли 900 человек, в том числе последнего корол€. ќни же уничтожили часть статуй, после чего с острова бежали и многие аборигены, и жившие там миссионеры.

ј завезенные пиратами болезни — оспа, туберкулез, проказа — сократили численность и так небольшого населени€ острова до сотни человек. ѕогибла больша€ часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны –апа-Ќуи. Ќа следующий год миссионеры, высадившиес€ на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей уникальной цивилизации, которую местные жители помещали в центре мира.

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Liudmila_Sceglova   обратитьс€ по имени —реда, 09 Ќо€бр€ 2016 г. 00:28 (ссылка)
Ѕлагодарю и желаю-
ѕусть каждый день будет
радостным, интересным, неповторимым,
полным счастливых улыбок
и €рких впечатлений!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку