-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38769



Ћовушки сознани€, которые мешают мыслить рационально

¬торник, 13 —ент€бр€ 2016 г. 13:26 + в цитатник

„еловеческий мозг способен обрабатывать 1016 операций в минуту. Ёто говорит о том, что он намного мощнее любого компьютера, существующего на сегодн€шний день. ќднако, это вовсе не означает, что возможност€м главного органа человека нет предела.   примеру, тот же калькул€тор быстрее и лучше справитс€ с математическими операци€ми, чем мы, да и на пам€ть нашу не всегда можно положитьс€. Ѕолее того, каждый из нас находитс€ в зависимости от многих предубеждений, которые, по сути, €вл€ютс€ раздражающими ловушками нашего сознани€. »менно они заставл€ют нас принимать сомнительные решени€ и приходить к ошибочным выводам.

Ќиже представлены самые распространенные ловушки, или по-научному «когнитивные предубеждени€». —тоит добавить, что некоторые социальные психологи считают наличие таких ловушек крайне полезным, потому как они помогают человеку более эффективно обрабатывать информацию, особенно в опасных ситуаци€х.



11) ѕредвз€тость подтверждени€


 




Ќам нравитс€ соглашатьс€ с теми, кто соглашаетс€ с нами. »менно поэтому мы, как правило, посещаем те сайты и форумы, которые раздел€ют наши взгл€ды, и зачастую окружаем себ€ теми людьми, которые придерживаютс€ аналогичных вкусов.

ћы склонны пугатьс€ лиц, групп или различных источников информации, заставл€ющие нас чувствовать себ€ неудобно или небезопасно. Ётот феномен поведенческий психолог Ѕ.‘. —киннер (B. F. Skinner) назвал когнитивным диссонансом.

»менно подобного рода избирательность и €вл€етс€ причиной "предвз€тости подтверждени€", потому как часто на бессознательном уровне мы впитываем исключительно ту информацию, котора€ питает наши уже существующие взгл€ды, при этом игнориру€ или полностью отказыва€сь принимать то, что идет в разрез с нашим видением.

ѕричем, все это происходит независимо от того, насколько обоснованной может быть «конфликтна€» нашим взгл€дам информаци€. Ѕолее того, как ни парадоксально, интернет только углубл€ет и усиливает данную тенденцию.


ѕсихологические ловушки



10) ¬нутригруппова€ предвз€тость






ƒанна€ ловушки несколько похожа на описанную выше. ќна означает необходимость про€влени€ у каждого человека врожденной потребности в том, чтобы ощущать себ€ частью коллектива.

Ќемного странно, но про€вление данной потребности напр€мую св€зано с окситоцином, известным как «молекула любви». ƒанный нейротрансмиттер помогает нам устанавливать и укрепл€ть св€зи с людьми, наход€щимис€ «внутри» нашего круга.

ќднако, есть у него и абсолютно противоположна€ функци€: этот гормон заставл€ет нас относитьс€ с подозрением или даже бо€тьс€ тех, кто находитс€ "снаружи". ¬ конечном счете, внутригруппова€ предвз€тость заставл€ет нас переоценивать способности и ценности индивидуумов в нашей группе за счет недооценки людей, которых мы не знаем.



9) ќшибки и заблуждени€ игрока






—корее всего данный пункт было бы правильнее назвать "сбоем" в работе нашего сознани€. ѕотому как он подразумевает, что все мы склонны слишком большое значение придавать тому, что уже свершилось, полага€, что так или иначе это повли€ет на будущие результаты.

 лассическим примером €вл€етс€ подбрасывание монетки. “о есть, если 10 раз подр€д выпадает орел, то в нашем сознании увеличиваетс€ веро€тность того, что в следующий раз выпадет решка. Ќо на самом деле веро€тность остаетс€ прежней – 50/50.

ѕо подобной схеме работает и «позитивное ожидание», которое свойственно любител€м азартных игр. ќни полагают, что если в течение определенного количества времени им не везет, то это означает, что удача уже совсем близко, и в следующий раз они об€зательно сорвут большой куш.

јналогична€ ситуаци€ происходит и в случае с "полосой везени€".  роме того, это же чувство у нас возникает, когда мы начинаем новые отношени€ и полагаем, что они будут лучше, чем предыдущие.



8) ѕост-шопингова€ рационализаци€






¬ жизни каждого из нас происходили ситуации, когда после покупки чего-то совершенно ненужного, слишком дорогого или неисправного, мы пытались убедить себ€ в том, что приобретение все равно удачно.

»менно это и называетс€ "пост-шопингова€ рационализаци€", котора€ представл€ет собой своего рода встроенный в наше сознание механизм, заставл€ющий нас чувствовать себ€ хорошо после совершени€ абсолютно бестолковых покупок или каких-либо глупостей.

ƒанное €вление также известно как "стокгольмский синдром покупател€" - способ подсознательно оправдывать свои неразумные покупки, особенно очень дорогие.



7) ѕренебрежение веро€тностью






ќчень немногие из нас опасаютс€ садитьс€ в автомобиль и ехать кататьс€, однако, очень большое количество людей признаютс€ в том, что испытывают трепет и жуткое волнение при подъеме на борт самолета.

—овершенно очевидно, что полет – это абсолютно неестественное состо€ние дл€ человека, поэтому наш мозг и расценивает его как опасность. “ем не менее, практически все знают и признают тот факт, что веро€тность погибнуть в автомобильной аварии намного выше, чем в авиакатастрофе.

ќднако, наш мозг не воспринимает эту логическую информацию (статистически, шансы человека погибнуть на дороге – 1 к 84, в небе – 1 к 5000). Ёта же ловушка заставл€ет нас волноватьс€ о том, что мы можем погибнуть в результате террористического акта в отличие от чего-то, гораздо более веро€тного, к примеру, падени€ с лестницы или отравлени€.

»менно это социальный психолог  эсс —анстеин (Cass Sunstein) назвал пренебрежение веро€тностью, это и есть наша неспособность правильно пон€ть собственный страх, что зачастую и приводит к переоценке риска относительно безвредной де€тельности и недооценке чего-то более опасного.



ѕредвз€тость



6) ¬ыборочность наблюдени€






ѕри действии этой ловушки мы внезапно начинаем видеть вещи, на которые раньше не обращали практически никакого внимани€. ѕри этом, мы неверно полагаем, что частота "случаемости" данных вещей увеличилась.

Ќам регул€рно начинает казатьс€, что "нечто" нас буквально преследует, но на самом деле это нечто раньше просто-напросто было вне нашего внимани€.

ѕрекрасным примером €вл€етс€ то, что происходит с человеком при покупке им нового автомобил€. — этого момента он повсюду начинает видеть такие же автомобили и говорить, что их слишком много. јналогична€ ситуаци€ происходит с беременными женщинами, которые, начав носить под сердцем ребенка, вдруг замечают, как много таких же беременных вокруг нее.

ѕод действие этого эффекта может попасть все, что угодно, кака€-либо песн€ или даже редко встречающа€с€ фраза. Ёти вещи не стали происходить чаще, это вы стали замечать их чаще.

Ѕеда заключаетс€ в том, что большинство людей не вид€т в этом никакой предвз€тости, а на самом деле полагают, что вещи стали происходить чаще. ќтсюда же по€вл€етс€ и уверенность в том, что это «не может быть простым совпадением» (хот€ на самом деле может).



5) Ёффект негативности






Ћюди по своей природе склонны обращать больше внимани€ на плохие новости, и это вовсе не говорит о наличии у человека каких-то психологических проблем. —оциологи полагают, что из-за нашего селективного внимани€, мы воспринимаем негативные новости как нечто более важное и глубокое.

ћы даже склонны больше довер€ть именно плохим новост€м, возможно, потому что хорошие новости кажутс€ нам очень подозрительными или даже скучными. ќднако, мы рискуем зациклитьс€ на отрицательном за счет на самом деле хороших новостей.

ѕисатель —тивен ѕинкер (Steven Pinker) в одной из своих книг доказывает, что насили€, войн, преступлений, жестокости и несправедливости на земле становитс€ все меньше, в то врем€ как большинство людей утверждают, что ситуаци€ только ухудшаетс€. Ёто прекрасный пример эффекта негативности в действии.



—ила подсознани€



4) Ёффект всеобщего увлечени€






ћы часто бессознательно это делаем, и нам на самом деле нравитс€ плыть по течению вместе с толпой.  огда люди вокруг нас начинают выбирать фаворита или победител€, вот тогда та часть нашего мозговой системы, котора€ отвечает за индивидуальность, просто отключаетс€.

¬ этот момент мы принадлежим к так называемому "групповому мышлению". ѕричем, речь не об€зательно идет о большой толпе или целой нации, это касаетс€ и маленьких групп, таких как семь€ или небольшой круг офисных работников.

  примеру, если люди, которые вас окружают, допустим, коллеги по работе, посчитают какую-то вещь сто€щей, то веро€тнее всего такого мнени€ будете придерживатьс€ и вы, причем независимо от доводов.

»ли же в спорте. ≈сли большинство ваших друзей болеет за какую-либо команду, то вам очень трудно будет не поддатьс€ этому увлечению.



3) Ёффект проекции






Ћюди наход€тс€ в ловушке своего собственного ума 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. «ачастую человеку очень трудно осознать, что кто-то думает не так, как он или предпочитает не то, что нравитс€ ему.

Ќа подсознательном уровне мы думаем, что большинство людей рассуждают так же, как и мы. — эффектом проекции имеет тесную св€зь и эффект "ложного консенсуса", который подразумевает наличие полностью необоснованной уверенности в том, что окружающие люди по умолчанию во всем с нами согласны.

Ёффект проекции – это есть ничто иное, как переоценка человеком его собственной "обычности".   примеру, очень часто можно встретить людей, которые собираютс€ в радикальные объединени€. »нтересно, что большинство из них твердо убеждены в том, что множество людей, не вход€щих в их группу, раздел€ют их точку зрени€.



“айны подсознани€



2) Ёффект текущего момента






„еловеку очень сложно соотносить себ€ сегодн€шнего с тем, кем он будет завтра, поэтому мы часто делаем что-то себе в удовольствие сегодн€, а ответственность за "соде€нное" перекладываем на себ€ "завтрашнего".

Ётот эффект крайне интересен экономистам (наше нежелание сорить деньгами и экономить) и медицинским работникам.

¬ 1998 году было проведено исследование, которое показало, что при прин€тии решени€ относительно питани€ на последующую неделю, 74 процента добровольцев выбрали фрукты. Ќо когда их попросили выбрать то, что им хотелось бы съесть сейчас, 70 процентов покупателей указали на шоколад.



1) Ёффект закреплени€ (эффект €кор€)






Ётот эффект известен еще под названием "ловушка сравнени€". ќн представл€ет собой нашу склонность сравнивать и противопоставл€ть числа, при этом, не обраща€ внимани€ на их истинную величину.

Ётим вовсю пользуютс€ продавцы.  лассическим примером €вл€етс€ товар, выставленный на распродажу. ћы видим две цены на бирке и вычисл€ем разницу между ними, но не смотрим на сами цены, не анализируем их.

≈сли предоставл€ема€ "скидка", то есть разница между двум€ ценами значительна, то мы остаемс€ под впечатлением, даже если в действительности товар не стоит за€вленных денег.

Ётот же прием используют в своей работе и рестораны, которые включают в меню несколько очень дорогих блюд. “огда на их фоне другие блюда выгл€д€т не такими дорогими. ѕо этой же причине мы, когда нам предоставл€етс€ выбор, чаще всего предпочитаем вз€ть что-то среднее, цена которого не слишком низка€, но и не слишком высока€.

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку