-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37102


„то такое когнитивные искажени€ и как они сбивают нас с толку

¬торник, 23 јвгуста 2016 г. 06:25 + в цитатник

„то такое когнитивные искажени€ и как они сбивают нас с толку 8 ловушек мышлени€, в которые попадает каждый родитель
 
 
ћы ужасно не любим, когда кто-то пытаетс€ манипулировать нашими чувствами и вводить нас в заблуждение. Ќо чаще всего мы становимс€ жертвами манипул€ции не окружающих, а нашего собственного сознани€. ƒума€, что воспитываем и обучаем детей исход€ из логики и здравого смысла, мы порой не отдаЄм себ€ отчЄта в том, что действуем по нав€занным нам ошибочным стереотипам. Ёто называетс€ когнитивным искажением. »нна ѕрибора рассказывает, как это работает и как научитьс€ принимать осмысленные решени€.

ѕока мы серфим по интернету в поисках актуальной информации по развитию и воспитанию детей, то неизбежно приплываем к одним и тем же подводным минам. ¬ когнитивные ловушки попадают все люди в силу особенностей человеческого мозга, но у ищущего воспитател€ есть несколько особых систематических заблуждений.

 огнитивные искажени€ — это типовые ошибки в нашем мышлении, они возникают, когда мы на автомате или интуитивно совершаем промах или просто неверно оцениваем ситуацию. ’от€ в этот момент кажетс€, что мы видим картину целиком и действуем рационально. Ќапример, более привлекательный внешне человек кажетс€ нам более компетентным и успешным в других сферах. Ёто частный случай «эффекта ореола».

Ѕаги мышлени€ давно и успешно изучают психологи, экономисты и другие учЄные, но избавитьс€ от них не получаетс€. „ем больше информации мы пытаемс€ переварить, тем больше возникает системных сбоев. ћозг, стара€сь экономить энергию, ведЄт нас по шаблонному, более лЄгкому пути, а оттого часто ложному. Ќесмотр€ на то что искать чужие ошибки намного интереснее, чем свои, мы всЄ же собрали несколько. ¬от где мы обычно попадаем впросак.

1. »ллюзи€ лЄгких решений

ћы живЄм в мире, где очень ценитс€ эффективность и чЄткие инструкции.  огда мы сталкиваемс€ с какой-то проблемой воспитательного толка, нам кажетс€, что есть какой-то очевидный тумблер — хлоп! — и исправилось. –аспространЄнные «“ри совета, как победить истерики», конечно, усиливают наваждение. Ќо советы могут быть простыми, их исполнение — менее веро€тно, а то, что эти советы окажутс€ подход€щими именно вам именно сейчас — вариант, близкий к фантастике. ѕсихолог јнна ѕтащук (√орина) пишет в своЄм фейсбуке:

«...»менно в т€жЄлый момент очень хочетс€ обратитьс€ к экспертам. ѕотому что кажетс€, есть какое-то волшебное слово, действие или кнопка „сделать всЄ хорошо“. ≈сли не удержатьс€ и ломанутьс€ в интернет-сообщество, в компанию бывалых в песочнице, к какому-нибудь дивному психологу, который знает, как правильно... ≈сли вдруг попадЄтс€ кто-то с экспертной позицией и знанием „как надо“ — ****** [конец] котЄнку. ¬ернутьс€ в ту точку, где материнство в радость, будет сложно. ЌачнЄтс€ блуждание от идеи к идее, от кнопки к кнопке. Ѕить или дуть в попу, как именно бить, как именно дуть. Ќа каждый аргумент есть контраргумент, довольно быстро оперативка перегружаетс€, и мы слетаем в сторону автоматизмов».

 

2. —елективное воспри€тие

»стори€ про то, как мы тер€ем объективность, фиксиру€сь на какой-то теме. —кажем, вы ищете детский спорткомплекс и вдруг замечаете, что повсюду реклама спорткомплексов, в соцсет€х только и разговоры что о расцветках подвесных колец. » вообще, в мире эта тема сильно затмевает новости ќлимпиады. ≈сли убрать из пол€ зрени€ пару баннеров с контекстной рекламой, всЄ остальное — причудлива€ игра вашего мозга под сосредоточенным лбом.

—елективному воспри€тию способствует и то, что информацию мы берЄм из источников, которые близки нам по ценност€м. »з ленты друзей, в которой сид€т люди, также уважающие слинги, педприкорм и считающие, что в доме об€зательно должно быть место вис€щим на кольцах дет€м.

 

3. —клонность принимать решени€, основыва€сь на субъективных данных

ќб этой ошибке в книге «ƒумай медленно, решай быстро» писал ƒаниэль  анеман, психолог-когнитивист и Ќобелевский лауреат. —уть в том, что редкие событи€ или игнорируютс€ нами напрочь, или получают слишком больший вес. Ћишний вес событию у нас в мозгу придают €ркие образы, нав€зчива€ тревога и посто€нное напоминание. ¬ противном случае мы вообще будем игнорировать веро€тность редкого событи€.

¬ отношении воспитани€ это работает очень нагл€дно, стоит высунутьс€ в окно. “ам дети на трЄхколЄсных велосипедах в шлемах, жилетах, обклеенных светоотражательными элементами, едут со скоростью идущей р€дом бабушки, а та повтор€ет: «Ќе торопись, расшибЄшьс€!». ћы вообще дет€м часто говорим: «—валишьс€, обожжЄшьс€, шею свернЄшь...». Ќам за них страшно, потому что мы знаем девочку, упавшую с качелей, и мальчика, который на тарзанке влетел в дерево. ј ещЄ благодар€ —ћ» и фильмам мы дико боимс€ киднеппинга, несоразмерно статистическим данным. Ќо в этом случае лучше уж придавать событию лишний вес, чем вообще игнорировать его веро€тность.

 

4. ‘иксаци€ на возрастных нормах

–одители четырЄхмес€чных детей прочЄсывают специализированные ресурсы, чтобы вы€снить, через сколько недель должен вылезти первый зуб, когда малыш должен перевернутьс€, а когда сесть на попу. ќтход от обозначенных, весьма примерных периодов становитс€ поводом волноватьс€ и названивать друзь€м: «Ёй, а не помнишь, когда ваш пополз? Ќаш не ползЄт... ’от€ вроде по инструкции должен».

ѕсихолог јнастаси€ Ћындина пишет: «ќдна из самых вредных вещей, которую все спешат сообщить родителю, — это возрастные нормы. Ќачина€ от „ваш ребЄнок слишком мало/много весит“ и заканчива€ „если до п€ти лет не приучите к самосто€тельности, будете до 15 попу ему вытирать“. Ќо ребЄнок, соответствующий всем возрастным нормам, это сферический конь в вакууме. –ебЄнок созревает тогда, когда созревает. » есть вещи, которые, приучай не приучай, ускорить невозможно. ≈сть знаменитые эксперименты ѕиаже, которые демонстрируют, что ребЄнок не поймЄт закон сохранени€ количества, пока не преодолеет некий рубеж, сколько ни бейс€ ».

 

5. ќшибка нарратива

¬ книге «„Єрный лебедь, или под знаком непредсказуемости» математик и трейдер Ќассим “алеб рассказывает, как именно мы объ€сн€ем выдающиес€ успехи отдельных людей. —начала происходит замечательный взлЄт, а потом задним числом люди обставл€ют историю успеха своими умопостроени€ми. ¬ них главна€ роль принадлежит не удачным случайност€м, а одному фактору или определЄнной линии поведени€. ѕоэтому нас очень интересуют истории детства знаменитостей, из них мы всЄ врем€ пытаемс€ склеить какой-то подход€щий рецепт: ага, Ёйнштейн плохо училс€, ћоцарта с младенчества заставл€ли заниматьс€ музыкой, а Ћомоносов шЄл за рыбным обозом. ѕоэтому трЄхлетку надо усадить за ро€ль, потом не расстроитьс€, когда он принесЄт двойку по физике, а обоз... мм... ну, поедет в общежитие.

 

6. ѕрокл€тие знани€

‘еномен, который открыл психолог –обин ’огарт, состоит в том, что когда мы что-то знаем, нам неверо€тно сложно встать на место менее информированного человека.  огда перед публикой показываешь пантомиму, вообще не€сно, что за дураки тут собрались, почему они не доход€т до очевидного. ¬от так сложенные пальцы обозначают «нефритового скорпиона». “а же штука в обучении, например, в нервных потугах объ€снить природу электричества ребЄнку: «Ќаправленное движение зар€женных частиц! „то тут можно не пон€ть? —адись зубрить, электрик!» ¬иновата тут когнитивна€ ловушка, а не слаба€ сообразительность ученика.

 

7. —амоисполн€ющеес€ пророчество

“ак называют тенденцию неосознанно совершать действи€, которые приведут к исполнению изначально маловеро€тного пророчества. Ќу, скажем, вы привели ребЄнка к школьному астропсихологу, а специалист плохо рассмотрел мальчика и сказал, что у юного ѕети мощные способности к математике, потому что он родилс€ во вторник под знаком ћеталлического ќвна. ¬ы, конечно, твЄрдо уверены, что будете сами смотреть за склонност€ми ребЄнка, и всЄ это ерунда. Ќичего такого, что наводило бы на мысли о способност€х к счЄту у ѕети отрод€сь не наблюдалось. Ќо потом почему-то случайно зашли в кружок «ћаленький гений алгебры» и просто так, наудачу, записали туда ѕетю — вдруг ему понравитс€. ћальчик флегматического склада ходит-ходит в кружок, родители вроде рады, сами купили — просто под руку подвернулись — книжки с олимпиадными задачками, и спуст€ годы выросший ребЄнок блистает в науке. јстропсихолог молодец!

 

8. ѕреобладание негативного

¬ своей уже упом€нутой книге  анеман цитирует психолога ѕола –озина, эксперта в вопросах отвращени€ (ничего себе работа!): «ќт плохих эмоций, плохих родителей и плохой обратной св€зи последствий больше, чем от хороших, а информаци€ о чЄм-то плохом обрабатываетс€ тщательнее. ћотиваци€ личности сильнее, когда она избегает плохих самоопределений, нежели когда работает над положительными...». ѕоэтому материалы про то, как кто-то шлЄпает детей, собирают больше кликов, чем стать€ «”чимс€ нежно обнимать ребЄнка».

 
 
јвтор: »нна ѕрибора
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку