-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37102


—редневековое оружие и брон€: распространЄнные заблуждени€

ѕонедельник, 22 јвгуста 2016 г. 23:18 + в цитатник
Ќемецка€ брон€ XVI века дл€ рыцар€ и кон€

ќбласть оружи€ и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространЄнными заблуждени€ми. »сточниками их часто €вл€етс€ недостаток знани€ и опыта общени€ с насто€щими вещами и их историей. Ѕольшинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чЄм.

¬озможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что €вл€етс€ настолько абсурдным, насколько и распространЄнным мнением, даже среди историков. ¬ других случа€х некоторые технические детали, которые не поддаютс€ очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объ€снени€ их назначени€. —реди них первое место, по-видимому, занимает упор дл€ копь€, выступающий с правой стороны нагрудника.

—ледующий текст попытаетс€ исправить самые попул€рные заблуждени€, и ответить на вопросы, часто задаваемые во врем€ туров по музе€м.

1. Ѕроню носили лишь рыцари


Ёто ошибочное, но распространЄнное мнение, веро€тно, вытекает из романтического представлени€ о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, котора€ сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. ¬о-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху ¬озрождени€ не состо€ли полностью из конных рыцарей. ’от€ рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно – и с течением времени всЄ сильнее – поддерживали (и противосто€ли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинЄры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. ¬ походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществл€вших вооружЄнную поддержку и следившую за его лошадьми, бронЄй и другим оборудованием, не говор€ уже о кресть€нах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.


Ѕрон€ дл€ рыцарского поединка, конец XVI века

¬о-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. –ыцар€ми не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда св€щенники. » при некоторых услови€х люди неблагородного происхождени€ могли быть посв€щены в рыцарство (хот€ рыцари часто считалось низшим разр€дом знати). »ногда наЄмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посв€щены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.

»ными словами, возможность носить доспехи и сражатьс€ в доспехах не была прерогативой рыцарей. ѕехотинцы из наЄмников, или группы солдат, состо€вшие из кресть€н, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себ€ доспехами разного качества и размера. ¬ самом деле, бюргеры (определЄнного возраста и выше определЄнного дохода или достатка) в большинстве городов средневековь€ и ¬озрождени€ об€заны были – часто по закону и декретам – покупать и хранить своЄ собственное оружие и доспехи. ќбычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие – копьЄ, пика, лук или арбалет.


»ндийска€ кольчуга XVII века

¬ военное врем€ это народное ополчение об€зано было защищать город или исполн€ть военные об€занности дл€ феодальных лордов или союзнических городов. ¬ течение XV века, когда некоторые богатые и вли€тельные города начали становитьс€ более независимыми и самонаде€нными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеетс€, носили доспехи.

¬ св€зи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображЄнный в доспехах, будет рыцарем. „еловека в доспехах корректнее будет называть солдатом [man-at-arms] или человеком в доспехах.

2. ∆енщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах


¬ большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружЄнных конфликтах. ≈сть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, ∆анна де ѕентьевр (1319–1384). ≈сть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьЄ». —уществуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. ∆анна д’јрк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные дл€ неЄ французским королЄм  арлом VII. Ќо до нас дошла лишь одна небольша€ иллюстраци€ с еЄ изображением, сделанна€ при еЄ жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. “от факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже нос€щую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.

3. Ѕрон€ была настолько дорогой, что еЄ могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа


Ёта иде€ могла родитьс€ из того факта, что больша€ часть выставл€емых в музе€х доспехов €вл€етс€ оборудованием высокого качества, а больша€ часть доспехов попроще, принадлежавших простым люд€м и низшим из благородных, была спр€тана в хранилищах или утер€на в веках.

ƒействительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предпри€тием. ќднако, поскольку существуют различи€ в качестве доспехов, должны были существовать и различи€ в их стоимости. ƒоспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наЄмникам и низшему двор€нству можно было купить в готовом виде на рынках, €рмарках и в городских магазинах. — другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовл€емые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и италь€нских оружейников.




ƒоспехи корол€ јнглии √енриха VIII, XVI век

ƒоспехи за авторством некоторых из самых известных мастеров представл€ли собой высшее достижение оружейного искусства и стоили чрезвычайно дорого.

’от€ до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружи€ и оборудовани€ в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наЄмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцар€, котора€ в 1374 году оценивалась в £16. Ёто был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Ћондоне, или трЄх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и веро€тно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.

Ќа верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать дл€ различного применени€, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королЄм (позднее – императором) дл€ своего сына. ѕо выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник …Єрг «ойзенхофер из »нсбрука получил неверо€тную сумму в 1200 золотых момент, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.

4. Ѕрон€ чрезвычайно т€жела и сильно ограничивает подвижность еЄ носител€.







ѕолный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем – от 2 до 4 кг. Ёто меньше, чем полна€ экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходитс€ носить на себе в бою с дев€тнадцатого века. Ѕолее того, в то врем€, как современное оборудование обычно свисает с плеч или по€са, вес хорошо подогнанных доспехов распределЄн по всему телу. “олько к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышени€ точности огнестрельного оружи€. ѕри этом полна€ брон€ стала встречатьс€ всЄ реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.

ћнение о том, что ношение лат (оформившихс€ к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. —нар€жение лат было сделано из отдельных элементов дл€ каждой конечности.  аждый элемент состо€л из металлических пластинок и пластин, соединЄнных подвижными заклЄпками и кожаными ремн€ми, что позвол€ло совершать любые движени€ без ограничений, накладываемых жЄсткостью материала. –аспространЄнное представление о том, что человек в доспехах едва мог двигатьс€, а упав на землю, не мог подн€тьс€, не имеет оснований. Ќаоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре ∆ане II ле ћенгре по прозвищу Ѕусико (1366–1421), который, будучи облачЄнным в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной еЄ стороны, взбиратьс€ по ней при помощи одних рук. Ѕолее того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи ¬озрождени€, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираютс€ на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. —овременные эксперименты с насто€щими доспехами XV и XVI веков и с их точными копи€ми показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечност€ми свободно и без неудобств.

¬ некоторых исключительных случа€х доспехи были очень т€жЄлыми или держали нос€щего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. “урнирные доспехи делались дл€ особых случаев и носились ограниченное врем€. „еловек в доспехах тогда поднималс€ на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивалс€ в седле.

5. –ыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов


Ёто представление, суд€ по всему, по€вилось в конце дев€тнадцатого века в качестве шутки. ќна вошла в попул€рную беллетристику в последующие дес€тилети€, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Ћоуренс ќливье использовал еЄ в своЄм фильме « ороль √енрих V», несмотр€ на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийс€ авторитет, как ƒжеймс ћанн, главный оружейник Ћондонского “ауэра.

 ак указано выше, больша€ часть доспехов была достаточно лЄгкой и гибкой дл€ того, чтобы не сковывать носител€. Ѕольшинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стрем€ и оседлать кон€ без посторонней помощи. “абурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Ќо кран был абсолютно не нужен.

6.  ак люди в доспехах ходили в туалет?


ќдин из самых попул€рных вопросов, особенно среди молодых посетителей музе€, к сожалению, не имеет точного ответа.  огда человек в доспехах не был зан€т в битве, он занималс€ тем же, чем занимаютс€ люди и сегодн€. ќн прошЄл бы в туалет (который в средние века и в эпоху ¬озрождени€ называли уборной или отхожим местом) или в другое уединЄнное место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавалс€ зову природы. Ќа поле битвы всЄ должно было происходить иначе. ¬ этом случае ответ нам неизвестен. ќднако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.

7. ¬оенный салют произошЄл от жеста подн€ти€ забрала


Ќекоторые считают, что военное приветствие по€вилс€ во времена –имской республики, когда убийство по заказу было в пор€дке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Ѕолее распространено мнение, что современный военный салют пришЄл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Ёто жест позвол€л узнать человека, а также делал его у€звимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружи€. ¬сЄ это были знаки довери€ и добрых намерений.

’от€ эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошЄл именно от них, практически нет. „то касаетс€ римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались п€тнадцать столетий (или были восстановлены во врем€ эпохи ¬озрождени€), и привели к современному военному салюту. “акже нет пр€мых подтверждений теории с забралом, хот€ она и более поздн€€. Ѕольшинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских пол€х сражений шлемы уже редко кто носил.

“ак или иначе, военные записи јнглии XVII века отражают, что «формальным актом приветстви€ было сн€тие головного убора».   1745 году английский полк  олдстримска€ гварди€, суд€ по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав еЄ в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».


 олдстримска€ гварди€

Ёту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространитьс€ и в јмерику (во врем€ ¬ойны за независимость) и континентальную ≈вропу (во врем€ наполеоновских войн). “ак что правда может находитьс€ где-то посередине, в которой военный салют произошЄл от жеста уважени€ и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касатьс€ кра€ шл€пы, возможно с комбинацией обыча€ воинов показывать невооружЄнную правую руку.

8.  ольчуга – «chain mail» или «mail»?




Ќемецка€ кольчуга XV века

«ащитное оде€ние, состо€щее из переплетЄнных колец, по-английски должна правильно называтьс€ «mail» или “mail armor”. ќбщеприн€тый термин «chain mail» – это современный плеоназм (лингвистическа€ ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо дл€ описани€). ¬ нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состо€щий из последовательности переплетЄнных колец. “о есть, термин “chain mail” просто повтор€ет одно и то же дважды.

 ак и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке.  огда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчата€ брон€, небольшие пластины и т.п. ¬ результате всю старинную броню именовали «mail», различа€ еЄ только по внешнему виду, откуда и по€вились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. —егодн€ же прин€то считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. ¬место изображени€ отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.

9. —колько времени уходило на изготовление полного доспеха?


ќднозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. ¬о-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину дл€ любого из периодов. ѕримерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. ¬о-вторых, полный доспех мог состо€ть из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. „асти брони могли продаватьс€ в недоделанном виде, а затем за определЄнную сумму подгон€тьс€ по месту. Ќаконец, дело осложн€лось региональными и национальными различи€ми.

¬ случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерска€. ¬ »талии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создани€ и количество продукции.

¬ любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружи€ процветало в средние века и в эпоху ¬озрождени€. ќружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе.  ак и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложени€, и эффективна€ работа была ключевым параметром успеха. –аспространЄнный миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет – это чепуха (но нельз€ отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).

ќтвет на этот вопрос получаетс€ простым и неуловимым одновременно. ¬рем€ изготовлени€ брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и зан€тость мастерской другими заказами), и качества доспехов. ƒва знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.

¬ 1473 году ћартин –ондель [Martin Rondelle], возможно, италь€нский оружейник, работавший в Ѕрюгге, называвший себ€ «оружейником господина моего бастарда Ѕургундского», писал своему английскому клиенту, сэру ƒжону ѕастону. ќружейник ставил сэра ƒжона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершЄн (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). ¬ придворных мастерских производство доспехов дл€ высших особ, суд€ по всему, отнимало больше времени. ” придворного оружейника …Єрга «ойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони дл€ лошади и больших доспехов дл€ корол€ зан€ло, суд€ по всему, более года. «аказ был сделан в но€бре 1546 года королЄм (позже – императором) ‘ердинандом I (1503–1564) дл€ себ€ и своего сына, и был выполнен в но€бре 1547. Ќам неизвестно, работал ли «ойзенхофер и его мастерска€ в это врем€ над другими заказами.

10. ƒетали брони — опора дл€ копь€ и гульфик


ƒве детали лат больше других распал€ют воображение общественности: одна из них описываетс€, как «та штука, торчаща€ справа от груди», а втора€ упоминаетс€ после приглушЄнного хихикань€, как «та штука между ног». ¬ терминологии оружи€ и доспехов они известны как опора дл€ копь€ и гульфик.



ќпора дл€ копь€ по€вилась вскоре после по€влени€ сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. ¬ противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка дл€ копь€), еЄ главным предназначением не было прин€тие на себ€ веса копь€. Ќа самом деле она использовалась дл€ двух целей, которые лучше описываютс€ французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копь€). ќна позвол€ла верховому воину крепко держать копьЄ под правой рукой, ограничива€ его от соскальзывани€ назад. Ёто позвол€ло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел.  роме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копь€, что делало это оружие очень грозным. ≈сли по цели попадали, опора дл€ копь€ работала ещЄ и поглотителем удара, предотвраща€ «выстрел» копь€ назад, и распредел€€ удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, зап€стью, локтю и плечу. —тоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора дл€ копь€ могла складыватьс€ вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавилс€ от копь€.



»стори€ бронированного гульфика тесно св€зана с его побратимом в гражданском мужском костюме. — середины XIV века верхн€€ часть мужской одежды начала укорачиватьс€ так сильно, что перестала прикрывать промежность. ¬ те времена штанов ещЄ не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристЄгнутые к нижнему белью или по€су, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего кра€ каждой из штанин леггинсов. ¬ начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. » гульфик осталс€ деталью мужского костюма до конца XVI века. Ќа доспехах гульфик как отдельна€ пластина, защищающа€ гениталии, по€вилась во втором дес€тилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. ќна имела толстую подкладку внутри и присоедин€лась к броне в центре нижнего кра€ рубахи. –анние разновидности имели форму чаши, но благодар€ вли€нию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. ≈Є обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированна€ передн€€ часть боевого седла предоставл€ла достаточную защиту промежности. ѕоэтому гульфик обычно использовалс€ дл€ брони, предназначенной дл€ пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотр€ на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовалс€ и из-за моды.

11. Ќосили ли викинги рога на шлемах?




ќдин из самых устойчивых и попул€рных образов средневекового воина – образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. ќднако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога дл€ украшени€ шлемов.

—амым ранним примером украшени€ шлема парой стилизованных рогов служит небольша€ группа шлемов, дошедша€ до нас из кельтского бронзового века, найденных в —кандинавии и на территории современных ‘ранции, √ермании и јвстрии. Ёти украшени€ были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профил€. Ёти шлемы датируютс€ XII или XI веком до н.э. „ерез две тыс€чи лет, с 1250 года, пары рогов обрели попул€рность и в ≈вропе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах дл€ битвы и турниров в средние века и в эпоху ¬озрождени€. Ћегко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно св€зывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.

Ўлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплЄнных полосами (Spangenhelm).



ћногие такие шлемы оборудовались и защитой лица. ѕоследн€€ могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состо€щего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.

12. Ѕрон€ стала не нужна из-за по€влени€ огнестрельного оружи€


¬ общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за по€влени€ огнестрельного оружи€, как такового, а из-за его посто€нного улучшени€. ѕоскольку первое огнестрельное оружие по€вилось в ≈вропе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, брон€ и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. ¬ течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путЄм усилени€ стали, либо через утолщение доспехов или добавлени€ отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.


Ќемецка€ пищаль конца XIV века

Ќаконец, стоит отметить, что брон€ так и не сошла полностью на нет. ѕовсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что брон€, хот€ и помен€ла материалы, и, возможно, потер€ла часть важности, всЄ ещЄ €вл€етс€ необходимой частью военного оборудовани€ во всЄм мире.  роме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во врем€ американской гражданской войны, пластин лЄтчиков-стрелков во ¬торой мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.

13. –азмер брони говорит о том, что в —редние века и в эпоху ¬озрождени€ люди были меньше


ћедицинские и антропологические исследовани€ показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивалс€, и этот процесс, благодар€ улучшению диеты и здоровь€ общества, за последние 150 лет ускорилс€. Ѕольшинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открыти€.

ќднако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. ¬о-первых, полна€ и однородна€ ли это брон€, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым дава€ правильное впечатление о еЄ изначальном хоз€ине? ¬о-вторых, даже высококачественна€ брон€, сделанна€ на заказ дл€ конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бЄдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.

ƒоспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи дл€ детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи дл€ карликов и гигантов (часто встречавшихс€ при ≈вропейских дворах в качестве «диковин»).  роме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.

—реди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как ‘ранциск I, король ‘ранции (1515–47), или √енрих VIII, король јнглии (1509–47). –ост последнего составл€л 180 см, о чЄм сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодар€ полудюжине его доспехов, дошедших до нас.


Ѕрон€ немецкого герцога »оганна ¬ильгельма, XVI век


Ѕрон€ императора ‘ердинанда I, XVI век

ѕосетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора ‘ердинанда I (1503–1564), датируемую 1555 годом. ќбе брони не полны, и размеры их владельцев даютс€ лишь примерно, но всЄ же разница в размерах поражает. –ост владельца первых доспехов составл€л, видимо, пор€дка 193 см, а обхват груди – 137 см, в то врем€ как рост императора ‘ердинанда не превышал 170 см.

14. ћужска€ одежда запахиваетс€ слева направо, потому что изначально так закрывалась брон€.


“еори€ этого утверждени€ состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что лева€ сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. ѕоскольку большинство людей – правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.

“еори€ убедительна€, но не существует достаточных доказательств того, что современна€ одежда была подвержена пр€мому вли€нию подобной брони.  роме того, хот€ теори€ защиты брони может быть правдивой дл€ средних веков и эпохи –енессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваютс€ в другую сторону.

«аблуждени€ и вопросы по режущему оружию



ћеч, начало XV века


 инжал, XVI век

 ак и в случае с бронЄй, не все, кто носил меч, были рыцар€ми. Ќо иде€ о том, что меч – прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. ќбычаи или даже права носить меч измен€лись в зависимости от времени, места и законов.

¬ средневековой ≈вропе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. ¬ мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождени€. ѕоскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), кресть€не и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. »сключение из правила делали дл€ путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешестви€ по суше и морю. ¬ стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем – иногда даже и благородным – по крайней мере, в мирные времена. —тандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церкв€х или ратушах, часто также включали примеры разрешЄнной длины кинжалов или мечей, которые можно было беспреп€тственно носить в пределах городских стен.

Ѕез сомнени€, именно эти правила породили представление о том, что меч €вл€етс€ эксклюзивным символом воина и рыцар€. Ќо из-за социальных перемен и новых техник бо€, по€вившихс€ в XV и XVI веках, дл€ граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лЄгких и тонких потомков мечей – шпаг, в качестве ежедневного оружи€ дл€ самозащиты в общественных местах. » до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды ≈вропейского джентльмена.

–аспространено мнение, что мечи средних веков и эпохи ¬озрождени€ были несложными инструментами грубой силы, очень т€жЄлыми, а в результате, не поддающимис€ обращению дл€ «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. ѕричины этих обвинений легко пон€ть. »з-за редкости сохранившихс€ экземпл€ров мало кто из людей держал в руках насто€щий меч средних веков или эпохи ¬озрождени€. Ѕольшинство таких мечей было добыто в раскопках. »х ржавый сегодн€шний вид легко может создать впечатление грубости – словно сгоревший автомобиль, потер€вший все признаки былого величи€ и сложности.

Ѕольшинство насто€щих мечей средних веков и эпохи ¬озрождени€ говор€т о другом. ќдноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. ¬ес лезви€ был уравновешен весом руко€ти, и мечи были лЄгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. ƒокументы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекани€ конечностей до проникновени€ сквозь броню.


“урецка€ сабл€ с ножнами, XVIII век


японска€ катана и короткий меч вакидзаси, XV век

” мечей и некоторых кинжалов, как ≈вропейских, так и азиатских, и оружи€ из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. «аблуждени€ об их предназначении привели к по€влению термина «кровосток». ”тверждаетс€, что эти желобки ускор€ют отток крови из раны оппонента, таким образом усилива€ эффект ранени€, или что они облегчают вынимание лезви€ из раны, что позвол€ет легко вынимать оружие без поворотов. Ќесмотр€ на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом, состоит лишь в облегчении лезви€, уменьшении его массы без ослаблени€ лезви€ или ухудшени€ гибкости.

Ќа некоторых ≈вропейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. “ака€ же перфораци€ присутствует на режущем оружии из »ндии и Ѕлижнего ¬остока. Ќа основании скудных документальных свидетельств, считаетс€, что эта перфораци€ должна была содержать €д, чтобы удар гарантированно привЄл к смерти противника. Ёто заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наЄмных убийц».

’от€ отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в ≈вропе эпохи ¬озрождени€ могли встречатьс€ подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. ¬о-первых, перфораци€ приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. ¬о-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умени€ кузнеца, так и украшением. ƒл€ доказательства необходимо указать лишь на то, что больша€ часть этих перфораций обычно находитс€ вблизи руко€ти (эфеса) оружи€, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с €дом.
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



timemechanic   обратитьс€ по имени ¬торник, 23 јвгуста 2016 г. 13:00 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку