-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37219


 ак правильно просить прощение?

„етверг, 14 »юл€ 2016 г. 00:31 + в цитатник

»з шести компонентов хорошего извинени€ два €вл€ютс€ наиболее эффективными. 


—огласно новому исследованию существует шесть компонентов эффективного извинени€:

  • ¬ыражение сожалени€

  • ќбъ€снение того, что было сделано неправильно

  • ѕризнание ответственности

  • ƒобровольное признание

  • ѕредложение самосто€тельно исправить ситуацию

  • ѕросьба о прощении

»деальное извинение: признание ответственности и совершенной ошибки

ќднако два компонента более важны, чем остальные. 

Ќа первом месте стоит признание ответственности, - объ€сн€ет один из авторов исследовани€, профессор –ой Ћевицки.

"Ќаше исследование показало, что наиболее важным компонентом извинени€ €вл€етс€ признание ответственности. —кажите, что это ваша вина, что это вы совершили ошибку".

¬тора€ наиболее эффективна€ после признани€ ответственности стратеги€ —это предложение исправить ситуацию

ѕрофессор Ћевицки говорит:

ќдна из главных проблем извинений заключаетс€ в том, что само по себе извинение ничего не стоит. ¬ыражение готовности чинить то, что сломано, отражает прин€тие ответственности за причиненный ущерб.

—ледующей важной вещью €вл€етс€ выражение сожалени€, объ€снение того, что пошло не так, а также выражение раска€ни€. 

—амым последним шагом €вл€етс€ просьба о прощении, - говорит Ћевицки:

¬ случае необходимости этот шаг можно пропустить.

Ёти выводы базируютс€ на исследовании, в котором люди читали различные сценарии, в которых человек совершал ошибку, за которую должен был извинитьс€. 

»звинение содержало один, три или шесть компонентов. Ћюди оценивали эффективность различных видов извинений. ¬ исследовании тестировалась только эффективность указанных компонентов. 

Ћевицки также указал на еще один очень важный фактор:

"ясно и то, что когда вы извин€етесь, очень важен зрительный контакт и соответствующий искренний тон"

“акже можно очень легко переоценить силу извинени€, как € написал прежде. 

Ќасколько эффективно извинение? 

ћы предполагаем, что извинени€ способны помочь наладить отношени€, но переоцениваем ли мы значимость извинени€? 

Ќе проходит и недели без очередного извинени€ того или иного общественного де€тел€ за неверо€тные разрушени€. Ѕесконечный парад политиков, бизнесменов и знаменитостей на “¬ и в прессе, признающих ошибку и извин€ющихс€ за то, что они сделали неправильно. 

ћы пришли к тому, что как только день смен€ет ночь, публична€ фигура извин€етс€ за тот или иной проступок. »ногда эти извинени€ выгл€д€т искренними и сердечными, а иногда они просто формальны и неискренни. 

 ающиес€ надеютс€, что их признание вины с покрасневшими лицами принесет прощение, но действительно ли достаточно сказать простите дл€ восстановлени€ довери€? 


»деальное извинение: признание ответственности и совершенной ошибки

«авышенные ожидани€ 

¬ личной жизни мы также очень часто имеем завышенные ожидани€ значимости слова "прости". Ѕольшинство из нас воспитаны в культуре извинени€: дети должны говорить "простите", когда они сделали что-то неправильное, а взрослые должны извин€тьс€, если столкнулись с кем-то на улице. 

Ќасколько завышены эти ожидани€ продемонстрировали немецкий психолог ƒэвид де  рамер и его коллеги в новом исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science. ” них было подозрение, что извинени€ не настолько значимы, как мы думаем. 

¬ их исследовании участники играли в игру довери€.  аждому участнику дали по 10 евро и присвоили партнера, который, на самом деле, знал о цел€х эксперимента. ”частникам сказали, что если они отдадут все деньги партнеру, они будут троекратно умножены, а затем их партнер решит, сколько из этих 30 евро отдать обратно. 

ѕартнер же, фактически, отдавал лишь 5 евро, и участник эксперимента чувствовал себ€ обманутым. “ака€ установка подразумевала возможность дл€ экспериментаторов оценить извинение. ќднако лишь половина участников получили насто€щее извинение, в то врем€ как друга€ половина лишь условное. 

«атем участники оценивали по шкале от 1 до 7, насколько условные и насто€щие извинени€ были "соответствующими" и "значимыми".”частники, получившие условное извинение, оценили его в среднем на 5.3. балла. ќднако те, которые получили искреннее извинение, оценили лишь на 3.5 балла. 

Ёто подтвердило подозрени€ экспериментаторов о том, что люди посто€нно переоценивают значимость извинений.  огда их партнер-обманщик приносил искренние извинени€, они не были столько хороши, как условные. 

 

»звинение - это лишь начало 

Ётот вывод отражает наш опыт извинений публичных персон. ћы верим, что ошибка должна быть исправлена и имеем завышенные ожидани€ к извинени€м, но они часто разочаровывают нас. 

ќпределенно неверно было бы говорить, что извинени€ бесполезны. »звинени€ - это признание существовани€ социальных норм и их нарушени€. »скреннее извинение может помочь восстановить чувство собственного достоинства пострадавшего и репутацию провинившегос€. 

Ћюд€м лучше было бы извинитьс€ и вз€ть на себ€ ответственность за свои действи€, чем пытатьс€ оправдатьс€ или отрицать совершенную ошибку. ѕсихологическое исследование подтверждает воспри€тие, что оправдани€ и отрицани€ только раздражают людей. 

¬ то врем€ как извинени€ полезны в качестве первого шага, мы легко переоцениваем работу, которую они могут проделать дл€ восстановлени€ отношений. ¬от почему часто раздражает то, когда публичные лица извин€ютс€, а затем поступают как ни в чем не бывало. 

’уже когда мы €сно видим кого-то, принужденного к принесению извинений, которые, по сути своей, неискренни. ћы часто замечаем такого вида жульничество и игнорируем извинение. 

Ќеискренние извинени€ 

¬есьма иронично, что люди не способны отличить неискреннее извинение, когда оно адресовано им. 

—огласно серии исследований, проведенных Risen and Gilovich (2007), наблюдатели гораздо безжалостнее к неискренним извинени€м, чем люди, кому они адресованы. ¬озможно это отчасти объ€сн€ет, почему люди почти всегда принимают извинени€, адресованные им, будь они искренними или нет. ћы хотим верить в искренность, сколько бы, впоследствии, мы ни чувствовали, что это не работает. 

Ёто подобно тому, когда кто-либо льстит нам. Ќаблюдающие могут сказать, что это лесть, но мы склонны думать, что это искренне, поскольку от этого мы чувствуем себ€ лучше. 

Ќапротив, –айсен и √илович (Risen and Gilovich) обнаружили, что наблюдатели склонны замечать неискреннее извинение гораздо легче и более склонны отвергнуть его. Ёто отражает ситуаци€, когда мы наблюдаем извинение публичного лица. ћалейшее дуновение неискренности, и мы быстро все отвергаем. 


ћало того, что неискренние извинени€ ничего не компенсируют, но они также могут причинить ущерб, заставл€€ нас чувствовать себ€ сердитым и недоверчивыми по отношению к тем, кто пытаетс€ обмануть, прос€ о прощении 

ƒаже искреннее извинение - это всего лишь начало процесса восстановлени€. ’оть мы и ожидаем, что слова "мне жаль" сделают дело, они едва ли так ценны, как мы ожидаем

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку