-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37272


„то умел 14-летний мальчик 100 лет назад

—реда, 13 »юл€ 2016 г. 23:46 + в цитатник

„то умел 14-летний мальчик на –уси 100 лет назад


¬ кресть€нских семь€х на –уси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитани€, и залогом выживани€. ѕричЄм, взгл€ды наших предков на этот процесс вр€д ли порадовали бы современных подростков.

—амое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. ¬о-первых, никто тогда не считал детей равными родител€м. » именно на первых годах жизни ребЄнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

¬о-вторых, авторитет матери с отцом в кресть€нских семь€х был непререкаем. ќбычно родители были едины во взгл€дах на воспитание и об€занности чада, а если даже в чЄм-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребЄнка не было шансов «перет€нуть» одного из родителей на свою сторону.

¬-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было прин€то «миндальничать» и баловать их зазр€. ќбычно поручени€ между домочадцами распредел€лись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. ¬ то же врем€ за успешно выполненное задание ребЄнка всегда хвалили и поощр€ли, вс€чески подчЄркива€, что он принЄс пользу всей семье.


ƒетский труд – привлечение детей к работе на регул€рной основе. ¬ насто€щее врем€ в большинстве государств он считаетс€ формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ќќЌ «ќ правах ребЄнка» и актам ћеждународной организации труда, признан незаконным. Ќашим прадедам подобное не могло даже приснитьс€. ћожет, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?
„то умел 14-летний мальчик на –уси 100 лет назад

«ќтец сына не на худо учит»

¬озрастные критерии дл€ детей были очень чЄткими, и, соответственно, так же чЄтко раздел€лись их трудовые об€занности. ¬озраст измер€ли семилети€ми: первые семь лет – детство или «младенчество». ћалышей называли «дитЄ», «младень», «кув€ка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

¬о вторые семь лет наступало отрочество: ребЄнок становилс€ «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинна€ девичь€ рубаха.

“реть€ семилетка – юность.  ак правило, всеми необходимыми навыками дл€ самосто€тельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. ћальчик становилс€ правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезн€х, а девочка – полноценной помощницей матери.

ѕожалуй, требовани€ к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. —ловом, насто€щие мужь€ и отцы.
„то умел 14-летний мальчик на –уси 100 лет назад

¬ первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы кресть€нского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Ќапример, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тЄплыми, непромокаемыми.

ћногие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упр€жи и прочих необходимых в хоз€йстве вещей. ѕословица «”чи дит€, пока оно поперЄк лавки лежит» не была в кресть€нских семь€х пустым звуком.

¬о вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закрепл€лись устойчивые и разнообразные хоз€йственные об€занности, причЄм они приобретали чЄткое половое разделение. Ќапример, ни один отрок не был об€зан ухаживать за младшими брать€ми и сЄстрами или заниматьс€ огородом, зато он должен был научитьс€ пахать и молотить – к такой физически т€жЄлой работе девочек не привлекали.

Ќередко уже в 7-9 лет кресть€нские мальчишки начинали подрабатывать «в люд€х»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату.   этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

–абота на земле. ¬ русских деревн€х землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. ѕоэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. ќни удобр€ли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комь€ не затрудн€ли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запр€жЄнную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведЄт борозду».

≈сли земл€ была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы ут€желить ее, а сам вЄл лошадь под уздцы. ѕодростки принимали самое активное участие и в сборе урожа€. — 11-13 лет мальчика уже привлекали к самосто€тельной пахоте. —начала ему выдел€ли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироватьс€, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становилс€ полноценным работником.
„то умел 14-летний мальчик на –уси 100 лет назад


”ход за скотиной. ≈щЄ одна важна€ составл€юща€ кресть€нского быта, которую женщинам не довер€ли (они могли только доить коров или коз, выгон€ть их на пастбище).  ормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

√лавной же кормилицей в кресть€нской семье всегда была лошадь, котора€ целый день работала в поле с хоз€ином. ѕасли лошадей ночью, и это также было об€занностью мальчишек. »менно поэтому с самых ранних лет их учили запр€гать лошадей и ездить на них верхом, управл€ть ими, сид€ или сто€ в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «ƒело учит, мучит, да кормит».

ѕромысловые зан€ти€. Ѕыли особенно распространены на –усском —евере и в —ибири, где служили надЄжным источником дохода. √л€д€ на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

”же к 8-9 годам отрок обычно умел расставл€ть силки на мелкую дичь и птицу, стрел€ть из лука, удить рыбу или бить еЄ острогой.   этому перечню нередко добавл€лс€ сбор грибов, €год и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.   9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройд€ испытательный срок, стать полноценным еЄ членом. “огда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разр€д взрослых «добытчиков» и завидных женихов.
„то умел 14-летний мальчик на –уси 100 лет назад

¬от так и вырастали в кресть€нских семь€х «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились.  роме трудового воспитани€, мальчишкам прививали и чЄткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относитьс€ к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Ѕыло ещЄ два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причЄм не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. —огласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себ€.
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку