-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37272


ѕутешествие ƒайкоку€  одаю Ђтуда и обратної

ѕонедельник, 04 »юл€ 2016 г. 22:48 + в цитатник

ѕутешествие ƒайкоку€  одаю

японское прибрежное судно. »з серии "“ридцать шесть видов ‘удзи"
’удожник:  ацусика ’окусай , 1760-1849 “окио (Ёдо).
ћетрополитен-музей, Ќью-…орк.


“е, кто читал роман ƒжеймса  лавелла «—Єгун» либо видел его экранизацию, несомненно, заметили, что главной идеей этого кинофильма €вл€етс€ столкновение двух культур – грубой протестантской культуры јнглии конца XVI века и €понской, синтоистской и буддистской, впитавшей в себ€ многие китайские традиции и, несомненно, значительно более древней и изысканной. ƒалеко не сразу английский мор€к кормчий Ѕлэксорн начинает понимать, что варвары это не €понцы, а что варвар он сам и… во многом измен€ет свои взгл€ды. ј вот случалось ли в истории так, чтобы не европеец попадал в японию, а €понец в ≈вропу? ƒа, в прошлом бывало и такое, причем этим отважным путешественником в эпоху сЄгунов “окугава стал €понец совсем незнатного происхождени€!

ј было так, что в 1783 году €понское судно «—инсе-мару» угодило в сильный шторм, и затем семь мес€цев (вы только себе представьте – целых семь, семь мес€цев в море!) носилось по “ихому океану, а потом ее выбросило на остров јмчитка – землю, принадлежавшую –оссии.

—паслись капитан судна ƒайкоку€  одаю и несколько человек – членов его экипажа.   счастью они встретили русских промышленников, которые дожидались корабл€, который приходил раз в три года. Ќикаких вариантов больше не было, и €понцы остались на острове вместе с русскими и начали учить русский €зык. ќн красивый, ваш €зык, говорили они, очень емкий, но больно уж трудно его учить, так как «в русском алфавите буквы хот€ и имеют звук, но не имеют смысла». ј еще вы€снилось, что русских звуков: согласных – в, ж, л, ф, ч, ц, ш, щ; и гласных – е, ы, у €понцев в €зыке нет и нужно учитьс€ их произносить, что взрослым было очень трудно!
ѕутешествие ƒайкоку€  одаю

Ѕригантина «≈катерина», доставивша€ ƒайкоку€  одаю обратно
в японию. “окийский национальный музей.


ѕрошли три года, долгожданный корабль прибыл, и... потерпел крушение у самого входа в гавать. Ёкипаж «—инсЄ мару» уже пережил гибель своего судна, и нова€ катастрофа стала дл€ него ударом. ѕерспектива провести ещЄ несколько лет здесь на острове в ожидании ещЄ одного русского корабл€ была бы слишком уже т€желым испытанием дл€ всех. Ќо из обломков корабл€ они за два года своими руками и почти без инструментов сумели построить новый корабль и на нем добрались до  амчатки! ¬от только решить вопрос с €понцами могли только в ѕетербурге, поэтому их «старший» должен был ехать туда!

¬ 1789 году те €понцы, что остались в живых (часть мор€ков умерла от цинги еще на острове), приехали в »ркутск, и, встретившись там с земл€ками, решили прин€ть православие и назад не возвращатьс€. ћатрос —едзо, например, при крещении сделалс€ ‘едором —тепановичем —итниковым, а —индзо – Ќиколаем ѕетровичем  олотыгиным. » поступили они так совсем не из-за любви к –оссии, а по суровой, и даже очень суровой необходимости. ¬едь в японии того времени был закон, по которому простые €понцы не могли уплывать от берега на рассто€ние более, чем на три дн€ нахождени€ в пути, чтобы за больший срок они не смогли бы встретить там европейцев и – не дай бог, перен€ть у них что-нибудь плохое. Ќарушителей закона по возвращении ожидала смертна€ казнь!

¬ »ркутске  одаю повстречал члена ѕетербургской академии наук  ирилла √уставовича Ћаксмана, который написал в столицу прошение о разрешении €понским мор€кам вернутьс€ на родину. ќтвет, однако, так и не пришел, и тогда Ћаксман сделал  одаю интересное предложение: съездить туда самому и добитьс€ официального разрешени€ от властей, без которого местные власти и пальцем шевельнуть не смели. » вот 15 €нвар€ 1791 года они выехали из »ркутска и направились в столицу.

ѕутешествие  одаю по –оссийской империи – человека купеческого звани€, но образованного и начитанного, позволило ему хорошо изучить –оссию, и записать все увиденное. ќн восторгалс€ просторами русских земель, которые р€дом с японией, где ценилс€ каждый клочок ровной земли, ему казались совершенно необъ€тными. ќн оказалс€ внимательным наблюдателем и заметил и то, что почвы у нас менее плодородны, что земледелие наше трудоемко, а урожаи скудны, но вот в том, что русские употребл€ли мало риса, увидел свидетельство их нищеты.

¬ июне 1791 года капитан  одаю прибыл в столицу и был торжественно приглашен в ÷арское —ело. ќфициальный прием был весьма чинным и произвел на €понца сильное впечатление. ¬прочем, российских придворных он тоже поразил немало, так как по€вилс€ при дворе в своем национальном костюме и с самурайским мечом за по€сом. ≈го историю императрица ≈катерина ¬елика€ прин€ла близко к сердцу и пообещала содействие. ј когда она подала ему руку, он три раза ее лизнул, чем выразил ей глубочайшее, по его мнению, почтение. ¬едь поцелуй €понцам был тогда неведом – так глубоко отличались их ментальность и ментальность европейцев.

ѕутешествие ƒайкоку€  одаю

„лены экипажа «—инсЄ-мару» ƒайкоку€  одаю (слева) и »сокити
по возвращении в японию в 1792 году.
“окийский национальный музей.


  счастью,  одаю привык к сложным €понским ритуалам у себ€ дома, так что он даже посчитал, что в –оссии императорские особы держат себ€ очень даже просто. ј уж когда сам наследник престола цесаревич ѕавел ѕетрович усадил его в свою карету, да еще и, не чван€сь, сидел р€дом с ним, стало дл€ него сущим потр€сением, ведь дл€ €понца сидеть вот так р€дом с сыном императора было равносильно св€тотатству.

Ќаход€сь в столице –оссии,  одаю охотно выступал с рассказами о своей родине и в университетах, и школах, и на светских приемах и даже... в публичных домах. ¬идимо он понимал, что закладывает основы добрососедства и понимани€ между народами и очень старалс€ поддержать достоинство своей страны. ѕоэтому, хот€ он и не €вл€лс€ самураем, вел он себ€ как самый насто€щий самурай и на все светские рауты приходил в вышитом шелковом кимоно и шароварах хакама, а также с коротким мечом вакидзаси, вызывавшим всеобщее изумление.

ѕутешествие ƒайкоку€  одаю

јдам Ћаксман – сын  ирилла Ћаксмана – руководитель посольства
на бригантине «≈катерина» (работа €понского художника).
“окийский национальный музей.


Ќо было и ему чему у нас удивл€тьс€. Ќапример, тому, что в –оссии делают прививки от оспы, дл€ которых используют гной из оспенных €зв коров, которых в японии было очень мало.

ѕутешествие ƒайкоку€  одаю

ѕам€тник ѕетру ѕервому в ѕетербурге. “аким его увидел  одаю.
“окийский национальный музей.


≈го удивл€ло, что люди берут воду пр€мо из реки, а колодцы роют только в деревн€х. «аметил, что русские очень люб€т похвал€тьс€ своим богатством, но что и нищих в –оссии увидел мало, и то многие из них тюремные арестанты.  райне удивл€ло  одаю, что после бани росси€не пребывали в исподнем. «ато когда он также после бани надел юката (легкий халат), это произвело насто€щую сенсацию, и многие стали следовать его примеру и завели себе похожие халаты.

ѕутешествие ƒайкоку€  одаю

 арта японии, нарисованна€  одаю.


–осси€ удивила его и отсутствием паланкинов. » даже не столько самих паланкинов, –усские почему-то не хотели верить его рассказам о них: «Ќе может быть, чтобы люди заставл€ли других людей возить себ€, это же грешно!» ”дивило €понцев, что в –оссии мол€тс€ изображени€м бога (иконам) и нос€т на груди его фигурку (крестик). ƒело в том, что к этому времени христианство, распространившеес€ в японии усили€ми иезуитов, было из неЄ уже давно изгнано, а исповедовать что-то другое, кроме буддизма было оп€ть-таки строго настрого запрещено!

ѕутешествие ƒайкоку€  одаю

Ћожка, вилка и нож – вещи дл€ €понца того времени поистине
удивительные. “окийский национальный музей.


ѕобывал он и во многих злачных местах ѕетербурга и подробно рассказал о публичных домах, которые очень ему понравились, вполне легально существовали и были в большой попул€рности у русских людей самого разного достатка и звани€. ”дивительно, что внутри эти заведени€ были богато убраны, а уж обходительность девушек, которые не только не брали с него денег, а напротив, сами дарили ему подарки, превзошла все его ожидани€.

ѕутешествие ƒайкоку€  одаю

ћикроскоп, часы и медали – все это  одаю зарисовал
очень тщательно! “окийский национальный музей.


Ќо что больше всего поразило его, так это… отхожие места. ¬ японии их ставили на четырех столбах, приподнима€ над землей, €мы внизу не рыли, а падающие вниз фекалии тут же собирали и… набрав достаточно, продавали в качестве удобрений. ¬едь крупного рогатого скота у кресть€н не было, им нечем было его кормить. японцам был неведом вкус коровьего молока. Ћошади были только у самураев. » чем же было удобр€ть свои пол€? ј тут такое «богатство», и зимой оно просто так замерзает, а летом пропадает без пользы! ’от€ он отметил, что благодар€ этому в –оссии нет проблем с добычей селитры (ее тогда получали из земли, которую копали р€дом «заходами»!), поэтому и порох в –оссии был отличный! ≈щЄ одного обсто€тельства, так сказать, «интимного свойства»,  одаю также не пон€л. ¬ернее, он очень удивл€лс€ тому, что если послушать российских мужчин, то все они то и дело говор€т о… «дзоппа эбЄто». Ќо стоит им только это самое предложить (а среди самураев, да и простых €понцев, включа€ мор€ков и купцов, сексуальные контакты мужчины с мужчиной считались делом совершенно нормальным!), как они в смущении, а то даже и с гневом отказывались! “о есть делать это плохо, а вот говорить, значит, хорошо?! «“огда зачем же об этом говорить, если не делать?» – удивл€лс€  одаю.

Ќе пон€л он и российскую систему финансов и кредита. —амо пон€тие «банк» так и осталось дл€ него не более чем красивым зданием. ј вот чем конкретно там занимались, он у€снить себе не сумел.

¬ итоге, он получил-таки разрешение вернутьс€ в японию. ќт императрицы на прощание он получил в подарок табакерку, золотую медаль, и 150 золотых червонцев и, непон€тно почему и зачем, микроскоп.

Ќу, а правительство поспешило использовать создавшуюс€ ситуацию дл€ того, чтобы установить с японией дипломатические и торговые отношени€. » вот 20 ма€ 1792 года трое €понцев взошли на борт бригантины «≈катерина» и вместе с первым русским посольством отплыли к еЄ берегам. ¬изиту придали полуофициальный характер, чтобы в случае чего «не понести никакого урону».

9 окт€бр€ 1792 года посольство прибыло в японию, но ему ограничили перемещение, а приплывших €понцев хот€ и не казнили, но разослали по разным местам, а потом стали допрашивать относительно всего, что с ними произошло в –оссии. ѕридворный врач сЄгуна  ацурагава ’осю со слов  одаю написал объемный труд «’окуса Ѕонр€ку» (« раткие вести о скитани€х в —еверных водах»), состо€вший из одиннадцати разделов. ќднако его тут же засекретили и хранили в императорском архиве без права доступа до 1937 года, когда его издали очень маленьким тиражом.

»нтересно, что капитан  одаю составил и первый русско-€понский словарь, в котором был целый раздел ненормативной русской лексики того времени, котора€, однако, показалась ему вполне употребительной!

ѕутешествие ƒайкоку€  одаю

 арта путешестви€  одаю «туда и обратно».


Ќу, а русское посольство находилось в японии до конца июл€ 1793 года, и даже сумело получить разрешение на один русский корабль в год, который мог прибыть в порт Ќагасаки. Ќо российское правительство им так и не воспользовалось, а после смерти ≈катерины о японии и вовсе позабыли, так как уж очень она была далеко! —ейчас можно только лишь гадать, как изменилс€ бы ход истории, если бы –оссии и японии удалось бы в то врем€ наладить между собой дипломатические и торговые отношени€. ¬озможно, изменилась бы и вс€ последующа€ истори€ человечества, и мир бы сегодн€ был совсем другим? Ќу что могла предложить –оссийска€ импери€ €понцам с такой территории, как ƒальний ¬осток? “радиционные русские меха, порох, оружие? ћеха им были не нужны, потому, что такова была их культура, а порох и оружие в эпоху Ёдо €понцам не требовались потому, что в стране царил мир, а воинственные иностранцы до неЄ еще не добрались. ј нет общих точек дл€ соприкосновени€, нет и взаимного интереса, нет и контактов на политическом, культурном и всех прочих уровн€х, без чего прочные св€зи двух стран невозможны!
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку