-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37279


“айные шифры средневековых бестиариев

¬торник, 05 јпрел€ 2016 г. 16:00 + в цитатник
’удожника јльберто –осси казнили долго и мучительно. —начала инквизиторы подвергли его допросу с пристрастием, то пуска€ в ход вилку еретика (четыре шипа, впивающиес€ жертве в подбородок и шею), то усажива€ на колыбель »уды - подобие пирамиды, изобретенной земл€ком испытуемого, болонским криминалистом »пполито ћарсили.

» только потом, так и не добившись от «богохульника» признаний, его обезглавили, предварительно отрубив живописцу правую, «согрешившую» длань.  акое же злоде€ние совершил этот преступник? Ќесчастный –осси, писавший портрет набожного венецианского дожа ‘ранческо ƒонато, позволил себе, без согласовани€ с си€тельным заказчиком, изобразить его... на фоне льва.

«язык птиц»

¬ западноевропейском —редневековье начина€ примерно с XIII века считалось, что любой художник, писатель, архитектор должен в совершенстве владеть знанием тайного «€зыка птиц» и полностью разбиратьс€ в символике бестиариев.

—егодн€, вгл€дыва€сь в старинные картины, лепнину на древних замках, наслажда€сь новеллами и романами тех лет, мы подчас даже не понимаем, что воспринимаем эти произведени€ искусства лишь поверхностно, не догадыва€сь об их потаенной «трехмерности» и полифонии.

ј вот в те далекие времена нерадивых творцов, излишне вольно обошедшихс€ с такой символикой, благословленной патриархами западных церквей, нередко ждала участь, аналогична€ судьбе јльберто –осси.

“айный смысл бестиариев

Ќа первый взгл€д, любой бестиарий представл€ет собой именно то, что сказано о нем в ¬икипедии, - сборник зоологических статей с иллюстраци€ми, в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах. ќднако вот потаенный смысл таких «статей»: в XII-XIII веках европейские христианские теологи прин€ли за аксиому, что вс€ка€ жива€ тварь была создана √осподом не столько даже ради услаждени€ нутра (взора, а также прочих эстетических потребностей) «венца природы» - человека, сколько в назидание ему.

„итаем об этом у ƒавида Ѕатке в его «—редневековом бестиарии»: «∆ивотный мир и мир природы были сотворены Ѕогом в виде нагл€дной инструкции дл€ человечества. “ворец наделил животных особенност€ми, которые должны были служить человеку назиданием и укрепл€ть его в желании изучать Ѕиблию».

Ќо не будем долее интриговать читател€ насчет причины казни венецианского живописца, попутно по€снив на примере оной вышеизложенную мысль Ѕатке. Ћев в соответствии с јбердинским бестиарием (XII век) - а он считалс€ каноном дл€ людей искусства и инквизиторов (!) на прот€жении нескольких столетий - символизирует собой »исуса ’риста.

“аким образом, изобразив богобо€зненного дожа на фоне льва, –осси - вольно или нет, не имело значени€! - уподобил ‘ранческо ƒонато, во вс€ком случае с точки зрени€ инквизиторов, —пасителю.

» потому был лишен буйной головы, то ли «замыслившей богохульство», то ли просто в свое врем€ плохо постигавшей премудрость бестиари€.

  счастью, иные образы животных были не столь опасны дл€ средневековых живописцев. —тоит, наверное, заново вгл€детьс€ в полотна, созданные ими, дабы пон€ть их тайный смысл.

“ак, к примеру, если бы венецианец –осси косвенно сравнил посредством своей кисти ‘ранческо ƒонато не со львом, а со слоном (!), то удостоилс€ бы похвалы от св€тых отцов и самого заказчика портрета. ¬едь согласно бестиари€м слон - символ целомудри€, ибо «это верное животное совокупл€етс€ лишь единожды в жизни, дл€ производства потомства на свет».

  тому же слон €вл€ет собой аллегорию не самого ’риста, но слуги Ѕожьего, противосто€щего символическому сатане - зеленому дракону. “еперь, увидев на древних полотнах этих животных вместе, вы уже не удивитесь причудливой фантазии художников, а поймете, что они на самом деле имели в виду.

—имвол –оссии - творец будущего мира

 онечно, мы не станем перечисл€ть всех животных из средневековых бестиариев - их счет, как насто€щих, так и выдуманных, идет на дес€тки и сотни.   тому же их образы важны не только сами по себе, но и во взаимодействии - как в том же случае с драконом и слоном.

ќднако двух еще все же упом€нем. ѕо той причине, что образ первого подчас ложно трактуетс€, а символизм второго имеет пр€мое отношение к нашей стране.

¬от кит. —овременные толкователи нередко расшифровывают этот образ как «оплот мира».

¬ действительности в —редние века кит, равно как и черепаха, уподобл€лс€ аспиду, «сатане, стрем€щемус€ обмануть того, кого он собралс€ сожрать». ј вот символ –оссии, медведь.

—равните сегодн€шние представлени€ о свойствах характера этого сильного звер€ с тем, что предначертано ему в западноевропейских средневековых бестиари€х.

—огласно оным медведь - созидатель, творец будущего мира, вынашивающий его в себе, а затем придающий ему форму.

“акой символизм зиждилс€ на древнем представлении о том, что медведица рожает некое несформированное живое «нечто», тотчас после рождени€ придава€ ему присущий образ посредством своих лап.

ѕолотна средневековых художников, на которых запечатлен этот зверь, имеют мало общего со знаменитыми мишками («”тро в сосновом лесу»). —редневековые «Ќострадамусы от кисти и холста» зашифровывали в своих «медвежьих» картинах собственные представлени€ и пророчества о будущем.

“акие тайнописи, надо сказать, еще ждут своих дешифровщиков. ј мы пока отметим лишь еще одно: убитый на охоте медведь, с точки зрени€ средневековых мистиков, хорошо поднаторевших в тайнах бестиариев, символизирует убийство будущего, апокалипсис, крах мира.

ѕодчас художники былых веков фрондировали перед вли€тельными заказчиками, не посв€щенными в такие тайны. ∆ивопису€ заносчивых самодовольных феодалов на медвежьей охоте, они безмолвно - но зато на века - нарекали их новыми иродами, губ€щими нечто неизмеримо большее, чем просто зверей.

¬осток - дело тонкое

ќтметим: потаенный смысл бестиариев был ведом и нашим с вами далеким предкам. ¬ древнерусской литературе бестиарии именуютс€ «физиологами» -по названию древнейшего из таких сборников, известных в «ападной ≈вропе, и, суд€ по всему, созданного во II или III веке в јлександрии.

ќднако вот интересный нюанс. «‘изиолог» (в перевод - «естествоиспытатель», «натуралист»), созданный изначально неизвестным автором на греческом €зыке, затем переведенный на латынь, а уже затем и на многие €зыки Ѕлижнего
¬остока, был, суд€ по всему, вторичен по отношению к неким ныне забытым именно ближневосточным первоисточникам, завезенным путешественниками в Ёлладу.

—огласно новейшим данным, которые можно почерпнуть в исследовани€х уже упом€нутого ƒавида Ѕатке, некие первые бестиарии были привезены в —тарый —вет с ¬остока. «атем, в ходе «переводов с переводов», они утратили первоначальный смысл и наполнились новым - вложенным в них западноевропейскими христианскими теологами, тесно сотрудничавшими в этом вопросе с мистиками рыцарских орденов и братств.

 освенный довод в пользу сказанного - одновременное вместе с бестиари€ми распространение в «ападной ≈вропе так называемого €зыка птиц. “олько с точки зрени€ авторов ¬икипедии этот €зык - «фразеологизм, которым обозначают речь, перегруженную терминами и затемн€ющими смысл формулировками».

Ќо в действительности, будучи создан теми же, кто вкладывал новые смыслы в ближневосточные бестиарии, «€зык птиц» достаточно прост и доступен усвоению. ƒл€ чего? ƒа хот€ бы дл€ того, чтобы почувствовать всю полифонию средневековых текстов и подлинный, сокрытый в них контекст.

—овременные исследователи бьютс€ над дешифровкой многих таинственных манускриптов, зачастую просто не замеча€ второго и третьего «смысловых слоев» в средневековых картинах, романах, новеллах и даже постройках (как пример одной из таковых: замок Ќойшванштайн в Ѕаварии).

ћежду тем буквально в последние годы на прилавках книжных магазинов наконец-то по€вились не только хорошо фундированные, но и увлекательные научные монографии, посв€щенные «€зыку птиц».

ƒл€ того чтобы стимулировать читателей в поисках таких «учебников птичьего €зыка» (мы, например, рекомендуем монографию √расе д’ќрсе), еще раз подчеркнем: овладев его основами, вы заново откроете дл€ себ€ —редневековье в 3D. » тогда окажетс€, что ина€ романтическа€ средневекова€ новелла на поверку - манускрипт, посв€щенный военной стратегии, а друга€ хроника, €кобы повествующа€ о реальных событи€х, - не более чем фривольный водевиль.

ћежду прочим, «€зык птиц» - и вовсе не в смысле €кобы «свиста, издаваемого дозорными воинами» - в —редние века был известен на –уси. Ќапример, в одной московской грамоте 1508 года можно прочесть: «ј пойдет на теб€ крымска€ рать, хоти нам птичьим €зыком весть подай». ¬ыдающийс€ ученый, профессор Ѕорис Ћарин соглашаетс€ с тем, что здесь имеетс€ в виду именно «фразеологическа€ метафоричность», а не просто лихой посвист русичей-бойцов.

’арактерно, что и у этой «полифонии —редневековь€» есть восточные аналоги, идет ли речь о бестиари€х или о «€зыке птиц». “ак, в  итае среди мистиков тех лет, в ходу свой бестиарий - «Ўань хай цзин» (« анон гор и морей»), оказавший и до сих пор оказывающий вли€ние на символизм китайской литературы.

ј в японии в XV веке происходит расцвет мало известного у нас «воинского хокку». ¬ иных строках о луне и сакуре воины-поэты (не только самураи, но и ниндз€) в предельно сжатом, «заархивированном» виде шифровали, в том числе, отчеты о боевых действи€х и аналогичные замыслы на свой гр€дущий день.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку