-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37035


“айна “эртэрийских табличек

¬торник, 23 ‘еврал€ 2016 г. 12:22 + в цитатник


  ¬ 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Ќет, гром великого открыти€ прозвучал не из ≈гипта или ћесопотамии. Ќеожиданна€ находка обнаружилась в “рансильвании, в маленьком румынском поселке “эртерии. „то же поразило эрудированных мужей науки о древност€х? Ѕыть может, ученые наткнулись на богатейшее захоронение вроде гробницы “утанхамона? »ли перед ними предстал шедевр древнего искусства? Ќичего подобного. ¬сеобщее возбуждение вызвали три крохотные глин€ные таблицы. »бо были они испещрены загадочными рисунчатыми знаками, поразительно напоминающими (как заметил уже сам автор выдающегос€ открыти€, румынский археолог Ќ. ¬ласса) шумерскую пиктографическую письменность конца IV тыс€челети€ до н. э.

Ќо археологов ждал еще один сюрприз. Ќайденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских! ќставалось только гадать: каким образом почти 7 тыс€ч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее (на сей день) в истории человечества письмо?

Ўумеры в “рансильвании?

¬ 1965 году немецкий шумеролог јдам ‘алькенштеин высказал предположение, что письменность возникла в “эртерии под вли€нием Ўумера. ≈му возразил ћ. —. ’уд, доказыва€, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношени€ к письменности. ќн утверждал, что шумерские купцы некогда навещали “рансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. –азумеетс€, смысл табличек пон€тен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обр€дах.

—пора нет, идеи ’уда и ‘алькенштейна оригинальны, однако есть в них и слабые места.  ак объ€снить разрыв в целое тыс€челетие между по€влением тэртерийских и шумерских табличек? » разве можно скопировать то, что еще не существует? ƒругие специалисты св€зывали тэртерийскую письменность с  ритом, но здесь провал во времени достигает уже двух тыс€челетий. Ќе осталось без внимани€ открытие Ќ. ¬ласса и у нас. ѕо заданию доктора исторических наук “. —. ѕассек вопрос о пребывании шумеров в “рансильвании расследовал молодой археолог ¬. “итов. ”вы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли. ќднако эксперт-шумеролог ј.

 ифишин, проанализировав накопленный материал, пришел к выводам:

1. “эртерийские таблички — осколок широко распространенной системы письменности местного происхождени€.
2. “екст одной таблички перечисл€ет шесть древних тотемов, совпадающих со «списком» из шумерского города ƒжемдет-Ќасра, а также с печатью из захоронени€, относ€щегос€ к венгерской культуре  ереш.
3. «наки на этой табличке следует читать по кругу против часовой стрелки.
4. —одержание надписи (если ее прочитать по-шумерски) подтверждаетс€ находкой в той же “эртерии расчлененного трупа мужчины.
5. »м€ местного бога Ўауэ идентично шумерскому богу ”сму. Ёта табличка была переведена так: «¬ кн€жение сороковое дл€ уст бога Ўауэ старейшина по ритуалу сожжен. Ёто дес€тый».

“ак что же все-таки та€т в себе тэртерийские таблички? ѕр€мого ответа пока нет. Ќо €сно: лишь изучение всего комплекса пам€тников культуры “урдаш-¬инчи (а именно к ней относ€тс€ и “эртери€) может приблизить нас к разгадке тайны трех глин€ных табличек.


ƒела давно минувших дней:

Ѕерега реки, по которой бурлачили корабли, травой заросли…
¬оенна€ дорога, по которой катились колесницы, заросла травой плача…
в городе жилье превратилось в руины.

(»з шумерской поэмы «ѕрокл€тье над јккадом»)

 илометрах в двадцати от “эртерии находитс€ холм “урдаш. ¬ его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. ’олм раскапывали еще с конца прошлого века, но полностью так и не раскапали. ≈ще тогда внимание археологов привлекли пиктографические знаки, прочерченные на обломках сосудов. “акие же знаки на черепках нашли и в родственном “урдашу неолитическом поселении ¬инча в ёгославии. “огда ученые сочли знаки за простые клейма владельцев сосудов. ѕотом турдашскому холму не повезло: ручей, изменив свое русло, почти смыл его. ¬ 1961 году археологи по€вились уже на холме “эртерии.

–абота ученых близилась к завершению; казалось, “эртери€ открыла все свои тайны… » вдруг под самым нижним слоем холма была обнаружена €ма, заполненна€ золой. Ќа дне — статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и… три маленькие глин€нные таблички, покрытые пиктографическими знаками. –€дом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека.

 огда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. ƒве имели пр€моугольную форму, треть€ была круглой. ” круглой и большой пр€моугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. “щательные исследовани€ показали: сделаны таблички из местной глины. «наки наносились только с одной стороны. “ехника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали. ѕопадись такие таблички в далеком ƒвуречье, никто б и не удивилс€. Ќо шумерские таблички в “рансильвании! Ёто поражало воображение. “ут-то и вспомнили о забытых знаках на черепках “урдаш-¬инчи. —равнили их с тэртерийскими: сходство было очевмдным. ј это говорит о многом. ѕисьменность “эртерии возникла не на пустом месте, а €вл€лась составной частью распространенной в середине VI — начале V тыс€челети€ до н. э. пиктографической письменности балканской культуры ¬инчи.

ѕервые земледельческие поселени€ по€вились на Ѕалканах еще в VI тыс€челетии до н. э., а через тыс€чу лет земледелием занимались уже на всей территории ёго-¬осточной и ÷ентральной ≈вропы.  ак жили первые земледельцы? —начала они обитали в земл€нках, обрабатывали землю каменными оруди€ми. ќсновной посевной культурой был €чмень. ѕостепенно внешний вид поселени€ мен€лс€.   концу V тыс€челети€ до н. э. по€вл€ютс€ первые глинобитные дома. ƒома возводились очень просто: ставилс€ каркас из дерев€нных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые потом обмазывали глиной. ќбогревались жилища сводчатыми печами. Ќе правда ли, такой дом очень похож на украинскую хату?  огда же он ветшал, его сносили, выравнивали место и строили новый. “аким образом, древний поселок постепенно рос ввысь. Ўли столети€, и постепенно земледельцы стали осваивать топоры и другие оруди€, сделанные из меди.

ј как выгл€дели древние обитатели “рансильвании? ћногочисленные статуэтки, найденные при раскопках, могут частично воссоздать их облик. ¬от перед нами вылепленна€ из глины голова мужчины. —покойное мужественное лицо, крупный с горбинкой нос, волосы зачесаны на пробор, а сзади собраны в пучок.  ого изобразил древний скульптор? ¬ожд€, жреца или просто соплеменника — сказать трудно. ƒа это и не столь важно. ¬ажно другое: перед нами не застывшее изва€ние, выполн€вшеес€ по определенным и строгим канонам, а лицо человека — древнего жител€ “рансильвании. ќн будто смотрит на нас из глубины семи тыс€челетий!

ј вот сильно стилизованное изображение женщины. “ело покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор. “акой же орнамент встречаетс€ и на других статуэтках культуры “урдаш-¬инчи. —уд€ по всему, это хитросплетение линий имело какой-то смысл. Ѕыла ли это татуировка, которой, возможно, украшали себ€ модницы того времени, или во всем этом таилс€ какой-то магический смысл, ответить трудно; женщины не очень люб€т раскрывать свои тайны.

ќсобый интерес представл€ет большой ритуальный кувшин, относ€щийс€ к раннему периоду винчанской культуры. Ќа нем мы видим рисунок, веро€тно, внешнего вида св€тилища, причем изображение это оп€ть-таки очень напоминает св€тилище древних шумеров. ќп€ть случайное совпадение? Ќо ведь два св€тилища отделены друг от друга почти двадцатью веками!

—лово на глин€ных табличках.

Ќа первой пр€моугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. ћежду ними помещен колос. Ѕыть может, изображение козлов и колоса было символом благососто€ни€ общины, в основе которого было зан€тие земледелием и скотоводством? ј может быть, это сцена охоты, как считает Ќ. ¬ласса? Ћюбопытно, что подобный сюжет встречаетс€ и на шумерских табличках. ¬тора€ табличка разделена вертикальными и горизонтальными лини€ми на небольшие участки. Ќа каждом из них процарапаны различные символические изображени€. Ќе тотемы ли это?

 руг шумерских тотемов известен. » если сравнить рисунки на нашей табличке с изображени€ми на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в ƒжемдет-Ќасре, снова броситс€ в глаза поразительное совпадение. ѕервый знак на шумерской табличке — голова животного, скорее всего козленка, второй изображает скорпиона, третий, по-видимому, — голову человека или божества, четвертый символизирует рыбу, п€тый знак — какое-то строение, шестой — птицу. “аким образом, можно предположить, что на табличке изображены тотемы: «козлЄнок», «скорпион», «демон», «рыба», «глубина-смерть», «птица».

“отемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. „то это, ещЄ одна поразительна€ случайность? —корее всего нет. √рафическое совпадение знаков могло быть случайным. Ќауке подобные совпадени€ известны. ѕоразительно похожи, например, отдельные знаки загадочной письменности протоиндийской цивилизации ћохенджо-ƒаро и ’араппы со знаками письменности кохау-ронго-ронго далекого острова ѕасхи. Ќо совпадение тотемов и их последовательности вр€д ли случайно. ќно наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и “эртерии и ƒжемдет-Ќасра из одного общего корн€. ѕохоже, в наших руках находитс€ своеобразный ключ к дешифровке письменности “эртерии: не зна€, что написано, мы уже знаем, в какой последовательности нам надо читать. ѕоэтому надпись можно дешифровать, чита€ ее против часовой стрелки вокруг отверсти€ в табличке.  онечно, мы никогда не узнаем, как звучал €зык жителей “эртерии, но мы можем установить значение их рисунчатых знаков, исход€ из шумерских эквивалентов.

ѕриступим же к чтению круглой тэртерийской таблички. Ќа ней прочерчены письменные знаки, разделЄнные лини€ми.  оличество их в каждом квадрате невелико. «начит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическа€ шумерска€ письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало.

Ќа круглой табличке написано следующее:

4. NUN KA. SHA. UGULA. PI. IDIM KARA 1.

«„етырьм€ правительницами лика бога Ўауэ старейшина разума глубокого сожжен один».

„то за смысл заключен в надписи?

—нова напрашиваетс€ сравнение с упом€нутым нами документом из ƒжемдет-Ќасра. ¬ нем содержитс€ список главных сестер-жриц, возглавл€вших четыре племенные группы. Ѕыть может, такие же жрицы-правительницы были в “эртерии? Ќо есть и другое совпадение. ¬ надписи из “эртерии упом€нут бог Ўауэ, причем им€ бога изображено точно так же, как и у шумеров. ƒа, суд€ по всему, тэртерийска€ табличка содержала краткие сведени€ о ритуале сожжени€ жреца, отслужившего определенный срок своего правлени€.

“ак кем же были древние жители “эртерии, писавшие «по-шумерски» в V тыс€челетии до н. э., когда самого Ўумера еще и в помине не было? ѕредками шумеров? Ќекоторые ученые считают, что прашумеры откололись от пракартвелов в XV — XII тыс€челетии до н. э., уйд€ из √рузии в  урдистан.  ак же могли они передать свою письменность народам ёго-¬осточной ≈вропы? ¬опрос немаловажный. ј ответа на него пока нет.

ƒревние обитатели Ѕалкан оказали заметное вли€ние на культуру ћалой јзии. ќсобенно хорошо прослеживаетс€ с ней св€зь культуры “урдаш-¬инчи по пиктографическим знакам на керамике. «наки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной “рое (начало III тыс€челети€ до н. э.). “огда же они по€вл€ютс€ и в других районах ћалой јзии. ќтдаленные отголоски письменности ¬инчи содержит в себе пиктографическа€ письменность древнего  рита. Ќельз€ не согласитьс€ с и с предложением археолога ¬. “итова о том, что примитивна€ письменность в эгейских странах уходит своими корн€ми на Ѕалканы IV тыс€челети€ до н. э., а вовсе не возникла под вли€нием далекого ƒвуречь€, как раньше полагали некоторые исследователи.

  тому же известно: создатели балканской культуры ¬инчи в V тыс€челетии до н. э. прорвались через ћалую јзию в  урдистан и ’узистан, где в то врем€ обосновались как раз прашумеры. » вскоре в этом районе возникает пиктографическа€ протоэламска€ письменность, одинаково близка€ и к шумерской и к тэртерийской.

Ќапрашиваетс€ вывод: изобретател€ми шумерской письменности были, как это не парадоксально, не шумеры, но жители Ѕалкан. ƒействительно, как иначе объ€снить, что древнейша€ письменность в Ўумере, датируема€ концом IV тыс€челети€ до н. э., по€вилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Ўумеры (как и ¬авилон€не) были лишь хорошими учениками, восприн€в пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развив ее в клинопись.

¬≈“¬» ќƒЌќ√ќ ƒ≈–≈¬ј

—реди вопросов, возникших в процессе изучени€ тэртерийской находки, особенно важными мне представл€ютс€ два:

1.  ак возникла тэртерийска€ письменность и к какой системе письма она примыкала?

2. Ќа каком €зыке говорили тэртерийцы?

Ѕ. ѕерлов, безусловно, прав, утвержда€, что шумерска€ письменность по€вилась в ёжном ƒвуречье в конце IV тыс€челети€ до н. э. как-то неожиданно, в совершенно готовом виде. »менно на ней была записана древнейша€ энциклопеди€ человечества «’аррахубулу», целиком отразивша€ мировоззрение людей X — IV тыс€челети€ до н. э.

»зучение законов внутреннего развити€ шумерской пиктографии показывает, что к концу IV тыс€челети€ до н. э. пиктографическое письмо как система находилось в состо€нии не становлени€, а распада. »з всей шумерской системы письма (насчитывавшей около 38 тыс€ч знаков и вариаций) употребл€лось немногим более 5 тыс€ч, причем все они вышли из 72 древних гнезд-символов. ѕроцесс же полифонизации ( то есть разнозвучани€ одного и того же знака) гнезд шумерской системы началс€ задолго до этого.

ѕолифонизаци€ постепенно разъедала внешнюю оболочку сложного знака в целых гнездах, затем разрушала внутреннее оформление знака в гнездах полураспавшихс€ и, наконец, полностью уничтожала само гнездо. –аспались гнезда-символы на полифонические пучки задолго до прихода шумеров в ƒвуречье. Ћюбопытно, что в протоэламской письменности, существовавшей одновременно с шумерской также на берегу ѕерсидского залива, наблюдаетс€ аналогичное €вление. ѕротоэламское письмо тоже сводитс€ к 70 гнездам-символам, которые распались на 70 полифонических пучков. » протоэламский знак, и шумерский имеют внутреннее и внешнее оформление. Ќо протоэламский имеет еще и привески. ѕоэтому по своей системе он ближе к китайской иероглифике.

¬ эпоху ‘уси (2852 — 2752 гг. до н. э.) кочевники-арии вторглись в  итай с северо-запада и принесли с собой туда вполне сложившуюс€ письменность. Ќо древнекитайской пиктографии предшествовала письменность культуры Ќамазга (—редн€€ јзи€). ќтдельные группы знаков в ней имеют как шумерские, так и китайские аналоги. ¬ чем же причина сходства системы письма у столь различных народов? ƒело в том, что они имели один источник, распад которого произошел в VII тыс€челетии до н. э.

Ќа прот€жении двух тыс€челетий перед распадом эламо-китайский ареал контактировал с шумероидными культурами √урана и иранского «агроса. ¬осточному ареалу письменности противосто€л западный, оформившийс€ под вли€нием шумероидов пред-√урана (√андж-ƒаро). ¬последствии из него возникли письменности древних египт€н, крито-микенцев, шумеров да и тэртерийцев.

“аким образом, легенда о «вавилонском» столпотворении и распаде единого земного €зыка не так уж и беспочвенна. »бо, сравнива€ 72 гнезда шумерской письменности с аналогичными гнездами-символами всех других систем письма, поражаешьс€ их совпадению не только по принципам оформлени€, но и по внутреннему содержанию. ѕеред нами как бы осколки, взаимно дополн€ющие звень€ распавшейс€ единой системы.  огда же реконструированную символику этой письменности IX — VIII тыс€челетий до н. э. сравниваешь со знаками-символами позднего палеолита ≈вропы (20 — 10 тыс. лет до н. э.), нельз€ не обратить внимани€ на их далеко не случайное совпадение.

ƒа, письменные системы IV тыс€челети€ до н. э. не возникли в разных местах нашей планеты, а €вл€лись лишь следствием автономного развити€ осколков распавшейс€ единой прасистемы религиозной символики, возникшей в одном месте.

Ќо на каком же €зыке говорили древние тэртерийцы? Ѕросим взгл€д на этническую карту «ападной ≈вропы VII — VI тыс€челети€ до н. э. ¬ это врем€ в результате неолитической революции произошел демографический взрыв. «а несколько столетий численность населени€ увеличилась в 17 раз (с 5 миллионов человек до 85). ѕроизошел переход от собирательства к пойменному земледелию. »збыток населени€ на Ѕалканах, прародине семито-хамитских народов, привел их к широкому переселению в менее заселенные области, где неолитическа€ революци€ еще не произошла. Ќаступление велось на север по ƒунаю и на юг через ћалую јзию, ѕередний ¬осток, —еверную јфрику и »спанию. ¬оспользовавшись громадным численным превосходством, прасемиты с востока и прахамиты с запада оттерли праиндоевропейцев далеко на север (в районы, недавно освободившиес€ от ледника).

яркие картины этой борьбы народов сохранились, кстати, в кельтской мифологии. ѕраслав€нские имена кельтских Ѕогов свидетельствуют о том, что не покорившиес€ врагам праслав€не остались светлым знаменем в глазах пракельтов ‘ранции, став их Ѕогами.  ельтские «праслав€не» — дананцы из рода √ориа (то есть «гор€не») подчинили себе прагреков √арца и после этого вступили в длительную борьбу с прасемитами дунайских культур. Ёто нашло свое отражение и в индийских (ћану-—варожич) и в греческих мифах.

¬ойна была очень жестокой и долгой. —оюзниками праиндоевропейцев выступили далекие от них шумероиды иранского «агроса, совершившие неолитическую революцию еще раньше и рванувшиес€ в ћалую јзию с востока. —емито-хамитские клещи были разорваны. ’амиты бросили основные силы на египетский театр военных действий, семиты же — на греческий и малоазиатский, где они в конце концов отразили нашествие шумероидов, предков древних египт€н. ќднако это была пиррова победа. —емито-хамитское наступление выдохлось.

ј в VI тыс€челетии до н. э. свершили неолитическую революцию и праиндоевропейцы. ѕерейд€ к отгонному скотоводству, они приобрели власть над безграничными просторами ¬еликой степи. ѕрахамиты были ассимилированы кельтами по всей ≈вропе, а прасемиты бежали на нижний ƒунай.

ћежду индоевропейцами ƒании и ѕомерании и прасемитами ‘ракии к началу V тыс€челети€ до н. э. образовалась огромна€ буферна€ зона (¬ерхний ƒунай, ѕрикарпатье, ”краина) с совершенно особым населением. ѕозднее его €дро (Ѕаденска€ культура) послужило истоком этноса Ћесбоса, “риполь€ и “рои. ѕоэтому-то и имеютс€ веские основани€ св€зывать жителей этого региона (в том числе и тэртерийцев и трипольцев) с праэтрусками, в чем убеждают и антропологические данные. ѕраэтруски-то окончательно изгнали прасемитов с остальной территории Ѕалкан в конце V тыс€челети€ до н. э. в ћалую јзию и на ѕередний ¬осток. “ем самым они расчистили путь дл€ скотоводов-индоевропейцев, победоносно наступавших с севера.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку