-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37259


јзартные игры XIX века

ѕонедельник, 11 январ€ 2016 г. 15:16 + в цитатник

¬ –оссии издавна были известны многие азартные игры, из которых игру в карты преследовали и духовенство и правительство. »з воеводских наказов XVII столети€ видно, что игравших в карты наказывали кнутом, а сами карты велено было отбирать и сжигать.

¬ начале царствовани€ императора јлександра I правительство преследует азартные игры. ”казами ѕетербургскому военному генерал-губернатору 1801 г. и ћосковскому, 1806 г. повелевалось иметь неослабное наблюдение, чтобы не было азартных игр, виновных отсылать к суду и об именах их доносить самому императору.

ќднако любителей риска и азартной игры никакие запреты не останавливали и они продолжали участвовать в (иногда подпольных) играх.



« арточна€ игра в –оссии есть часто оселок и мерило нравственного достоинства человека, — писал ѕ. ј. ¬€земский в «—тарой записной книжке». — «ќн при€тный игрок» — така€ похвала достаточна, чтобы благопри€тно утвердить человека в обществе. ѕриметы упадка умственных сил человека от болезни, от лет — не всегда у нас замечаютс€ в разговоре или на различных поприщах человеческой де€тельности; но начни игрок забывать козыри, и он скоро возбуждает опасени€ своих близких и сострадание общества.  арточна€ игра имеет у нас свой род остроуми€ и веселости, свой юмор с различными поговорками и прибаутками. ћожно бы написать любопытную книгу под заглавием «‘изиологи€ колоды карт».

¬ –оссии карты по€вились уже в XVI в. нар€ду с игрой в зернь, то есть в кости, и были известны уже при дворе цар€ јлексе€ ћихайловича. ѕетр I попробовал боротьс€ с азартными играми: он указом запретил в армии и во флоте проигрывать более чем один рубль — по тем временам большие деньги. ≈катерина II издала указ, запрещающий платить карточные долги по вексел€м или давать деньги дл€ выплаты таких долгов. Ѕесполезно! ѕопробовали «власть употребить»: в дом, где шла азартна€ игра, вдруг €вл€лись слуги закона и арестовывали всех играющих. ќб этом Ѕантыш- аменский писал кн€зю  уракину: «” нас сильный идет о картежных академиках перебор. ≈жедневно привоз€т их к »змайлову; действие сие в моих глазах, ибо наместник возле мен€ живет. ≈сть и дамы…» ј через несколько дней: «јкадемики картежные, вид€ крепкий за собой присмотр, многие по деревн€м скрылись…»

јзартные игры не прекращались ни при ѕавле, ни при јлександре I. ќсобенно карты распространились среди гвардейских полков. –ассказывали, что использованных игральных карт в кабачке накапливалось столько, что каждый день их собирали лопатами и увозили возами. ќстановить игроков не представл€лось возможным, современник утверждал: «ѕисать против игры есть то же, что сочин€ть против фортуны». ѕо€вилс€ даже особый жаргон, на котором объ€сн€лись игроки. ‘. Ѕулгарин вспоминал: «Ќи одного немецкого трактира или так называемого «ресторана» не было в ѕетергофе, а в —трельне один только трактир был на почтовой станции, где собиралс€ весь народ, любивший, как говорил в шутку наш полковник… «сушить хрусталь и попотеть на листе». “ут был бессменный совет цар€ ‘араона, т. е. тут метали банк с одного утра до другого!»



ѕетр јндреевич ¬€земский вспоминал, какое большое место в жизни занимала игра в карты: «Ќигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты — одна из непреложных и неизбежных стихий. ¬езде более или менее встречаетс€ страсть к игре, но к игре так называемой азартной. —трастные игроки были везде и всегда. ƒраматические писатели выводили на сцене эту страсть со всеми ее пагубными последстви€ми. ”мнейшие люди увлекались ею. «наменитый французский писатель и оратор Ѕенжамен  онстан был такой же страстный игрок, как и страстный трибун. ѕушкин во врем€ пребывани€ своего в ёжной –оссии куда-то ездил за несколько верст на бал, где наде€лс€ увидеть предмет своей тогдашней любви. ѕриехал в город он до бала, сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогул€л и все деньги свои, и бал, и любовь свою».

‘араон

—мысл игры в «фараон» очень прост. √ерой повести «∆изнь игрока, описанна€ им самим», изданной в ћоскве в 1826—1827 гг., так объ€сн€ет партнеру, который не знал, как «ставить карту»: «Ёто очень просто, — возразил €, — выдерни наудачу какую-нибудь, положи ее на стол, а на нее наклади сколько хочешь денег. я из другой колоды буду метать две кучки; когда карта, подобна€ твоей, выйдет на мою сторону, то € беру твои деньги; а когда выпадет на твою, то ты получишь от мен€ столько же, сколько ставил на свою карту». —торона банкомета права€, сторона понтера лева€. „тобы избежать плутовства, дл€ каждой игры распечатывали новую колоду.  олода полагалась каждому игроку и банкомету. ќпытные игроки вскрывали колоду, заклеенную крест-накрест, с особым шиком: колоду брали в левую руку, крепко сжимали, так что заклейка с треском лопалась, потом жестом фокусника тасовали карты, «перелива€» колоду из левой руки в правую. ѕо тому, как игрок брал карты в руки, сразу виден был навык, его принадлежность к клану «своих».



»грали за четырехугольным столом, покрытым зеленым сукном, такие столы называли ломберными. ¬озле каждого игрока лежали мел и щеточка — мелком тут же, на зеленом сукне стола, делались расчеты, записывали ставки, ненужное стиралось щеточкой. ¬озле каждого игрока стопки золотых монет, на столе зажженные кандел€бры, за окном ночь… “акова фантастическа€ картина карточной игры.

»спользованную колоду, после прохождени€ одной тальи, или пульки, кидали под стол — потом лакеи соберут колоды и продадут их в свою пользу мещанам, дл€ игры в дурачки и прочие забавы. »ногда под стол, вместе с использованными картами, падали деньги — их не прин€то было подбирать, считалось дурным тоном, а еще из суевери€. –ассказывали анекдот, как јфанасий ‘ет во врем€ карточной игры нагнулс€, чтобы подн€ть небольшого достоинства ассигнацию, которую уронил, а Ћев “олстой, его при€тель, запалив у свечи сотенную бумажку, посветил ему, чтобы облегчить поиски.

ћушка

¬ –оссию эта игра пришла из ‘ранции и была чрезвычайно попул€рна в XVIII веке. «а долгие годы существовани€ мушка была украшена многочисленными вариантами, что придает ей особую прелесть.  оличество игроков — от 3 до 7. ≈сли играют трое, берут малую колоду — 32 карты. ≈сли игроков четверо, берут среднюю колоду — 36 карт. ѕри большем количестве игроков используют колоду в 52 карты. ћеста определ€ет жребий — из колоды, разбросанной веером по столу, т€нут карты. “от, кто выт€нул самую младшую карту, сдает первым. ≈сли вдруг случитс€ выт€нуть одинаковые карты, нужно вновь вернуть их в колоду и тащить карты заново. —дают каждому игроку по п€ть карт, раздава€ их по одной, не все п€ть за раз.  озырь вскрывает сдающий и помещает его в середине стола. “уз в каждой масти — сама€ сильна€ карта, а туз пиковый именуетс€ мушкой. ≈му присваиваютс€ значительные преимущества.  аждый игрок ведет свою запись. »грок проводит перед собой линию и пишет под ней цифру 25, с которой в течение всей игры и списывает. ¬ мушке XVIII века, упом€нутой в произведени€х ƒержавина и ‘онвизина, игра велась «в 30 пуаней» (пуань-фишка в определенную, заранее обусловленную сумму). Ќа зеленом сукне ломберного стола каждый игрок проводил дугу, которую рассекал посередине вертикалью. Ћева€ (от вертикали) сторона дуги помечаетс€ буквой ¬ — она назначалась дл€ вписывани€ вз€ток. ѕрава€ сторона помечаетс€ буквой – и обозначает ремизы. ¬ центре дуги, над вертикалью, пишут цифру 30 (или 25).



ѕрикупают игроки поочередно. ¬ыигрывает тот, кто первым списывает назначенную цифру. ¬ыигрывает он об€зательно у каждого из игроков. ÷ифру выигрыша записывают в стороне до окончательных расчетов.

 роме азартных, были игры коммерческие. »звестна€ писательница ∆анлис писала в своем « ритическом и систематическом словаре придворного этикета»: «Ѕудем наде€тьс€, что хоз€йки гостиных про€в€т достаточно достоинства, чтобы не потерпеть у себ€ азартных игр: более чем достаточно разрешить биллиард и вист, которые за последние дес€ть — двенадцать лет сделались значительно более денежными играми, приближа€сь к азартным и прибавив бесчисленное число испортивших их новшеств. ѕочтенный пикет единственный осталс€ нетронутым в своей первородной чистоте — недаром он теперь в небольшом почете».

¬ист, пикет — это коммерческие игры, построенные по сложным правилам.

¬ист

»нтеллектуальна€ карточна€ игра английского происхождени€. ќна остаетс€ попул€рной и в наше врем€, а многие ее особенности и правила перекочевали в другие карточные развлечени€.



»гра «¬ист» не так проста, как может показатьс€ новичку. ќна требует и наблюдательности, и быстрой реакции, и тренированной пам€ти. «а одну партию научитьс€ хорошо играть в ¬ист практически невозможно — здесь требуетс€ терпение, внимание и бесконечное наблюдение. Ёти навыки разовьютс€ постепенно, если человек поставит перед собой цель научитьс€ играть в «¬ист» на уровне профессионала.

Ќеобходимо учитьс€ запоминать карты. ќчень важно помнить карты своего партнера и угадывать их — всего на двоих у партнеров 26 карт. Ёто помогает сделать выработанна€ временем система намеков, речь о которой пойдет ниже.

»деальное количество игроков в висте — четверо. ѕри недоборе игроков замен€ют так называемые «болваны»: на стол кладут открытые карты, которые и будут замещать недостающих игроков. » наоборот, — при большем количестве игроков — п€ть или шесть — в каждом робере, который состоит из двух партий, один из игроков должен покидать игру.

»гроки в таких играх могли попытатьс€ просчитать свои ходы, выработать стратегию, словом, эти игры предполагали не столько азарт, сколько удовольствие самого сост€зани€. —тавки в этих играх были невысокие, и считалось, что в них проигратьс€ невозможно. Ќапротив, в азартной игре невозможно ничего рассчитать. ¬€земский писал: «ѕодобна€ игра, род битвы на жизнь и на смерть, имеет свое волнение, свою драму, свою поэзию. ’ороша и благородна ли эта страсть, эта поэзи€ — это другой вопрос. ќдин из таких игроков говаривал, что после удовольстви€ выигрывать нет большего удовольстви€, как проигрывать».

ѕикет

Ёто одна из старинных карточных игр: первое упоминание о пикете находим во французских хрониках 1390 года. ќднако красива€ легенда св€зывает ее по€вление с именем французского корол€  арла VII, чье правление приходилось на XVII век. √лавным событием одного из маскарадов была постановка пьесы  орнел€ «“оржество дам».  ак было прин€то в то врем€, пьесу украшал балет, где была представлена «жива€ колода». ѕервыми выступали четыре валета, а уж за ними выступали короли, дамы и вс€ остальна€ колода, разделенна€ на кварты по четыре масти в р€д. ¬ продолжение балета масти затейливо перемешивались, составл€€ различные комбинации. «аглавную роль в представлении играл ѕикет.   кадрили валетов были присоединены группы, символизирующие другие, известные в то врем€ игры: биль€рд, кости, кегли и трик-трак.



¬ –оссии эта игра сделалась особенно попул€рной в XVIII веке и была одним из любимейших развлечений ≈катерины II. ¬ конце XIX века пикет характеризовалс€ как игра «семейна€, кабинетна€». ѕикету, в отличие, скажем, от рамса, противопоказан «салонный говор», он требует уединени€ и сосредоточенности, что характеризует его как игру «умственную». ≈стественно, что наиболее оптимальным количеством игроков в пикет следует считать число «два», причем необходима равносильность между партнерами. ѕикет — игра равных.

—туколка

—амой попул€рной из карточных коммерческих игр, пожалуй, €вл€етс€ стуколка. ќна проста и незамысловата, правила ее легко запоминаютс€. ¬ стуколку одинаково хорошо может играть и опытный игрок, и игрок начинающий, умение требуетс€ очень небольшое, вс€ игра построена на удаче. ќднако есть такие стукольщики, которые ведут игру настолько умно и расчетливо, что в проигрыше бывают редко, и то не в большом. Ёто зависит, прежде всего, как, впрочем, и во всех карточных коммерческих играх, от сдержанности и хладнокрови€.  огда карта не идет, они не рискуют, идут только на верные вз€тки. ѕоложим, что подобна€ игра будет скучной и никаких выгод не принесет, зато при таком условии и проигрыш будет невелик. Ќо если им везет, то они играют смело и рискованно, хот€ оп€ть таки и рискуют с расчетом: они знают врем€, когда следует пасовать, а когда купить. –искуют в стуколке, когда игрок идет не с верными вз€тками, а с сомнительными, в надежде, что ему посчастливитс€ вз€ть хоть одну вз€тку, но если игрок в надежде на свою удачу пойдет с ничего не значащими картами или купит в первой руке, то это уже называетс€ не риском, а нелепостью.



Ќазвание свое стуколка получила, веро€тно, от того, что каждый участник объ€вл€ет о своем желании играть не какой-либо условной фразой, а легким стуком руки о стол.

—уществует несколько видов стуколки: об€зательна€, с гольцом, с прикупом, со шлейфом.

–амс

ќт «мушки» (но значительно упрощенной) берет свое начало рамс, весьма попул€рный в российской провинции XIX века, где его снисходительно считали «дамской игрой».



ѕрекрасна€ игра дл€ начинающих. «–амс — любимец путешественников, которые играют в него, встреча€сь за табльдотами в пансионах, — так идиллически характеризует рамс справочник конца предыдущего века. — ќн не утомл€ет внимани€, шум дружеской беседы не вредит ее ходу. ќт игрока же не требуетс€ никакого искусства».

“ресет

“ресет пришел в –оссию с берегов туманного јльбиона. ¬ јнглии, на родине, игра носит название Three seven — три семерки. ¬полне возможно, что сами британцы привезли ее на берега “емзы с берегов √анга, где колонисты изобрели это новое развлечение во времена пребывани€ в »ндии принца ”эльского (1876 г.). ¬о врем€ сто€нки русского флота в —ан-—тефано российские офицеры частенько встречались с британскими морскими офицерами. ќдним из результатов подобных контактов стала карточна€ игра, прививша€с€ в нашем отечестве под названием «семерик».



Ёта игра в –оссии считалась новомодной в 1878 году. ¬о многих общественных собрани€х, в ѕетербургском и ћосковском јнглийских клубах (а также в клубах больших губернских городов) в семерик играли почти наравне с ералашем и преферансом. ¬ общественный же быт игра проникала с затруднени€ми, благодар€ своей своеобразной форме, требующей предельного внимани€.

јбсолютно все пособи€ по карточной игре подчеркивают «сбивчивость» тресета и сложность механизма этой игры.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Lida_shaliminova   обратитьс€ по имени Ѕлагодарю! ѕонедельник, 11 январ€ 2016 г. 15:30 (ссылка)
да , как много вс€ких игр ! “олько € не умею в них играть . –азве что " осынка". Ќа компе .
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку