-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37259


“айна ‘естского диска

ѕонедельник, 30 Ќо€бр€ 2015 г. 10:57 + в цитатник

“айна ‘естского диска


— мировой археологией св€зано много загадок и тайн. » не всегда эти загадки лежат на поверхности и столь огромны, как египетские пирамиды. ѕорой они легко умещаю и;€ в руках человека, но много столетий и тыс€челетий скрываютс€ в земле. ѕока археологи не извлекут их на свет божий.

ќчередной рабочий день 3 июл€ 1908 года италь€нской экспедиции, раскапывавшей руины царского дворца в ‘есте, что на острове  рит, подходил к концу, когда археолог Ћ. ѕернье, занимавшийс€ расчисткой одного из подсобных помещений дворца, обнаружил небольшой диск из хорошо обожженной глины.


“айна ‘естского диска


ѕоверхность извлеченного из земли предмета с обеих сторон была испещрена неизвестными дотоле письменами. Ћента каллиграфически исполненных рисуночных знаков скручивалась в две тугие спирали. ¬нутри надписей с обеих сторон выдел€лись группы знаков, заключенных в пр€моугольные пол€-€чейки. Ѕыло видно, что древний каллиграф-печатник использовал прием, предвосхитивший книгопечатание.  аждый знак оказалс€ оттиснутым с помощью специально вырезанной миниатюрной печатки. Ќабор штампиков несомненно был изготовлен заранее и вр€д ли предназначалс€ дл€ воспроизведени€ одного-единственного небольшого текста.

ѕо археологическим данным, ‘естский диск следовало датировать примерно 1600 годом до н. э. — периодом становлени€ крито-минойской цивилизации. ƒолгое врем€ оставалс€ открытым вопрос о месте изготовлени€ керамического диска — был ли он сделан на самом острове  рит или же кем-то завезен сюда. Ќо вот при раскопках в тридцатых годах прошлого столети€ пещерного св€тилища в јркохоре (÷ентральный  рит) была найдена культова€ медна€ секира с гравированной надписью, на которой встречались знаки с ‘естского диска.

 роме того, как показало изучение других археологических находок, критским мастерам керамики задолго до изготовлени€ ‘естского диска была известна техника нанесени€ на поверхность глин€ного предмета до его обжига изображений, оттиснутых специально изготовленными матрицами.

“айна ‘естского диска


 раткость ‘естского диска—в нем 45 видов различных знаков, всего 241 знак, — не позвол€ет делать на основе его статистического анализа далекоидущие выводы. ќднако вы€снить в принципе, какой €вл€лась данна€ система письма, все-таки можно.  оличество знаков на диске слишком велико дл€ алфавита, но в то же врем€ слишком мало дл€ иероглифического письма, то есть словесно-слогового, где знаки исчисл€ютс€ сотн€ми. ѕоэтому письменность ‘естского диска ученые определили как слоговую.

 ј  ¬≈Ќ“–»— ѕ–ќ„≈Ћ “ќ, „“ќ ЌјЎ≈Ћ Ё¬јЌ—


ќтметим, что первые образцы подобного так называемого линейного письма были обнаружены знаменитым английским археологом јртуром Ёвансом в 1900 году при раскопках другого большого критского города  носса. ¬сего Ёванс нашел там образцы сразу трех, €вно родственных между собой видов минойского письма. ѕервый из них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночный характер и изображавшие различные конкретные предметы. Ёванс назвал его критской иероглификой. ƒва других вида письма древних крит€н со знаками обобщенных очертаний, по большей части €вно утратившими пр€мое сходство со своими изобразительными прототипами, получили наименовани€ линейного письма ј и линейного письма ¬.

ѕопытки расшифровать критские письмена начались вместе с их открытием, но долгое врем€ были безрезультатными. ѕеред самой ¬торой мировой войной к работе над дешифровкой линейного письма ¬ приступил совсем еще юный британский исследователь ћайкл ¬ентрис (1922-1956 гг.), которому и суждено было решить эту сложнейшую задачу. ѕуть к его успеху в значительной мере был проложен трудами американских ученых — јлисы  обер и Ёметта Ѕонетта.

”спех к ¬ентрису пришел в 1952 году, когда, использу€ результаты формального анализа надписей, произведенного  обер, он сумел намного глубже развить ее наблюдени€ о наличии в исследуемом €зыке грамматических окончаний и сумел составить особую координатную сетку, отражающую их чередование. “еперь оставалось вы€снить, какой из древних €зыков мог укладыватьс€ в полученную им сетку.

ƒолгие годы ¬ентрис думал, что €зыком табличек линейного письма ¬ должен оказатьс€ этрусский, ведь €зык этрусков, древних обитателей »талии, суд€ по многим данным, св€зан своим происхождением с Ёгейским миром. ¬о вс€ком случае, он не допускал мысли, что это может быть греческий €зык. ¬ свое врем€, следу€ теории своего соотечественника Ёванса, ¬ентрис даже писал: «√ипотеза о том, что минойский €зык мог оказатьс€ греческим, конечно, основана на €вном игнорировании исторической веро€тности».

“айна ‘естского диска


ќднако этрусский €зык грамматически никак не подходил к сетке ¬ентриса. » тогда исследователь решил на вс€кий случай, эксперимента ради, проверить, насколько бы подошел к ней греческий. ѕолученный результат был поразителен: греческий €зык подошел как нельз€ лучше. ѕроизведенна€ ћайклом ¬ентрисом дешифровка линейного письма ¬ позволила не только прочесть древнегреческие тексты второй половины II тыс. до н. э., но и создала основу дл€ плодотворного исследовани€ других пам€тников письменности Ёгеиды догреческого периода, к числу которых относитс€ и письменность ‘естского диска.

ѕќѕџ“ ј «ј ѕќѕџ“ ќ…


Ѕлагодар€ достижени€м ¬ентриса действительно удалось прочесть и подавл€ющее большинство надписей, сделанных линейным письмом ј, многие знаки которого совпадают со знаками линейного ¬. — письменностью же ‘естского диска все куда как сложнее. ”спехи можно назвать лишь частичными. ѕричем над расшифровкой его бьютс€ не только профессионалы-лингвисты, но и многочисленные любители и энтузиасты.

Ѕлиже всех к раскрытию тайны загадочной надписи на диске подошел российский историк и лингвист ј. ј. ћолчанов. ¬ свое врем€ о его работах журнал «Ќаука и жизнь» уже рассказывал (см. є 2, 1983 г.), а в наиболее полном виде они изложены в его книге «ѕосланцы погибших цивилизаций (ѕисьмена древней Ёгеиды)» (ћ., «Ќаука», 1992).

“ак, лингвист ј. ћолчанов с осторожностью и обсто€тельностью истинного профессионала провел свой анализ текста и пришел к выводу, что так называемый знак 02 — человеческа€ голова с петушиным гребнем — передает смешанный образ человека и петуха — животного, издревле почитавшегос€ на острове  рит в качестве атрибута верховного солнечного божества.

—огласно античной мифолого-исторической традиции, древние критские владыки, потомки цар€ ћиноса, возводили свой род к богу солнца и петух служил их родовой эмблемой. “от факт, что прототипом дл€ знака 02 послужил св€щенный династический символ, позволил ћолчанову считать его детерминативом, иначе говор€, определителем имен миной-ских правителей. ¬ тексте этот знак сопровождают 19 слов. —ледовательно, в нем приведены имена 19 минойских правителей.

∆урналист ¬ладимир ћихайлов после долгих лет работы над дешифровкой диска нашел, как он полагает, ключ к тайне. ѕо его мнению, на диске воспроизведены молитвы, которые критские хлеборобы пели при обработке полей и сборе урожа€. Ќа лицевой стороне диска €кобы находитс€ молитва «возрождени€ хлебного духа».

ќднако наиболее оригинальную трактовку текста ‘естского диска предложил небезызвестный √еннадий √риневич — геолог по специальности. —очт€ надписи ‘естского диска схожими со слав€нской письменностью типа «черт и резов», он так дешифрует лицевую сторону диска:

«√орести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горче. Ќа новом месте вы почувствуете их. ¬се вместе. „то нам послал еще бог? ћесто в мире божьем. –аспри прошлые не считайте. ћесто, что пожелал вам бог, обступите тесными р€дами. «ащищайте его днем и ночью. Ќе место — волю. ∆ивы еще чада ее, веда€, чьи они в этом мире». “екст на обратной стороне: «Ѕудем оп€ть жить, будет поклонение богу, будет все в прошлом — забудем, кто есть мы. „ада есть — узы есть — забудем, кто есть мы. „то считать, боже. –ысиюни€ чарует очи. Ќикуда от нее не денешьс€, не излечишьс€ от нее. Ќе однажды будет, услышим мы: чьи вы будете, рысичи, что дл€ вас почести, в кудр€х шлемы, разговоры о вас? Ќе есть еще, будем ее мы».

ѕри дешифровке ј. ј. ћолчанов применил комбинаторный анализ. ѕрежде всего он вы€вил на диске личные имена правителей, а затем — топонимы, то есть названи€ критских городов. ”спешно решив эту задачу, исследователь смог построить так называемую искусственную билингву, то есть искусственно созданную дву€зычную надпись, чтение части слов которой известно по ранее дешифрованным пам€тникам. —оздав такую билингву, можно было работать с ней в том же ключе, в котором полтора века назад работал ‘рансуа Ўампольон с реально дошедшей греко-египетской билингвой — –озеттским камнем (что позволило ему впервые прочесть египетские иероглифы). ћетодика ј. ј. ћолчанова была высоко оценена многими выдающимис€ учеными — академиком ј. ¬. јрциховским, ». ƒ. јмусиным, Ќ. я. ћерпертом, Ћ. ј. √индиным, ќ. —. Ўироковым и другими. ќна позволила прочесть большую часть знаков ‘естского диска и не только в общих чертах, но и с известной детализацией пон€ть содержание надписи. ѕо ћолчанову, на диске содержитс€ сообщение о посв€щении этого предмета в св€тилище царем  носса (главного центра древнего  рита) и подчиненными ему правител€ми других критских городов. ќчевидно, диск существовал не в единственном числе: каждый из участников посв€щени€, скорее всего, получил персональный экземпл€р, изготовленный путем тиражировани€. ќдин из таких экземпл€ров, принадлежавший правителю ‘еста, дошел до нас. Ќе исключено в будущем найти на  рите другие экземпл€ры диска или их фрагменты.

“айна ‘естского диска

«наки ‘естского диска и их фонетические значени€ по √риневичу


“айна ‘естского диска

“екст ‘естского диска в строковой планировке


¬ соответствии с гипотезой √риневича, некое плем€ рыси-чей было вынуждено покинуть свою родину в “риполье, на нынешней ”краине, и переселитьс€ на остров  рит, где оно и создало самобытную культуру острова. √риневич еще в советские времена несколько раз обращалс€ со своей гипотезой в »нститут слав€новедени€ и балканистики, в »нститут русского €зыка јЌ ———– и в ћ√”, но везде по рассмотрению получил отрицательные ответы.

 то только не пыталс€ разгадать содержание таинственной надписи: и историки, и лингвисты, да и просто любители древности всего мира! „то только не пытались прочесть на ‘естском диске! “о гимн в честь верховного божества, то «путеводитель» по св€тым местам  рита, то краткую историческую хронику… ќдни исследователи сравнивали знаки на диске со знаками иных известных систем письма. ƒругие пытались угадать смысл знаков исход€ из их внешнего облика. “ретьи видели ключ к разгадке, подсчитыва€, как часто встречаютс€ в надписи те или иные знаки. Ѕезрезультатно.

ќдна из последних гипотез была опубликована в журнале «Ќаука и жизнь» (см. є 1, 1998 г.). ≈е автор — немецкий филолог ƒ. ќленрот — предположил, что надпись сделана не знаками реально существовавшей письменности, а неким шифром, за которым кроютс€ буквы классического древнегреческого алфавита. »сход€ из этой посылки, ќленрот прочел на одной стороне диска магическую формулу обр€да в честь греческой богини ƒеметры, а на другой — сведени€ о храме «евса в городе “иринфе, одном из важнейших центров так называемой микенской цивилизации, процветавшей во II тыс€челетии до новой эры на юге Ѕалканского полуострова.

ѕрочтение, да и подход к дешифровке ƒ. ќленрота, вызывают несколько принципиальных возражений.

Ѕесспорно, каждый волен поступать по-своему, можно начинать дешифровку и с «чистого листа». Ќо, веро€тно, было бы правильнее, если бы автор, приступа€ к работе над надписью, опиралс€ на уже твердо установленные факты. Ќапример, сегодн€ большинство исследователей считают систему письма, примененную на диске, не алфавитной, а слоговой. »ными словами, каждый знак этой письменности соответствует не одному звуку речи (как в греческом или любом другом алфавите), а целому слогу. ѕодсчитано, что в слоговой письменности ‘естского диска было 60-70 знаков, 45 из которых встречаютс€ на самом диске.  аждый согласитс€, что 60-70 знаков многовато дл€ письма алфавитного (современный русский алфавит насчитывает 33 буквы, алфавиты европейских стран — и того меньше, классический греческий алфавит имел 27, а затем 24 буквы).

“айна ‘естского диска


ќднако ƒ. ќленрот пытаетс€ соединить эти две разные системы письма. Ќекоторые знаки ‘естского диска, по его мнению, выражают не единичные звуки, а дифтонги (то есть сочетани€ гласных, например — аи, эй, эу). — моей точки зрени€, это не прибавл€ет убедительности его гипотезе: дифтонги в греческом €зыке всегда писались раздельно. » следующее. —огласно предложенной ќленротом дешифровке, одна и та же греческа€ буква почему-то может выражатьс€ на диске разными знаками. “ак, букве «сигма» (с) соответствуют четыре непохожих друг на друга знака, букве «йота» (и) — три, букве «омикрон» (о) — два…  аков смысл в применении такого рода странного шифра? ƒа им попросту никто не смог бы воспользоватьс€.

 ак уже говорилось, ‘естский диск по€вилс€ в 1600 году до новой эры, а имеющийс€ сегодн€ в распор€жении ученых материал доказывает, что греческий алфавит возник не ранее IX века до новой эры. ќн сложилс€ по образцу финикийского письма, о чем говорит сходство и в начертании букв, и даже в их названии. Ќо и само финикийское письмо (кстати, имевшее знаки только дл€ согласных звуков) возникло все же позже ‘естского диска. „то дало ученому основание отодвинуть возникновение греческого алфавита в более древнее врем€?

», наконец, третье возражение. ќленрот считает, что родина ‘естского диска не  рит, где он был найден, а материкова€ √реци€. Ёто вытекает из греческого €зыка, на котором будто бы составлена надпись (на  рите в те времена на греческом еще не говорили), и из ее содержани€, повествующего о греческих, а не о критских храмах.

ќднако многое говорит о том, что ‘естский диск был создан именно на  рите. —видетельство тому — островное происхождение глины, из которой вылеплен диск, а прообразами всех знаков диска стали местные, критские реалии. ќсобенно важна найденна€ археологами в одной из критских пещер медна€ секира, относ€ща€с€ к тому же времени, что и диск. Ќа ней сохранилась своеобразнейша€ надпись, сделанна€ вперемежку знаками письма ‘естского диска и так называемого линейного письма ј, широко распространенного на  рите в тот период. (— помощью письма ј передавалс€ критский, то есть минойский, неиндоевропейский €зык.) ј стало быть, нет сомнений и в том, что эти две системы письменности функционировали на острове одновременно, были взаимозамен€емы. ¬идимо, они использовались в разных сферах жизни: линейное письмо ј служило дл€ деловых, хоз€йственных документов, а письмо ‘естского диска-дл€ религиозных, сакральных текстов. Ёто тоже подтверждает: €зык ‘естского диска не греческий, а минойский.

ѕредлага€ свою расшифровку, ќленрот читает надпись на диске от центра к краю и получает нужный ему смысл. ќднако некоторые специалисты, исследовавшие технику нанесени€ знаков, считают, что этот процесс шел от кра€ к центру.  азалось бы, тогда и читать надпись следует именно так.

“ак что, несмотр€ на некоторые успехи, тайна письменности ‘естского диска остаетс€ почти столь же неразрешимой, что и столетие назад. —коль не прискорбно это осознавать.
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку