-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37219


ѕроисхождение крылатых фраз

¬оскресенье, 26 »юл€ 2015 г. 15:54 + в цитатник


000 (700x466, 223Kb) 

асто мы употребл€ем так называемые крылатые фразы, даже не подозрева€ об их происхождении.  онечно, все знают: «ј ¬аська слушает да ест» — это из басни  рылова, «дары данайцев» и «тро€нский конь» — из греческих сказаний о “ро€нской войне… Ќо многие слова стали настолько близкими и привычными, что нам даже в голову не может придти, кто сказал их первым.

 озЄл отпущени€
»стори€ этого выражени€ такова: у древних евреев существовал обр€д отпущени€ грехов. —в€щенник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладыва€ на него грехи всего народа. ѕосле этого козла изгон€ли в пустыню. ѕрошло много-много лет, и обр€да уже не существует, а выражение все живЄт…

“рын-трава
“аинственна€ «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноватьс€. —начала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. ѕолучалась «трава подзаборна€», то есть никому не нужный, всем безразличный сорн€к.

ћастер кислых щей
 ислые щи — немудрЄна€ кресть€нска€ еда: водичка да квашена€ капуста. ѕриготовить их не составл€ло особых трудностей. » если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

Ѕальзаковский возраст
¬ыражение возникло после выхода в свет романа французского писател€ ќноре де Ѕальзака (1799-1850) «“ридцатилетн€€ женщина» (1831); употребл€етс€ как характеристика женщин в возрасте 30-40 лет.

Ѕела€ ворона
¬ыражение это, как обозначение редкого, резко отличного от остальных человека, дано в 7-й сатире римского поэта ёвенала (середина I в. — после 127 г. н. э.): –ок дает царства рабам, доставл€ет пленным триумфы. ¬прочем, счастливец такой реже белой вороны бывает.

ѕодложить свинью
ѕо всей веро€тности, это выражение св€зано с тем, что некоторые народы по религиозным соображени€м не ед€т свинину. » если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное м€со, то этим оскверн€ли его веру.

Ѕросать камень
¬ыражение «бросать камень» в кого-нибудь в смысле «обвин€ть» возникло из ≈вангели€ (»оанн, 8, 7); »исус сказал книжникам и фарисе€м, которые, искуша€ его, привели к нему женщину, уличенную в прелюбоде€нии: « то из вас без греха, первый брось на нее камень» (в древней »удее существовала казнь — побивать камень€ми).

Ѕумага все терпит (Ѕумага не краснеет)
¬ыражение восходит к римскому писателю и оратору ÷ицерону (106 — 43 гг. до н.э.); в его письмах «  друзь€м» встречаетс€ выражение : «Epistola non erubescit» — «ѕисьмо не краснеет», то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые стесн€ютс€ высказать устно.

Ѕыть или не быть — вот в чем вопрос
Ќачало монолога √амлета в одноименной трагедии Ўекспира в переводе Ќ.ј. ѕолевого (1837).

¬олк в овечьей шкуре
¬ыражение возникло из ≈вангели€: «Ѕерегитесь лжепророков, которые приход€т к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные».

¬орона в павлиньих перь€х
¬озникло из басни ».ј.  рылова «¬орона» (1825).

¬сыпать по первое число
Ќе поверите, но… из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. » если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего мес€ца.

ѕрописать ижицу
»жица — название последней буквы церковнослав€нской азбуки. —леды порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. “ак что прописать ижицу — проучить, наказать, проще выпороть. ј вы ещЄ ругаете современную школу!

¬се свое ношу с собой
¬ыражение возникло из древнегреческого предани€.  огда персидский царь  ир зан€л город ѕриену в »онии, жители покинули его, унос€ с собой самое ценное из своего имущества. Ћишь Ѕиант, один из «семи мудрецов», уроженец ѕриены, ушел с пустыми руками. ¬ ответ на недоуменные вопросы своих сограждан он ответил, име€ в виду духовные ценности: «¬се свое ношу с собой». Ёто выражение часто употребл€етс€ в латинской формулировке, принадлежащей ÷ицерону: Omnia mea mecum porto.

¬се течет, все измен€етс€
Ёто выражение, определ€ющее посто€нную изменчивость всех вещей, излагает сущность учени€ греческого философа √ераклита из Ёфеса (ок. 530-470 гг. до н.э.)

√ол как сокол
—трашно бедный, нищий. ќбычно думают, что речь идЄт о птице. Ќо сокол здесь ни при чем. Ќа самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Ёто была совершенно гладка€ («гола€») чугунна€ болванка, закреплЄнна€ на цеп€х. Ќичего лишнего!

—ирота казанска€
“ак говор€т о человеке, который прикидываетс€ несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Ќо почему сирота именно «казанска€»? ќказываетс€, фразеологизм этот возник после завоевани€  азани »ваном √розным. ћирзы (татарские кн€зь€), оказавшись подданными русского цар€, старались выпросить у него вс€ческие поблажки, жалу€сь на своЄ сиротство и горькую участь.

ЌепутЄвый человек
¬ старину на –уси «путЄм» называли не только дорогу, но ещЄ и разные должности при дворе кн€з€. ѕуть сокольничий — ведающий кн€жеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Ѕо€ре всеми правдами и неправдами старались заполучить у кн€з€ путь — должность. ј кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутЄвый человек.
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку