-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 36981


»нтересные факты о съЄмках фильма Ђќпераци€ Ђџї

„етверг, 08 январ€ 2015 г. 12:35 + в цитатник
" ќпераци€ џ " в детал€х

ќ знаменитых и любимых всеми фильмах трудно писать, а тем более писать что-то новое. ‘ильм Ћеонида √айда€ "ќпераци€ џ и другие приключени€ Ўурика" - вот уже сорок лет как одна из наиболее попул€рных советских кинолент.

Ћюбим этот фильм и мы. Ѕолее того, "ќпераци€ џ" стала дл€ нас воплощением 1960-х - времени светлого, наивного и уже такого далекого от нас. Ќас заинтересовало, из каких деталей сделан этот удивительный пейзаж, какие улицы и здани€, а также автомобили попали в кадр.

¬ »нтернете на эту тему ничего найти не удалось, кроме того, что фильм снималс€ в 1964-65 годы в ћоскве, а также Ћенинграде, ќдессе и ялте. ѕоэтому мы попытались сами сделать эту работу.

Ќаверное, стоит сразу отметить, что мы не читали о съемках фильма ничего, кроме пары газетных статей. ¬озможно, все написанное нами уже широко известно. Ќо даже если мы сделали лишнюю работу, то не огорчимс€ - "ќпераци€ џ" того стоит…


" ќпераци€ џ " в детал€х


 онечно, художественные фильмы, снимавшиес€ в —оветском —оюзе, имели мало общего с окружающей действительностью. Ќо подчас только в них можно увидеть давно изменившиес€ виды улиц, разрушенные ныне дома, интерьеры, автомобили, метро, трамваи, автобусы и троллейбусы прошлых лет. "ќпераци€ џ" очень богата пейзажами, особенно хорошо сн€ты новостройки шестидес€тых…

 ак ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные „еремушки или другие известные новостройки тех лет -  узьминки и ’орошево, а гораздо более скромное —виблово, о котором тогда не писали в путеводител€х.

Ќјѕј–Ќ» 


ѕейзаж первый: автобусна€ остановка "“рикотажна€ фабрика"


" ќпераци€ џ " в детал€х

»так, фильм начинаетс€ с того, что Ўурик ждет автобуса под проливным дождем.  акого же автобуса можно было ожидать в 1965-ом? –азнообрази€ особого не было: или «иЋ/Ћиј«-158 или «и—-155 ¬ первых кадрах фильма мы видим «иЋ-158. Ќадпись на маршрутной табличке вымышленна€: "јвтобус без кондуктора N13 ¬окзал - “рикотажна€ - «аречье". “акже в кадрах мелькают "горбатый" и "¬олга" √ј«-21 ѕрототипом бутафорского автобуса є 13 мог выступить автобус є267 (ныне є818). ќн идет от  иевского вокзала до совхоза «аречье. Ќа —колковском шоссе, почти при выезде из ћосквы, у него есть остановка "“рикотажна€ фабрика".

" ќпераци€ џ " в детал€х


"Ётот эпизод сн€т возле дома 5/2 по  омсомольскому проспекту, на небольшом бульваре, идущем к набережной. јвтобусы по нему никогда не ходили, остановка бутафорска€.

Ќа переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с "родной", но немного полин€вшей к 1960-м вывеской. Ѕулочна€ просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. “ем не менее, слово "Ѕулочна€" на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м.

Ќа заднем плане видна церковь Ќиколы в ’амовниках (1679-82), известна€ своей "падающей" колокольней.

ѕейзаж второй: драка в автобусе


" ќпераци€ џ " в детал€х


 ак мы помним, на остановке Ўурик сел в «иЋ-158, но изнутри нам показывают совсем другой автобус. –ежиссер фильма идет на небольшую подмену: сцены внутри сн€ты не в «иЋе, а в более раннем . ≈го легко отличить по овальным окошкам над боковыми стеклами и опускающимс€ вниз, как в поездах, рамам.

«а окном виден любопытный пейзаж: небольшие ампирные домики первой половины XIX века, а за ними - корпуса новых многоэтажек. я определил место уже после того, как опубликовал этот материал.

Ќа кадрах с развалившимс€ на сиденье ¬ерзилой - неопознанный пока участок улицы в пределах  амер- оллежского вала. Ќа кадрах с будущей матерью - Ѕольша€ ќрдынка, там мелькают ворота ћарфо-ћариинской обители, огромное здание министерства на углу с ѕыжевским переулком.

" ќпераци€ џ " в детал€х


≈ще один интересный эпизод: автобус мотает по улице от происход€щей в нем драки. —наружи снова показывают «иЋ-158 с номером 63-31 ћћј. Ќа общем плане заметны, помимо городского, еще два небольших автобуса.

«десь необходимо сделать отступление. јвтобусов в 50-60-е годы в стране не хватало, поэтому многие непрофильные предпри€ти€ в союзных республиках освоили выпуск простых по конструкции автобусов небольшой вместимости на шасси грузовиков √ј«. ѕрообразом дл€ них служил, как правило, . »менно такой автобус едет на встречу автобусу с Ўуриком и ¬ерзилой.

Ётот автобус московского происхождени€: предположительно, его выпустил завод "јремкуз". «а ним же едет автобус более продвинутой конструкции: вагонной компоновки - марки "“аджикистан" можно посмотреть его фото из собрани€ Ќ. Ќовикова) с милицейским номером ћќћ 42-39, сделанный в соответствующей союзной республике.

“акже в кадре мелькают "¬олги" √ј«-21 второй модификации (двухцветна€ и обычные) и черный "«ић" √ј«-12

Ётот эпизод сн€т в Ќоволужнецком проезде. ¬ кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново  раснолужский мост окружной дороги и Ѕережковска€ набережна€ в районе —етуньских проездов. —овсем вдали видны сталинские дома  утузовского проспекта.

—ейчас на месте, где это снималось, построен мост “ретьего кольца. ќбратите внимание, какие там были фонари.

" ќпераци€ џ " в детал€х


 омбинированные съемки сделаны на  омсомольском проспекте, в районе нынешнего ƒворца молодежи. »з автобуса выпадает книжка "ѕроблемы кибернетики".

≈ще в кадре виден грузовик «»Ћ-ћћ«-164 на базе «иЋа-164.

ѕейзаж третий (и еще финальный): отделение милиции


" ќпераци€ џ " в детал€х


Ёпизод в отделении милиции сн€т на ћосфильме. ¬ кадре хорошо виден р€д монументальных послевоенных корпусов, а также типичный дл€ 1960-х козырек над входом в более новый павильон. ¬озле высокого дерев€нного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем. ¬ толпе арестантов выдел€ютс€ стил€га в розовом галстуке и модных темных очках, подгул€вший на свадьбе пом€тый юноша в бабочке и с фингалом, пролетарий-хулиган в драной майке и с татуировкой "’очу на Ћуну" на модную тогда космическую тематику…

" ќпераци€ џ " в детал€х


” отделени€ милиции стоит один из знаковых автомобилей, который фигурирует в этой новелле - ѕј«-653. Ёто милицейский фургон, на котором в другом эпизоде "суровый милиционер" привозит обед ¬ерзиле. ћилицейский спецфургон ѕј«-653 базировалс€ на шасси грузовика √ј«-51 и выпускалс€ с начала 1950-х годов на ѕавловском автобусном заводе.

" ќпераци€ џ " в детал€х


ѕейзаж четвертый: стройка


" ќпераци€ џ " в детал€х


Ёпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе —виблово(улица —едова и 2-й Ѕотанический проезд); в стро€щемс€ павильоне ћосфильма; в одесском районе „еремушки, а может, и в соседнем с ней »льичевске- он как раз интенсивно застраивалс€ в те годы.

¬ данном случае в кадре п€тиэтажки 7/2 и 9/2 по улице —едова и ныне снесенна€ двухэтажка, сто€вша€ во 2-м Ѕотаническом проезде.

" ќпераци€ џ " в детал€х


ѕока прораб захватывающе рассказывает ¬ерзиле о свершени€х "нашего —ћ”", мимо проезжают два грузовика на шасси «иЋ-164: седельный т€гач «»Ћ-ћћ«-164јЌ (1961-1965гг.), его более ранн€€ модификаци€ «»Ћ-ћћ«-164Ќ (1957-1961гг.) с прицепом-панелевозом и автокран Ћј«-690 (выпускалс€ Ћьвовским автобусным заводом с 1955 до середины 1960-х годов на шасси «иЋа-164).

ѕейзаж п€тый: панорама —виблово


" ќпераци€ џ " в детал€х


Ёто один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. ¬ кадре видны краснобокие п€тиэтажки, две новеньких п€тиэтажных школы, стро€щиес€ дома и пр€чущиес€ в зелени сталинские двухэтажки. ћы долго гадали над этим пейзажам, пока не пон€ли, что перед нами —виблово. ѕроверка по интернету показала справедливость этой догадки.

" ќпераци€ џ " в детал€х


Ќа месте длинных краснобоких п€тиэтажек N2-10, еще недавно сто€вших на улице —едова, уже возведены красные многоэтажки серии ѕ-44“. Ќечетна€ сторона улицы пока сохранила старую застройку, но сколько это будет длитьс€ - неизвестно…

" ќпераци€ џ " в детал€х


—ъемка велась с крыши восьмиэтажного дома N3 по улице —едова (он попадает в кадр и в других эпизодах фильма). Ќа одном из кадров и перед нами открываетс€ панорама западной части —виблово.

¬ левой части экрана виден стро€щийс€ дом N5/2, который чаще всего фигурирует в эпизодах на стройке. ѕерпендикул€рно ему идет стро€щийс€ первый этаж дома N7/1, в котором сейчас помещаетс€ почта. —то€щей сейчас перед ним двенадцатиэтажной башни N5/1 еще нет и в помине.

Ќа дальнем плане в левой части экрана видна стро€ща€с€ сера€ п€тиэтажка N9/2 и уже построенна€ N15/1. »з-за соседства с двухэтажками она кажетс€ немного выше, чем есть на самом деле.

ћежду ними хорошо видна единственна€ сохранивша€с€ до нашего времени двухэтажка - 2-й Ѕотанический пер., 8. —ейчас она обшита сайдингом и выгл€дит совсем иначе. ’орошо заметный трехэтажный сталинский дом (9/1) в центре кадра также сохранилс€, причем ничуть не изменившись (если не считать потемневших стен).

¬ правой части экрана видны сто€щие р€дом школьные здани€ (—едова, N12-14). «а ними видны пол€ за яузой, позднее отданные под промзону.

¬ центре экрана на совсем дальнем плане видна усадьба —виблово - белое п€тно еще не сгоревшего усадебного дома и темное - еще не восстановленного “роицкого храма (пр€мо под бетонной плитой, которую тащит кран).

ѕейзаж шестой: внутри стро€щегос€ дома


" ќпераци€ џ " в детал€х


—цена знакомства ¬ерзилы и Ўурика в основном сн€та в стро€щемс€ павильоне "ћосфильма". ѕока Ўурик сидит в бочке, а ¬ерзила раст€гивает батарею, в окно хорошо видно одно из сталинских зданий киностудии. —цены с замурованным Ўуриком, полукруглой лестницей и, веро€тно, "разъ€снительной работой", также сн€ты на ћосфильме.

ѕейзаж седьмой: носилки


" ќпераци€ џ " в детал€х


¬ эпизоде с носилками, цемент привозит самосвал «иЋ-ћћ«-585 - изделие ћытищинского машиностроительного завода. ј пока герои разбираютс€, кому идти первым, мимо них еще раз проезжает автокран на шасси «иЋ-164 (предположительно, Ћј«-690).

" ќпераци€ џ " в детал€х


Ётот эпизод сн€т на углу домов N3 и N5/2 на свибловской улице —едова. ¬ кадре прекрасно видна коричнева€ с красными полосками кирпична€ п€тиэтажка N5/2 и сера€ блочна€ п€тиэтажка N7/2.

ѕейзаж восьмой: доставка еды


ћилицейский фургон ѕј«-653 с сиреной мчитс€ по улицам, тороп€сь доставить обед на стройку в —виблово. ¬ кадре мелькают два места: живописный холмистый перекресток с большим количеством двухэтажек и спускающа€с€ вниз улица с полупромышленной застройкой. «десь с определением места пришлось изр€дно повозитьс€.

" ќпераци€ џ " в детал€х


∆ивописный перекресток удалось приблизительно локализовать благодар€ тому, что в кадр попала афиша кинотеатра "—трела" (—моленска€-—енна€, д. 23/25, угол –ужейного переулка) с рекламой фильма " оротко лето в горах". «начит, съемки велись с где-то в окрестност€х —моленской. ѕроблема усугубл€лась тем, что в этом районе с 1960-х годов велись посто€нные сносы и от старых кварталов остались лишь отдельные п€тна - шансов застать этот перекресток в сколько-нибудь сохранившемс€ виде практически не было…

" ќпераци€ џ " в детал€х


–асположение пейзажа с наклонной улицей удалось вычислить с помощью безотказного метода херукции дедукции.

’арактер застройки - монументальное промышленное здание, красива€ ограда, двухэтажный дореволюционный особн€к и конструктивистские дома на дальнем плане - подсказывал мне, что это место находитс€ не в центре ћосквы, а, скорее всего, между —адовым кольцом и  амер- оллежским валом.

ћест с подобными склонами в ћоскве не так уж и много и все они расположены возле рек - ћосквы-реки, яузы или Ќеглинки. ѕеребира€ разные варианты, € сузил возможный район поисков до трех районов - —окольников и ѕреображенки у яузы, окрестностей ћ»»“а у —ущевского вала, и района ’амовников и —моленки.

ѕоследний район был наиболее предпочтителен - € уже знал, что р€д эпизодов снималс€ именно там.

ѕодобрать подход€щий переулок по карте было уже делом техники. ѕрид€ во 2-й “руженников переулок, € сразу же узнал место, где сто€ла камера оператора. ’от€ дореволюционный двухэтажный дом надстроили третьим этажом, а посреди переулка возвели многоэтажный дом, переулок все равно осталс€ узнаваем.

" ќпераци€ џ " в детал€х


" ќпераци€ џ " в детал€х


" ќпераци€ џ " в детал€х


—разу же после того, как € нашел второе место съемок, € наткнулс€ и на первое - это был стык 1-го и 2-го ¬ражских переулков с 7-м –остовским. ќт уютного уголка ћосквы времен Ўурика и ¬ерзилы здесь остались только четырехэтажный дом на пригорке забор (без афиши) и заметно выросшие топол€. ¬се старые двухэтажки были снесены.

ѕейзаж дев€тый: обед


" ќпераци€ џ " в детал€х


ќбедать геро€м приходитс€ уже не в ћоскве, а в ќдессе. ’орошо заметны простоватого вида п€тиэтажки, не облицованные "столичной" керамической плиткой, переход€щий в степь пустырь, на котором ведетс€ стройка.

" ќпераци€ џ " в детал€х


ѕейзаж дес€тый: погон€


Ќаконец начинаетс€ знаменита€ гайдаевска€ погон€ с использованием попавшегос€ под руку строительного инвентар€.

" ќпераци€ џ " в детал€х

ќдесса. ѕеред началом погони


" ќпераци€ џ " в детал€х

—виблово. ѕодъемник на доме 3 по улице —едова


" ќпераци€ џ " в детал€х

ќдесса. Ѕалконы


" ќпераци€ џ " в детал€х

—виблово. Ѕалконы


" ќпераци€ џ " в детал€х

ћосфильм. Ћестница


" ќпераци€ џ " в детал€х

—виблово. ѕрыжок в биту


" ќпераци€ џ " в детал€х

ќдесса. ¬ битуме


" ќпераци€ џ " в детал€х

—виблово. Ќа углу домов 7/1 и 5/2 по улице —едова


" ќпераци€ џ " в детал€х

—виблово. Ќа углу домов 5/2 и 3 по улице —едова


" ќпераци€ џ " в детал€х

—виблово. ѕодъемник на доме 5/2 по улице —едова


" ќпераци€ џ " в детал€х

ќдесса. “руба


" ќпераци€ џ " в детал€х


¬ "погоне" задействован бульдозер ƒ-686 на базе трактора —-100 „ел€бинского тракторного завода.

" ќпераци€ џ " в детал€х


 адры с бульдозером сн€ты еще на какой-то стройке - это видно по панельным, а не блочным, п€тиэтажкам.

" ќпераци€ џ " в детал€х


" ќпераци€ џ " в детал€х


Ёпизод с душевой и "туземцем" сн€т на обширном поле, которое было в 1964 году на месте нынешнего детского садика на —едова, 9/1. ¬ кадре прекрасно видна блочна€ п€тиэтажка N7/2.

" ќпераци€ џ " в детал€х

—виблово. ѕолосата€ п€тиэтажка N5/2.


" ќпераци€ џ " в детал€х

—виблово. ѕолосата€ п€тиэтажка N5/2, блочна€ п€тиэтажка N7/2 и трехэтажка 9/1 на дальнем плане.


" ќпераци€ џ " в детал€х

—виблово. ѕолосата€ п€тиэтажка N5/2 .


" ќпераци€ џ " в детал€х


ѕейзаж первый: "ѕолитехнический институт"


Ётот пейзаж кинематографисты "слепили" из нескольких, сн€тых в совершенно разных местах.

" ќпераци€ џ " в детал€х


"ѕолитехнический институт", как мне рассказали люди, хорошо помн€щие ћоскву 1960-х - это »нститут элементоорганических соединений –јЌ им. ј.Ќ.Ќесме€нова (»Ќ≈ќ—) на улице ¬авилова, 28 (здание построено в 1962 году). ¬ этой сцене стоит обратить также внимание на стильные автоматы газированной воды "’арьков" - красные, с хромированными детал€ми.

" ќпераци€ џ " в детал€х


¬о дворе »Ќ≈ќ— мало что изменилось с 1964 года. ј вот когда камера смотрит наружу из двора института, то вид открываетс€ не на улицу ¬авилова (там была и есть стильна€, но дл€ фильма скучновата€ автобаза "јкадемавтотранс"), а на какой-то почти что курортный пейзаж.

" ќпераци€ џ " в детал€х


" урортна€" дорожка возле института снималась на ћосфильме. Ётот простой вывод € сделал после многократного просмотра эпизода: на одном из кадров удалось разгл€деть на дальнем плане небольшой пруд и ограду за ним. ѕришлось долго вспоминать, где в ћоскве может быть такое место, пока не пон€л, что видел такой пруд пр€мо возле киностудии.

" ќпераци€ џ " в детал€х


Ќе выход€ из дома, € смог окончательно подтвердить эту версию, проверив план местности и датировку домов. Ѕолее ранний по виду дом напротив пруда - это ћосфильмовска€, 6 (1957 г.)

" ќпераци€ џ " в детал€х


’арактерный дл€ конца 1950-х дом с лозунгом на крыше - это ћосфильмовска€, 2, построенный в 1958 году.

" ќпераци€ џ " в детал€х


ј вот удобное дл€ изучени€ конспектов развесистое дерево сн€то, суд€ по всему, в ялте .

" ќпераци€ џ " в детал€х


≈ще одно отчетливо узнаваемое место - это скульптура студента с книгой у главного здани€ ћ√”, у которого Ўурик пытаетс€ подсмотреть ответы к экзамену.  огда показывают статую, на заднем плане виден автобус «»Ћ/Ћ»ј«-158. ”вы, хорошего скриншота с ним не получилось.

ѕейзаж второй: трамвай


" ќпераци€ џ " в детал€х


"Ќаваждение" - романтическа€ новелла. ј раз она романтическа€, то в ней самый романтический вид транспорта - из€щный трамвай “атра-3.

—нимавшийс€ в фильме вагон “атра-3 под N530 был приписан к Ѕауманскому депо, расположенному на —ельскохоз€йственной улице, недалеко от ¬ƒЌ’. »менно там - в 1-м —ельскохоз€йственном проезде, р€дом с местом, где в конце 1990х находилс€ ныне разрушенный ћузей городского транспорта - и снималс€ этот эпизод.

“атра N530 была из первых партий чешских трамваев, поступивших в ћоскву: с узкими форточками, двум€ двер€ми, широким маршрутоуказателем. ¬ ћоскве двухдверных “атр уже не осталось, но в некоторых российских городах они еще ход€т : “абличка маршрута N5, укрепленна€ на вагоне - бутафорска€. Ќа ней написан тот же незамысловатый маршрут "¬окзал - «аречье", что и на автобусе из "Ќапарников".

" ќпераци€ џ " в детал€х


ќбратите внимание, как живописно дымит труба за —ельскохоз€йственной улицей - веро€тно, топ€т углем. —ад€тс€ в трамвай Ўурик и Ћида в районе дома 5 по в 1-му —ельскохоз€йственному проезду, а выход€т практически за углом - у дома N2 по улице —ерге€ Ёйзенштейна (на заднем плане виден дом N 129 по ѕроспекту ћира).

" ќпераци€ џ " в детал€х


¬ следующем кадре они уже идут по площади Ѕорьбы, что неподалеку от метро "Ќовослободска€". Ќа заднем плане хорошо виден дом N11 по ѕеруновскому переулку. Ёто место за сорок лет изменилось не очень сильно - разве что в сквере поставили пам€тник геро€м повести ¬енедикта ≈рофеева "ћосква-ѕетушки".

" ќпераци€ џ " в детал€х


ѕо площади едет трамвай ћ“¬-82ј - самый распространенный московский трамвай тех лет. ќбратите внимание на его раскраску. Ёто - классическа€ родна€ раскраска этих вагонов. ¬последствии стандарт был изменен, и их перекрасили. ѕоследние трамваи ћ“¬ ушли с улиц ћосквы в начале 80-х.

¬ этом же эпизоде в кадр попадает фургон . —корее всего, изготовлен он в ј–« ћосавтотранса и носит индекс ”-122. –аскраска этого "газончика" типична дл€ шестидес€тых: бела€ с голубым.

ѕейзаж третий: люки


" ќпераци€ џ " в детал€х


Ётот коротенький эпизод следует описать отдельно. ’от€ место нам точно не известно, есть очень сильное подозрение, что сн€т он в ялте. ќбратите внимание на дореволюционный дом с двойными балконами на кадре Ћидой, увидевшей, как упал в люк Ўурик: таких нет ни в ћоскве, ни в ѕитере.

ѕейзаж четвертый: пешеходный переход


" ќпераци€ џ " в детал€х


¬ эпизоде, где Ўурик и Ћида "вслепую" переход€т улицу, увлеченно чита€ конспект, мы видим "¬олги" первого и второго выпусков, а также –ј‘-977¬. „уть позже к "¬олгам" добавл€етс€ красавец «»ћ с белыми ободками шин.

 огда Ўурик и Ћида вторично идут по этому переходу, машин там становитс€ уже гораздо больше. ¬ основном, это все те же "¬олги", но –ј‘ уже другого цвета, а «»ћ с обычными шинами и с шашечками такси на боку.

" ќпераци€ џ " в детал€х


Ќа кадре с пешеходным переходом и старым светофором - неизвестное нам место. ¬озможно, это университетский парк на Ћенинских горах. ƒругое предположение - съемка вообще велась не в ћоскве, а в ќдессе или ялте.

ѕереход через улицу - ћосква, бульвары между ћ√” и смотровой площадкой Ћенинских гор.

ѕейзаж п€тый: толпа с книгами


" ќпераци€ џ " в детал€х


—цена с книгами сн€та на  омсомольском проспекте у дома 48/22 на углу с ‘рунзенским валом - совсем недалеко от тех мест, где Ўурик дралс€ в автобусе с ¬ерзилой.

ќчевидно, эту сцену также снимали в два приема: первые кадры сделаны в пасмурный день на  омсомольском проспекте, затем на экране уже солнечный день, а ларек с книгами стоит уже на ‘рунзенском валу.

Ќа заднем плане видна раннехрущевска€ панельна€ многоэтажка (N47) и кусочек сталинской "полувысотки" N45.

" ќпераци€ џ " в детал€х


≈ще в одном из кадров виден троллейбус ћ“Ѕ-82, выпускавшийс€ с 1940-х. ¬ шестидес€тые годы их было все еще очень много, а последние ушли с улиц ћосквы в середине 70-х годов.

ѕейзаж шестой: дом Ћиды


" ќпераци€ џ " в детал€х


Ётот эпизод сн€т в ќдессе, суд€ по найденной информации - на ѕролетарском проспекте, 22.  расива€ стекл€нна€ дверь и цветастый козырек подъезда ( единственный на дом ), очевидно, установлены специально дл€ киносъемок. ƒругие подъезды этого и соседних домов выгл€д€т иначе - козырьков на них нет, а угрюмо-коричневые двери нос€т €вные черты позднесталинского стил€.

“олько не на ѕролетарском проспекте, а на ѕролетарском бульваре. ќн же ‘ранцузский.

—ейчас этот двор стал значительно темнее - деревьев много и высокие. ¬от этого просвета, где виден дом с круглым окном, уже нет: там построено одноэтажное строение - бывший магазин, он сейчас заброшен. ј вообще вокруг там построено много новых 10-этажных т.н. элитных домов.

Ќа первом этаже со стороны двора скорее всего квартиры, а вот со стороны ‘ранцузского бульвара - детска€ библиотека и биль€рдна€. –аньше был какой-то клуб или что-то типа того. Ќасколько € понимаю, этот дом выбрали по очень простой причине - самый ближний к ќдесской киностудии. ≈сть один еще ближе, но там двор поменьше.

" ќпераци€ џ " в детал€х


Ёпизоды внутри дома снимали на ћосфильме. ¬ окно у Ћиды виден красно-желтый отчетливо довоенных форм "дом" с круглыми чердачными окнами-иллюминаторами, высоким карнизом с балюстрадой и сплошным остеклением лестничных клеток.

" ќпераци€ џ " в детал€х


—корее всего, дом с "иллюминаторами" - или сильно увеличенна€ и отретушированна€ фотографи€ какого-то реального дома, или просто стара€ декораци€, использовавша€с€ еще в фильмах 1930-50-х.

ќѕ≈–ј÷»я џ


" ќпераци€ џ " в детал€х


Ёта новелла стала самой сложной в топографическом плане - она почти целиком сн€та в Ћенинграде, который мы знаем далеко не так хорошо, как ћоскву. ј потому, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. √лавное, что € попыталс€ сделать - показать потенциально опознаваемые участки застройки и отдельные здани€. “ак что теперь вс€ надежда на знатоков-петербуржцев.

√лавный автомобиль этой новеллы - "инвалидка" —-3ј производства —ерпуховского механического завода. — ней св€заны две замечательных шутки:

" ќпераци€ џ " в детал€х


1) ¬нушительных размеров Ѕывалый (ћоргунов) разворачивает инвалидку на месте. —н€ть столь эффектный эпизод позволили небольша€ масса машинки и скользка€ поверхность под ней - лед, присыпанный снегом.

" ќпераци€ џ " в детал€х


2) ј втора€ шутка за давностью лет большинству зрителей уже не пон€тна. —в€зана она с автомобильным номером, который вешают на инвалидку в цел€х конспирации. Ёто совсем стара€ желта€ сери€ номеров (√ќ—“ 1946 года, выдавались с 1947-го), действовавша€ до введени€ в действие в 1959-м более привычных номеров с белыми буквами на черном фоне. Ќомер, который повесили на "инвалидку" - дипломатический!

ѕейзаж первый: рынок


" ќпераци€ џ " в детал€х

—ъемки происходили на “ишинском рынке.


" ќпераци€ џ " в детал€х


¬ первой половине 1990-х “ишинский рынок был снесен. —ейчас на его месте крупный торговый центр треугольной формы. Ќа старом рынке были дерев€нные павильоны советской постройки, а вокруг него - дома дореволюционной и советской постройки.

" ќпераци€ џ " в детал€х


Ѕутафорска€ вывеска - "«ареченский колхозный рынок" - продолжает тему автобусно-трамвайных табличек. ј вот вывески на павильонах - вполне насто€щие.

" ќпераци€ џ " в детал€х


¬ эпизоде с "инвалидкой" на рынке задействован фургон на базе √ј«-51. »менно его водитель произносит знаменитую фразу: "√де этот чертов инвалид?".

‘ургон на рынке, похоже, хлебный. “акие изготавливались мастерскими "ћосавтотранаса" и "ћосхлебтранса".

ѕейзаж второй: сарай


" ќпераци€ џ " в детал€х


Ѕольшие дров€ные сараи-кладовки составл€ли неотъемлемую часть всех дворов до 1960-х годов. ћассовый их снос в крупных городах началс€ с массовым переходом на централизованное отопление от котельных или “Ё÷. ’ранить дрова стало незачем, и территорию освободили дл€ других целей.

¬прочем, в большинстве российских городов подобные сараи во дворах - не така€ уж редкость и поныне.

ѕейзаж третий: окрестности склада


" ќпераци€ џ " в детал€х


—ьемки сараев "ќперации џ" в Ћенинграде проходили на ќхте, во дворе домов 25/1 и 27/1 по Ќовочеркасскому проспекту. ћы жили в этом дворе и родители рассказывали об этом событии. —ейчас на этом месте находитс€ помойка и больше ничего, а раньше, действительно, сто€ли именно эти сараи с заборами и помещени€ дл€ дворников, помню это по своему раннему детству.

¬от несколько видов, сн€тых как бы в окрестност€х склада:

" ќпераци€ џ " в детал€х


ћрачновата€ дореволюционна€ арка с решеткой ворот. ¬ правой части кадра, похоже, дверь дворницкой.

" ќпераци€ џ " в детал€х


«а спиной у “руса, похоже, двухэтажный особн€к в стиле модерн.  акой именно - определить пока не сумел…

" ќпераци€ џ " в детал€х


  неработающему автомату Ўурик бежит мимо мрачноватого и монументального дома первой половины ’’ века.  ак подсказал нам коренной петербуржец ¬ладимир, это особн€к ѕокотиловой ( аменоостровский, 48), построенный в 1909 году по проекту архитектора ћ.—. Ћ€левича (вот его современное фото). ѕеред нам вид на боковой фасад со стороны переулка. —ейчас это задворки строительства отел€ на  арповке (лет 15 уже стро€т).

" ќпераци€ џ " в детал€х


ƒерев€нна€ двухэтажка справа выгл€дит немного бутафорски. ¬прочем, похоже, она все-таки насто€ща€, в отличие от снега, который из-за оттепели пришлось замен€ть ватой и другими подручными средствами.

" ќпераци€ џ " в детал€х


» вот перед нами снова кусочек старого ѕитера: дерев€нный забор, дореволюционна€ двухэтажка и громадина доходного дома.

«аключение


Ќесмотр€ на то, что фильм снималс€ сразу в трех городах, перед нами очень цельна€ и едина€ картина идеального советского города 1960-х. ћы видим светлые п€тиэтажечные новостройки на окраинах и невысокие, уютные домики прошлого века в центре города; большой рынок с дерев€нными павильонами и парки с красивыми сталинскими скамейками; послевоенные двухэтажки под топол€ми и дерев€нные галереи сараев и складов; красно-желтые трамваи и темные арки подворотен.
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку