-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 36470

ћистика и загадки лабиринтов

¬торник, 21 ќкт€бр€ 2014 г. 11:57 + в цитатник
0_f

Ќет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. ќни ман€т, запутывают, пугают и даже могут довести до отча€ни€ тех, кто в них оказываетс€. — лабиринтами св€зано немало мистических поверий. ¬з€ть хот€ бы такое; войд€ в лабиринт, человек попадает в «мир иной» и может лишитьс€ жизни…

—уществует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбратьс€. » даже если выход был близок, кака€-то неведома€ сила возвращала жертву к исходной точке… Ћабиринт отказывалс€ отпускать своих гостей…

”ченые предполагают, что разгадка кроетс€ в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. ѕопада€ в них, человек тер€л ориентацию и тут же впадал в панику! ¬ древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а дл€ пущего устрашени€ переходы «украшали» человеческими кост€ми, изображени€ми демонов и прочей нечисти.

118471184

¬ мифологии лабиринт €вл€етс€ символом смерти и возрождени€. ќн защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Ёто место воплощает зону перехода между двум€ мирами, а сам лабиринт €вл€етс€ символическими вратами.

ѕервые похожие на лабиринт наскальные рисунки по€вились на «емле еще в каменном веке. “рудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высека€ извилистые линии и спирали, но иде€ передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ — семь линий, закрученных вокруг центра.

ƒревнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Ћуззанасе на острове —ардини€, возведенной как минимум четыре тыс€чи лет назад. ¬ последнее врем€ лабиринты, некогда полные сакрального смысла, стали обычным атрибутом парков и аттракционов, мен€€сь и усложн€€сь по мере того, как трансформировались представлени€ человека о мироздании, своеобразной моделью которого и был лабиринт.

ќдно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, окруженных каменными стенами. “акой привычный дл€ нас образ на самом деле далек от «первоисточника».

Ѕольшинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. “аковы сохранившиес€ до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в √алисии, на северо-западе »спании, и датируемые 2000 годом до н. э., глин€ные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе ѕилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком √ордионе, относ€щиес€ к 750 году до н. э.

1249989972_2

—трого говор€, не вс€кий клубок запутанных ходов следует называть лабиринтом.  лассический вариант имеет семь концентрических линий, плотно закрученных вокруг центрального €дра. ¬ход только один. ƒлинный путь от него об€зательно приводит к центру, который, если быть точными, смещен немного к краю.

—оприкаса€сь вплотную, дорожки лабиринта нигде не пересекаютс€ и никак не сообщаютс€ друг с другом. ѕокинуть центр сооружени€ можно только одним путем — тем же, что привел к цели. ƒругих выходов из лабиринта нет.

“аким образом, забредшему в его недра путнику не приходитс€ ломать голову над решением сложных задач: как быстрее пройти к цели и выбратьс€ наружу. ¬се что нужно делать — это идти по дорожке, котора€ приведет к центру и выведет обратно.

»наче устроены ходы-головоломки, именуемые на английский манер «мейзами» (maze). ћейзы по своему строению более изощренные и запутанные фигуры, нежели лабиринты.  ак правило, в таких головоломках заложены несколько дорог к цели, два или более входов и выходов, дорожки сообщаютс€ между собой и образуют развилки. –ешить мейз, то есть пройти к его центру или какой-либо цели, не так-то просто.

—оздатели выстроили сложные задачи: выбрать правильный вход, угадать направление на развилке или не попасть дважды на одну и ту же дорожку. »де€ мейзов восходит к —редневековью и представл€ет собой результат освоени€ математической науки, нас же интересует классический лабиринт как наиболее древний культурный символ.

2014-06-26_013245

ѕростейший лабиринт существовал во многих модификаци€х. ¬нос€ небольшие изменени€ в технику создани€ базовой модели, его автор легко увеличивал или уменьшал количество дорожек, делал лабиринт квадратным, пр€моугольным, получал различные варианты центрального €дра.

ќднако все эти модификации происходили из классического образца, который был широко распространен по всему свету и оставалс€ неизменным на прот€жении тыс€челетий, просуществовав в своем первозданном виде вплоть до —редних веков и эпохи ¬озрождени€

≈гипетский лабиринт

—амый древний лабиринт находилс€ р€дом с озером Ѕиркет- а-рун, расположенным к западу от реки Ќил, неподалеку от города  аир. ќн был построен еще в 2300 году до нашей эры и представл€л собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тыс€чи наземных и столько же подземных помещений.

ќбща€ площадь лабиринта составл€ла 70 тыс€ч квадратных метров. ѕосетител€м не разрешалось осматривать подземные помещени€ лабиринта, там располагались гробницы дл€ фараонов и крокодилов — св€щенных в ≈гипте животных.

Ќад входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: «безумие или смерть — вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые наход€т здесь жизнь и бессмертие». ћного легкомысленных вошло в эту дверь и не вышло из нее. Ёто бездна, котора€ возвращает назад лишь смелых духом.

image003

—ложна€ система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Ћабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тыс€чи львов.

ѕеред большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. “ак древние египт€не выказывали свое уважение богу —ебеку — огромному крокодилу. ¬ древних манускриптах сохранились сведени€ о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

 ритский лабиринт

—амый знаменитый лабиринт находитс€ в  носсе на острове  рит. Ёто копи€ египетского лабиринта, в одну сотую его величины. ѕостроил этот лабиринт афинский скульптор ƒедал.

«а свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушалс€ и отстраивалс€ вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог ј. Ёванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в ќксфордском музее. ¬ письме говорилось о древнем лабиринте. ¬ 1900 году археолог прибыл на  рит и начал раскопки.

јртур Ёванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Ёто и был знаменитый  носский лабиринт, который представл€л собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый р€д подземных склепов.  ритский лабиринт оказалс€ не выдумкой древних, а насто€щим чудом архитектуры, в котором было что-то непон€тное разуму.

clip_image009

“ак, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, гранитный исполин в это врем€ начинает выт€гивать жизненные силы из жертвы. ƒревние знали, что проводить длительное врем€ в лабиринте нельз€, иначе можно т€жело заболеть.

ѕо легенде в  ритском лабиринте обитал ћинотавр — человек с головой быка, которому каждый мес€ц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. —трашный обр€д прервалс€ благодар€ храброму “е-сею, который осмелилс€ войти в лабиринт и уничтожил чудовище.

Ёванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. ќдин из залов украшала фреска, изображавша€ гиганта с бычьей головой. ѕод гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. ”ж не останки ли это жертв минотавра?

clip_image010

ƒревнегреческий историк ѕлиний упоминал о лабиринтах на острове —амос и Ћемнос в —редиземном море.

- ¬ городе ѕомпеи, погибшем в результате извержени€ ¬езуви€ в 79 году н. э., тоже находилось два лабиринта. ќдин из них, «ƒом с лабиринтом», известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба “есе€ с ћинотавром.

- ћальчики в –имской империи играли в лабиринтах, выложенных на пол€х или на мостовых. —читалось, что так закал€ютс€ их души и тела. ≈сли ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. ¬ыживет — станет насто€щим воином. ’очетс€ отметить, что в то врем€ в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. “ак что закалка у юных центурионов была еще та.

clip_image001

- Ѕыли свои лабиринты в »ндии — в храме ’апебт в ћайсуре, а в  итае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. ∆ители ѕоднебесной верили, что лабиринты спасают от алых духов. ƒемоны могут летать только по пр€мой, и если построить вход з дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.

- ¬ —кандинавии на побережье Ѕалтийского мор€ находитс€ более 600 каменных лабиринтов. ћногие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проход€ через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.

¬ –оссии тоже есть свои лабиринты. “ак, на —оловецких островах насчитываетс€ около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камн€. Ѕольшинство из них относитс€ ко 11-1 тыс€челети€м до н. э.

clip_image011

ƒо сих пор эти сооружени€ остаютс€ одними из самых загадочных мест на «емле. Ќа них нет никакой растительности, кроме мхов и €годников. ¬ысаженные растени€ и деревь€ погибают, а животные избегают этих мест.

¬ ≈вропе особенное распространение получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. ќбычно эти лабиринты делались в форме круга диаметром от 9 до 18 метров. Ќо были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры.

PENTAX Image

- — конца ’V века лабиринты начали по€вл€тьс€ в храмах, на плитках церковного пола. “акие напольные изображени€ лабиринтов стали неотъемлемой частью наказани€, когда раскаивающийс€ грешник должен был пройти на колен€х по всем изгибам и поворотам лабиринта. “ака€ епитимь€ налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к св€тым местам, и называлась «дорога в »ерусалим».

— распространением христианства древний €зыческий символ лабиринта постепенно изменилс€ и стал восприниматьс€ как аллегорический образ тернистого пути человека к Ѕогу или крестный путь ’риста.

clip_image013

Ћабиринт в христианской философии и архитектуре становитс€ метафорой материального мира, проход€ через который человек должен сразитьс€ с ћинотавром — —атаной. ¬ лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно “есею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить јриадны — ¬еру.

ѕодобна€ трактовка символа лабиринта обусловила изменени€ в его дизайне.   XII веку доминирующим в христианской традиции становитс€ лабиринт с одиннадцатью дорожками — это число дл€ средневекового христианина символизировало пон€тие «грех». Ќаложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хот€ зачастую сохран€лась и приверженность классической конфигурации.

11b

»менно в этот период подобные изображени€ по€вл€ютс€ на полах церквей и соборов ≈вропы. ¬еликолепные лабиринты, выложенные цветными камн€ми, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Ўартре, ѕавии, ѕь€ченце, јмьене, –еймсе, —ент-ќмере, –име. ћногие из них были декорированы аллегорическими изображени€ми “есе€ и ћинотавра, сценами из —в€щенного писани€. Ќазначение большинства церковных лабиринтов остаетс€ не€сным.

¬ысказываютс€ предположени€, что некоторые из них могли использоватьс€ дл€ правильного определени€ дн€ ѕасхи. „асть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцани€ и дискуссий в богословских беседах.

»звестно, что лабиринты в соборах Ўартра, –еймса, јрраса и —анса стали своеобразной имитацией паломнического пути в ѕалестину и порой назывались «ѕуть в »ерусалим». ¬ те времена дл€ большинства верующих поход на —в€тую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на колен€х, чита€ молитвы.

m_AmienCathedralLabyrinth

»скусство создани€ лабиринтов начало претерпевать значительные изменени€ с расширением представлений человека о мире. ¬еликие географические открыти€, успехи естественных наук, возникновение учени€ о множественности миров — все это отразилось на философском воспри€тии лабиринта — символа ¬селенной и человеческой жизни.

ѕостепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. Ќа смену им приход€т все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков.

ѕодобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков ≈вропы, превратившись в весьма попул€рное развлечение дл€ аристократии.

ћногочисленные лабиринты, отличающиес€ разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владени€х могущественного клана √онзаго из ћантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы јльтьери в –име, стал излюбленной забавой ѕапы  лимента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход.

clip_image015

Ќаибольшего расцвета искусство создани€ «живых» лабиринтов достигло в ¬еликобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. ƒо наших дней сохранилс€ знаменитый лабиринт в ’емптон- орте, устроенный в 1690 году дл€ ¬ильгельма ќранского.

ѕо старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду “юдоров в ’этфилд-’ауз в ’етфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в √лендерген-’ауз в  орнуолле, высаженный в 1833 году.

—егодн€ лабиринты, все более усложн€€сь, создаютс€ на основе математических моделей и теорий. ”строенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.

clip_image016

√лавной неразгаданной загадкой древнего символа остаетс€ его происхождение. ƒес€тки гипотез, высказанных на этот счет, так и не смогли объ€снить возникновение, а затем распространение по всему миру затейливого рисунка извилистой дорожки. ¬озможно, этот образ был подсказан самой природой — спиралевидные и лабиринтные формы характерны дл€ раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников.

Ѕыть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенству€ и усложн€€ эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. Ќа роль его «прародителей» претендуют и наскальные изображени€ концентрических колец в виде чаши или углублени€, относ€щиес€ к эпохе неолита и распространенные вдоль всего јтлантического побережь€ ≈вропы.

–€д исследователей полагают, что эволюци€ именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Ќаконец, высказываютс€ предположени€, что лабиринтный рисунок мог по€витьс€ при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

clip_image017

»стори€ лабиринта по-прежнему не закончена. ≈го дороги, словно бесконечна€ лента времени, стрем€тс€ все дальше, увод€ человека к неведомой цели, котора€ тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.

—уевери€ из лабиринта

- ¬ древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. “ак, индейские племена тохоно и пима из американского штата јризона и сегодн€, как и тыс€чи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себ€ от злых духов.

¬ ѕакистане и »сландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. ¬ Ўри-Ћанке узор лабиринта вплетают в ткань дл€ оде€л и в основу ивовых корзин; в —кандинавии и »ндии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хот€т исполнени€ своего заветного желани€.

ѕравда, тут есть свое но. —читаетс€, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни.

clip_image018

- ќтправл€€сь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. » беда обойдет вас стороной.

- ¬ лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Ћабиринт €кобы может отн€ть души тех и других.

- Ќе ход€т в лабиринт и беременные женщины — есть примета, что иначе ребенок может запутатьс€ в пуповине.

- «лых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себ€ чужие вещи. “ак, если вы заблудились в лабиринте, помен€йтесь со своим спутником одеждой, и выход скоро найдетс€.

- ¬ переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироватьс€, могут начатьс€ непри€тности в жизни и проблемы с пам€тью и зрением.

- ≈сли, сто€ в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнитс€.

- „тобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку