-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38474



—окровища великих цивилизаций :  лад “утанхамона

ѕонедельник, 14 январ€ 2013 г. 15:10 + в цитатник

—окровища великих цивилизаций :  лад “утанхамона
 

¬ но€бре 2012 исполн€етс€ 90 лет с того дн€, когда английский археолог и египтолог √овард  артер обнаружил вход в гробницу фараона “утанхамона в ƒолине царей близ Ћуксора. “ам исследователей ожидали великие сокровища. ј смерти, последовавшие вслед за открытием, породили волну слухов о «прокл€тии фараона».

 





‘араон “утанхамон был весьма незначительным правителем и не прославилс€ в истории абсолютно ничем. »звестно только, что он умер очень молодым. » если бы не пам€тники из его гробницы, им€ “утанхамона упоминалось бы только в узком кругу учЄных-египтологов. Ќо в но€бре 1922 года состо€лось одно из крупнейших археологических открытий XX века — в «ƒолине царей» впервые была обнаружена неразграбленна€ царска€ гробница, содержавша€ полный погребальный комплекс уникальных по сохранности и художественной ценности предметов.



 


„есть открыти€ гробницы “утанхамона принадлежит английскому археологу √оварду  артеру и лорду  арнарвону, финансировавшему экспедицию. Ѕогатый, независимый человек, спортсмен, собиратель произведений искусства и путешественник, совершивший кругосветное плавание на паруснике, лорд  арнарвон ещЄ юношей увлЄкс€ древност€ми.



ќн был завсегдатаем антикварных магазинов, коллекционировал старые гравюры и рисунки. ¬ археологии он увидел возможности сочетать две обуревавшие его страсти — к спорту и собирательству, и с 1906 года  арнарвон сначала самосто€тельно, а затем в сотрудничестве с археологом-профессионалом √овардом  артером, вЄл раскопки в «ƒолине царей». “ак в результате целеустремлЄнных многолетних археологических поисков состо€лось великое открытие.




≈щЄ в начале XX века экспедици€ американца “еодора ƒэвиса обнаружила в «ƒолине царей», в тайнике под скалой, фа€нсовый кубок, на котором значилось им€ “утанхамона. ЌеподалЄку, в углублении скалы нашли запечатанные глин€ные сосуды, в которых находились головные пов€зки плакальщиков и другие предметы, также с именем “утанхамона, а в обнаруженной ƒэвисом шахте-могиле отыскалась дерев€нна€ шкатулка. Ќа обломках золотой пластинки, лежавшей в шкатулке, тоже значилось им€ “утанхамона.



ƒэвис заключил, что открыта€ им могила-шахта и €вл€етс€ местом погребени€ этого фараона. Ќо √овард  артер был убеждЄн в другом: все эти предметы использовались во врем€ погребени€ фараона, а после завершени€ обр€да были собраны, уложены в сосуды и спр€таны недалеко от гробницы. —ледовательно, гробница “утанхамона находитс€ где-то поблизости!




ќдна из сандалий “утанхамона.
¬ феврале 1915 года  артер и  арнарвон приступили к планомерным поискам. Ёто был довольно смелый шаг: «ƒолина царей» к тому времени считалась хорошо изученной, здесь побывали дес€тки экспедиций, и весь учЄный мир был убеждЄн, что врем€ великих открытий в «ƒолине царей» миновало.


“ем не менее  артер и  арнарвон были твЄрдо убеждены в успехе. «–иску€ быть обвинЄнным в том, что € про€вл€ю прозорливость задним числом, € тем не менее считаю себ€ об€занным за€вить, что мы твЄрдо наде€лись найти совершенно определЄнную гробницу, а именно: гробницу фараона “утанхамона», — писал впоследствии  артер.


“щательно, метр за метром, его сотрудники обследовали «ƒолину царей». ¬сю территорию, на которой могла находитьс€ гробница “утанхамона, расчистили от грунта. Ќеобследованным оказалс€ лишь небольшой клочок земли, на котором сто€ли лачуги, где жили рабочие некропол€.




«—езон проходил за сезоном, не принос€ результатов, — вспоминал √овард  артер. — ћы вели расколки мес€цами, трудились с предельным напр€жением и не находили ничего. “олько археологу знакомо это чувство безнадЄжной подавленности. ћы уже начали смир€тьс€ со своим поражением и готовились оставить ƒолину, чтобы попытать счасть€ в другом месте».



ќбщий вид раскопок в восточной части долины царей.


»зголовье на царском ложе из первой камеры гробницы “утанхамона.
¬ тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 но€бр€ 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченна€ в скале ступенька.  огда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показалс€ дверной проЄм, замурованный и запечатанный печатью. јрхеологи сто€ли на пороге тайны…



«¬незапность этой находки так ошеломила мен€, а последующие мес€цы были так наполнены событи€ми, что € едва нашЄл врем€ собратьс€ с мысл€ми и всЄ это обдумать», — писал  артер. ќн осмотрел печать: это была печать царского некропол€ с изображением шакала и дев€ти пленных. —ледовательно, там, в гробнице, покоилс€ прах какой-то высокопоставленной особы.

 



ƒрожа от нетерпени€,  артер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камн€ми и щебнем. Ёто лишний раз доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.



”тром 6 но€бр€  артер отправил  арнарвону телеграмму: «Ќаконец удалось сделать замечательное открытие в ƒолине. ¬еликолепна€ гробница с нетронутыми печат€ми. ƒо ¬ашего приезда всЄ снова засыпано. ѕоздравл€ю».


Ѕолее двух недель провЄл  артер в томительном ожидании. 23 но€бр€ лорд  арнарвон вместе со своей дочерью леди Ёвелин прибыл в Ћуксор.


24 но€бр€ дверь была полностью расчищена. ¬ еЄ нижней части был обнаружен оттиск печати с €сно читаемым именем “утанхамона. —омнений не оставалось — это была гробница фараона.


Ќо радость открыти€ соединилась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. —ледовательно, грабители побывали в гробнице. Ќо успели ли они еЄ разорить? — вот что теперь волновало исследователей.



Ќа задней стенке стула можно видеть рисунок, изображающий фараона и его жену јнхесенамон.
«“ак как теперь была видна вс€ дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати — шакал и дев€ть пленников — были приложены к той части стены, которую открывали, печати же “утанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней части стены. “аким образом, гробница вовсе не была, как мы наде€лись, совершенно нетронутой. √рабители побывали в ней, и даже не раз», — пишет  артер. Ќо то обсто€тельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабител€м не удалось очистить еЄ полностью.



–асчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Ќаступил решительный момент.


«ƒрожащими руками, — вспоминает  артер, — € проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. “емнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. ќпаса€сь скоплени€ газа, мы сначала зажгли свечу. «атем, расширив немного отверстие, € просунул в него свечу и загл€нул внутрь. Ћорд  арнарвон, леди Ёвелин и  оллендер (египтолог, участник экспедиции. — јвт.), сто€ позади мен€, с тревогой ожидали приговора.


—начала € ничего не увидел. “Єплый воздух устремилс€ из комнаты наружу, и плам€ свечи замигало. Ќо постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. «десь были стройные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото! Ќа какой-то миг — этот миг показалс€, наверное, вечностью тем, кто сто€л позади мен€, — € буквально опешил от изумлени€.


Ќе в силах более сдерживатьс€, лорд  арнарвон с волнением спросил мен€: „¬ы что-нибудь видите?“ ≈динственно, что € мог ему ответить, было: „ƒа, чудесные вещи“. «атем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было загл€нуть вдвоЄм, мы просунули внутрь электрический фонарь».


ѕри свете фонар€ из темноты возникли фантастические животные с гор€щими глазами, матово поблЄскивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… √оловы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. —ловно часовые, сто€ли одна против другой две статуи из чЄрного дерева, в широких золотых передниках, в золотых сандали€х, с палицами и жезлами. »х лбы обвивали золотые изображени€ св€щенных змей. ¬ темноте си€ли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.


«ћожно не сомневатьс€, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», — сказал  артер, когда первое волнение улеглось.


≈го слова подтвердились, когда открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы запл€сал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на матово поблЄскивающих стату€х, на алебастровых вазах… Ќа пороге лежала гирл€нда цветов — последн€€ дань усопшему.


—ловно заворожЄнные, сто€ли  арнарвон и  артер, гл€д€ на всю эту мЄртвую роскошь и на сохранившиес€ на прот€жении стольких тыс€челетий следы жизни. ѕрошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…


ќбойд€ шаг за шагом все помещени€, археологи обнаружили между стату€ми часовых ещЄ одну, третью, запечатанную дверь. «¬ мысл€х нам уже представилась цела€ анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», — вспоминал  артер.


27 но€бр€ археологи обследовали дверь и убедились в том, что р€дом с дверью, пр€мо на уровне пола, находитс€ ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. «начит, и здесь успели побывать грабители? Ќо что могло скрыватьс€ за этой дверью? » почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимани€ на те богатства, которые находились перед ними?  акое же неслыханное сокровище они искали, если даже спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?


 артер и  арнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Ќо, несмотр€ на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.


¬сю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из неЄ находки, сделанные в первой камере. «десь оказалось около семисот различных предметов. ќт пристани на Ќиле пр€мо к гробнице “утанхамона была проложена узкоколейна€ железна€ дорога, по которой т€жЄлые €щики доставл€ли к специально зафрахтованному пароходу.


–ассто€ние было небольшое — всего полтора километра, но так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое рассто€ние, путь позади неЄ разбирали, а сн€тые рельсы укладывали впереди вагонетки. “ак драгоценные находки проделали обратный путь спуст€ три тыс€челети€ после того, как они были торжественно доставлены с берега Ќила в гробницу усопшего цар€. ≈щЄ через семь дней они были в  аире.


¬ п€тницу, 17 феврал€ 1923 года, в 2 часа дн€ в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек — учЄные и члены правительства. Ќикто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.


— величайшими предосторожност€ми  артер прин€лс€ разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. –абота была т€жЄлой и требовала много времени: кирпичи могли обрушитьс€ и повредить то, что находитс€ за дверью.  огда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и загл€нуть в расшир€вшеес€ отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», — пишет  артер. „ерез дес€ть минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.


“о, что он увидел, было совершенно неожиданно, неверо€тно и непон€тно: перед ним была… глуха€ стена! » только когда отверстие ещЄ больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…


“о, что  артер первоначально прин€л за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.


ѕонадобилось два часа т€жЄлой работы дл€ того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. ѕогребальна€ камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передн€€ комната.  артер вошЄл в неЄ первым. ѕеред ним возвышалс€ сверху донизу покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2 x 3,35 x 2,75 м, занимавший едва ли не всЄ помещение. “олько узкий проход, шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношени€ми, отдел€л еЄ от стены.


–асположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хот€ и закрыты на засов, но не запечатаны. ƒрожащей рукой  артер отодвинул засов. —о скрипом раскрылись двери, и перед ним оказалс€ ещЄ один обитый золотом €щик.  ак и первый, он был заперт. Ќо на этот раз печать была цела!


Ёто был поистине звЄздный час  артера и  арнарвона. ќни обнаружили первое и пока единственное неразграбленное захоронение египетского фараона!  азалось, большего успеха невозможно было ожидать. Ќо тем не менее этот успех ещЄ ждал их!


ƒойд€ до другого конца погребального поко€, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, котора€ вела в третье — помещение сравнительно небольшую по размерам комнату. «ƒаже беглого взгл€да было достаточно, чтобы пон€ть, что именно здесь наход€тс€ величайшие сокровища гробницы», — писал впоследствии  артер.


ѕосередине помещени€ возвышалс€ покрытый золотом ларец. ≈го окружали изва€ни€ четырЄх богинь-охранительниц. »х лица настолько исполнены сострадани€ и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».


»сследование этой величайшей в истории археологии находки раст€нулась на несколько лет. «имой 1926/27 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. ¬ нЄм находилс€ второй, во втором — третий…


«—держива€ волнение, приступил € к вскрытию третьего €щика, — писал  артер. — я, наверное, никогда не забуду этот напр€жЄннейший момент нашей кропотливой работы. я разрезал верЄвку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов, открыл дверцы и… перед нами оказалс€ четвЄртый €щик. ќн был точно такой же, как и остальные, но только ещЄ роскошнее и красивее, чем третий. ¬переди снова неизвестность…


„то скрывалось за незапечатанными двер€ми этого €щика? ¬ страшном волнении € отодвинул засов. ћедленно открылись дверцы. ѕеред нами, заполн€€ собой чуть ли не весь €щик, сто€л огромный, совершенно целый саркофаг из жЄлтого кристаллического песчаника.  азалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку.  акое незабываемое, великолепное зрелище! «олотое си€ние €щика ещЄ больше усиливало впечатление. ѕо четырЄм углам саркофага распростЄрли крыль€ богини, словно защища€ и охран€€ того, кто спал здесь вечным сном».


84 дн€ понадобилось дл€ того, чтобы убрать два верхних €щика и освободить погребальную камеру. Ќаконец, 3 феврал€ увидели царский саркофаг во всЄм его великолепии — высеченный из цельной жЄлтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, полтора метра шириной и полтора метра высотой. —верху он был прикрыт гранитной плитой.


¬ тот день, когда лебЄдки начали поднимать эту плиту, вес которой составл€л около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. « огда плита начала подниматьс€, наступила мЄртва€ тишина. ¬ первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмолЄнных полотн€ных бинтов. Ќо, когда бинты были размотаны, все увидели мЄртвого фараона»…


“ак показалось на первый взгл€д. Ќа свет по€вилась не муми€ фараона, а его скульптурный портрет из золота. «олото ослепительно сверкало, и вс€ скульптура выгл€дела так, как будто еЄ только что принесли из мастерской. ¬ скрещЄнных руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть. —иние лазуритовые полосы блестели на головной пов€зке цар€. Ћицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Ёто лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же врем€ оно было словно живое. –€дом лежал скромный венок — последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…


јрхеологи сн€ли золотую крышку. ѕод ней оказалась втора€, изображавша€ лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога ќсириса. “о же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. ¬ ходе этой работы еЄ участники обратили внимание на то, что гробы были очень т€желы. ѕричина этой поразительной т€жести стала €сна с первого взгл€да: третий гроб длиной в 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной в три миллиметра. “рудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.


—емь саркофагов, помещЄнных один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала муми€ фараона. Ќаступил последний решающий момент. Ѕыло вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподн€ли за золотые скобы. ѕеред археологами лежал “утанхамон…


«—ложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», — вспоминал  артер. ќн увидел «…благородное, с правильными чертами, полное спокойстви€, нежное юношеское лицо с чЄтко очерченными губами». ќказалось, что “утанхамон был небольшого роста и хилого сложени€; в момент смерти ему было около 18–19 лет.


ћумию украшало просто неверо€тное количество драгоценностей. Ћицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. ѕод каждым слоем бинтов обнаруживались всЄ новые и новые сокровища. ‘араон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камн€ми!



Ќо ещЄ бо́льшие сокровища были найдены в гробнице “утанхамона. «десь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египт€н, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму т€жЄлых археологических раскопок. Ѕолее того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что  артеру было достаточно беглого взгл€да, чтобы пон€ть: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведЄт к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрени€х и теори€х».


ћебель и посуда, ювелирные издели€, оружие, колесницы и модели кораблей — всЄ поражает разнообразием формы и красотой.


»зумительна по своему совершенству золота€ маска цар€ с инкрустацией из лазурита. ѕрекрасна герма — поколенна€ стату€ “утанхамона, сделанна€ из дерева, покрыта€ грунтом и раскрашенна€. Ќевысока€ корона, оставл€юща€ открытыми раковины ушей, надвинута на лоб. Ќежное лицо озарено си€нием больших чЄрных глаз. «амечательна золота€ статуэтка “утанхамона, сто€щего на чЄрном леопарде. —ильный мускулистый зверь легко несЄт хрупкую фигурку цар€. —очетание чЄрного дерева с золотом удивительно красиво.


—амым оригинальным портретом “утанхамона €вл€етс€ маленька€ головка, сделанна€ из дерева, покрыта€ тонким слоем гипса и раскрашенна€. ѕодобно солнечному богу, фараон рождаетс€ из цветка лотоса. “утанхамон здесь изображЄн совсем юным.  апризный рот тронут болезненной улыбкой, большие раскосые глаза внимательно смотр€т вдаль. Ёто один из самых поэтичных образов, созданных в египетском искусстве.


 


¬ход в гробницу “утанхамона (в центре) лежит перед туристическим центром в египетской ƒолине ‘араонов. јрхеолог ƒжон –омер опасаетс€, что Ќил может затопить долину.
¬ гробнице “утанхамона было обнаружено несколько моделей судов, сделанных из дерева: длинные барки с носом и кормой, украшенными цветами лотоса, предназначались дл€ переправы к «пол€м блаженных». „етыре барки такой же формы, но снабжЄнные троном, должны были служить фараону во врем€ ежесуточного следовани€ за солнцем в его пути по небосводу. »з алебастра сделана барка, украшенна€ головами диких козлов. ¬ центре еЄ возвышаетс€ лЄгкий балдахин, поко€щийс€ на колонках с двойными капител€ми в виде цветов лотоса и папируса.


Ќе менее важной находкой были три больших ложа, о существовании их было известно и ранее из росписей на стенах гробниц, но найти их, однако, до сих пор не удавалось. Ёто были удивительные сооружени€, с возвышением не дл€ головы, а дл€ ног. Ќа одном из них красовались изображени€ львиных голов, на втором — коровьих, на третьем можно было увидеть голову полукрокодила-полугиппопотама. Ќа ложе были горой навалены драгоценности, оружие и одежда, а сверху лежал трон. ≈го спинка была так изумительно украшена, что  артер впоследствии утверждал: «Ёто самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в ≈гипте».

–оспись одного из ларцов изображает фараона на колеснице, охот€щегос€ на львов. Ёти сцены исполнены поразительного дл€ египетского искусства динамизма: стремителен и неудержим бег царских коней…







ј вот и сама парадна€ колесница цар€. ќна была слишком велика, чтобы еЄ можно было целиком внести в гробницу, и потому еЄ, как и три других колесницы, распилили. ¬ нижней части еЄ кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Ѕеса. √оловы позолочены, во рту виден €рко-красный €зык, тЄмно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. Ќа голове бога тиара из нежно-голубых и тЄмно-фиолетовых перьев.


—наружи колесница украшена рельефным орнаментом, состо€щим из растительного узора и спиралей. Ќа внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. ќчень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перь€ми причЄской, курчава€ голова негра и суровый профиль сирийца. » столь же типичны изображЄнные на посохе фараона азиат из слоновой кости и негр из чЄрного дерева, символизирующие северных и южных противников ≈гипта.


Ќа спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на колен€х фигуры с прот€нутыми в обе стороны руками. ј вот — символы загробного мира: позолоченна€ голова св€щенной коровы и змеиное божество. ¬от позолоченные статуэтки богинь-охранительниц… Ѕог загробного мира јнубис в виде шакала, охран€ющий вход в сокровищницу… ѕарадное оружие фараона — кинжалы, мечи, копь€, украшенные золотом… Ѕраслеты, перстни, нагрудные украшени€… » ещЄ многие и многие художественные предметы, дающие €ркое представление о веровани€х и искусстве древних египт€н: сундуки и ларцы, наполненные драгоценност€ми, бесчисленные опахала, ожерель€, амулеты, скарабеи — изображени€ св€щенного жука.




«≈динственным примечательным событием жизни “утанхамона было то, что он умер и был похоронен», — сказал √овард  артер. Ќо даже если этого незначительного правител€ похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов “утмоса III, —ети I, –амсеса II? ћожно не сомневатьс€, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице “утанхамона. Ќо всем этим колоссальным богатствам суждено было на прот€жении веков попасть в руки грабителей.
∆ертвы прокл€ти€:


1.  анарейка  артера. ѕроглочена коброй в день открыти€ гробницы.


2 - 3. Ћорд  арнарвон, спонсор экспедиции. ”мер через несколько дней в  аире он укуса москита. ѕеред смертью 57-летний меценат бредил и поминал им€ “утанхамона: «я услышал зов, он влечет мен€». ¬ день смерти лорда в его родовом имении испустил дух его любимый фокстерьер.


4 - 7. ”мерли от странных болезней после открыти€ гробницы: археолог ћейс (он сдвинул камень, заслон€вший вход в главную камеру); американский миллионер ƒжордж ƒжей-√олд, при€тель лорда  арнарвона; египтологи јртур ¬ейгалл и ∆орж Ѕенедит.



8 - 13. —кончались в јнглии в скором времени: ¬естбрун, секретарь  артера (найден мертвым в своей постели), и его отец (выбросилс€ из окна); рентгенолог јрчибальд –ейд, делавший снимки мумии; промышленник ƒжоэль ¬уд (осматривал склеп); жена лорда  арнарвона и его сводный брат.


14 - 16. ћохаммед »брагим, директор археологического ведомства ≈гипта, в 1966 году был сбит машиной. ≈го преемник √амаль ћехрез в 1972 году умер от сердечной недостаточности после того, как золото фараона отправили на выставку в Ћондон. ѕилот –ик Ћоури, перевозивший маску “утанхамона в јнглию, умер от инфаркта.


17 - 22. Ўесть преступников в 1978 году пытались выкрасть из  аирского музе€ посмертную маску “утанхамона. ƒвое внезапно умерли еще до суда, трое — в тюрьме. Ћишь јдольф «енгер вышел на свободу. „ерез несколько лет его нашли в каирском отеле — в луже крови, с разодранным ртом. Ќа столе лежал листок: «ѕрокл€тие настигло мен€. ƒогонит оно и других - всех, кто осмелилс€ прикоснутьс€ к саркофагу фараона “утанхамона».


–аботники Ќациональной художественной галереи в ¬ашингтоне убирают защитные пакеты с золотой маски “утанхамона 8 сент€бр€ 1976 года. Ёта маска вместе с 55 другими сокровищами из гробницы “утанхамона отправились в ¬«турн嬻 по музе€м мира. ћаска “утанхамона украшена сердоликом, лазуритом, цветным стеклом и кварцем.


Ѕарбара ’олл из ”ниверситета „икаго и …ел Ќилэнд достают сокровища “утанхамона в Ќовом ќрлеане 6 сент€бр€ 1977 года.


ќдин из золотых саркофагов фараона “утанхамона в музее в  аире. Ёто третий и самый дальний гроб с мумией, сделанный из толстого золота. Ќа заднем фоне можно увидеть второй золотой гроб.


ƒерев€нна€ фигура “утанхамона в институте ‘ранклина в ‘иладельфии. Ётот 3000-летний манекен стал частью обширной коллекции из более чем 130 предметов из гробницы “утанхамона и других гробниц ƒолины ‘араонов, которые были выставлены в институте с 3 феврал€ по 30 сент€бр€ 2007 года.


—аркофаг “утанхамона помещают обратно в подземную гробницу в ƒолине ‘араонов 4 но€бр€ 2007 года. ћуми€ 19-летнего фараона, чь€ жизнь и смерть интересовала людей почти столетие, была помещена в специальный стекл€нный €щик с климат-контролем, оставив непокрытыми лишь лицо и ноги.


ѕозолоченный и изысканно украшенный гроб “юи, предположительно прабабушки “утанхамона, представлен в музее „икаго в рамках выставки ¬«“утанхамон и золотой век фараоно⬻. Ќа выставке было представлено более 130 сокровищ из гробниц фараона, известного, как ¬«мальчик-фараон¬», и других королевских гробниц.


—аркофаг “утанхамона в его гробнице после того, как археологи достали из него мумию фараона. ћумию защитили от влажности и загр€знений, приносимых посто€нным потоком посетителей. 11 но€бр€ 2007 года египетский власти ограничили доступ к гробнице фараона “утанхамона до 400 человек в день.


Ќоги фараона “утанхамона в специальном стекл€нном €щике с климат-контролем. Ќасто€щее лицо знаменитого египетского фараона было представлено публике впервые с момента его странной кончины более 3000 лет назад. ћумию фараона переместили из саркофага в гробнице, где его находка в 1922 году стала насто€щей сенсацией.


Ќа этом снимке канала ¬«Discovery¬» можно увидеть мумии (начина€ с ближней) матери “утанхамона, бабушки “утанхамона и отца “утанхамона, представленные репортерам на пресс-конференции археологом «ахи ’авассом в музее  аира 17 феврал€ 2010 года. ƒва года анализов ƒЌ  и томографий мумии “утанхамона и 15 других фараонов помогло установить генеалогическое древо королевской семьи, доказав, что отцом “утанхамона был фараон јкхенатен, и матерью вА“ его родна€ сестра.


√роб с внутренност€ми фараона. “утанхамон имел четыре миниатюрных гроба из золота и полудрагоценных камней и цветного стекла.  аждый из них сто€л отдельно в нише. Ќа линии древних писаний сверху вниз указывались имена »мсети вА“ одного из сыновей ’оруса, и богинь »сиды, защищавшей органы внутри (в данном случае вА“ печень). ќрнамент вокруг имени фараона был переработан и первоначально носил им€ родственников “утанхамона.


ћуми€ матери “утанхамона в стекл€нном €щике во врем€ пресс-конференции в египетском музее 17 феврал€ 2010 года.


ќдна из двух мумифицированных эмбрионов, найденных в гробнице фараона “утанхамона в 1922 году. ≈гипетские ученые проводили тесты ƒЌ , чтобы узнать, были ли эти зародыши детьми юного фараона.


ћуми€ бабушки “утанхамона в стекл€нном €щике в музее  аира 17 феврал€ 2010 года.


ƒве мумии вА“ бабушки “утанхамона королевы “юи (впереди), и его матери в стекл€нных €щиках в музее  аира.


“уристы окружили золотую маску “утанхамона в музее  аира


Ќа этом фото, сделанном 4 но€бр€ 2007 года, вы видите лицо обернутой в специальную ткань мумии “утанхамона в стекл€нном саркофаге в гробнице ƒолины ‘араонов.

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Ipola   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 январ€ 2013 г. 15:17 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Margarita49   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 январ€ 2013 г. 15:38 (ссылка)
Ѕольшое спасибо.ќтличный пост,очень интересный ...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку