-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37231


Ўапка ћономаха

„етверг, 10 январ€ 2013 г. 16:00 + в цитатник

4594402_Shapka (467x562, 96Kb)

 

Ўапка ћономаха — главна€ регали€ русских великих кн€зей и царей. —имвол-корона самодержави€ в –оссии. ѕредставл€ет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камн€ми: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.
«Ўапка ћономаха» относитс€ к числу самых древних регалий, хран€щихс€ в ќружейной палате ћосковского  ремл€. Ќачина€ с »вана  алиты, во всех духовных грамотах московских кн€зей упоминаетс€ «шапка золота€». ¬озможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании »вана √розного была названа «шапкой ћономаха».

 

ѕочти трехвековое царствование дома –омановых вознесло –оссию на очень высокую ступень славы. —окровища государства непрестанно умножались каждым царем, и царский двор удивл€л посланников всех иностранных государств пышностью и богатством. “ак, например, лорд  арлейль, английский посол, описыва€ двор цар€ јлексе€ ћихайловича; сообщал: «— нами случилось то же самое, что бывает с теми, которые выход€т вдруг из мрака на свет и бывают внезапно поражены лучами €ркого солнца. ≈два глаз наши в состо€нии были сносить блеск двора цар€ русского, покрытого драгоценными камн€ми и посреди оного казавшегос€ €сным солнцем».

 

4594402_shapka3 (600x399, 56Kb)

 

¬семирно известен древний царский венец — шапка ћономаха. ≈ю венчались на царство все русские цари в XVI—XVII века. ќчень давно о ней сложили легенду, будто в XII веке византийский император  онстантин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому кн€зю ¬ладимиру ћономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским цар€м. Ћегенда рассказывает, что митрополит Ёфесский Ќеофит передал ¬ладимиру ћономаху еще и оплечь€, или бармы — драгоценные медальоны, которые нашивались на круглый воротник, животвор€щий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы јвгуста.

 

4594402_shapka4 (384x599, 34Kb)

Ўапка ћономаха. ‘. √. —олнцев
–исунок начала 1830-х годов

 

ѕравда, потом историки, сопоставив их годы жизни и правлени€, решительно опровергли эту легенду. »мператор  онстантин [умер в 1054 году, а ¬ладимир ћономах стал великим кн€зем в 1113 году — через 59 лет после смерти византийского правител€. ћнени€ ученых о происхождении царского венца различны. [ќдни историки считают, что она была сделана в ¬изантии, ƒругие относ€т ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы. ѕроисхождение царского венца, как и истори€ его по€влени€ в царской казне, до сих пор не вы€снены и еще ждут новых исследований.

¬ древних летопис€х о шапке не упоминаетс€: даже если она и была прислана византийским императором, это €вилось бы знаком подчинени€ того лица, кому предназначалс€ подарок. ј о шапке ћономаха слыхом не слыхивали до начала XVI века... «ато во всех духовных грамотах» московских царей, начина€ с »вана  алиты, упоминалась нека€ золота€ шапка, но сколько-нибудь подробного описани€ ее не приводитс€.

 

4594402_shapka_vnyk_ivana_dmitrii (460x550, 19Kb)

¬нук »вана III, ƒмитрий

 

—ейчас документально установлено, что впервые шапкой ћономаха был в 1498 году венчан на царство внук »вана III — ƒмитрий. ÷арь »ван III был крупным государственным де€телем, потому в столь трудное дл€ страны врем€ решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией — венчанием на престол.

ƒл€ этой церемонии 4 феврал€ 1498 года и был использован ћономахов венец. ¬ этот день »ван III в сопровождении бо€р ввел своего 15-летнего внука в храм ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы, где их встречало русское духовенство. ƒл€ придани€ большей торжественности венчанию внука »ван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита —имона, архиепископа –остовского, а также епископов суздальского, р€занского, терского, коломенского и сарского.

 

4594402_shapka7 (441x480, 117Kb)

¬енчание на царство

 

ƒва архиепископа поднесли митрополиту великокн€жеские регалии — бармы и венец, а митрополит передал их великому кн€зю, который и возложил шапку ћономаха на голову ƒмитри€. „ерез 50 лет ею венчалс€ на царство юный »ван IV, который окончательно утвердил за русскими государ€ми царский титул.

Ўапка ћономаха по форме похожа на скуфью, только имеет еще острую верхушку. «олота€ поверхность ее покрыта кружевным сканым узором греческой работы, в котором в единое целое сгон€лись из€щные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из шести лепестков.

 

4594402_shapka1_korolev_oleg (501x500, 94Kb)

 оролев ќлег.Ўапка ћономаха

 

«яблоко» по нижнему по€су прорезано, а в средних част€х чеканено. Ќа нем установлен гладкий золотой крест, а по концам и в подножие его вставлены четыре жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые — круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих.
Ќа каждой из восьми дощечек в гнездах, три из которых украшены финифтью, посередине находитс€ по крупному камню: четыре рубина и четыре изумруда.
ѕервоначально шапка ћономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. ¬ысота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр — примерно 20 сантиметров.

 

—имволы на Ўапке ћономаха

 

4594402_sv50 (600x428, 112Kb)

 

«везда ¬елеса. Ўапка ћономаха (13 в., –осси€).
—имвол венчани€ русских царей на власть.
—имволизм шапки: ««везда ¬елеса»
означает власть над Ќебом (« рест ƒы€»),
над «емлЄй («ѕчела-ћакошь»), над ¬одами («ћара»).

 


"«¬≈«ƒј ¬≈Ћ≈—ј – слав€нский религиозный символ бога ¬елеса.
Ќесмотр€ на то, что ¬елес – исконно слав€нский бог, а символ ¬елеса
– исконно слав€нский символ, этот символ, как, впрочем, и все
слав€нские религиозные догматы и другие символы, прибрали к рукам и
современный каббалистический оккультизм, и иудохристианское учение
в целом. »сторически этот символ не принадлежит к иудейской религии,
евреи просто заимствовали и «везду ¬елеса."
(“юн€ев јндрей јлександрович, президент јкадемии фундаментальных наук, руководитель сектора »сторической символики »нститута древнеслав€нской и древнеевразийской цивилизации ј‘Ќ и –ј≈Ќ, действительный член –оссийской академии естественных наук).

 

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Ipola   обратитьс€ по имени „етверг, 10 январ€ 2013 г. 16:09 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
алина_9   обратитьс€ по имени „етверг, 10 январ€ 2013 г. 16:37 (ссылка)
примерить бы еЄ))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
LADY_TA   обратитьс€ по имени —уббота, 12 январ€ 2013 г. 16:54 (ссылка)
ј мо€ подруга √узель ‘оадовна —улейманова имеет открытие зафиксированное, что шапка си€ женска€. ќна доктор наук искусствовед.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
OnlineLibrary   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 январ€ 2013 г. 13:48 (ссылка)
Ќовый год оп€ть пришел!
Ќу и что, что —тарый, не беда!
ѕусть у теб€ всЄ будет хорошо,
—егодн€, завтра и всегда!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ludmilanikolaevna   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 27 январ€ 2013 г. 09:11 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку