-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38467



Ѕыли ли русы слав€нами?

„етверг, 05 »юл€ 2012 г. 11:55 + в цитатник

јльфред √рибер

Ѕыли ли русы слав€нами? —транный вопрос, скажете вы. ≈сли уже русские не слав€не, тогда кто может называть себ€ таким именем?

ќтветы на вопросы о том, кто такие русы и откуда они вз€лись, берутс€ в основном из области предположений, легенд и мифов. ѕеречисл€ть все теории по этому поводу просто-напросто бессмысленно. »х такое множество, что в этих теори€х можно заблудитьс€. ƒа и спорить можно до бесконечности и до хрипоты.

ѕоэтому лучше всего сразу перейти к фактам.

’очу сразу предупредить «ура-патриотов» и «ревнителей веры», что € никого не хочу обидеть или принизить роль какого-либо народа.  ак сейчас люб€т говорить, здесь нет ничего личного. “олько факты и ничего, кроме фактов.

≈щЄ древний летописец в «ѕовести временных лет» не просто противопоставл€ет слав€н русам, а пр€мо отождествл€ет последних с вар€гами.

ƒругие факты €вного противопоставлени€ слав€н и русов мы находим в трудах арабских писателей-путешественников, которые в VIII-X веках побывали в земл€х, где проживали разные племена и народы, включа€ слав€н и русов. »х свидетельства особенно интересны, поскольку всегда отличаютс€ повышенным вниманием к детал€м жизни народов, о которых ведЄтс€ рассказ, в то врем€ как европейцы обычно сводили всЄ к тому, какие соседние народы «гр€зные и дикие».

–усы в описани€х арабских авторов отличаютс€ от слав€н территорией проживани€, окружающими их народами, одеждой, жилищами, родом зан€тий, вооружением, титулами своих предводителей и погребальными обр€дами. √. —. Ћебедев писал, что все детали описаний, касающиес€ русов, практически полностью совпадают с тем, что известно о вар€гах по археологическим материалам.

¬от как описывает слав€н арабский писатель »бн –усте: «—трана слав€н – ровна€ и лесиста€, и они в ней живут. Ёто больша€ страна, и в ней очень много деревьев, растущих близко друг от друга. » они живут между этими деревь€ми...

” них нет иных посевов, кроме проса, и нет винограда, но очень много меда...
ќни имеют стада свиней…
ќни нос€т высокие сапоги и рубахи до лодыжек. ќдежда их большей частью изо льна…
–абочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме цар€…
ќружие их состоит из дротиков, щитов и копий...
«имой они живут в хижинах и земл€нках…

 огда умирает у них кто-либо, труп его сжигают… ∆енщины же, когда случитьс€ у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. Ќа другой день после сожжени€ покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм…

» все они поклон€ютс€ огню…

Ќа восток от нее (страны слав€н) – внутренние булгары и некоторые из прусов, на запад – часть √рузинского мор€ и часть –ума. Ќа запад и на восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север».

–усов »бн –усте характеризует следующим образом: «ќкружЄнный озером остров, на котором они (русы) живут, прот€женностью в три дн€ пути, покрыт лесами и болотами…

Ёто больша€ страна, и народ ее плохого нрава...
ќни не имеют пашен, а питаютс€ лишь тем, что привоз€т им из земли слав€н…
» нету у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен…
≈динственное их зан€тие – торговл€ собол€ми, белками и прочими мехами, которые они продают покупател€м…
” них много городов и живут они привольно…
—трана эта изобилует всеми жизненными благами...
»х мужчины нос€т золотые браслеты…

(–усы) нос€т широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Ќадева€ такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и прив€зывают...

ќни шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка.
ќни высокого роста, статные и смелые при нападени€х. Ќо на коне смелости не про€вл€ют, и все свои набеги и походы совершают на корабл€х...
¬се они посто€нно нос€т мечи...

ќни храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. ѕобеждЄнных истребл€ют или обращают в рабство...

ќни нападают на слав€н, подъезжают к ним на корабл€х, высаживаютс€, забирают их в плен, везут в ’азаран и Ѕулкар и там продают…

 огда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. «атем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Ќаконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. ѕосле этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении...

Ќа восток от нее (страны русов) – гора печенегов, на юг – река –ута, на запад – слав€не, на север – ненаселенный север».

ƒругой арабский писатель √ардизи повествует о том же:

«–усы посто€нно нападают на корабл€х на слав€н, захватывают слав€н, обращают их в рабов».
«» там (у них) находитс€ много людей из слав€н, которые служат (как рабы?) им (русам), пока не избав€тс€ от зависимости (рабства?)...»

¬. ¬. Ѕартольд толкует данный текст √ардизи так, будто «многие слав€не приход€т к русам служить им, чтобы этой службой приобрести дл€ себ€ безопасность».

“аким образом, слав€нские племена, потерпев военное поражение от русов и оказавшись в положении побеждЄнных, приходили служить своим победител€м, выполн€€ трудовую повинность в качестве временно зависимых людей.

јрабский путешественник јхмед »бн-‘адлан, который путешествовал по ¬олге в 921-922 годах, писал в своей книге, что царь слав€н (то есть верховный правитель ¬олжской Ѕулгарии) берЄт с каждого дес€тка рабов, привозимых в его государство дл€ продажи русами, одну голову.

—лав€не и русы относились к разным племенам, которые жили самосто€тельной и обособленной жизнью.

ѕисатель јнатолий јнаньев, который 20 лет занималс€ русской историей, за€вл€л, что –усь и слав€не – это разные вещи. ќн писал:

«—лав€не (анты, венеды, сербы, белые хорваты, мордва) издревле занимали огромную территорию от ƒнепра до –ейна... »здавна слав€не подвергались нашестви€м вар€гов с севера. ¬ар€жские дружины приходили с мечом и взимали дань. Ёти дружины назывались «русью». ѕоэтому, когда пришли –юриковичи «со всей русью», то они и назвали слав€нскую территорию –усью (–усь  иевска€)...».

¬от и решайте сами, кто есть кто и откуда. ¬опрос о том, когда русы перешли к слав€нам, остаЄтс€ пока открытым дл€ будущих исследований.

Ћитература:

1. Ѕартольд ¬. ¬. —очинени€. ћ., 1963;
2. «имин ј. ј. ’олопы на –уси. ћ., 1973;
3.  овалевский ј. ѕ.  нига јхмеда »бн-‘адлана и его путешествие на ¬олгу в 921-922 гг. ’арьков, 1956;
4. Ќовосельцев ј. ѕ. ¬осточные источники о восточных слав€нах и –уси VI-IX вв. ћ., 1965;
5.  нижное обозрение. 1999, є 40.

 

 

ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



јльбина_јрсемова   обратитьс€ по имени „етверг, 05 »юл€ 2012 г. 12:32 (ссылка)
Ќашу историю так тщательно уничтожали, что все может быть.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lady-in-red111   обратитьс€ по имени „етверг, 05 »юл€ 2012 г. 14:42 (ссылка)
¬от откуда барство на пустом месте. Ћюбой русский коренной житель чувствует себ€ господином, а остальных приезжих холопами. ‘изической работой иной русский себ€ не унизит.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћюдмила_≈сипова   обратитьс€ по имени „етверг, 05 »юл€ 2012 г. 21:11 (ссылка)
Ќу, сколько можно писать то, что давно опровергнуто. ‘актами, письменами. не надо путать эпохи, названи€ и особенно гаплотипы. ћелко.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќадежда_ћ€сникова   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 06 »юл€ 2012 г. 07:16 (ссылка)
ќчень интересно.спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћюдмила_≈сипова   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 06 »юл€ 2012 г. 08:04 (ссылка)
—лав€не дел€тс€ на восточных, западных, южных и северных.
—огласно древнейшей нашей летописи ѕовести временных лет (ѕ¬Ћ), вар€ги и русь, в 862 г. прибывшие из пределов балтийского ѕоморь€ в северозападные земли ¬осточной ≈вропы и этническа€ принадлежность которых летописцами, в св€зи с общеизвестностью дл€ их времени этого факта, пр€мо не обозначена, говорили на слав€нском €зыке. ј такой непреложный вывод вытекает из чисто слав€нских названий городов, которые они по своему приходу там построили: Ќовгород, »зборск, Ѕелоозеро и другие. » вр€д ли кто будет отрицать, что названи€ поселени€м дают именно их основатели, в св€зи с чем эти названи€ четко маркируют €зык последних, а зачастую и их родину (так, по названи€м многих городов —еверной јмерики можно безошибочно определить не только из какой страны, но даже из какой конкретно ее местности прибыли переселенцы в ЂЌовый —ветї), » слав€нский €зык пришельцев на –усь, их предводителей и их потомков - кн€зей –юрика, “рувора, —инеуса, ќлега, »гор€, ќльги, их бо€р и дружинников - предельно точно указывает на их родину - южный берег Ѕалтийского мор€. »бо из всех земель ѕоморь€ только в данном районе проживали слав€нские и слав€но€зычные народы, создавшие высокоразвитую цивилизацию, котора€ приводила их соседей германцев в восторг и которые смотрели на земли южнобалтийских слав€н, как на Ђземлю обетованнуюї, где всего было вдоволь2.

Ќа южнобалтийское ѕоморье как на родину вар€гов очень конкретно указывает и летописец конца X в., говор€, что вар€ги Ђсед€тьї по ¬ар€жскому морю Ђк западу до земле јгн€нски...ї. «емл€ Ђјгн€нскиї (Ђјнглийска€ї) - это не јнгли€, как заблуждаютс€ и сегодн€ норманисты (¬.я. ѕетрухин и ƒ.ј. ћачинский, например), хот€ они, если бы не поверхностно знакомились с ѕ¬Ћ, то бы увидели, что собственно јнгли€ именуетс€ в летописи Ђ¬ротаниейї, Ђ¬ретаниейї, ЂЅританиейї, сиречь Ѕританией. ƒовольно показательно, что крупнейший норманист прошлого ¬.“омсен, размышл€€ над приведенным по€снением летописи, выражал сомнение в прив€зке Ђземли јгн€нскиї к јнглии и задавалс€ вопросом: Ђангличане или англы в Ўлезвиге?ї3. “о, что земл€ Ђјгн€нскиї - это южна€ часть ётландского полуострова, в 40-х - 70-х гг. XIX в. обращали внимание антинорманисты4, работы которых датский славист “омсен, в отличие от своих современных последователей, все же читал. »менно в юго-восточной части ётландского полуострова обитали до переселени€ в середине V в. в Ѕританию англо-саксы (пам€ть о них сохранилась в названии провинции Angeln в земле Ўлезвиг-√олштейн ‘–√), с которыми на Ѕалтике очень долго ассоциировались датчане: даже во времена английского корол€ Ёдуарда »споведника (1042-1066) названи€ Ђанглыї и Ђданыї, отмечал в 1907 г. ».Ќ. —угорский, Ђсмешивались, считались чуть ли не тождественнымиї, а мифологическими родоначальниками датчан €вл€ютс€ брать€ ƒан и јнгул.

— англо-саксами на востоке соседили Ђвариныї, Ђварыї, Ђвагрыї, насел€вшие ¬агрию, т. е. вар€ги. »сторик ј.√.  узьмин, констатиру€ наличие в индоевропейских €зыках основного обозначени€ воды словом Ђварї, заключал, что Ђромано-кельтскому суффиксу "ин" в этнонимах в германских €зыках часто соответствует "инг", переход€щий у западных слав€н в "анг" и у восточных в "€г". "¬ар€ги", следовательно, значит "помор€не"ї. ¬ар€гами затем будут именовать на –уси всю совокупность слав€нских и слав€но€зычных народов, проживавших на южном побережье Ѕалтики от польского ѕоморь€ до ¬агрии включительно, а еще позднее - многих из западноевропейцев (в комментарии 4 к ¬.ј.ћошину приведены слова шведа ѕ. ѕетре€, в 1614Ч 1615 гг. констатировавшего, что русские называют вар€гами очень широкий круг западноевропейских народов)5.

— приведенным мнением ѕ¬Ћ, а оно присутствует в наших источниках и более позднего времени, причем там уже пр€мо говоритс€ о выходе вар€гов и руси из пределов ёжной Ѕалтики, абсолютно согласуютс€ показани€ западноевропейских пам€тников и, прежде всего, свидетельства немцев —. ћюнстера (1544) и —. √ерберштейна (1549) о выходе –юрика и вар€гов из южнобалтийской ¬агрии. “ак, констатирует ћюнстер, –юрик, приглашенный на кн€жение на –усь, был из народа Ђвагровї или Ђвар€говї, главным городом которых €вл€лс€ Ћюбек: Ђ...einer mit Namen Rureck auB den Folkern Wagrii oder Waregi genannt (deren Haupstatt war Lubeck)ї. √ерберштейн также указывает, что родиной вар€гов была Ђобласть вандалов со знаменитым городом ¬агри€ї, граничивша€ с Ћюбеком и √олштинским герцогством (германские источники называют балтийских и полабских слав€н Ђвенедамиї и Ђвандаламиї), » эти Ђвандалы, - завершает √ерберштейн свою мысль, - не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими €зык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государ€ми вагров, иначе говор€, вар€гов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимс€ от них и верой, и обыча€ми, и €зыкомї (вместе с тем он отметил, Ђчто, как полагают, Ѕалтийское море и получило название от этой ¬агрииї).

Ќа принадлежность вар€гов и руси к слав€нской общности указывают и арабские авторы. “ак, »бн ’ордадбех информировал не позже 40-х гг. IX в., что русские купцы есть Ђвид слав€нї и что их переводчиками в Ѕагдаде выступают Ђслав€нские рабыї. »бн ал-‘аких (конец IX - начало X в.) дает параллельный вариант чтени€ этого же извести€, но в его сообщении присутствуют только Ђслав€нские купцыї. »бн ’ордадбех и »бн ал-‘аких, по заключению ј.ѕ. Ќовосельцева, Ђпользовались каким-то общим, нам не известным источникомї, относ€щимс€, как можно сделать вывод, к началу IX или даже к концу VIII века. ј ад-ƒимашки (1256-1327), повеству€ о Ђморе ¬аренгскомї (¬ар€жском) и использу€ не дошедшее до нас какое-то древнее известие, по€сн€ет, что вар€ги Ђсуть слав€не слав€н (т. е. знаменитейшие из слав€н)ї8. Ћокализует русь на южных берегах Ѕалтийского мор€ и иудейска€ традици€ X в. в лице еврейского хронографа Ђ нига »осиппонї (книга Ђ»осифа бен √ориона или »осиппона-ѕсевдо-»осифаї) и испанского иуде€ »брагима »бн-якуба. Ђ нига »осиппонї (середина X в.) помещает русов р€дом с саксами и англами-датчанами, Ђпо великому морюї, а »брагим »бн-якуб, посетив в 960-х гг. германские и слав€нские земли (в том числе полабских слав€н), отметил, что на прусов производ€т Ђнабеги русы на корабл€х с западаї. ѕри этом несколькими строками выше он отмечал, что с польским кн€зем ћешко на севере сосед€т прусы, а на востоке русы9, т. е. автор не смешивает русов, нападавших на корабл€х с запада на прусов, с жител€ми ƒревнерусского государства.
» эти независимые друг от друга традиции - русска€, германска€, арабска€, иудейска€ - о св€зи летописных вар€гов и руси с ёжной Ѕалтикой подкрепл€ютс€ массовым археологическим и антропологическим материалом. ќсобенно впечатл€ют масштабы распространени€ керамики южнобалтийского облика, охватывающей собой обширную территорию до ¬ерхней ¬олги и √нЄздова на ƒнепре, и удельный вес ее среди других керамических типов в древнейших горизонтах культурного сло€ многих пам€тников —еверо-«ападной –уси: —тарой Ћадоги, »зборска, –юрикова городища, Ќовгорода, Ћуки, √ородка на Ћовати, √ородка под Ћугой, Ѕелоозера и других (так, на посаде ѕскова эта керамика составл€ет более 81 %, в √ородке на Ћовати около 30 %, в √ородке под Ћугой ее вы€влено 50 % из всей достоверно слав€нской). Ќа основании чего археологи ¬.ƒ.Ѕелецкий, ¬.¬.—едов, √.ѕ.—мирнова, ¬.ћ.√орюнова, —.¬.Ѕелецкий,  .ћ. ѕлоткин в 1960-1980-х гг. вели речь о переселении в северо-западные земли –уси жителей ёжной Ѕалтики.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
LADY_TA   обратитьс€ по имени —уббота, 07 »юл€ 2012 г. 11:34 (ссылка)
ƒа уж,неисповедимы пути господни...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку