-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38474



ѕарфюмерные сосуды

¬торник, 19 »юн€ 2012 г. 18:47 + в цитатник

¬ жизни не бывает ничего случайного, как говор€т... » иногда непостижимое хитросплетение событий создаЄт совершенно неожиданные сочетани€ совпадений и соедин€ет, казалось бы, несоединимое в новом качестве. ¬ продолжение экскурса в историю ювелирных шедевров јр Ќуво посмотрим  на историю парфюмерии...

Ќиже привожу фрагменты статьи ¬иктора ’мельницкого и давайте вместе погрузимс€ в историю рождени€ гармонии и красоты...

јвтор нашумевшего романа о безумном парфюмере на первой же странице текста сокрушаетс€ по поводу того, что парфюмери€ — это область, не оставл€юща€ следов в истории. ћ€гко говор€, это преувеличение, допустимое разве что в подобных ретроспективных триллерах. ѕатрику «юскинду, конечно же, можно простить такую вольность хот€ бы за то, что дл€ миллионов непосв€щЄнных его книга стала путеводителем в мир запахов и ароматов. Ќа самом деле историки располагают массой старинных парфюмерных рецептов и трактатов, описывающих процессы изготовлени€ духов и благовоний. ѕо расходным книгам, счетам, инвентар€м, цеховым документам можно составить представление об известных европейских парфюмерах и попул€рных ароматах, начина€ примерно с XVI в.


Ќаконец, существуют парфюмерные сосуды — красноречивые свидетельства усилий человечества сохранить и продлить жизнь столь эфемерной субстанции, как аромат, найти дл€ неЄ достойную — функционально и эстетически — упаковку. ќб этих усили€х мы и попробуем рассказать.

ƒревний мир.

¬ шумерском «Ёпосе о √ильгамеше» — одном из древнейших литературных пам€тников — описываютс€ сосуды дл€ благовонного масла, изготовленные по приказу главного геро€ повествовани€ дл€ жертвоприношени€ богу Ћугальбанде. —деланы они были из рогов гигантского быка, опустошавшего окрестности ”рука и потому убитого другом √ильгамеша Ёнкиду; дл€ украшени€ сосудов был использован лазурит, очень распространЄнный в прикладном искусстве ƒревней ћесопотамии камень. ќднако не следует думать, будто применение ароматических средств тогда ограничивалось только сферой св€щенного.  осметика и парфюмери€ в услови€х жаркого климата и недостаточного количества воды имели огромное практическое значение. ќб этом свидетельствуют дошедшие до нас документы и археологические находки. ¬ погребени€х III–II тыс. до н. э. обнаружены каменные и медные сосуды, предназначавшиес€ дл€ хранени€ белил, рум€н, теней, ароматических масел и бальзамов. ћногие из них изготовлены в виде скульптур животных или людей, держащих сам контейнер дл€ косметических средств. ¬ залах ближневосточных древностей Ћувра можно увидеть медную статуэтку-сосуд в виде быка, но не того свирепого, что описан в древней поэме, а смирного и даже добродушного домашнего животного. “акже встречаютс€ сосуды в виде баранов, верблюдов, реже — змей и обезь€н. ѕриблизительно с середины II тыс. до н. э. в ћесопотамии довольно широкое распространение получили стекл€нные флаконы дл€ парфюмерии (позволим себе их так называть). »зготовл€лись они методом накладывани€ разогретой силикатной массы на глин€ную форму. Ќаиболее характерный тип сосуда дл€ ароматических масел — бутылочка выт€нутой цилиндрической формы с узким горлышком, которую археологи позже назвали «алабастр». ¬ качестве декора использовались стекл€нные нити других цветов, часто образующие волно- или зигзагообразный орнамент. ’от€ в подобной манере украшались и сосуды другого назначени€, нельз€ не отметить, что сочетание полупрозрачного синего или оливкового цвета тулова с линеарным белым декором создаЄт общее радостное настроение, соответствующее тем эмоци€м, которые пробуждают в человеке при€тные запахи.


јлабастры как сосуды дл€ хранени€ ароматических жидкостей также характерны дл€ древнеегипетского искусства и более поздних средиземноморских культур. Ќе сложно догадатьс€, что первоначально они изготовл€лись из алебастра, а уже потом их форму позаимствовали гончары и стекольщики. Ќар€ду с цилиндрическими алабастрами, в ≈гипте, √реции, –име и других странах —редиземноморь€ бытовали и грушевидные.  роме того, в греко-римском мире дл€ парфюмерии активно использовались сосуды других типов — пиксиды (прообраз современных баночек дл€ кремов) или арибаллы (шаровидные приземистые вазочки дл€ ароматических масел, с которыми часто изображали атлетов). Ёти предметы также могли изготовл€ть из камн€, глины, металла или стекла.

≈сли декораци€ стекл€нных сосудов, как правило, повтор€ла описанный выше волнистый орнамент, то на керамических предметах она была более разнообразной. Ќа коринфских чЄрнофигурных пиксидах, арибаллах и алабастрах VII–VI вв. до н. э. можно видеть изображени€ цветов, змей, птиц, зверей, юношей и даже многофигурные сценки мифологического или бытового содержани€. ƒл€ создани€ оригинальных парфюмерных флаконов египетские, греческие и римские мастера нередко прибегали к скульптуре. ƒо нашего времени дошЄл керамический арибалл, представл€ющий собой три соединЄнные морские раковины. ¬ыразительности его формы могли бы позавидовать многие ведущие дизайнеры нашего времени. ”же тогда безвестный греческий мастер нащупал метафорическую св€зь между освежающим и очищающим действием ароматических веществ и мотивом раковины, ассоциирующейс€ с морем, свежестью.

»звестны родосские и коринфские арибаллы в виде совы, ежа, головы воина или √еракла. (¬ последних двух случа€х форма недвусмысленно указывает на принадлежность предметов мужчинам.) ¬ древнеегипетских захоронени€х найдены алебастровые сосуды в виде обезь€нок и козерогов; иногда фигурки рабов, рабынь или божеств служат держател€ми или подставками дл€ контейнеров с благовони€ми или порошком дл€ подкрашивани€ глаз. Ќаиболее показательна в этом плане алебастрова€ ваза дл€ ароматического масла из гробницы “утанхамона. ѕостаментом дл€ неЄ служит миниатюрный столик, между ножками которого помещены рельефные изображени€ соколов. √орлышко вазы оплетено побегами папируса и лотоса (символами ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта), которые поддерживают фигуры, олицетвор€ющие ’апи — божество Ќила.

“аким образом, декор сосуда нЄс важную смысловую нагрузку, выража€ идеи политического единства страны и еЄ материального благополучи€.

—редневековье.

¬ трактате арабского учЄного јль- инди «ќб алхимии ароматических веществ и дистилл€ции» (IX в.) приводитс€ 107 рецептов изготовлени€ благовонных масел, эссенций и розовой воды — наиболее распространЄнного парфюмерного средства исламского мира. (ѕо преданию, бела€ роза выросла из капель пота ћухаммеда, упавших на землю в ночь, когда он возносилс€ на небо.)


—осуд дл€ розовой воды. —ири€. XIII в. ћузей ћетрополитен.


¬спомним, как в одной из историй Ўахерезады мать јладдина приводит своего усталого сына в чувство при помощи розовой воды. Ёту жидкость использовали дл€ ароматизации воздуха, ухода за телом и волосами, еЄ даже добавл€ли в напитки. Ќе удивительно, что до нашего времени дошло множество сосудов дл€ хранени€ и распрыскивани€ розовой воды, от самых скромных, без декора, до богато украшенных драгоценными камн€ми и эмал€ми, от керамических до золотых, от египетских до индийских. Ёти флаконы, как правило, имели шаровидное туловище и длинное узкое горло, хот€ можно встретить и сосуды цилиндрической формы или с короткой шейкой. ¬ ћузее ћетрополитен хранитс€ стекл€нна€ бутылка дл€ розовой воды (XI–XIII вв.) с кольцевидным туловом и небольшими, скорее декоративного характера, змеевидными ручками, прикреплЄнными у основани€ шейки. ћногие сосуды такого типа украшались изображени€ми цветов или птиц — неизменными атрибутами ра€. ј благоухание розы в представлении мусульман, очевидно, в какой-то степени воссоздавало ароматы ра€ на земле.

≈вропа. XVI–XIX вв.

¬ классическом труде по культуре италь€нского –енессанса якоб Ѕуркхардт отмечает, что применение парфюмерных средств в ту эпоху вышло за рамки разумного, распростран€€сь на всЄ окружение человека (во врем€ празднеств даже мулов умащали благовони€ми).   концу —редневековь€ европейцы не только завозили парфюмерию с ¬остока, как было ранее, но и производили свои собственные ароматические и косметические средства. ¬ частности, по€вилась спиртосодержаща€ туалетна€ вода («венгерска€ вода» и «кармелитска€ вода»). »таль€нский автор рубежа XVXVI вв. ћаркантонио —абеллико, описыва€ тогдашнюю ¬енецию, указывает на обилие в ней парфюмерных лавок, однако флаконов той поры до нас дошло крайне мало.   примеру, в собрании ћузе€ ћетрополитен хран€тс€ только два сосуда XVI в. — серебр€ный с позолотой английской работы и майоликовый — немецкой. ѕервый из них грушевидной формы, сплющенный, декорирован


‘лакон. јнгли€. XVI в. ћузей ћетрополитен.

геометрическим и растительным орнаментом, а также скульптурными изображени€ми дракончиков. яйцевидный майоликовый сосуд украшен рельефными цветами, в обрамлении которых даны полуфигуры јдама и ≈вы; крышечка и ручки — бронзовые. Ёти флаконы совсем не похожи на стекл€нную бутылочку, изображЄнную “ицианом на картине «∆енщина перед зеркалом» (1512–1515) — шаровидной формы с коротким горлышком (по типу античного арибалла). ќ том, насколько прочно вошЄл в быт аристократических и артистических кругов флакон с духами, свидетельствует хот€ бы п€тый сонет Ўекспира, весь образный р€д которого строитс€ вокруг цветочной эссенции — «пленницы стекл€нных стен». ≈щЄ одним любопытным пам€тником искусства хранени€ ароматов XVI–XVII вв. €вл€ютс€ т. н. помандеры (от фр. pomme d’ambre — шарик из амбры) — сосуды, в которых хранились твЄрдые благовонные вещества. »х всегда держали при себе, чтобы создавать своего рода душистую защитную ауру, поскольку считалось, что таким образом человек может избежать инфекционных болезней, передающихс€ со зловонными испарени€ми или дурным дыханием.



ѕомандер. ћузей ¬иктории и јльберта.

ѕомандеры, как правило, изготовл€лись из серебра, имели шаровидную форму и раздел€лись на дольки, словно апельсин (в эти дольки и закладывались благовони€).   верхней части сосуда крепилась цепочка, позвол€юща€ носить его на кисти руки, в ладони или на шее. √ораздо шире в музейных коллекци€х представлены флаконы XVII–XVIII вв., что говорит о росте производства парфюмерной продукции. Ѕóльшим разнообразием отличаютс€ и формы сосудов. Ќапример, на королевской стекольной мануфактуре в ќрлеане продолжали выпускать флаконы традиционной грушевидной формы, украша€ их рельефным растительным орнаментом и сердечками. ¬ ћурано делали узкие изогнутые бутылочки, по форме напоминающие банан, в ћейсене — флаконы-статуэтки, изображающие китайцев,


‘лакон. ћейсен. ќк. 1760. ћузей ћетрополитен.


персонажей комедии дель арте и даже небольшие сценки фривольного содержани€, а на —ицилии — пр€моугольные металлические сосуды, инкрустированные кораллами. ¬прочем, следует отметить, что флаконы такого типа красовались на туалетных столиках джентльменов и дам, тогда как в парфюмерных лавках были выставлены незамысловатые бутылочки, по форме мало чем отличающиес€ от аптечных пузырьков или винных штофов того времени. Ћюди покупали духи или одеколоны в простой таре и затем переливали их в красивые сосуды. ѕон€тно, что в этом случае флакон выражал идею парфюма вообще, а не какого-либо конкретного аромата. “акое состо€ние дел сохран€лось почти до конца XIX в. — мен€лась лишь стилистика оформлени€ декоративных сосудов да технологии обработки стекла или металлов. ѕопул€рным приЄмом становитс€ армирование стекла металлическими декоративными элементами — от чисто орнаментальных по€сков до пасторальных сценок. Ётот декор позвол€л в какой-то степени индивидуализировать ординарные «медицинские» флаконы, придать им соответствующую вкусам владельца тематическую и эмоциональную окраску.


‘лакон. «ап. ≈вропа. XIX в. ќдесский музей истории упаковки аромата.

¬ сознании многих ювелиров или керамистов флакон дл€ духов по-прежнему ассоциируетс€ с ¬остоком — отсюда формы, производные от исламских сосудов, и пышность декора. Ќачало эпохи брендов »звестна€ американска€ исследовательница истории парфюмерии  ристи ћайер-Ћефковис решающим моментом в развитии дизайна серийных флаконов дл€ духов, одеколона, туалетной воды считает открытие в крупных городах ≈вропы и јмерики больших универсальных магазинов (1870–1880-е гг.). »менно тогда ведущие парфюмерные компании начали удел€ть серьЄзное внимание внешнему виду сосудов, графическому решению этикеток и упаковки, — ведь их продукци€ должна была чем-то выдел€тьс€ среди расположенных по соседству изделий конкурентов, привлекать внимание покупателей.   примеру, одна из старейших парижских фирм «L. T. Piver» в 1880 г. выпускает серию духов в непривычных дл€ того времени флаконах из полупрозрачного €рко-зелЄного стекла. Ќо в целом на рынке ещЄ довольно долго доминируют сосуды традиционных пр€моугольных очертаний. ѕотребители отличают их только по оригинальной упаковке или этикетке. ѕричЄм и в этой области производители часто далеки от стилистического единства. ¬ парфюмерном наборе фирмы «Gellè Fréres», выпущенном в 1900 г., мы видим упаковку, стилизованную под китайскую шкатулку, и этикетки в стиле ар нуво. 1910-е гг. –ене Ћалик и Ћюсьен √ай€р. ѕонимание того, что флакон посредством формы и декора также может и должен выражать ароматическую концепцию хран€щегос€ в нЄм парфюма, приходит только к концу 1900-х гг. » в этом больша€ заслуга выдающегос€ мастера ар нуво –ене Ћалика. ¬ начале 1910-х гг. он проектирует р€д флаконов дл€ таких фирм, как «Coty», «D’Orsay», «L. T. Piver» и др. ¬ производстве Ћалик примен€ет технологии лить€ и холодного патинировани€, позвол€ющие значительно удешевить продукцию. ’удожник бесконечно варьирует формы сосудов, порой предлага€ парадоксальные решени€. Ќапример, флакон дл€ духов «Misti» фирмы «L. T. Piver» как бы распластан на поверхности; благодар€ выгнутой форме дна он трепещет при


–.Ћалик. ‘лакон дл€ духов "Misti".


каждом прикосновении, словно крыль€ изображЄнных на нЄм мотыльков. ¬ декоре сосудов Ћалик активно использует цвет, рельефные изображени€ растений, насекомых, человеческих фигурок. Ќа флаконе «Rosace figurines» кружащиес€ в экстатическом танце девушки в античных оде€ни€х возникают пр€мо из лепестков цветка — разве это не визуальна€ метафора аромата, способного пробуждать в нас

полуосознанные чувства или видени€ прошлого?


.Ћалик. ‘лакон "Rosace Figurines". ќдесский музей истории упаковки аромата.

≈щЄ одним достижением –ене Ћалика была разработка оригинальных пробок, которые во многих его флаконах обеспечивали выразительный и запоминающийс€ образ парфюма. ѕробка духов «Styx» фирмы «Coty» выполнена в виде цветка, на котором сид€т пчЄлы, в античной мифологии тесно св€занные с представлени€ми о подземном мире, о бессмертии души, об умирании и возрождении природы. “ем самым художник как бы создаЄт многозначный образ запаха, состо€щего из множества эмоциональных оттенков, вполне в духе символистской поэтики.

–.Ћалик. ‘лакон дл€ духов "Styx".

ѕримеру компании «Coty», первой пригласившей Ћалика дл€ проектировани€ флаконов и упаковки, в 1910-е гг. последовали многие ведущие парфюмеры. “ак в эту отрасль пришли работать и другие выдающиес€ художники-прикладники — Ћюсьен √ай€р, ∆орж Ћепап, јнри јмм, јндре ∆оливе, ∆юльен ¬иар. Ћюсьен √ай€р, больше известный как ювелир, сотрудничал с такими парфюмерными брендами, как «Dolly», «Clamy», «Violet» и уже упоминавшейс€ «L. T. Piver». ¬ 1911 г. по заказу «Violet» он создаЄт флакон дл€ духов «Farnese» — выт€нутый вверх пирамидальной формы сосуд, грани которого украшены изображени€ми фантастических существ с крыль€ми


Ћ.√ай€р. ‘лакон дл€ духов "Farnese". ќдесский музей истории упаковки аромата.

стрекозы и женской головкой.  ак видим, дл€ оформлени€ сосуда художник вновь использует мотив крыльев, ассоциирующийс€ с воздухом, полЄтом, лЄгкостью, но, в отличие от Ћалика, дававшего стилизованные изображени€ реально существующих насекомых, надел€ет ими некое мифическое создание (вспомним, что личинку стрекозы называют нимфой) вроде духа италь€нского лета. Ћюсьен √ай€р нередко делал украшени€ в виде стрекоз или бабочек с причудливыми, изломанными очертани€ми и красочно отделанными крыль€ми, но в данном случае он обходитс€ лаконичным силуэтом, идеально соответствующим форме сосуда. »з других парфюмерных работ мастера можно отметить флаконы дл€ духов «Bluet» (фирма «Clamy») и «Tanagra» (фирма «Violet»). ѕервый представл€ет собой шар, равномерно покрытый листь€ми, с €рко-синей крышечкой в виде цветка полевого василька, а во втором примечательна крышечка с женской фигуркой, напоминающей знаменитые терракотовые статуэтки из “анагры.  1930-е гг. ∆юльен ¬иар яркий след в истории парфюмерии оставил и ∆юльен ¬иар. —вой первый флакон мастер представил еще в 1912 г., но лучшие его работы были выполнены в послевоенное врем€.  онец 1910 — начало 1920-х гг. — период изживани€ из дизайна остаточных элементов ар нуво и зарождени€ стил€ ар деко, более строгого по формам и лишЄнного декадентско-мистического флЄра

∆.¬иар. ‘лакон дл€ духов L'amour dans le cœur. 1919.

¬ эти годы ∆юльен ¬иар создаЄт несколько дес€тков флаконов дл€ фирм «Dubarry», «Gueldy», «Rigaud» и др. ¬о многих из них он использует мотивы и композиционные приЄмы, наработанные Ћаликом и √ай€ром: бабочки, женские фигурки на крышечках, узкие и выт€нутые либо приземистые формы. Ќо в то же врем€ стилизованный рисунок его мотыльков ритмически построен намного проще, чем у Ћалика; нар€ду с экстравагантными формами флаконов ¬иар активно использует и классические, грушевидные, цилиндрические или пр€моугольные. ќтличительной чертой стил€ художника в первой половине 1920-х €вл€ютс€ скульптурные крышечки — фигурки девушек, животных или божеств пластически выражают идею духов, заложенную в их названии и ароматической гамме. Ќапример, на крышечку флакона «Blue Lagoon» («Dubarry») ¬иар усаживает экзотическую островит€нку, а пузырЄк «Nuit de Stamboul» («Ramey») украшает фигурка из чЄрного стекла, изображающа€ женщину в длинном восточном оде€нии. ÷вет флакона также нередко подбираетс€ в соответствии с названием парфюма — например, синий дл€ «Soir de Lune» («Ћунный вечер») или сочетание чЄрного и красного, традиционно ассоциирующихс€ с »спанией, дл€ «Suspiro de Granada» («¬здох √ранады») фирмы «Myrurgia».

∆. ¬мар. ‘лакон дл€ духов "Blue Lagoon".

ќдной из наиболее известных разработок ¬иара €вл€етс€ классический флакон «Chanel є 5» с его строгими пр€мыми лини€ми, отражающими главные черты стил€  око Ўанель — элегантность и простоту. ¬ дальнейшем мастер ещЄ несколько раз обращаетс€ к этой форме. Ќапример, серию духов фирмы «Janey» он «упаковывает» в чЄрные пр€моугольные флаконы со слегка закруглЄнными гран€ми и выразительным лаконичным декором в виде вертикальных золотых линий. ¬ эпоху ар деко продолжают плодотворно работать –ене Ћалик и Ћюсьен √ай€р. ƒл€ духов «5 Fleurs» («ѕ€ть цветков») фирмы «Forvil» Ћалик создаЄт флакон, в пластичной форме которого остроумно зашифровывает основную идею аромата, составленного, как €вствует из названи€, из п€ти компонентов. Ќа двух плоскост€х пр€моугольного флакона он «вылепливает» п€ть выпуклых сегментов, окружЄнных орнаментом-плетЄнкой. ƒл€ парфюма «La Perle Noire» этой же компании мастер использует плоский флакон округлой формы, на одной из сторон которого помещает шарик, имитирующий чЄрную жемчужину, в окружении декора, напоминающего и поверхность ракушки и расход€щиес€ во все стороны солнечные лучи.


–.Ћалик. ‘лакон дл€ духов "La Violette". ќк. 1925. ќдесский музей упаковки аромата.

Ћюсьен √ай€р в своих проектах 1920-х гг. часто использует форму плоского пр€моугольного флакона, декорируемого в соответствии с концепцией парфюма.   примеру, флакон «Pourpre d’Automne» (фирма «Violet») покрыт изображени€ми листьев и плодов каштана; плоскости флакона дл€ духов «Gardenia» (фирма «Mori») как бы разделены на две части по диагонали — верхние украшены цветочным орнаментом, а нижние оставлены без декора, что создаЄт ощущение движени€.

»з разработок других дизайнеров этого времени следует обратить внимание на флаконы јндре ∆оливе и ∆оржа ƒюмулена. ѕервый изобрЄл технологию нанесени€ устойчивого покрыти€, имитирующего жемчуг, и спроектировал несколько флаконов шаровидных и округлых очертаний с крышечками, напоминающими крупные жемчужины. Ќаиболее запоминающейс€ работой ƒюмулена, начинавшего свою карьеру на —еврском фарфоровом заводе, оказалась сери€ флаконов дл€ фирм «Drecoll» и «Lentheric» — они покрывались чЄрной эмалью и золотой пылью, что, очевидно, должно было указывать как на драгоценность содержимого, так и на его эфемерность. ћножество красивейших флаконов разработали в 1920–1930-е гг. художники компании «Baccarat» — одного из старейших стекольных производств ‘ранции, крупнейшего поставщика флаконов. ƒухи «La Cascade» (фирма «A. Gravier») они упаковали в сосуд, напоминающий трЄхъ€русный фонтан, а на крышечку посадили дельфина. ћетафора фонтана также кажетс€ очень удачной дл€ создани€ визуального образа духов: она выражает и состо€ние непрерывного струени€, и ощущение прохлады в жаркий летний день. ƒл€ духов «Gardez moi» («’рани мен€») фирмы «Jovoy» на заводе «Baccarat» был изготовлен флакон в виде статуэтки пантеры, выполненной в кубистической манере из чЄрного хрустал€. Ёто красивое, пластичное и опасное животное как бы символизировало качества, которыми аромат парфюма надел€л его обладательниц (ещЄ в древности существовало поверье, что пантера привлекает своих жертв благовонным дыханием). ¬ообще приЄмы авангардной скульптуры и архитектуры в это врем€ довольно часто используютс€ дл€ проектировани€ флаконов парфюмерии класса люкс. Ёто и пон€тно: резкие, угловатые, порой агрессивные формы, одолженные у кубизма, геометрической абстракции, функционалистской архитектуры и мебели, воспринимались как достойна€ упаковка дл€ инновационных ароматов. ¬ 1927 г. авангардный дизайнер обуви јндре ѕеруджиа выпускает духи «Soir» в ступенчатом флаконе чЄрного стекла с кубической крышечкой золотистого цвета. ƒл€ парфюма «Nuit d’Amour» (фирма «Morlet») «Baccarat» изготавливает флакон в виде обрезанного под тупым углом диска, неустойчиво поко€щегос€ на одной из граней. ƒань геометризму отдал даже –ене Ћалик, спроектировавший дл€ духов «Inalda» (фирма «Delettrez») сосуд в виде семи концентрических колец, поставленных одно на другое. (»нальда — им€ девушки, производное от латинского anulus— кольцо 1940–2000-е гг. ƒали, ћюглер, Ћоран —разу же после окончани€ ¬торой мировой войны —альвадор ƒали разрабатывает дл€ Ёльзы —киапарелли флакон и упаковку дл€ духов «Le Roy Soleil» (« ороль-солнце»), символизирующие освобождение ‘ранции от фашистской оккупации.  онусовидный сосуд с пластическим декором, напоминающим морскую зыбь и порождающим весЄлую игру света и тени, крышка с завершением в виде стилизованного солнечного диска действительно создают радостное ощущение свежести и простора. Ќесколько дес€тилетий спуст€, когда был создан парфюмерный бренд «Salvador Dali», похожий солнечный диск украсил флакон мужской туалетной

воды.

—.ƒали. ‘лакон дл€ духов "Le Roy Soleil". ќдесский музей истории упаковки аромата.

¬прочем, духи « ороль-солнце» оказались последним большим успехом Ёльзы —киапарелли, ушедшей из бизнеса в 1953 г. ¬ первые послевоенные дес€тилети€ тон на рынке эксклюзивной парфюмерии задают новые или относительно молодые компании.  ристиан ƒиор выбирает дл€ своих духов «Diorama» и «Diorissimо» флаконы, близкие по форме к античным амфорам. ќчевидно, авангардное искусство у многих осознанно или неосознанно ассоциировалось с социальными конфликтами, революци€ми и войнами первой половины века, тогда как в классике, возможно, видели символ стабильности. ∆орж ƒеломм, проектиру€ флакон дл€ лимитированного выпуска «Magie Lancôme», обращаетс€ к литературе. ≈го сосуд-статуэтка из опалесцирующего с розовым оттенком стекла наве€н образом ћелисанды, возлюбленной поэта-трубадура ∆оффре –юдел€ и героини пьесы Ёдмона –остана.

¬ 1959 г. дл€ духов «Envol» («¬злЄт») «Lancôme» выпускает флакон «Spoutnik» с м€гким юмором обыгрыва€ начало космической эры человечества. ћиниатюрный круглый пузырЄк из голубоватого опалового стекла — это улыбающа€с€ Ћуна, какой мы еЄ можем видеть на детских рисунках. »де€ проста: Ћуна — вечный спутник «емли, а духи — спутник женщины. √овор€т, что несколько флакончиков «—путника» (из тиража в 100 экземпл€ров) приобрЄл сам Ќикита ’рущЄв, когда приезжал с визитом во ‘ранцию.


Ѕ.Ўирайши. ‘лакон дл€ духов "Love Story". ќдесский музей истории упаковки аромата.

¬ 1960–1970-е гг. многие ведущие парфюмерные бренды приобретаютс€ крупными многоотраслевыми холдингами, озабоченными оптимизацией производства и увеличением объЄма реализации массовой продукции. ¬следствие этого выпуск эксклюзивных коллекционных флаконов значительно сократилс€. ¬озрождение этого сегмента рынка начинаетс€ в 1980-х гг., не в последнюю очередь благодар€ попул€ризаторским усили€м коллекционеров раритетных флаконов. »звестный ювелир ƒжоэль јртур –озенталь выпускает духи «Golconda» в коллекционном хрустальном флаконе «Baccarat» с крышечкой, имитирующей ограненный турмалин. «десь интересны параллели, проводимые между ароматом и драгоценными камн€ми (√олконда — легендарный край средневековых алмазных копей  утюрье “ьерри ћюглер в 1990-е гг. разрабатывает несколько подарочных флаконов дл€ своих знаменитых духов «Angel». (≈сли обычный флакон этой марки сделан в виде слегка наклонЄнной п€тиконечной звезды, то в лимитированных верси€х п€тиконечна€ форма «запр€тана» в плане и в довольно крупных крышках.) ѕравда, тираж этих нумерованных «изданий» увеличиваетс€ с нескольких сотен до 6–7 тыс€ч.

¬ 2006 г. в рамках рекламной кампании фильма “ома “ыквера «ѕарфюмер» ћюглер выпустил целый набор из 15 ароматов, созданных по мотивам одноимЄнного романа. –азлиты они были в пузырьки, по форме напоминающие ординарные флаконы XVIII в.



‘лакон дл€ духов "Love" фирмы Ralph Lauren. 2008. ќдесский музей истории упаковки аромата

ќдин из самых простых, хот€ и недешЄвых, способов добитьс€ эксклюзивности — использование драгоценных металлов и камней. Ћондонска€ компани€ «Clive Christian» дл€ духов є 1, изготовленных из натуральных компонентов, произвела партию хрустальных флаконов, украшенных бриллиантами и золотом 18  .

ƒизайнер одежды –альф Ћорен лимитированный выпуск духов «Love» упаковал в хрустальный флакон в форме сердца, украсив горлышко золотым ободком, а крышку — 47-каратным аметистом, €вл€ющимс€, кстати, символом трезвости ума. ¬озможно, владелец бренда таким магическим способом попыталс€ защитить будущих влюблЄнных от чрезмерностей страсти?

–азработкой оригинальных флаконов занимаютс€ и парфюмерные компании, не св€занные с крупными международными корпораци€ми. Ќапример, под брендом «Les Beaux Arts» тиражами в несколько тыс€ч выпускаютс€ духи, разлитые во флаконы, украшенные малой пластикой современных художников. Ѕронзова€ фигурка девушки, созданна€ скульптором Ѕарри Ўирайши дл€ марки «Love Story», очевидно, наве€на образом главной героини одноимЄнной мелодрамы. ≈Є природна€ граци€ и красота, далЄкие от рекламных стандартов, выражают вкусовые предпочтени€ создателей и потребителей «немейнстримной» парфюмерии

‘лакон-фактис дл€ духов "Le Chapeau Bleu" фирмы Marina Picasso. ќдесский музей истории упаковки аромата.

Ёксклюзивные флаконы тиражом в несколько экземпл€ров начали изготавливать и известные парижские дизайнеры мебели и интерьеров. ”дел€€ главное внимание оригинальности формы, они осознанно используют недорогие материалы (оргстекло, алюминий, синтетические смолы). ‘лакон ∆ана- лода  ардье «Couronne» («¬енец») имеет приплюснутую грушевидную форму, а его пробка, тонированна€ голубым и украшенна€ прозрачными бусинками, в самом деле отдалЄнно напоминает венок из полевых цветов или корону с драгоценными камн€ми. »рони€ заключаетс€ в том, что всЄ это выполнено из оргстекла ќстава€сь равнодушными к подобным насмешкам над помпезными ювелирными проектами, крупные бренды, как оказалось, внимательно присматриваютс€ к инновационным дизайнерским разработкам. ƒл€ флакона своих духов «Insolence» дом «Guerlain» позаимствовал форму у одного из изделий  ардье, правда, без разрешени€, за что и поплатилс€ громким юридическим скандалом.

 

¬иктор ’мельницкий

»сточник- antikvar.ua/

 

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку