-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 36156

 ак дважды встретить ћасленицу?

ѕ€тница, 13 ‘еврал€ 2015 г. 22:27 + в цитатник

јлександр —мирнов

 ак дважды встретить ћасленицу? »звестно, что росси€не люб€т праздновать настолько, что иногда отмечают один и тот же праздник дважды. ѕомимо второго Ќового года, с полным на то основанием дважды отметить можно и ћасленицу.

„ем обоснована дата праздника в нынешнем году – в феврале, в разгул зимы?

ƒело в том, что дата начала ћасленицы «плавает», в зависимости от начала ¬еликого поста. ¬еликий пост, в свою очередь, завершаетс€ ѕасхой, котора€ рассчитываетс€ по лунному календарю и не должна совпадать с ѕасхой иудейской. ¬ итоге праздники могут смещатьс€ во времени в довольно больших пределах.

ћасленица же – праздник радостный, традиционно разгульный, ее эмоциональное наполнение отлично от смыслового содержани€ ¬еликого поста. ѕоэтому ћасленична€ недел€ ¬еликому посту всегда предшествует.

Ёто не хорошо и не плохо, это просто традици€ – и почему бы не поучаствовать в праздновании? ѕоложительные эмоции всегда на пользу.

ј те, кто не против попраздновать побольше, могут отметить ћасленицу еще раз, в соответствии с солнечным (а не лунным) календарем.

ѕредки праздновали ¬стречу весны в определенный (и куда более соответствующий) срок: последнюю неделю перед весенним равноденствием и неделю после. Ёта дата логична: с даты равноденстви€ день начинает преобладать над ночью, с этого времени начинаетс€ земледельческий новый год (привычна€ нам дата Ќового года не соотноситс€ с природными циклами). ƒни после наступлени€ равноденстви€ посв€щены пробуждению медвед€. ћаска или костюм медвед€ (вывернутый мехом наружу тулуп) были непременными атрибутами ћасленицы.

ƒревние масленичные обр€ды благополучно «переместились» на нынешнюю масленичную неделю. —ейчас модно следовать традици€м: чучело, блины, заклички, прощение, кулачные бои…

 аждый день ћасленицы имеет свои название и ритуалы. Ќо часто ли мы понимаем смысл совершаемых действий? ј ведь предки ничего не делали просто так. ѕочитание Ѕогов и предков – не развлечение и не формальность, здесь все наполнено смыслом.

¬се знают, что блин – символ —олнца. ¬ древности существовали сковороды с зубчатыми кра€ми и прочерченным крестом, суд€ по всему, предназначенные именно дл€ выпекани€ обр€довых блинов. ѕочему так много внимани€ удел€етс€ сол€рной символике? ќт —олнца, от своевременного чередовани€ сезонов, зависит сама жизнь земледельца. Ќеспроста до нашего времени дожила ритуальна€ вышивка, изображающа€ богиню ћакошь с воздетыми руками (похоже, в подобной позе пели призывные ритуальные песни) и богинь-рожаниц на кон€х с сохами. —олнце имитировали и скатываемое с горы огненное колесо, и костры. „ерез костры прыгали, в них бросали старые ненужные вещи – веро€тно, это очистительный ритуал, включающий в том числе избавление от старого, отмирающего. ”мирает зима, наступает новый год, в который нужно войти очищенным.

“очнее, наступает новое лето – слав€не считали «лета», а не годы, и это логично: именно теплый сезон наиболее важен дл€ земледельческой культуры. «има, условно говор€, выпадает из активного сельскохоз€йственного цикла.

 стати, не случайно чучело ћасленицы, имитирующее зиму, именно сжигают. ¬о-первых, вход€щее в силу —олнце преодолевает зиму. ¬о-вторых, зима не уходит, а именно умирает, это отражает естественное чередование умирани€-возрождени€, свойственное всему окружающему.

¬есной зима умирает, осенью снова приходит, чтобы дать отдых земле. «ерно «хорон€т» в земле, чтобы оно возродилось новым урожаем. ¬есной возрождаетс€ природа, жизнь снова торжествует. ћасленичный разгул, веселье, угощение, кулачные бои – все это символизирует победу жизни над смертью. –азнообразные катани€ с горок, езда на сан€х, качание на качел€х – предположительно, элементы ритуалов, направленных на пробуждение природы.

ќбильна€ трапеза и ритуальные бои – неотъемлемый элемент и архаичных погребальных обр€дов. ¬ них символизировалось, по сути, то же самое: победа жизни над смертью.

¬ случае масленичных обр€дов это может быть и поминальна€ символика по отношению к ушедшей зиме, и просто демонстраци€ жизнеутверждающего начала. ¬едь поминальные обр€ды наших предков включали, помимо «плачей», еще пл€ски и пение. ≈сть в масленичных традици€х элементы культа предков, которые приход€т к родственникам в мир живых.

ѕохоже, отголоском €зыческих времен €вл€етс€ и обр€д прощени€. Ќачинаетс€ новый год, в который мы хотим войти без долгов и обид.

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Ќадежда_ћ€сникова   обратитьс€ по имени —реда, 22 ‘еврал€ 2012 г. 06:56 (ссылка)
—пасибо большое!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку