-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vsiaco

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) Live_Memory Уголок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Это_Смешно
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Интервью_Лиру WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 36246

Настоящее Свинство

Пятница, 12 Мая 2017 г. 10:41 + в цитатник
 Сергей Курий
 

Энтелодонт, древний родственник свиней (реконструкция, рис. 1920 г.)Энтелодонт, древний родственник свиней (реконструкция, рис. 1920 г.)

 

Может ли свинья съесть человека?

«В деревне:
– Папа, а кто это?
– Это свинья, сынок.
– А что она такого плохого сделала?»
(анекдот)


«Какое сказочное свинство!», возмущенно восклицает король из фильма «Золушка». «Ну и насвинячили!», ворчит уборщица в школе. «Куда ты лезешь со свиным рылом в калашный ряд!», одергивают зарвавшегося человека. «Гусь свинье не товарищ!», надменно заявляет сноб, конечно, подразумевая, что данная птица не в пример «аристократичнее» курносой хрюшки.

Понятно, что, попадая в культурное поле, животное неизменно очеловечивается, и его нормальные биологические особенности здесь подвергаются в лучшем случае осмеянию, в худшем – осуждению. Но почему же тогда не говорят «Умный, как свинья», «Ласковый, как свинья», даже «Симпатичный, как свинья» – ведь этими достоинствами природа нашу героиню также не обделила?
Давайте повнимательнее присмотримся к этому часто оболганному животному, которому мы, кстати, многим обязаны.

Начнем с вопроса о свинячьей прожорливости.

«Сыта свинья, а всё жрёт».
«Бог не выдаст – свинья не съест».
(народная мудрость)


О всеядности свиньи наслышаны все. Но немногие знают, что когда-то на заре эры млекопитающих существовала интересная группа зверей – кондилатры – эдакая смесь хищника и травоядного с весьма широким рационом. Впоследствии из этой ветви произойдут непримиримые ныне враги – хищники и копытные.

И хотя свинья по всем признакам – копытное (а точнее, парнокопытное), она не настолько специализирована, как хорошо известные нам коровы или бараны. Желудок у нее простой, поэтому не способен обрабатывать растительную пищу с таким высоким КПД, как четырехкамерный желудок коровы (там вообще процесс сложный: съел – отрыгнул – пожевал – снова съел). Вот и приходится нежвачным кабанам и свиньям периодически переходить на белковую диету.

Свиньи и кабаны преимущественно «почвенники». Если бы не прожорливость, то их бы давно использовали вместо плуга, ведь за сутки стадо из 5-7 кабанов способно перелопатить картофельное поле в 300 квадратных метров! А так приходится даже кольцо в нос вдевать… Дикому кабану кольцо не вденешь, вот и ест он что под пятачок попадется. Поэтому в его прожорливую пасть кроме плодов, ягод и корневищ попадаются черви, лягушки, ящерицы, моллюски, упавшие птенцы и всяческая падаль. Зимой кабаны, подобно лисам, успешно «мышкуют», поедая всяких мелких грызунов. Ну а если отыщут «хатку» ондатры, то сожрут ее вместе с хозяйкой. Зубы у свиней достаточно крепкие, чтобы разгрызть и орехи, и кости…

Из-за подобной всеядности свиньи попадали даже под уголовный кодекс! Помните, как для нагнетания ужасов в голливудских фильмах (например, «Большой куш» или «Молчание ягнят-2») часто изображают, как злодеи натравливают на людей стадо голодных свиней?

В. Хлебников «Погонщик скота, сожранный им»:
«...Потянул погонщик дверь.
Сорок боровов взвизгнуло,
Взором бело-красных глаз
И священного разгула
Тень в их лицах пронеслась.
Сорок боровов взвизгнуло,
Возглашая: смерть надежде!
Точно ветер дуя в дуло,
Точно ветер тихий прежде.
...И к задумчивому вою
Примешался голос страсти:
Тело пастыря живое
Будет порвано на части».

Казнь свиньи, одетой в человеческое платье (средневековая гравюра)
Казнь свиньи, одетой в человеческое платье (средневековая гравюра)

Так вот, судебная практика средних веков действительно сталкивалась со случаями, когда беспризорно бродящие свиньи заходили в открытые дома и пожирали беспомощных младенцев. Да-да, свиней-преступниц судили, соблюдая все положенные процедуры – опрос свидетелей, обсуждение, пытки, вынесение приговора и казнь. Вот текст одного из приговоров: «Имея в виду, что по обстоятельствам дела, вытекающим из процесса, возбужденного прокурором, трехмесячным поросенком причинена смерть ребенку по имени Жиль, имевшему от роду полтора года; принимая во внимание данные следствия, произведенного прокурором; осмотрев и выслушав всё, что касается указанного поросенка и обстоятельств дела, – мы присудили его к казни чрез повешение».

Истории известно как минимум 20 «свиных процессов», проходивших во Франции. Так, в 1386 г. свинью судили за то, что она разорвала ребенку лицо и ногу. Приговоренную «преступницу» одели в человеческое платье, и, следуя принципу «око за око», ей наносили те же раны, пока палач душил ее веревкой. Известен также отчет 1457 г., из которого видно, что на содержание и казнь свиньи тратилось столько же, сколько и на казнь обычного преступника. В документе так и записали «1) на содержание свиньи в заключении – 6 су; 2) на вознаграждение палача, прибывшего из Парижа, – 54 су; 3) за телегу, на которой свинью везли к казни, – 6 су; 4) за веревку, которой ее связали, – 2 су. Итого – 68 су». Серьезность подхода к суду над животными в Средние века подтверждает и процесс 1457 года, когда свинью-убийцу казнили, а ее поросят оправдали, мотивируя это тем, что их «участие в преступлении не могло быть установлено с достоверностью».

Причин подобного отношения к провинностям тварей бессловесных называют много: и представление о равенстве всех существ перед Божьим судом, и желание призвать их хозяев к ответственности. Так, при осуждении свиньи в 1572 г. судьи объяснили приговор желанием «поощрять людей к бдительному присмотру за животными».
Также широко известно то, что голодная свинья иногда способна сожрать даже собственный приплод. Например, в Древнем Египте свинья, поедающая своих поросят, стала символом богини неба Нут, дети которой – звезды – исчезают утром, а вечером рождаются снова. Об этой пагубной склонности свиньи свидетельствует и множество крылатых выражений. Например, писатель Джеймс Джойс сказал о неблагодарной родине: «Ирландия, как свинья, пожирает своих детей». Ему практически в том же контексте вторил в своей песне «500» Борис Гребенщиков: «Моя родина, как свинья, жрет своих сыновей».

Roberto Cerruti / Shutterstock.com

 

Почему свинью считают нечистым животным?

«Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной ими святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи».

 

(«Второе послание апостола Петра», 2:21-22)

«Свинья везде грязь найдет».
«Наряди свинью в серьги, а она – в навоз».
«Где прошла свинья, там об угол и почесалась».
(народная мудрость)

«Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице, -
ясно, это плохо очень
Для ребячьей кожицы...
…Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
Вырастет из сына свин,
Если сын – свиненок».
(В. Маяковский)


Приверженность свиней валяться в лужах всегда производила на людей отталкивающее впечатление. Вид валяющихся в грязи алкашей и породил выражение «пьяный как свинья». Однако для самих свиней такое поведение (как и привычка тереться об заборы) – не свидетельство нечистоплотности, а наоборот – исключительно гигиеническая процедура. Дело в том, что на теле этих животных фактически нет потовых желез. И то, что вредно «для ребячьей кожицы», для кожицы свинячьей – жизненная необходимость. Таким образом достигается необходимое увлажнение и охлаждение.

В местах обитания диких кабанов обязательно есть «купальни» – ямы, заполненные водой. Если же таковых не наблюдается, сойдет любое влажное место, пусть даже грязь. В остальном свиньи – вполне чистоплотные животные. Если размеры вольера позволяют, хрюшка ни за что не ляжет в отходы или отбросы. При наличии чистых мест для купания свинья о грязи даже и не помыслит.

Об этом хорошо знал даже первый секретарь ЦК ВЛКСМ В. Семичастный, который на Пленуме 1958 г. провел четкое различие между поэтом Б. Пастернаком и… свиньей: «...Если сравнить Пастернака со свиньей, то свинья не сделает того, что он сделал... Он нагадил там, где ел, нагадил тем, чьими трудами он живет и дышит...». В свиньях секретарь ЦК комсомола, видимо, разбирался лучше, чем в литературе.

Не секрет, что чистеньких розовых поросят нередко сравнивают с младенцами в самом что ни на есть положительном смысле.

Но не дай вам Бог (даже самым ласковым тоном) назвать «поросеночком» ребенка правоверного иудея или мусульманина. Это страшное оскорбление! И в иудаизме, и в исламе свинья – животное нечистое. Мясо свиньи евреи называют трефным (запретным) в противовес кошерному. По строгим иудейским предписаниям кошерное животное должно отрыгивать жвачку и иметь раздвоенное копыто. Свинья, как видите, проигрывает по одной из статей.

Недаром в притче о блудном сыне глубина его нравственного падения усиливается тем, что ему пришлось в чужих краях наниматься на презренную для еврея работу – пасти свиней. Для Христа свиньи также символ нечистого – возьмем хотя бы его выражение «не мечите жемчуг перед свиньями» или переселение бесов из тела одержимого в стадо свиней, тут же бросившееся с обрыва. Исследователи до сих пор спорят, чье это могло быть стадо. Одни говорят, что скорее всего это стадо иноверцев-язычников. Другие утверждают, что это было стадо, разводимое исключительно для продажи оккупантам-римлянам.

В 1962 году в Израиле даже был издан закон, запрещающий разведение свиней в местах проживания иудеев и мусульман. Но… бизнес есть бизнес, и некоторые кибуцы (израильские коммуны) трефную животинку таки разводили, на продажу, конечно. При этом были использованы воистину фарисейские хитрости. Например, чтобы свиньи не попирали ногами Святую землю, сооружались специальные деревянные помосты на 10-20 см над этой самой землей. А в бухгалтерских книгах хрюшек именовали то овцами, то коровами.

Если раньше «нечистую» свинину производили только на продажу, то сейчас в Израиле есть уже сотни некошерных ресторанов. Правоверные иудеи, естественно, этим возмущены и связывают рост числа «свиноедов» с эмигрантами, которых сегодня мало волнует святость той земли, куда они едут.

Мусульмане в отношении свиней настроены еще более радикально. По шариату свиней нельзя не только есть, но и разводить на продажу. В своде законов ханифитского толка ортодоксального ислама сказано: «Продажа свинины незаконна. Пророк запретил употребление ее в пищу. Он запретил и продажу ее, или покупку съестного на вырученные за нее деньги. Свинья не составляет имущества мусульман». Мало того – даже прикосновение к свинье может осквернить мусульманина.

Такой неприязнью нередко пользовались другие. Например, в XIV веке венецианцы выкрали у турок ковчег с мощами евангелиста Марка и вывезли, спрятав реликвию среди свиных туш. А бойцы еврейских отрядов «Хагана» в 1930 – 40-х годах заворачивали убитых арабов в свиные шкуры, лишая таким образом своих врагов шанса попасть в рай.

В прессе даже проскакивали известия, что израильской полиции предлагали развесить в салоне автобусов пакеты со свиным салом для отпугивания арабских террористов. А раввин Моше Фишер даже вынес постановление о кошерности данной превентивной меры, исходя из религиозного принципа «пикуах нефеш» – заповеди, в соответствии с которой ради спасения жизни людей отменяются все остальные религиозные установки. О дальнейшей судьбе этой «антитеррористической акции» мне узнать ничего не удалось.

Свиньи служат постоянной причиной раздоров и в Индонезии, где 80% населения исповедуют ислам. Так на острове Калимантан постоянно происходят массовые миграции диких бородатых свиней. Местные аборигены – язычники даяки – подстерегают их во время переправы через реку и колют копьями. И вот в 1954 г., живущие ниже по течению мусульмане объявили даякам настоящую войну за то, что те оскверняют воду. Да и не так давно, в 2004 г., в той же Индонезии группа вооруженных мусульман при полном невмешательстве местной полиции атаковала несколько христианских свиноферм в провинции Сулавеси, зарубив 20 свиней. Исламский лидер Абдул Хазис заявил: «Свинофермы дурно пахнут, и это оскорбительно, особенно в священный месяц Рамадан».

Насчет того, откуда пошли традиции неприятия свинины, существует несколько гипотез.
1) Свинья – символ земледельцев, а иудеи и арабы изначально были кочевниками-скотоводами. Недаром в Библии злой брат Каин – пахарь, а добрый Авель – скотовод.
2) Мясо свиней жирное, тяжелое, богатое холестерином, да и в засушливых жарких районах очень быстро портится.
3) Через мясо свиньи легко заразиться трихинеллезом (разновидностью глистного заболевания). Некоторые исследователи предполагают, что именно эта болезнь (а не Сальери) свела в могилу Моцарта после того, как он отведал свиных отбивных (об этом упоминается в письмах композитора незадолго до того, как его сразил смертельный недуг).
Ну и... не так давно в СМИ промелькнула история про то, что в Турции отменили показ диснеевского сериала про Винни-Пуха. Причиной этого стал ни в чем неповинный Пятачок, который, при всем его очаровании, все же является в глазах мусульманина нечистой свиньей.

 

Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку