-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 38379



ѕрокл€тие јдама

„етверг, 26 ћа€ 2011 г. 23:35 + в цитатник
÷итата сообщени€ ¬ечерком

»стори€ об изгнании человека из ра€, по сути, лежит в основе всей иудео-христианской традиции. ¬едь если вдуматьс€, именно с нее начинаетс€ истори€ человечества. ¬с€ истори€ человеческого рода, описанна€ в Ѕиблии, предстает закономерным итогом грехопадени€. » именно иде€ первородного греха определ€ет саму суть христианства: не будь грехопадени€ јдама, не понадобилась бы и искупительна€ жертва ’риста. » уже не столь важно, верим ли мы в реальность ветхозаветной истории, ведь христианство – одна из основ нашей культуры.

http://www.centre.smr.ru/images/pics/pic0116/fr0116_01_big.jpg


Ќа самом деле мы никогда не узнаем, насколько реальна истори€ изгнани€. Ќо и считать ее просто легендой, выдумкой неверно. »стори€ грехопадени€ таит в себе как минимум глубокий психологический смысл, очень верно, хот€ и аллегорически, отража€ историю становлени€ человека.

„то символизирует Ёдем? ѕервобытное состо€ние, гармонию между природой и человеком (который тогда, по сути, не был еще человеком). „еловек «не знал добра и зла» – фактически будучи подобен животному. ¬едь животное не способно ко злу, оно не различает добро и зло. ј также, что гораздо важнее, животное не осознает само себ€ и не имеет внутренних противоречий. ѕсихика животного целостна, гармонична. “аким был и человек в раю.

„то происходит с грехопадением? „еловек обретает самосознание: «» увидела жена, что дерево хорошо дл€ пищи, и что оно при€тно дл€ глаз и вожделенно, потому что дает знание; и вз€ла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. » открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги».

ѕо сути, только в этот момент јдам становитс€ человеком – осознающим самого себ€. Ќо вместе с тем мы неизбежно отдел€емс€ от природы и других людей. „еловек становитс€ индивидом: он уже не воспринимает себ€ как часть природы, существующим инстинктивно, подобно животному заодно с окружающим миром. ј заодно человек тер€ет способность существовать только как часть человеческого рода. ќн теперь индивид, существующий сам по себе.

— одной стороны, это означает индивидуальную свободу. — другой, неизбежно сопр€жено со страхом неизвестности – ведь никуда не детьс€ от осознани€ громадности мира и собственного одиночества в нем. ј есть еще треть€ сторона. ќбрет€ самосознание, мы не потер€ли животных инстинктов, животной природы. » две эти равновеликие силы – животное и человеческое начала – сосуществуют в нас, создава€ еще одно направление внутреннего раскола.

“еперь человек оказываетс€ в совершенно особенном положении. ќн единственный из живых существ обладает «Ёго», самосознанием. “очнее, осознанием себ€ как отдельного существа. ѕричем отдельного от всего, чего только возможно: от природы, от окружающего мира, от других людей… »менно самосознание делает человека человеком – но оно же делает его несчастным. ¬едь рай – это не только неосознанность, это по-своему счастлива€ неосознанность.

∆ивотное живет в той самой восхищающей многих гармонии с природой. Ќо оценить всю прелесть (кажущуюс€ или реальную) этой гармонии оно не в состо€нии. Ќа это способен человек – но лишь ретроспективно, ибо оценить что-либо можно, лишь обрет€ осознание. ј вместе с осознанием себ€ приходит подавл€ющий страх: прежде всего страх смерти и страх одиночества. ¬от оно, прокл€тие јдама: он наказан смертью и беззащитностью – а на самом деле их осознанием. » еще одиночеством: јдам и ≈ва впервые осознали себ€ как разные, отделенные друг от друга существа.

» вс€ истори€ человечества, по сути, представл€ет собой борьбу противоположных начал:

– индивидуализма и коллективизма;

– инстинктивного и человеческого;

– стремлени€ избежать страха смерти (точнее, гибели индивидуальности) и желани€ стать частью чего-то большего, выход€щего далеко за пределы личности.

¬се это порождает базовые, глубинные внутренние конфликты, исподволь, но неизбежно определ€ющие всю нашу жизнь. Ёто и есть тот первородный грех, прокл€тие јдама, переданное всем нам, его потомкам. Ёти внутренние конфликты и страхи неизбежно вызывают желание (чаще не осознаваемое) обрести ту самую мифическую гармонию (а по сути, защититьс€ от страха одиночества и смерти), о которой во все времена говорили философы.

 ак этого достичь и возможно ли такое в принципе? “очно невозможен возврат к состо€нию «до изгнани€»: мы уже обрели самосознание, и от этого дара никуда не детьс€. ќстаетс€ только идти дальше, в надежде обрести иную гармонию.

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку