-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37536


ѕочему художник ј. ¬аснецов знал старую ћоскву лучше, чем историки и археологи?

¬оскресенье, 22 ћа€ 2011 г. 02:25 + в цитатник
 ¬ладимир –огоза

‘рагмент картины ј.ћ. ¬аснецова Ђћосковский  ремль при »ване IIIї‘рагмент картины ј.ћ. ¬аснецова «ћосковский  ремль при »ване III»

ƒл€ того чтобы узнать, как выгл€дела ћосква много столетий назад, необ€зательно читать исторические трактаты, достаточно открыть альбом репродукций художника јполлинари€ ћихайловича ¬аснецова. ≈го знани€ и интуици€ были поразительны. √лавный архитектор √осударственных музеев ћосковского  ремл€ ¬.». ‘едоров отмечал удивительные совпадени€ результатов археологических раскопок, проведенных в столице в наши дни, с тем, что изображал художник на своих полотнах на рубеже XIX-XX веков.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i35/35968_or.jpg
 узнецов Ќ.ƒ. ѕортрет художника ј.ћ. ¬аснецова. 1897


јполлинарий, младший брат знаменитого художника ¬иктора ¬аснецова, родилс€ в семье св€щенника 6 августа 1856 года в небольшом селе –€бово ¬€тской губернии. ћальчик рано лишилс€ родителей и заботу о нем вз€л на себ€ старший брат, забравший его в ѕетербург, где ¬иктор училс€ в јкадемии художеств. јполлинарий тоже собиралс€ поступить в академию, серьезно готовилс€ к экзаменам, но увлекс€ иде€ми народников и решил посв€тить жизнь просвещению народа. ¬ 1875 году он сдал экзамен на звание народного учител€ и уехал учительствовать в село Ѕыстрица, что в ќрловской губернии.

¬ 1878 году разочаровавшийс€ в народничестве ј. ¬аснецов уезжает к брату в ћоскву. ѕервопрестольна€ произвела на юношу громадное впечатление, впоследствии он вспоминал, что «был поражен видом ћосквы, конечно, главным образом,  ремлем. ∆ил неподалеку от него, на ќстоженке, и любимыми прогулками после работы было «кружение около  ремл€»; € любовалс€ его башн€ми, стенами и соборами». ёношеский интерес перерос в серьезное увлечение и кропотливое изучение истории ћосквы.

Ќо главным увлечением јполлинари€ стала живопись. ’удожественного образовани€ он не имел, но много и старательно училс€ под руководством брата. ∆ив€ в ћоскве, стал сотрудничать с газетами и журналами, выполн€€ дл€ них иллюстрации. Ћетом, жив€ на даче у брата в селе јхтырка, много писал с натуры. ќсвоил пейзажную живопись, особенно хорошо у него стали получатьс€ облака, писать которые он всегда любил. »нтерес к небу, особенно к звездному, был у јполлинари€ с детства. Ќедаром он впоследствии стал членом-учредителем ћосковского общества любителей астрономии, написал об этой интересной науке несколько книг и статей.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i35/35969_or.jpg
“айга на ”рале. —ин€€ гора

”же в 1883 году ј. ¬аснецов выставл€ет свои пейзажи на выставке “оварищества передвижников. ѕричем, одну из его картин приобрел дл€ своей коллекции ѕ.ћ. “реть€ков, а это уже свидетельство того, что художник состо€лс€ как пейзажист. Ќа последующих выставках по€вл€ютс€ новые интересные работы художника, написанные после поездок по –оссии. ќсобенно его привлекают —ибирь и ”рал, суровую красоту которых он отразил в цикле картин, получивших широкую известность.

ѕришло и международное признание, на ¬семирной выставке в ѕариже картина ј. ¬аснецова «Ёлеги€» была удостоенна€ большой серебр€ной медали. јкадеми€ художеств присвоила ему звание академика.   началу ’’ века его картины пользуютс€ все возрастающим спросом, их охотно покупают, более дес€ти полотен приобретает дл€ своей галереи “реть€ков.

„тобы быть ближе к природе, јполлинарий ћихайлович каждое лето выезжает на этюды, подолгу живет на даче у брата или в имении ¬.». “анеева под  лином. ƒо старости много путешествует по стране и за рубежом, временами забира€сь в такие глухие уголки, где до него не бывал ни один художник. ѕоэтому его пейзажи так реалистичны и достоверны.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i35/35970_or.jpg
—пасские ¬од€ные ворота  итай-города в XVII веке

¬ 1901 году в судьбе ј. ¬аснецова произошло знаменательное событие, он стал преподавателем ћосковского училища живописи, ва€ни€ и зодчества, возглавив пейзажный класс. ¬ училище он проработал семнадцать лет, воспитав пле€ду прекрасных пейзажистов. ≈го учениками были ¬. ћешков, —. √ерасимов, Ѕ. яковлев, ¬.  райнев, прославившиес€ как пейзажисты уже в советское врем€. ќн не только обучал молодых пейзажистов, но и занималс€ теорией живописи. ≈го книга «’удожество (опыт анализа пон€тий, определ€ющих искусство живописи)» и сегодн€ читаетс€ с интересом, настолько еЄ полемичность перекликаетс€ с современными процессами в развитии искусства.

¬ дев€ностые годы XIX века јполлинарий ¬аснецов начинает работать над художественным отображением истории ћосквы. ≈го первые исторические пейзажи св€заны с иллюстрированием «ѕесни о купце  алашникове» ћ.ё. Ћермонтова. «атем следуют новые картины и рисунки, по€влению каждого из которых предшествует громадна€ работа по изучению старинных документов, книг, чертежей и карт, «копание» в архивах, участие в археологических раскопках. «ќн постепенно возгорелс€ насто€щей страстью к ћоскве и весь отдалс€ ее воспеванию - как в современном ее обличье, так и в том представлении, которое у него образовалось на основании преданий и вс€ких документов о прошлом. ¬оссоздание ћосквы великих кн€зей и царей стало его задачей, и он весь ушел в нее, превратившись в какого-то художественного археолога. “ут ему стало совершенно не до техники, не до вопросов, волновавших в те времена «насто€щих живописцев».  артины у него выходили несколько грубоватые, но в них возродилс€ подлинный дух московский; они убеждали, они служили каким-то средством дл€ совершени€ путешестви€ в глубь прошлого», - писал впоследствии о своем друге художник јлександра Ѕенуа.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i35/35971_or.jpg
 нижные лавочки на —пасском мосту в XVII веке

ѕо большому счету, именно ј. ¬аснецов создал новый жанр в русской живописи - исторический пейзаж. ≈го работоспособность и стремление следовать исторической правде были поразительны. „тобы лучше пон€ть и отразить в очередных картинах перспективу московских предместий, он даже поднималс€ на воздушном шаре.

≈го исторические полотна вызывали громадный интерес, и не только у соотечественников. ¬ 1913 году на ћеждународной выставке в ћюнхене золотой медали была удостоена картина јполлинари€ ¬аснецова «ћосковский застенок.  онец XVI века».

—егодн€ редкий учебник по истории –оссии обходитс€ без репродукций его работ. »менно по его картинам «√онцы. –анним утром в  ремле. Ќачало XVII века», «Ќа рассвете у ¬оскресенского моста.  онец XVII века», «”лица в  итай-городе» и многим другим мы и представл€ем себе древнюю столицу –оссии.

Ћюбопытно, что јполлинарий ћихайлович получил признание и среди профессиональных историков, он стал действительным членом ћосковского археологического общества, многие годы работал в  омиссии по охране древних пам€тников, уже в советское врем€ был председателем, а потом почетным председателем  омиссии по изучению старой ћосквы.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i35/35972_or.jpg
Ўум старого парка

—тоит отметить, что прекрасное знание истории позволило јполлинарию ¬аснецову создать достоверные и колоритные декорации к р€ду оперных постановок: «—адко», «—казание о невидимом граде  итеже и деве ‘евронии», «ќпричник», «÷арска€ невеста», «∆изнь за цар€ (»ван —усанин)».
”мер јполлинарий ћихайлович ¬аснецов в 1933 году. Ќо продолжает жить пам€ть о прекрасном художнике. ¬ 1965 году в ћоскве, в ‘урманном переулке, где жил художник, создан ћемориальный музей-квартира. ¬ селе –€бово, где он родилс€, открыт ƒом-музей братьев ¬аснецовых. ¬ свое врем€ брать€ ¬аснецовы создали в ¬€тке ’удожественно-исторический музей, которому подарили много своих картин. ¬ наши дни это  ировский художественный музей им. ¬.ћ. и ј.ћ. ¬аснецовых.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



sudarynya   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 22 ћа€ 2011 г. 22:22 (ссылка)
—пасибо за интересные сведени€ о любимом художнике.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку