-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 36326

»стории возникновени€ ...

—уббота, 15 јпрел€ 2017 г. 13:15 + в цитатник

—тук по дереву

ќбычай стучать по дереву обычно св€зывают с крестом, на котором был расп€т ’ристос. ¬о многих церкв€х по всему миру хран€тс€ кусочки дерева, которые, как считаетс€, когда-то были частью насто€щего креста. ѕрикосновение к любому дереву в качестве символа креста стало очевидным развитием этого обыча€.

ƒруга€ интерпретаци€, также религиозна€, отсылает нас в те старые времена, когда церковь давала убежище преследуемым.  ак только они входили в св€тые пределы и касались дерев€нной церковной двери, они оказывались под защитой креста. Ќикто не посмел бы арестовать их там, поскольку это было бы равно св€тотатству.

≈сть и еще одно объ€снение, которое уходит корн€ми в то далекое прошлое, когда люди жили в дерев€нных хижинах. “е, кто достигал успеха, бо€лись упоминать об этом, чтобы злые духи из зависти не помешали им. ѕоэтому, говор€ о своей удаче, люди громко стучали по дерев€нным стенам, чтобы заглушить разговор и не дать злопыхател€м его подслушать.

ќднако скорее всего обычай по€вилс€ еще в €зыческие времена, когда люди обожествл€ли деревь€.  огда молни€ удар€ла в дерево, они верили, что в него вошла божественна€ сила. —читалось, что дуб - вместилище бога молнии и грома. ѕрикоснешьс€ к стволу - и случитс€ что-то удивительное.

–ассыпанна€ соль

—о времен зарождени€ цивилизации соль была важной частью повседневного рациона и считалась св€щенной. Ћюбое жертвоприношение - по библейскому обр€ду или €зыческой традиции - совершалось с солью. ќна должна была находитьс€ на каждом столе, а еда без нее считалась богохульством. —оль до сих пор используетс€ при крещении в католической церкви.

¬ажное значение закрепилось и в современном €зыке: "„тобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли".

¬ ƒревнем –име зарплата солдат называлась sal - соль: они получали вместо денег огромные куски соли или специальные выплаты на ее покупку. (ќтсюда английское salary.)

—оль очищает, поэтому она стала символом неподкупности. ƒревнегреческий философ ѕифагор видел в ней эмблему справедливости, и потому соль на столе должна была напоминать каждому сид€щему за трапезой об этой важной добродетели. ѕеревернута€ солонка уже тогда означала гр€дущую несправедливость.

—оль - прекрасный консервант. Ёто сделало ее символом долгой дружбы, а также бессмерти€. » до сих пор арабы выставл€ют перед гостем соль, чтобы продемонстрировать ему свои добрые чувства. ј во многих странах соль кладут в гроб как напоминание о бессмертии души. „тобы подчеркнуть вечный союз Ѕога с человеком, в Ѕиблии говоритс€ "о завете соли вечном".

¬ Ўотландии винокуры и пивовары бросают горсть соли в сусло, полага€, что ее очищающие свойства отпугнут ведьм.

—очетание всех этих традиций и факторов, сохранившихс€ со времен –имской империи до наших дней, и сделали рассыпанную соль знаком гр€дущей неудачи.

—уеверные люди, неча€нно рассыпав соль, немедленно бросают щепотку правой рукой через левое плечо, чтобы избежать непри€тностей и чтобы, как они думают, не подвергнутьс€ нападению дь€вола. ƒескать, он хитер, действует сзади, со спины, и с левой стороны как более слабой и у€звимой.

ќчень часто можно встретить объ€снение, хот€ и сомнительное, которое отсылает к знаменитой картине Ћеонардо да ¬инчи "“айна€ вечер€". ¬ левой части картины на столе возле »уды можно заметить опрокинутую солонку. Ќа полотне изображена описанна€ в Ѕиблии сцена, когда »исус к изумлению апостолов объ€вл€ет им о том, что один из них предаст его. »х лица застыли в печали. Ќо »уда, чтобы выгл€деть столь же невинным, как и остальные, поднимает левую руку в протестующем жесте, правой сжима€ кошелек с 30 сребрениками. ¬от соль и рассыпалась.

“от факт, что еврейска€ ѕасха непосредственно предшествовала выдаче »исуса, заставл€ет некоторых делать вывод о том, что существует пр€ма€ св€зь между рассыпанной солью и расп€тием ’риста. ќднако нигде нет упоминаний о таком совпадении. ќчевидно, что Ћеонардо да ¬инчи воспользовалс€ гораздо более древним предрассудком, чтобы придать больше драматизма картине.

ѕомимо этого распространенное суеверие, касающеес€ рассыпанной соли, имеет еще и сексуальную интерпретацию. Ќекоторые психоаналитики рассматривают соль как символ мужского семени. –ассыпание ее означает преждевременную э€кул€цию. “акое толкование подчеркивает желание людей избежать слишком быстрого окончани€ полового акта.

ѕодкова на счастье

—уществуют несколько объ€снений того, почему люди вер€т, что подкова приносит удачу. Ќаиболее известна легенда о св€том ƒанстане. ќн был искусным кузнецом и славилс€ умением хорошо подковывать лошадей. ќднажды к нему €вилс€ сам дь€вол под личиной и попросил подковать его, выставив вперед ногу с нераздвоенным копытом. Ќо св€той ƒанстан узнал лукавого. ќн крепко прив€зал его к стене и прин€лс€ так грубо обрабатывать его ногу, что дь€вол завопил и стал просить пощады. ќднако св€той ƒанстан не выпустил его до тех пор, пока тот не пообещал никогда не заходить в дом, где прибита подкова.

ƒруга€ традици€ св€зана с давней и широко распространенной верой в ведьм, козней которых люди бо€лись до конца —редних веков. —читалось, что их заклинани€ не действуют на улице, но большинство верили, что ведьмы могут причинить вред в доме. Ћюди думали, что колдуньи бо€тс€ лошадей и потому летают на метлах. ј из этого следовало, что подкова на двери дома защитит живущих в нем: один ее вид отпугнет ведьму.

ѕодкова всегда считалась символом удачи. —воей формой она напоминала полумес€ц, в котором люди видели знак гр€дущего счасть€. ќна предрекала плодородие и богатство в доме. ƒревние римл€не верили, что лукавого можно сковать, и вбивали гвозди в двери своих домов, полага€, что таким образом они избавл€ютс€ от непри€тностей и болезней. ѕодкову нельз€ крепить как попало. ≈е нужно вешать концами вверх, чтобы не выпустить удачу.

–укопожатие

¬ основе этого вежливого и достаточно безобидного действи€ лежат подозрительность и страх. ¬ давние времена человеку угрожало множество опасностей как от животных, так и от других людей. Ќельз€ было никому довер€ть. ∆ела€ защитить себ€, люди стали вооружатьс€: сначала дубинками, позднее мечами.

¬стреча с незнакомцем вызывала подозрени€. Ќикто из двоих не знал о намерени€х другого. ¬озможны были четыре стратегии поведени€. –азвернутьс€ и убежать, не дожида€сь исхода встречи. ќстатьс€ на месте и дратьс€. ¬з€вшись за оружие, пройти мимо друг друга. », наконец, избежать бо€. » даже стать друзь€ми.

ј чтобы это и произошло, встретившиес€ должны были убедитьс€ в мирных намерени€х друг друга: они снимали с себ€ оружие или убирали с него руки и показывали пустые ладони. Ѕолее того, чтобы никто не мог схватитьс€ за меч, они пожимали друг другу руки. “аким образом, обычай рукопожати€ по€вилс€ не из способа выражать симпатию, а из недовери€. ќтсюда же и традици€ делать это правой: так рука, обычно державша€ оружие, оказывалась зан€той.

 озел отпущени€

Ќа прот€жении всей истории козел был символом глупости и греха. —егодн€ в отличие от людей —редневековь€ мы не представл€ем в обличье козла дь€вола, однако можем укорить кого-либо, что он ведет себ€ неподобающим образом ("как козел"). “ех же, кого наказывают за чужие грехи, обычно называют козлами отпущени€. Ёто не метафора, а пам€ть о св€щенном древнем обычае.

ѕо ћоисееву закону в св€той дл€ всех евреев ƒень искуплени€ в скинию нужно было привести двух козлов, чтобы путем жреби€ определить, который из них будет принесен в жертву немедленно, а какого надо будет отпустить, чтобы он унес на себе все людские грехи. “ак древний ритуал сохранилс€ в повседневной речи.

’аки

—лово "хаки" пришло из €зыка хинди и означает оно "пыль". јнглийские офицеры впервые надели мундиры такого цвета во врем€ восстани€ в »ндии (1857-1859) и были прозваны "пыльным эскадроном".

„тобы защититьс€ от огн€ метких индийских снайперов, солдаты покрывали свои белые мундиры порошком карри, гр€зью или пылью. ¬прочем, скоро вы€снилось, что така€ маскировка долго не держитс€, не защищает ни от солнца, ни от дожд€, да еще и портит одежду. “ак возникла необходимость переодеть армию в мундиры защитного цвета.

¬ 1883 году в »ндию приехал представитель ткацкой фирмы в ћанчестере мистер Ћиман. ќн встретилс€ с полковником  инлоком, и тот рассказал ему, что арми€ нуждаетс€ в одежде, сшитой из ткани цвета хаки.

ѕо возвращении в јнглию Ћиман и ланкаширский красильщик ‘. ј. √этти начали эксперименты на домашней кухне, служившей им лабораторией. ќни кип€тили ткань в кастрюл€х миссис Ћиман, но толку от этого было мало. ÷вет получалс€ тот, что надо, но он моментально лин€л на солнце.

¬се решил случай. ќднажды миссис Ћиман готовила обед, и вс€ посуда дл€ варки была зан€та. Ќе дожида€сь, пока одна из кастрюль освободитс€, мужчины прин€лись кип€тить ткань в старой ржавой посудине. » оксид хрома, который они использовали в качестве красител€, закрепилс€ на ткани окисью железа.

— тех пор хаки вошло в обиход. ƒва друга основали фирму "‘. ј. √этти и  °", котора€ в течение полувека монопольно поставл€ла в британскую армию ткань защитного цвета. “еперь она использовалась не только в »ндии, но и во всех других част€х империи, куда направл€лись английские солдаты дл€ восстановлени€ пор€дка и поддержани€ мира. Ќо только во врем€ јнгло-бурской войны в 1899-1902 годов хаки стало цветом мундиров всех армий.

ѕазл

ѕазл по€вилс€ на свет не как игра, а как учебное пособие по географии.  арта наклеивалась на доску, котора€ потом с помощью лобзика распиливалась на неправильные части. —обира€ их вместе, ученики весело, играючи постигали науку.

» на рынке пазл впервые по€вилс€ именно под названием "–аспиленна€ карта". ѕозднее така€ карта в обучении больше не примен€лась, но предприимчивые люди подхватили идею и стали выпускать картины, распиленные на части.

ј самый первый пазл был выпущен в 1760 году. ќн был раскрашен вручную и называлс€ " арта јнглии и ”эльса, разделенна€ на графства". ≈го автором был ƒжон —пилсбури, живший на лондонской ƒрури Ћейн, а его фирма так и называлась " артографы и резатели карт на дереве".

¬опросительный знак

” этого знака интересна€ истори€. ¬ латыни вопросительное предложение в тексте заканчивалось словом questio, что и означало "вопрос".

Ќеизвестно кто, возможно, из экономии, сократил слово до двух букв qo. „тобы их не считали за часть предыдущего слова, букву q стали помещать повыше, а букву o - пониже. —о временем одна из них превратилась во всем известный знак, а друга€ уменьшилась до точки.

"¬се в руках божьих"

 огда люди убеждены, что сделали все, что в их силах и дальнейшее от них не зависит, они говор€т: "¬се в руках божьих" (или "¬се в руках богов"). ”поминание богов во множественном числе указывает на €зыческое происхождение выражени€, а потому неудивительно, что оно встречаетс€ уже в "»лиаде" и "ќдиссее" √омера.

¬ ƒревней √реции существовал обычай, по которому люди, загадыва€ желани€, писали их на восковых табличках и вкладывали в руки статуй богов, чтобы привлечь внимание к своим прошени€м.

ƒетска€ кол€ска

—овременна€ кол€ска была создана „арльзом Ѕертоном в 1848 году в Ќью-…орке. ≈го изобретение не стало попул€рным главным образом оттого, что задевало по дороге слишком многих пешеходов. Ѕертон тем не менее решил привести свое детище к успеху. ќн уехал в јнглию и построил там фабрику. ѕеремена места обеспечила удачу. «дравомысл€щие английские мамаши быстро оценили новое транспортное средство, а когда королева ¬иктори€ (а позднее королева »спании »забелла и египетский паша) заказала его дл€ своей семьи, кол€ска вошла в моду. Ћюбопытно первое ее название - перамбул€тор, в буквальном переводе с латыни - "проход€щий насквозь".

Ќевеста слева от жениха

—вадебный ритуал подчин€етс€ определенным традици€м, а потому их внимательно изучают и неоднократно репетируют его участники.

¬о врем€ церемонии невеста стоит слева от жениха. Ўеству€ к книге регистраций, жених берет руку невесты в свою левую руку и идет к столу вслед за св€щенником. ¬ыход€ из церкви, невеста также идет по левую руку от жениха.

¬ообще, в ходе любой церемонии жених предлагает невесте свою левую руку и св€зано это не просто с бессмысленными требовани€ми этикета. ќн делает так не потому, что так положено, а с определенным умыслом. ∆ених ставит невесту слева, чтобы права€ рука, в которой он мог бы держать меч, оставалась свободной, а он имел бы возможность защитить девушку (и себ€) от нападени€ ревнивого соперника или разгневанного родител€, у которого умыкнул ее.

ѕалочки дл€ еды

 итайцы очень внимательно относ€тс€ к процессу приготовлени€ пищи. ќна должна сохранить безупречный вкус, быть нежной и свежей.

√овор€т,  онфуций развелс€ с женой, потому что та не оправдала его надежды в качестве повара. ќн требовал, чтобы каждое блюдо подавалось с соответствующим соусом, все было порезано на одинаковые квадратные кусочки и имело свой цвет. » ему даже рис казалс€ недостаточно белым, а рубленое м€со недостаточно м€гким.

 итайцы очень разборчивы и в том, как есть. √отовить положено исключительно на кухне. ј подаваема€ еда должна быть полностью готова к употреблению. –езать что-либо на столе не просто некрасиво, это варварство. "ћы садимс€ за стол, чтобы есть, а не дл€ того, чтобы резать" - так звучит часто цитируема€ китайска€ поговорка. ¬ об€занности повара входит подача блюд заранее порезанными на удобные кусочки.

„тобы отправить их в рот, китайцы пользуютс€ палочками, при этом очень ловко и быстро. —деланные из костей животных, слонового бивн€ или дерева, палочки, кроме того, могут служить особой знаковой системой между гостем и хоз€ином. ≈сли кто-то желает встать из-за стола, он кладет их поперек тарелки.

√овор€т, что поначалу в обиходе у китайцев все-таки были столовые приборы. ќднако императоры, опасавшиес€ покушений на свою жизнь, запретили подданным использовать во врем€ трапезы какие бы то ни было металлические предметы. Ќожи и вилки относились как раз к таким вещам. ј поскольку китайцы не люб€т есть руками, были изобретены палочки.

ѕочему мужчины и женщины застегиваютс€ на разные стороны

ѕерва€ одежда просто висела на плечах, затем ее стали застегивать на крючки, а позднее на пуговицы. ќни по€вились на одежде в XIII веке и служили как по пр€мому назначению, так и в качестве украшени€.

¬ мужской одежде пуговицы играли важную роль, ибо на них застегивались гульфики мужских панталон во времена корол€  арла I.

Ќаверное, было бы логичным, чтобы мужчины и женщины, нос€ разную одежду, все-таки застегивали ее одинаково. ќднако известно, что это не так. ћужчины застегивают все, что нос€т, от пижамы до пиджаков, на правую сторону, а женщины наоборот. ÷иники утверждают: так повелось из-за того, что женщины упр€мы и люб€т противоречить, но дело не в этом. ј в том, что большинство людей праворуки.

ћужчины, как правило, одеваютс€ самосто€тельно, а женщины, особенно знатные дамы, с помощью горничной. Ёто устаревшее, но практичное соображение и привело к разнице в способе застегивани€.

ƒл€ женщины удобен ее способ, поскольку так удобнее горничной, сто€щей лицом к своей хоз€йке и правой рукой застегивающей ее платье. Ќа левой руке женщина обычно держит ребенка, когда по€вл€етс€ необходимость покормить в общественном месте - а в этом нет ничего необычного, - ей удобнее дать ему левую грудь. ”крыва€ ребенка от непогоды, женщина пр€чет его под правой полой одежды. ¬от почему женска€ одежда застегиваетс€ справа налево.

¬озможно также и другое объ€снение. ¬ —редние века мужчины должны были находитьс€ в посто€нной готовности к бою. „тобы быстро выхватить свой меч, они держали правую руку в тепле - за пазухой, поэтому их одежда застегивалась слева направо.

—егодн€ ни одна из указанных причин не имеет значени€. ќднако и по сей день мужчины и женщины застегиваютс€ по-разному, ибо привычки живут долго.

ƒвенадцать прис€жных

ѕоначалу в состав прис€жных входило значительное число людей. ќднако с практической точки зрени€ это было весьма неудобно. “ребовалось такое количество, которым было бы легко управл€ть, но в то же врем€ которое представл€ло бы точный срез общества. —уществует несколько объ€снений того, почему было выбрано именно число 12. √овор€т о 12 коленах »зраилевых, о 12 помощниках —оломона и о 12 апостолах. ¬прочем, последнее объ€снение не вполне удачно, ибо предполагает, что в составе каждых 12 прис€жных есть свой »уда.

≈сть также и друга€ верси€: англосаксы не принимали дес€тичную систему. ѕростые числа 11 и 13 тоже им не нравились. ј вот 12 подошло.  ак шиллинг состо€л из 12 пенсов, так и коллеги€ из "двенадцати добропор€дочных мужчин" была сочтена совершенно правильной величиной.

–ождественские открытки

–ождественска€ открытка была предложена сэром √енри  оулом в 1843 году. Ётот человек был хорошо известен в Ћондоне, и ему британцы об€заны многими новшествами. ќн ввел новую почтовую систему и построил јльберт-’олл, устроил ћеждународную выставку в 1851 году и открыл ћузей ¬иктории и јльберта.

Ќо больше всего  оул хотел привить люд€м хороший вкус. ƒл€ этого он открыл художественный салон, где продавались различные украшени€ дл€ интерьера. ќн считал, что окружающие человека предметы должны быть не только полезными, но и красивыми. –аздумыва€ над этим, он пришел к мысли о рождественской открытке, котора€ могла бы придать блеск празднику.

  тому времени уже 50 лет существовали валентинки, а во ‘ранции с XVIII века рождественские поздравлени€ печатались в виде стихов на карточках.  роме того, в английских школах ученикам к –ождеству давали писать поздравлени€ к празднику.

 оул захотел создать такую открытку, котора€ добавила бы теплоты к поздравлению, ставшему в те дни довольно избитым. ќн заказал эскиз знаменитому художнику ’орсли, и основные черты открытки с тех пор остаютс€ неизменными.

’орсли нарисовал открытку в виде триптиха. ¬ центре он поместил семью, сид€щую за богатым столом, что вызвало протесты ќбщества воздержани€ от излишеств. ј по кра€м изобразил сцены кормлени€ голодных и одевани€ нагих.

ќткрытка нашла признание лишь 20 лет спуст€, и за следующие три дес€тилети€ английские печатники выпустили 163 тыс€ч ее разновидностей. —веденные в 700 томов, эти образцы вес€т 7 тонн.

ƒабы отметить заслуги √енри  оула перед нацией, его произвели в рыцари. ”мер он в 1882 году, в полной мере насладившись успехом своего предпри€ти€.

ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



хаверочка   обратитьс€ по имени —реда, 15 ƒекабр€ 2010 г. 10:52 (ссылка)
узнала очень много интересного!!!большое спасибо милый!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Sergey1958   обратитьс€ по имени —реда, 15 ƒекабр€ 2010 г. 12:14 (ссылка)
—пасибо большое!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Nataniela   обратитьс€ по имени —реда, 15 ƒекабр€ 2010 г. 14:14 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
tantana   обратитьс€ по имени „етверг, 16 ƒекабр€ 2010 г. 11:30 (ссылка)
»Ќ“≈–≈—Ќќ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку