-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37764


»збушка Ѕабы яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство?

„етверг, 18 јпрел€ 2019 г. 21:18 + в цитатник

 ¬алентина ѕономарева

 
 артинка 111 из 693
ѕримечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок, обретавшейс€ в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она сто€ла на курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиватьс€ минимум на 180 градусов. Ѕыли ли реальные прототипы этих характеристик в архитектурных сооружени€х наших предков? ƒавайте разбиратьс€.

 

 урьи ножки


ƒл€ любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. “ак и изображаетс€ обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Ќо вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитыва€, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

¬прочем, в сказке возможно все. “ем не менее, существует верси€, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации пон€ти€ курных – то есть окуриваемых особыми обр€довыми составами. » так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжига€ умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основани€ которых воскуривали подобающие случаю травы и т.п.

“аким образом обеспечивалс€ проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Ѕаба яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). ¬от почему сказочный герой, оказавшись на пол€нке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагалс€ с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

—праведливости ради стоит упом€нуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабул€ сторожила границу между мирами, то веро€тнее именно вариант, св€занным погребальным ритуалом.   тому же, вспомнив пушкинское: «»збушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей, обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

ѕисатель ј.»ванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссыла€сь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной пол€не в лесной чаще располагалась св€щенна€ постройка сомъ€х, установленна€ на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

¬нутри находилась дерев€нна€ кукла иттарма – вместилище души предка – в национальном нар€де, квлючавшем, среди прочего шубу-€гу. ¬округ пол€ны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. ѕо мнению автора концепции, образ Ѕабы яги в русских сказках €вл€ет собой пример сли€ни€ культур.

Ќо вернемс€ к сказочному герою.  ак известно, он умел договариватьс€ с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращатьс€, по крайней мере, на половину круга. ј формула договоренности всегда была одной и той же: «»збушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом». “олько ли чудом можно объ€снить подобное?

ѕоворотный механизм


ќказываетс€, вращающиес€ строени€ тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. –ечь идет о… ветр€ных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Ќе углубл€€сь в инженерные подробности, отметим главное. —толбовки под вли€нием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры – те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. ” шатровок нижн€€ часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхн€€.  ак видим, первый тип более сходен с жилищем Ѕабы яги.

* * *


¬от и получаетс€, что прообразы чудесных свойств Ѕабы яги существовали в реальной жизни. ћожет, и шапка-невидимка отыщетс€? —апоги-скороходы? —апоги-скороходы отыщутс€? »ли скатерть-самобранка? Ўучу, конечно. Ќо остаетс€ еще один вопрос: нет ли противоречи€ в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

ƒумаю, что нет. ¬о-первых, в сказке возможно все: там друга€ действительность, другое пространство и другое врем€. ¬о-вторых, мельники и мельничихи всегда св€зывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии.  отик бабушкин тоже ведь ассоциируетс€ с животным населением мельниц… ¬ любом случае, уж больно интересное жилище у Ѕабы яги.

 

ћетки:  

ѕроцитировано 12 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Sergey1958   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 »юл€ 2010 г. 22:58 (ссылка)
»нтересно, спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒ» _јЋ≈ —   обратитьс€ по имени —реда, 14 »юл€ 2010 г. 02:01 (ссылка)
ƒа, закрутили,но по моему безполезно.))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Clara_C   обратитьс€ по имени —реда, 14 »юл€ 2010 г. 23:51 (ссылка)
«амечательно! спасибо)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
JuliaVida   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 »юл€ 2010 г. 03:18 (ссылка)
“ак интересно. ћне понравилось, спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Vanteeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 »юл€ 2010 г. 10:46 (ссылка)
интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку