-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37591


Ћеонардо да ¬инчи (Leonardo da Vinci) биографи€ ч.1

¬оскресенье, 11 »юл€ 2010 г. 10:56 + в цитатник

Ћеонардо да ¬инчи. јвтопортрет. 1511

годы жизни   1452-1519

»таль€нский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи ¬ысокого ¬озрождени€, Ћеонардо да ¬инчи родилс€ 15 апрел€ 1452 в местечке ¬инчи, недалеко от ‘лоренции. ќтец – сеньор, мессэр ѕьеро да ¬инчи – был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколени€ его предков.  огда родилс€ Ћеонардо, ему было около 25 лет. ”мер ѕьеро да ¬инчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом дес€ти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родилс€, когда ему было 75 лет). ќ матери Ћеонардо почти ничего не известно: в его биографи€х чаще всего упоминаетс€ нека€ «молода€ кресть€нка»  атерина.

 

¬ эпоху ¬озрождени€ к незаконнорожденным часто относились так же, как к дет€м, рожденным в законном браке. Ћеонардо сразу был признан своим отцом, но после рождени€ был отправлен вместе с матерью в деревню јнхиано. ¬ 4 года его забрали в семью отца, где он получил наачльное образование: чтение, письмо, математика, латынь. ќдна из особенностей Ћеонардо да ¬инчи – его почерк: Ћеонардо был левша и писал справа налево, переворачива€ буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно.  огда ѕьеро было за 30, он переехал во ‘лоренцию и обосновал там свое дело. „тобы найти работу дл€ сына, отец привез его во ‘лоренцию. Ѕудучи незаконно рожденным, Ћеонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. ¬ то врем€ художники, считавшиес€ ремесленниками и не принадлежавшие к элите, сто€ли чуть выше портных, но во ‘лоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтени€, чем в других городах-государствах.

¬ 1467-1472 Ћеонардо обучалс€ у јндреа дель ¬ерроккио – одного из ведущих художников того периода – скульптора, бронзолитейщик, ювелира, устроител€ праздненств, одного из представителей “осканской школы живописи. “алант Ћеонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: ¬ерроккьо получил заказ написать картину « рещение ’риста» (√алере€ ”ффици, ‘лоренци€), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. ƒл€ живописи в то врем€ использовались темперные краски – €ичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент – и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Ћеонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масл€ными красками. ѕо легенде, увидев работу ученика, ¬ерроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Ћеонардо». ќн овладевает несколькими техниками рисунка: италь€нский карандаш, серебр€ный карандаш, сангина, перо.

¬ 1472 Ћеонардо был прин€т в гильдию живописцев – гильдию —в€того Ћуки, но осталс€ жить в доме ¬ерроккио. —обственную мастерскую во ‘лоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апрел€ 1476 Ћеонардо да ¬инчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с трем€ друзь€ми. ¬ то врем€ во ‘лоренции садоме€ была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. —уд€ по запис€м того времени, многие сомневались в виновности Ћеонардо, ни обвинител€, ни свидетелей так и не нашли. »збежать сурового приговора, веро€тно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож ‘лоренции: был суд, но провинившихс€ отпустили после небольшой порки. ¬ 1482, получив приглашение ко двору правител€ ћилана Ћодовико —форца, Ћеонардо да ¬инчи неожиданно уехал из ‘лоренции. Ћодовико —форца считалс€ самым ненавистным тираном в »талии, но Ћеонардо решил, что —форца будет дл€ него лучшим покровителем, чем ћедичи, правившие во ‘лоренции и не взлюбившие Ћеонардо. ѕервоначально герцог вз€л его в качестве устроител€ придворных праздников, дл€ которых Ћеонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические «чудеса». ¬еликолепные праздники работали на преумножение славы герцога Ћодовико. «а жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Ћеонардо исполн€л об€занности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее – архитектора и инженера. ќдновременно Ћеонардо «работал на себ€», занима€сь несколькими направлени€ми науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как —форца не обращал никакого внимани€ на его изобретени€.

¬ 1484-1485 годах около 50 тыс€ч жителей ћилана умерло от чумы. Ћеонардо да ¬инчи, считавший причиной этого перенаселенность города и гр€зь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. ѕо плану Ћеонардо город должен был состо€ть из 10 районов по 30 тыс€ч жителей, в каждом районе должна была быть сво€ канализаци€, ширина самых узких улиц должна была равн€тьс€ средней высоте лошади (через несколько столетий √осударственный совет Ћондона признал предложенные Ћеонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). ѕроект устройства города, как и многие другие технические идеи Ћеонардо, герцог отверг. Ћеонардо да ¬инчи было поручено основать в ћилане академию художеств. ƒл€ преподавани€ он составил трактаты о живописи, свете, тен€х, движении, теории и практике, перспективе, движени€х человеческого тела, пропорци€х человеческого тела. ¬ ћилане возникает Ћомбардска€ школа, состо€вша€ из учеников Ћеонардо. ¬ 1495 году по просьбе Ћодовико —форца Ћеонардо начал рисовать свою «“айную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыр€ —анта ћари€ делле √рацие в ћилане. 22 июл€ 1490 Ћеонардо поселил в своем доме юного ƒжакомо  апротти (впоследствии он стал звать мальчика —алай – «ƒемон»). „то бы ни вытвор€л юноша, Ћеонардо прощал ему все. ќтношени€ с —алаем были самыми посто€нными в жизни Ћеонардо да ¬инчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти —алай унаследовал многие картины Ћеонардо. ѕосле падени€ Ћодовика —форца Ћеонардо да ¬инчи покинул ћилан.

«ћадонна Ћитта» (Madonna Litta, 1478-1482, Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург)

¬ разные годы он жил в ¬енеции (1499, 1500), во ‘лоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), ћантуе (1500), ћилане (1506, 1507-1513), –име (1513-1516). ¬ 1516 (1517) прин€л приглашение ‘ранциска I и уехал в ѕариж. Ћеонардо да ¬инчи не любил долго спать, был вегетарианцем. ѕо некоторым свидетельствам Ћеонардо да ¬инчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познани€ми в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. ¬ математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому дл€ него она прежде всего состо€ла из геометрии и законов пропорции.

Ћеонардо да ¬инчи пыталс€ определить коэффициенты трени€ скольжени€, изучал сопротивление материалов, занималс€ гидравликой, моделированием.   тем област€м, которые былиинтересны Ћеонардо да ¬инчи относились акустика, анатоми€, астрономи€, аэронавтика, ботаника, геологи€, гидравлика, картографи€, математика, механика, оптика, конструирование оружи€, гражданское и военное строительство, планировка городов. ”мер Ћеонардо да ¬инчи 2 ма€ 1519 в замке  лу недалеко от јмбуаза (“урень, ‘ранци€).

—реди произведений Ћеонардо да ¬инчи – живопись, фрески, рисунки, анатомические рисунки, заложившие основу дл€ по€влени€ научной иллюстрации, произведени€ архитектуры, проекты технических сооружений, записные книжки и рукописи (около 7 тыс€ч листов), «“рактат о живописи» (Ћеонардо начал писать трактат еще в ћилане по просьбе —форца, пожелавшего узнать, какое искусство более благородно – скульптура или живопись; окончательный вариант был составлен после смерти Ћеонардо да ¬инчи его учеником ‘.ћельци).

∆ивопись, рисунок:

за свою жизнь Ћеонардо да ¬инчи создал всего около двенадцати законченных картин

  • « рещение ’риста» (после 1470; картина ¬ерроккио, Ћеонардо да ¬инчи создал фигуру ангела, расположенного в левом углу картины и пейзаж; √алере€ ”ффици, ‘лоренци€)
  • «Ѕлаговещение» (около 1474, картина; √алере€ ”ффици, ‘лоренци€)
  • «ћадонна с цветком» (картина, ћюнхенский музей)
  • «ћадонна Ћитта» (картина, Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург)
  • «ћадонна Ѕенуа» (около 1478, картина; Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург)
  • «јнтичный воин» (1475, рисунок, Ѕританский музей)
  • «ѕоклонение волхвов» (1481-1482, картина не закончена; подмалевок в ”ффици)
  • «—в€той »ероним» (1481-1482, картина не закончена; с 1845 года – в галерее ¬атикана)
  • «ѕортрет музыканта» (картина не закончена; јмброзиана, ћилан)
  • «ћадонна в скалах» (1483-1494, картина; Ћувр, ѕариж; второй вариант – около 1497-1511, Ќациональна€ галере€, Ћондон)
  • «ƒама с горностаем» (1484; портрет ÷ецилии √аллерани – возлюбленной Ћодовико —форцо)
  • «“айна€ вечер€» (1495-1497, фреска; трапезна€ доминиканского монастыр€ —анта ћари€ делле √рацие, ћилан). —уд€ по запис€м самого Ћеонардо, дл€ образа ’риста он нашел двоих натурщиков: «’ристос: граф ƒжованни, который служил при дворе кардинала де ћортаро… јлессандро  ариссимо из ѕармы дл€ рук ’риста». ¬ результате образ ’риста стал обобщенным. Ќаиболее сложным оказалось создание образа »уды: предшественники Ћеонардо зрительно отдел€ли фигуру »уды, помеща€ ее на противоположный край стола от ’риста и его одиннадцати учеников; Ћеонардо да ¬инчи расположил »уду среди учеников, выделив его посредством жеста и символов – »уда сжимает в руке кошелек с деньгами и ставит на стол соль, считавшуюс€ символом угрожающего или неизбежного зла. Ќатурщик дл€ написани€ лица »уды искалс€ дольше, чем дл€ других персонажей картины: чтобы нарисовать »уду, Ћеонардо посещал миланские притоны, куда загл€дывали преступники, и приор —анта ћари€ делле √рацие пожаловалс€ герцогу —форца на его «лень». ѕо легенде, Ћеонардо ответил, что он ищет лицо »уды, но что если врем€ поджимает, то он может воспользоватьс€ лицом приора, которое очень подходит дл€ этого. ѕервоначальный внешний вид фреска сохран€ла не долго. Ћеонардо пришлось рисовать на каменной стене, поэтому он решил сперва покрыть ее специальным составом из смолы и мастики, чтобы защитить картину от сырости. ¬ 1500 году случилось сильное наводнение и монастырь, располагавшийс€ в низине, был частично затоплен. ”никальна€ фреска начала разрушатьс€ почти сразу после ее создани€: краски стали отслаиватьс€.  роме того, со временем на извести и на старом кирпиче начали проступать кислоты и соли. Ќекоторые исследователи утверждают, что одной из причин разрушени€ фрески стало и экспериментальное применение масла в смеси с темперой. ”же в 1556 году на фреске было почти ничего не видно, кроме п€тен. ¬ XVII и XVIII вв. фреска неоднократно реставрировалась, но неудачно. ѕоследн€€ реставраци€ проводилась ћауро ѕелличиоли между 1946 и 1954 годами, после которой фреске вернули сходство с оригиналом.

    «ƒжоконда» (портрет ћоны Ћизы, 1503, Ћувр, ѕариж)

  • «ƒжоконда» (портрет ћоны Ћизы, около 1503, Ћувр, ѕариж)
  • «Ѕитва при јнгь€ри» (1503-1506, фреска, зал Ѕольшого —овета в ѕалаццо ¬еккьо; не закончена и не сохранилась, известна по копи€м с картона и по эскизу, недавно обнаруженному в частном собрании в японии)
  • «јвтопортрет» (около 1510-1513, сангина)
  • «»оанн  реститель» (около 1513-1517, Ћувр, ѕариж)
  • «ѕотоп» (около 1514-1516, цикл рисунков; италь€нский карандаш, перо;  оролевска€ библиотека, ¬индзор).

јрхитектура и градостроительство:

варианты «идеального города»; проект двухуровневых городских дорог: верхний уровень – дл€ пешеходов, нижний – дл€ движени€ экипажей, оба уровн€ предполагалось соедин€ть винтовыми лестницами с площадками дл€ отдыха; варианты центрально-купольного храма.

ћедицина, биологи€, ботаника:

¬итрувианский человек Ћеонардо да ¬инчи (канонические пропорции)

 

многие считают Ћеонардо да ¬инчи основоположником научной ботаники

  • —оздание системы анатомических рисунков, использующихс€ и в современном обучении медиков. —истема Ћеонардо да ¬инчи включала в себ€ показ объекта в четырех видах, в том числе изображени€ органов и тел в поперечном разрезе; все рисунки были настолько €сны и убедительны, что никто больше не мог отрицать значени€ рисунка в преподавании медицины.
  • »зобретение метода анатомировани€ глаза
  • ѕервое описание «законов зрени€». Ћеонардо знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируютс€ в перевернутом виде, и проверил это с помощью изобретенной им камеры-обскуры.
  • ѕервое описание клапана правого желудочка сердца, нос€щего его им€
  • »зобретение техники просверливани€ мелких дыр в черепе умершего и заполнени€ расплавленным воском полостей мозга в цел€х получени€ отливок
  • »зобретение стекл€нных моделей внутренних органов
  • ѕервое описание законов филлотаксии, управл€ющих расположением листьев на стебле
  • ѕервое описание законов гелиотропизма и геотропизма, описывающих вли€ние солнца и гравитации на растени€
  • ќткрытие возможности определени€ возраста растений с помощью изучени€ структуры их стеблей, а возраста деревьев – по годовым кольцам

ћеханика, оптика:

  • ѕроекты металлургических печей
  • ѕроекты прокатных станов
  • ѕроекты печатных машин. Ћисты бумаги, обычно загружаемые в печатные прессы вручную, загружались туда автоматически
  • ѕроекты деревообрабатывающих машин
  • ѕроекты ткацких станков
  • ћашина дл€ производства напильников
  • ћашина дл€ производства металлических винтов
  • ћашина дл€ производства веревки
  • ћашина, пробивавша€ дыры в заготовках и чеканивша€ монету
  • ѕроект подводной лодки
  • ѕроект «танка» – конструкции, приводимой в движение восемью воинами, находившимис€ внутри, и снабженной двадцатью пушками
  • ѕроект парового ружь€ – архитронито. ¬ ружье происходил быстрый выброс пара, обеспеченный вмонтированным в ствол клапаном. ѕар мог посылать пулю на рассто€ние 800 метров.
  • ѕроекты летательных аппаратов и парашюта
  • ѕроекты каналов и ирригационных систем, проект соединени€ ‘лоренции и ѕизы посредством канала.
  • ѕроект механического вертела дл€ приготовлени€ м€са.   вертелу было присоединено подобие пропеллера, который должен был вращатьс€ под действием потоков нагретого воздуха, идущих вверх от огн€.   р€ду приводов длинной веревкой был прикреплен ротор, усили€ передавались на вертел с помощью ремней или металлических спиц. „ем сильнее разогревалась печь, тем быстрее вращалс€ вертел, что предохран€ло м€со от подгорани€.
  • »нструмент дл€ измерени€ интенсивности света. ‘отометр, нарисованный Ћеонардо, не менее практичен, чем предложенный американским ученым Ѕенджамином –умфордом три столети€ спуст€.
  • ѕроект лыжеподобных башмаков дл€ хождени€ по воде
  • ѕерепончатые перчатки дл€ плавань€
  • ¬ращающийс€ выт€жной колпак дл€ дымоходов
  • ¬ращающиес€ мельницы дл€ производства тонких, унифицированных листов металла
  • ѕроект переносных разборных домов
  • Ўлифовальные машины
  • ћасл€на€ лампа со стекл€нной сферой, наполненной водой дл€ усилени€ €ркости света
  • –азрозненные формулировки принципа инерции, который на прот€жении многих лет называлс€ принципом Ћеонардо (позднее в сформулированном виде – закона инерции – первого закона Ќьютона): «Ќичто не может двигатьс€ само собой, движение вызвано воздействием чего-то другого. Ётим другим €вл€етс€ сила», «движение стремитс€ к сохранению, или, скорее, движущиес€ тела продолжают двигатьс€ до тех пор, пока в них продолжает действовать сила движител€ (начального импульса)»

¬еликий флорентиец – самый бесспорный гений человечества. Ћеонардо творил в ’V веке, однако его произведени€ не просто сохранились до сих пор, чудо в том, что они еще и развиваютс€ как бы сами по себе. “акой живительный импульс вдохнул автор в, казалось бы, неодушевленные предметы!  ак?

1. Ћеонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». »зобретатель писал левой рукой и неверо€тно мелкими буковками, да еще и справа налево. Ќо и этого мало – он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. ќн говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составл€ть ребусы. Ћеонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Ќапример, если вгл€дыватьс€ в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. “аких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаютс€ через века.  ак было с мадонной Ѕенуа, которую долгое врем€ в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

2. Ћеонардо изобрел принцип рассе€ни€ (или сфумато). ѕредметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. »таль€нец советовал упражн€тьс€ в таком рассе€нии, разгл€дыва€ возникающие от сырости п€тна на стенах, пепел, облака или гр€зь. ќн специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Ѕлагодар€ эффекту сфумато по€вилась мерцающа€ улыбка ƒжоконды, когда в зависимости от фокусировки взгл€да зрителю кажетс€, что героин€ картины то нежно улыбаетс€, то хищно скалитс€. ¬торое чудо ћоны Ћизы в том, что она «жива€». Ќа прот€жении веков ее улыбка измен€етс€, уголки губ поднимаютс€ выше. “очно так же ћастер смешивал знани€ разных наук, поэтому его изобретени€ со временем наход€т все больше применений. »з трактата о свете и тени происход€т начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. ¬се его 120 книг рассе€лись (сфумато) по свету и постепенно открываютс€ человечеству.

3. Ћеонардо предпочитал метод аналогии всем другим. ѕриблизительность аналогии – это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Ќо одно. «ато чем причудливее аналоги€, тем дальше простираютс€ выводы из нее. ¬з€ть хоть знаменитую иллюстрацию ћастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. — раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписываетс€ в круг. ј с сомкнутыми ногами и приподн€тыми руками – в квадрат, при этом образу€ крест. “ака€ «мельница» дала толчок р€ду разнообразных мыслей. ‘лорентиец оказалс€ единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещаетс€ посередине (пуп человека), а мол€щиес€ – равномерно вокруг. Ётот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гени€ – шариковому подшипнику.

4. Ћеонардо любил использовать правило контрапоста – противопоставлени€ противоположностей.  онтрапост создает движение. ƒела€ скульптуру гигантского кон€ в  орте ¬еккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. ¬се, кто видел статую, невольно мен€ли свою походку на более раскованную.

5. Ћеонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность – об€зательное качество жизни. ќкончить – значит убить! ћедлительность творца была притчей во €зыцех, он мог сделать два-три мазка и удалитьс€ на много дней из города, например, благоустраивать долины Ћомбардии или создавать аппарат дл€ ходьбы по воде. ѕочти каждое из его значительных произведений – «незавершенка». ћногие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправл€л. ” ћастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал «окна незаконченности». ¬идимо, так он оставл€л место, куда бы сама жизнь могла вмешатьс€, что-то подправить.

»зобретени€

≈динственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок дл€ пистолета (заводившийс€ ключом). ¬ начале колесцовый пистолет был мало распространЄн, но уже к середие XVI века приобрЄл попул€рность у двор€н, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц.  олесцовый замок дл€ пистолета, изобретЄнный Ћеонардо да ¬инчи, был настолько совершенен, что продолжал встречатьс€ и в XIX веке.

Ќо, как это часто бывает, признание к гени€м приходит спуст€ века: многие его изобретени€ были дополнены и модернизированы, а сейчас используютс€ в повседневной жизни.

Ќапример, Ћеонардо да ¬инчи создал устройство, способное сжимать воздух и прогон€ть его по трубам. ” этого изобретени€ очень широкий спектр применени€: от разжигани€ печей до … вентил€ции комнат.

Ћеонардо — не первый ученый, которого заинтересовала возможность человека долгое врем€ оставатьс€ под водой. Ќапример, Ћеон Ѕаттиста јльберти планировал подн€ть некоторые римские суда со дна озера Ќеми. Ћеонардо же пошел дальше просто планов: он создал проект водолазного костюма, который изготавливалс€ из водонепроницаемой кожи. ќн должен был иметь большой нагрудный карман, который заполн€лс€ воздухом дл€ увеличени€ объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. ¬одолаз у Ћеонардо был снабжен гибкой дыхательной трубкой, котора€ соедин€ла его шлем с защитным плавучим куполом на поверхности воды (сделанным, предпочтительно, из тростника с кожаными соединени€ми).

ќбщеизвестно, что Ћеонардо да ¬инчи также разработал чертеж «предка» современного вертолета. –адиус винта должен был составл€ть 4,8 м. ѕо плану ученого он имел металлическую окантовку и полотн€ное покрытие. ¬инт приводилс€ в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. «я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, то есть сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх», — писал да ¬инчи в своих работах.

ќдна из самых необходимых вещей дл€ обучени€ человека плаванию — спасательный круг. Ёто изобретение Ћеонардо осталось практически без изменений.

ƒл€ ускорени€ плавани€ ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.

“рудно поверить, но дл€ облегчени€ труда рабочих Ћеонардо придумал… экскаваторы, которые скорее были предназначены дл€ подъема и транспортировки вырытого материала, чем дл€ рыть€ как такового.  ак предполагают ученые, экскаваторы могли быть нужны дл€ проекта отведени€ реки јрно. ѕредполагалось вырыть ров шириной 18 м и длиной 6 м. –исунки изобретател€ дают представление о размерах машины и канала, который предсто€ло выкопать. ѕодъемный кран со штангами разной длины был интересен тем, что мог использоватьс€ с несколькими противовесами на двух или более уровн€х экскавации. —трелы крана развертывались на 180° и перекрывали всю ширину канала. Ёкскаватор устанавливалс€ на рельсы и, по мере продвижени€ работ, передвигалс€ вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.

ќдин из самых знаменитых рисунков Ћеонардо представл€ет древние разработки автомобил€. —амодвижуща€с€ телега должна была двигатьс€ с помощью сложного арбалетного механизма, который передавал бы энергию приводам, соединенным с рулем. «адние колеса имели дифференцированные приводы и могли двигатьс€ независимо. „етвертое колесо соединено с рулем, при помощи которого можно управл€ть телегой. ѕервоначально это транспортное средство предназначалось дл€ увеселени€ королевского двора и относилось к тому р€ду самодвижущихс€ машин, которые были созданы другими инженерами средневековь€ и ¬озрождени€.

Ќекоторые изобретени€ ученого человечество отваживаетс€ испытать только сейчас: например, в норвежском городке јс в 2001 году был открыт 100-метровый пешеходный мост, созданный по проекту Ћеонардо да ¬инчи. Ёто был первый случай за 500 лет, когда архитектурный проект ћастера, намного опередившего свое врем€, получил реальное воплощение..

Ћеонардо да ¬инчи спроектировал это сооружение дл€ турецкого султана: мост должен был быть перекинут через залив «олотой –ог в —тамбуле. ≈сли бы проект был реализован, этот мост был бы самым длинным мостом своего времени — его длина составл€ла 346 метров. ќднако Ћеонардо не удалось реализовать свой проект — султан Ѕа€зет II отказалс€ от предложений флорентийского художника.

ѕравда, новый мост уступает своему средневековому прототипу в длине — 100 м вместо 346 — однако он в точности повтор€ет все конструкторские и эстетические достоинства проекта Ћеонардо. Ётот мост служит в качестве пешеходного перехода, перекинутого на высоте 8 м над автострадой ≈-18, в 35 км к югу от ќсло. ѕри его строительстве пришлось поступитьс€ только одной задумкой Ћеонардо да ¬инчи — в качестве строительного материала было использовано дерево, тогда как 500 лет назад мост планировалось построить из камн€.

¬ 2002 году в ¬еликобритании также было воссоздано одно из изобретений великого Ћеонардо да ¬инчи: в небе над графством —уррей был успешно испытан прообраз современного дельтаплана, собранный точно по его чертежам.

»спытательные полеты с холмов —урре€ осуществила дважды чемпион мира по дельтапланеризму ƒжуди Ћиден. ≈й удалось подн€ть «протодельтаплан» да ¬инчи на максимальную высоту в 10 м и продержатьс€ в воздухе 17 секунд. Ётого было достаточно, чтобы доказать, что аппарат на самом деле работает.

ѕолеты были проведены в рамках экспериментального телевизионного проекта. јппарат воссоздал по знакомым всему миру рисункам 42-летний механик из Ѕедфордшира —тив –обертс.

—редневековый дельтаплан напоминает сверху скелет птицы. ќн сделан из италь€нского топол€, тростника, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью, полученной на основе выделений жуков.

—ама по себе летательна€ машина оказалась далека от совершенства. «”правл€ть ею было почти невозможно. я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Ќаверное, так же чувствовал себ€ испытатель первого в истории автомобил€», — рассказала ƒжуди.

 ак считал Ћеонардо да ¬инчи, «если у человека есть тент из плотной ткани, кажда€ из сторон которого составл€ет 12 длин руки, и высота — 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты». »спытать этот аппарат ему самому не удалось, тем не менее, в декабре 2000 года британский парашютист јдриан Ќиколас в ёжной јфрике спустилс€ с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Ћеонардо да ¬инчи. —пуск прошел успешно.

Ѕыл ли Ћеонардо да ¬инчи инопланет€нином?

ќн родилс€ в 1452-м и умер в 1519 году. ќтец будущего гени€, ѕьеро да ¬инчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во ‘лоренции, но мать  атерина – простой кресть€нской девушкой, мимолетной прихотью вли€тельного сеньора. ¬ официальной семье ѕьеро не было детей, поэтому мальчик с 4-5 лет воспитывалс€ при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было прин€то, поспешили выдать с приданым за кресть€нина.  расавец-мальчик, отличавшийс€ при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал общим баловнем и любимцем в доме отца. Ётому отчасти способствовало то обсто€тельство, что первые две мачехи Ћеонардо были бездетны. “реть€ жена ѕьеро, ћаргарита, вступила в дом отца Ћеонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже 24 года. ќт третьей жены сеньор ѕьеро имел дев€ть сыновей и двух дочерей, но никто из них не блистал «ни умом, ни мечом».

¬ 1466 году, в 14-летнем возрасте, Ћеонардо да ¬инчи поступил учеником в мастерскую ¬ероккьо. ”дивительно: 20-ти лет от роду он был уже провозглашен мастером. Ћеонардо бралс€ за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал. ћожно сказать, что больше всего он училс€ у себ€ самого. Ќе обошел, скажем, своим вниманием музыку, в совершенстве овладев игрой на лире.

—овременники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». ќднажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. »гра€ на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихс€ при дворе герцога Ћюдовико —офорца, что «очаровал» властительного сеньора на всю жизнь.

Ћеонардо, кажетс€, не был ребенком своих родителей, не был он флорентийцем и италь€нцем, да и был ли он земным человеком? Ётот супергений начала италь€нского ¬озрождени€ настолько странен, что вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растер€нностью. ƒаже общий обзор его возможностей повергает исследователей в шок: ну не может „≈Ћќ¬≈ , имей он хоть семь п€дей во лбу, быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое врем€ певцом, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером и т.д. ѕоражают и его внешние данные: Ћеонардо высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен (правой рукой – будучи левшой! – мог см€ть подкову). ¬ то же врем€ его менталитет кажетс€ бесконечно далеким не только от уровн€ сознани€ современников, но и от человеческого вообще.

Ћеонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не про€вл€€ эмоций, характерных дл€ обычных людей, всегда сохран€л удивительно ровное настроение. Ѕолее того, отличалс€ каким-то странным холодом бесчувстви€. ќн не любил и не ненавидел, а только понимал, поэтому не только казалс€, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле (помогал, например, завоевани€м чудовищного „езаре Ѕорджиа), к безобразному и прекрасному которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее. Ќаконец, по свидетельству современников, Ћеонардо был бисексуалом. —егодн€ трудно точно судить, почему он сначала «изучал» науку любви с флорентийскими дамами, млевшими от этого красавца и умницы, а затем сосредоточилс€ на гомосексуальных отношени€х. —уществует документ-донос, в котором именно да ¬инчи обвин€етс€ в запрещенном тогда гомосексуализме. јноним обвин€ет его и еще трех мужчин в активной содомии над неким ƒжакопо —алтарелли, 17 лет, братом ювелира.

»м всем грозило наказание – смерть на костре. ѕервое заседание состо€лось 9 апрел€ 1476 года. ќно ничего не дало: суд требовал доказательств, за€вленных свидетелей; их не было. —уд переноситс€ на 7 июл€. Ќовое расследование, и на этот раз окончательный оправдательный приговор. “ем не менее, когда Ћеонардо стал мастером, он окружил себ€ писаными, но бездарными красавцами, которых брал в ученики. ‘рейд считает, что его любовь к ним была чисто платонической, но эта мысль кажетс€ бесспорной далеко не всем.

Ѕыл ли он человеком? —пособности и возможности Ћеонардо €вл€лись, несомненно, сверхъестественными. —кажем, в «ƒневниках» да ¬инчи имеютс€ наброски птиц в полете, дл€ выполнени€ которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъЄмки! ќн вЄл очень странный дневник, обраща€сь в нем к себе самому на «ты», отдава€ распор€жени€ и приказы себе как слуге или рабу: «прикажи показать тебе…», «ты должен показать в своем сочинении…», «прикажи сделать две дорожные сумки…» —кладываетс€ впечатление, что в да ¬инчи жили как бы две личности: одна – всем известна€, дружелюбна€, не лишенна€ некоторых человеческих слабостей, и друга€ – неверо€тно странна€, скрытна€, никому не известна€, котора€ командовала им и распор€жалась его поступками.

 о всему прочему да ¬инчи обладал способностью предвидеть будущее, котора€, по-видимому, даже превосходила пророческий дар Ќострадамуса. ≈го знаменитые «ѕророчества» (вначале – сери€ записей, сделанных в ћилане в 1494 году) рисуют устрашающие картины гр€дущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым либо сейчас €вл€ютс€ нашим насто€щим. —удите сами: «Ћюди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» – речь, несомненно, идЄт о телефоне. «Ћюди будут ходить и не будут двигатьс€, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит» – телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. «Ћюди… будут собственной особой мгновенно разбегатьс€ по разным част€м мира, не двига€сь с места» – передача телеизображени€.

«“ы увидишь себ€ падающим с великих высот без вс€кого вреда дл€ теб€» – очевидно, прыжки с парашютом. «Ѕудут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры» – тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снар€дов, которые действительно погубили бесчисленные жизни. Ћеонардо даже предвидит путешестви€ в космос: «» многие наземные и вод€ные животные поднимутс€ между звезд…» – запуск живых существ в космос. «ћногочисленны будут те, у кого будут отн€ты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!» – прозрачное указание на детей, части тела которых используютс€ в банке органов.

Ћеонардо практиковал специальные психотехнические упражнени€, восход€щие к эзотерическим практикам пифагорейцев и… современной нейролингвистике, дабы обострить свое воспри€тие мира, улучшить пам€ть и развить воображение. ќн как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке. “ак, один из секретов Ћеонардо да ¬инчи заключалс€ в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокраща€ таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Ѕлагодар€ этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его врем€ жизни с 70 до 100 лет! ¬ эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапам€тных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психа- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

ѕроект танка с левонаправленной надписью зеркальноотраженного шрифта

—деланные да ¬инчи изобретени€ и открыти€ охватывают все области знани€ (их более 50!), полностью предвосхища€ основные направлени€ развити€ современной цивилизации. –асскажем лишь о некоторых из них. ¬ 1499 году Ћеонардо дл€ встречи в ћилане французского корол€ Ћюдовика XII сконструировал дерев€нного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лили€ми». ”ченый €вл€етс€ изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. ” него есть рукопись, в которой показываетс€ возможность погружени€ на большую глубину без скафандра благодар€ использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). „тобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбиратьс€ в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то врем€! Ёто он первым предложил устанавливать на бронированных корабл€х батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравл€ющие газы, дымовую завесу дл€ войск, увеличительное стекло (за 100 лет до √алиле€!). ƒа ¬инчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины дл€ изготовлени€ иголок, мощные подъемные краны, системы осушени€ болот посредством труб, арочные мосты.

ќн создаЄт чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные т€жести, – механизмы, которых не было в его врем€. ѕоразительно, что Ћеонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хот€ их и невозможно было сделать в то врем€ из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Ћеонардо знал это – сохранилс€ соответствующий рисунок). »ногда кажетс€, что да ¬инчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекциониру€ информацию. „то он с ней делал? «ачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? ќтвета на этот вопрос он не оставил.

—транным образом даже зан€ти€ Ћеонардо живописью кажутс€ со временем все более и более малозначительными. Ќе будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только об одном, хран€щемс€ в ¬индзоре удивительном рисунке, изображающем какое-то неземное существо. „ерты лица этого существа повреждены от времени, но можно угадать их поразительную красоту. ¬ этом рисунке привлекают внимание намеренно огромные и очень широко расставленные глаза. Ёто не ошибка художника, а сознательный расчет: именно эти глаза производ€т парализующее впечатление.

ѕрин€то считать, что это изображенна€ художником Ѕеатриче великого поэта ƒанте, но земные женщины анатомически не бывают такими…

¬  оролевской библиотеке “урина хранитс€ знаменитый автопортрет Ћеонардо да ¬инчи – «ѕортрет самого себ€ в преклонном возрасте». ќн не датирован, но как полагают эксперты, был написан около 1512 года. Ёто очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Ћеонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает ветхим стариком, измученным жизнью, и т.д.

’от€ большинству людей гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров, но его ближайший друг ‘ра ѕиетро делла Ќовеллара замечает: ««ан€ти€ математикой настолько отдалили его от живописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство».

» еще он – прекрасный фокусник (современники говорили откровеннее – маг) Ћеонардо может вызывать из кип€щей жидкости многоцветное плам€, влива€ в нее вино; легко превращает белое вино в красное; одним ударом ломает трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносит на конец пера немного своей слюны – и надпись на бумаге становитс€ черной. „удеса, которые показывает Ћеонардо, настолько впечатл€ют современников, что его всерьез подозревают в том, будто он служит «черной магии».   тому же возле гени€ посто€нно наход€тс€ странные, сомнительной нравственности личности, вроде “омазо ƒжованни ћазини, известного под псевдонимом «ороастр де ѕеретола, – хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.

ƒо самой смерти да ¬инчи чрезвычайно активен, много ездит. “ак, с 1513 по 1519 год он попеременно живет в –име, ѕавии, Ѕолонье, ‘ранции, где и умирает, по преданию, 2 ма€ 1519 года на руках корол€ ‘ранциска I, прос€ прощени€ у Ѕога и людей, что «не сделал дл€ искусства всего, что мог бы сделать».

Ћеонардо да ¬инчи прин€то считать одним из гениев италь€нского ¬озрождени€, что и отдаленно не соответствует истине. ќн уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем!  ем же он был?..

¬ этом и состоит наибольша€ загадка.  ак известно, отвеча€ на нее, одни современные исследователи считают Ћеонардо посланием инопланетных цивилизаций, другие – путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи – жителем параллельного, более развитого, чем наш, мира.  ажетс€, последнее предположение наиболее правдоподобно: слишком хорошо знал да ¬инчи мирские дела и гр€дущее, которое ждет человечество, которым он сам был мало озабочен…

јфоризмы Ћеонардо да ¬инчи

∆елезо ржавеет, не наход€ себе применени€, сто€ча€ вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не наход€ себе применени€, чахнет.

ћудрость есть дочь опыта.

—частье достаетс€ тому, кто много трудитс€.

∆ивописец спорит и соревнуетс€ с природой.

∆ивопись – это поэзи€, которую вид€т, а поэзи€ – это живопись, которую слышат.

∆ивописец, бессмысленно срисовывающий, руководству€сь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не облада€ знанием их.

 то в страхе живет, тот и гибнет от страха.

 то хочет разбогатеть в течение дн€, будет повешен в течение года.

ќпыт есть истинный учитель.

”влекающийс€ практикой без науки – словно кормчий, вступающий на корабль без компаса.

ѕолюбить можно лишь то, что знаешь.

Ћучше быть лишенным уважени€, чем устать приносить пользу.

∆алок тот ученик, который не превосходит своего учител€.

ѕротивник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.

 то не ценит жизни, тот не достоин ее.

√де кончаетс€ надежда, там возникает пустота.

«агадка Ћеонардо да ¬инчи

«агадки Ћеонардо да ¬инчи начинаютс€ с момента, когда он по€вилс€ на свет 15 апрел€ 1452 года. Ќапример, почти ничего неизвестно о его матери, кроме того, что это была нека€ кресть€нка по имени  атерина.

ќ своих детских воспоминани€х он пишет так: «ћне приходит в голову как будто очень раннее воспоминание, что, когда € лежал еще в колыбели, прилетел ко мне коршун, открыл мне своим хвостом рот и много раз коснулс€ хвостом моих губ». ћожет быть, поэтому впоследствии Ћеонардо покупал на базаре птиц, а потом уходил за город, чтобы выпустить их на волю.

≈ще в юности он увлекалс€ ботаникой, геологией, наблюдени€ми за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. ¬ тоже самое врем€, он был как никто другой искусен в живописи.  огда его учитель ¬ерроккьо, доверивший ему написать голову ангела в своей картине « рещение ’риста», увидел то волшебство, которое сумел сотворить на холсте Ћеонардо, то он в сердцах сломал свою кисточку, и покл€лс€ больше никогда не прикасатьс€ к краскам.

Ћеонардо обладал недюжинной силой и мог играючи зав€зать подкову в узел. ќн искусно играл на арфе, пел и был очень обходительным. ќн обладал неотразимой внешностью. —овременники, взира€ на его ниспадающие золотисто-каштановые локоны, восклицали: «ни с чем не сравнимое великолепие его чрезвычайной красоты, дарует безм€тежность вс€кой печальной душе».

ќдновременно, он обладал удивительным чувством юмора и даже в зрелом возрасте мог самозабвенно сме€тьс€ и шутить. ќбосновавшись в ¬атикане, во дворце Ѕельведер, он стал всем рассказывать, что у него дома живет насто€щий дракон. Ёто была €щерица, которой он искусно приделал рога, бороду и крыль€. ѕо свидетельству ¬азари, его биографа, Ћеонардо держал ее в особой коробке и показывал друзь€м, которые в страхе убегали.

ѕоражают воображение записные книжки, оставленные маэстро. ¬ них можно найти такой список повседневных дел, который больше похож на поэму: «ѕоказать, как образуютс€ и распадаютс€ облака, и почему одна волна кажетс€ более синей чем друга€, описать причины снега и града, и как в воздухе образуютс€ новые очертани€ и новые листь€ на деревь€х, и сосульки на камн€х в холодных местах».

ћало кто понимал истинную причину некоторых поступков да ¬инчи. ¬едь и гусеницу, лежащую на дороге, художник бережно клал в траву, чтоб не растоптали. ƒействительно было в Ћеонардо что-то такое, что ставит его за рамки даже общепризнанного человеческого гени€. Ќе случайно ƒмитрий ћережковский, написавший роман «Ћеонардо да ¬инчи», сравнил его с человеком, который проснулс€ слишком рано, когда еще все сп€т.

—ам он, не смотр€ на свою эпатажность и широкую попул€рность при дворе Ћодовико —форци, где устраивал феерические балы – маскарады, был очень скрытным человеком. ѕисал он справа налево, переворачива€ некоторые буквы верх ногами, так что прочитать его записи можно было лишь с помощью зеркала, да и то не всегда.

“ем не менее при созерцании его шедевров, в том числе «ћона Ћиза», котора€, как считают некоторые исследователи, €вл€етс€ автопортретом его женской сущности, захватывает дыхание и сейчас.

≈го « анон пропорций», где изображен человек, вписанный в квадрат, стал общеизвестным символом, а зарисовки цветов, анатомических фрагментов, лошадей, полета птиц и течени€ воды – остаютс€ и поныне непревзойденными.

 ак архитектор он принимал участие в строительстве кафедральных соборов в ћилане и ѕавии, а так же замка французского корол€ в Ѕлуа.  ак изобретатель он разработал чертежи вертолета, бронированного танка, управл€емой ракеты, подводной лодки, миномета, парашюта и других чудес.

»м были изобретены – выдвижна€ лестница (ею пользуютс€ пожарники и сейчас), трехскоростна€ коробка передач, винторез, велосипед, дыхательна€ трубка дл€ водолазов, вращающа€с€ сцена, складна€ мебель, вод€ной будильник, лечебное кресло и многое другое. ќн разработал бесчисленные устройства, которые эконом€т ручной труд и заложил основы автоматизации производства. Ќо, будучи по природе гуманистом, он сознательно вносил небольшие ошибки в свои чертежи, чтобы его изобретени€ми не воспользовались в злых цел€х.

Ћеонардо – ученый практически €вл€етс€ основоположником современной анатомии и ботаники. ќн был первым, кто зарисовал строение внутренних органов, изучил внутриутробное развитие плода и сделал гипсовые слепки мозга. ≈го интересовало все – от устройства человеческого зрени€ до звезд.  стати, в средневековье, ученые считали, что глаз человека испускает луч света, который, попада€ на предметы, позвол€ет их воспринимать. Ћеонардо установил, что наоборот, солнечный свет попадает в глаз, и благодар€ этому мы видим.

ќн предвосхитил эпохальные открыти€  оперника, √алиле€, Ќьютона и ƒарвина. Ќа 40 лет раньше  оперника, он записал большими буквами, чтобы подчеркнуть важность своего открыти€: «IL SOLE NO SI MUOVE» – «—олнце не движетс€». ≈ще до √алиле€ он предлагал использовать «большое увеличительное стекло», чтобы изучать поверхность небесных тел. «а 200 лет до Ќьютона он открыл закон всемирного т€готени€: «Ћюба€ т€жесть имеет свойство падать в направлении центра самым коротким путем. ¬с€ «емл€ должна быть шарообразной».

 ак обычный человек смог все это совершить? “ак и хочетс€ сказать: » ƒа это же просто живой герой романа —тругацких «“рудно быть богом». —уществует верси€, что он общалс€ с представител€ми инопланетных цивилизаций, которые передали ему часть своих знаний. ѕо другой теории, он сам был жителем другой планеты, который воплотилс€ на «емле, чтобы дать новый импульс развити€ земл€нам.

Ќекоторые исследователи говор€т о существовании на «емле вечных «просветленных» существ, которые обладают способност€ми первочеловека и всегда сохран€ют свою пам€ть, так как у обычных людей она стираетс€. »х скорость мысли несоизмеримо выше, чем у современных людей. ќни живут и сейчас в труднодоступных районах «емли и представители их рода периодически воплощаютс€ в обычных людей, чтобы возвышать их сознание. ≈сть верси€, что Ћеонардо – один из них.

 ажетс€, что и в правду без помощи инопланет€н тут не обошлось. Ќикто раньше не дерзал думать о том, что сумел сделать Ћеонардо, но при этом он горестно вопрошал себ€ в конце жизни: «Ѕыло ли что-нибудь вообще сделано?».

√ений эпохи ¬озрождени€

ћногие современные исследователи всерьез считают Ћеонардо да ¬инчи посланцем инопланетных цивилизаций, путешественником во времени из отдаленного будущего и даже представителем параллельного мира. ѕричем не только потому, что его технические проекты опережали врем€ на четыре столети€.

ѕериоды ажиотажного интереса к жизни Ћеонардо да ¬инчи смен€лись долгими годами забвени€ его имени. ѕожалуй, ни один художник не вызвал столько споров по поводу своего творчества. ¬еликий ћикеланжело вообще не считал Ћеонардо живописцем. ќн утверждал, что его служанка понимает в живописи и скульптуре гораздо больше, чем Ћеонардо. » действительно, наследие да ¬инчи ограничиваетс€ всего лишь дюжиной незаконченных, плохо сохранившихс€ картин, если не считать около семи тыс€ч заметок, из которых примерно две тыс€чи относ€тс€ к технике.

¬ свою очередь, знаменитый италь€нский механик  ардано, расхвалива€ Ћеонардо как живописца, отказывал ему в праве называтьс€ ученым. ¬едь, по сути дела, ни один из проектов да ¬инчи при его жизни так и не был реализован. Ќо все современники «флорентийского кудесника» сходились на том, что с его именем св€зана кака€-то велика€ тайна.

«ћиланский скрипач»

Ћеонардо да ¬инчи родилс€ в 1452 году в селении ¬инчи близ ‘лоренции. ќн был внебрачным сыном нотариуса и кресть€нки. «аметив некоторые способности сына к живописи, отец привез его во ‘лоренцию и отдал в ученики к известному художнику јндреа ¬ерроккио. —амосто€тельно Ћеонардо стал работать лишь в возрасте двадцати лет. ќ его ранних картинах нельз€ сказать ничего определенного, так как они не сохранились. ¬ 1480 году да ¬инчи был вызван в ћилан ко двору герцога Ћюдовико —форцы в качестве… музыканта и импровизатора. ќттого, должно быть, ћикеланжело всю жизнь называл его не иначе как «миланским скрипачом». Ћеонардо действительно был замечательным музыкантом, композитором и поэтом, причем сам блест€ще исполн€л свои серенады.  роме того, он был красив и строен, обладал огромной физической силой, демонстрировал замечательные успехи в фехтовании и верховой езде. Ќо светским повесой его тоже нельз€ было назвать, так как он всерьез изучал математику и механику. ќдин из его друзей вспоминал: ««ан€ти€ математикой настолько отдалили Ћеонардо от живописи, что один только вид кисти приводил его в бешенство».  о всему прочему да ¬инчи был сведущ в белой и черной магии, пуга€ общественность того времени своими фокусами. ќн чудесным образом превращал белое вино в красное, одним ударом ломал трость, концы которой положены на два хрустальных фужера, не разбив ни один из них.   тому же среди ближайших при€телей Ћеонардо были такие темные личности, как “омазо ћазини — механик, ювелир и одновременно адепт тайных наук.

ќдним словом, да ¬инчи менее всего напоминал художника, целиком поглощенного своим творчеством. ќднако он предпочитал, чтобы его знали как выдающегос€ живописца и скульптора. Ћеонардо, например, принадлежит инициатива создани€ в ћилане академии художеств, дл€ чего он написал свои трактаты о перспективе, об освещенности, о движени€х и пропорци€х человеческого тела. ѕон€тно, что эти труды должны были использоватьс€ в качестве учебных пособий, а сам Ћеонардо предстать при этом теоретиком и непревзойденным мастером живописи. ¬прочем, вскоре он, кажетс€, забросил это дело и с помпой приступил к созданию величественной статуи миланского герцога, где тот должен был предстать на коне. Ќа прот€жении дес€ти лет да ¬инчи демонстрировал всем замечательные эскизы этой статуи, но до ее отливки в бронзе дело так и не дошло.  ак с сожалением заметил один из его биографов, «увлекаемый легкостью своего гени€ и подвижностью своей натуры, Ћеонардо посто€нно измен€л своим замыслам и довел до конца очень мало своих произведений». ћало — это еще м€гко сказано. Ќа самом деле он не закончил ни одно из своих творений.

продолжение

ћетки:  

ѕроцитировано 20 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



gsreda   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 11 »юл€ 2010 г. 11:04 (ссылка)
јлексей, спасибо за такой прекрасный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 11 »юл€ 2010 г. 22:20ссылка
–ад, что вам понравилось.
¬ечерком   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 11 »юл€ 2010 г. 11:07 (ссылка)
—пасибо! ќчень интересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
True_Persephone   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 11 »юл€ 2010 г. 12:11 (ссылка)
—пасибо..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Sergey1958   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 11 »юл€ 2010 г. 13:12 (ссылка)
ќтличный материал. —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
sudarynya   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 12 »юл€ 2010 г. 13:04 (ссылка)
—пасибо! ”знала много нового об этом гениальном человеке.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќксана_Ћютова   обратитьс€ по имени —реда, 14 »юл€ 2010 г. 17:26 (ссылка)
Ѕлагодарю ¬ас...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку