-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37272


Ћинотип: каков он, дедушка компьютерного набора?

ѕонедельник, 29 ќкт€бр€ 2018 г. 15:05 + в цитатник

 Ћюбовь ƒубинкина

 
(‘ото: Moreno Soppelsa, Shutterstock)

Ќе завидую € славе первопечатников √уттенберга, —корины и даже »вана ‘едорова. »мена их, конечно, века и века будут помнитьс€, но трудна€ работенка у них была. » сотни лет спуст€ печатание буквиц оставалось делом нелегким.

ќткуда € это знаю?  огда-то хорошо знакома была с типографским процессом.  огда-то – это в шестидес€тые годы аж прошлого века, когда еще газеты в провинции набирали отдельными буковками. ¬ крупные типографии более совершенна€ техника раньше пришла.

Ќа маленьких металлических брусочках начертани€ букв были отлиты вверх ногами да еще в зеркальном изображении. Ќет, наборщики не разгл€дывали каждую буковку: на брусочках были выемки, по которым и определ€лась лицева€ сторона – можно на ощупь. Ѕрусочки располагались в €чейках кассы – так называлс€ дерев€нный или пластмассовый €щик с неглубокими отсеками. –азмещались там буквы не по алфавиту, а так же, как на клавиатурах, – по частоте их употреблени€.

¬ зависимости от ширины колонки регулировалась верстатка – маленький пр€моугольный лоточек, который наборщица держала в левой руке, а правой ставила в него буквы. Ќабиралось несколько строк или маленький абзац, и это хрупкое произведение следовало архиаккуратно перенести на гранку – на металлическую плиту в размер немного больше газетного листа. ¬се это могло легко разоритьс€ и на гранке, поэтому т€желыми металлическими брусками – в типографии их называли бабашками – посто€нно подпирали набранный текст. ѕробелы между словами, строчками, колонками забивались длинными брусками или маленькими квадратами, толщина которых измер€лась в пунктах.

ќх, и долга€ же была процедура – сверстать газетную полосу! ј ведь потом еще правка! ќшибки получались от невнимательности не только при наборе, но и при разборе. ѕосле того как газета была отпечатана, ее оп€ть разбирали на составл€ющие, и наборщица могла по невнимательности забросить буковку не в ту €чейку. “ем более что надписи на клеточках видны не были: гранки при печати хорошо приправл€лись краской. ” наборщиков руки всегда были черными. –аботники других цехов были белыми людьми.

ѕо технике безопасности между наборным и печатным цехами т€желые плиты следовало перевозить на специальной тележке. Ќо она была тоже т€желой и неуклюжей. –аботницы предпочитали таскать гранки на животе, хот€ килограммов 30-40 по меньшей мере в них было. ѕомню, споткнулась наборщица, и… все по буковкам разлетелось в разные стороны. ¬сю ночь работали: одни снова набирали полосу, а другие разбирали рассыпанное по своим €чейкам в кассу. ƒомой плелись, когда народ на работу выходил, но тираж был сдан воврем€! Ѕывали случаи, печатник уже в машине забывал закрепить (на профессиональном €зыке – заключить) гранки, и при первом же движении станка все разрушалось.

«–азлива€ огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип...»


Ќо вот и в наше захолустье пришел технический прогресс: типографи€ получила линотип – строкоотливную машину, которую еще в 1884 г. запатентовал немец-американец ќ. ћергенталер. » больше не опаздывала наша газета с новост€ми! ќ скорости набора на такой машине еще ћа€ковский сказал: «…разлива€ огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип».

Ќи в какую дверь эта махина не прошла бы, если даже открутить с нее все, что откручиваетс€. ѕоэтому не только вынули раму огромного окна, а еще и дополнительно проем расшир€ли.  ран т€жело поставил линотип на заранее залитый фундамент. ј когда подключили машину, мы всей редакцией отправились на экскурсию, благо типографи€ этажом ниже была.

ƒа-а-а! «Ёто вроде как машина «—корой помощи» идет: сама режет, сама давит, сама помощь подает». —разу и созидательный процесс происходит, и разрушительный. ћатрицы движутс€ по кругу. ѕосле того, как строка застынет в металле, матрицы расход€тс€ по своим квартиркам, чтобы тут же по мановению руки наборщицы выпасть в новое слово. Ќо первое впечатление (иногда в фильмах ужасов показывают что-то подобное): огромна€ машина, в которой все одновременно движетс€ да плюс еще в котле при высокой температуре металл плавитс€.

Ќо в отличие от мен€, вот как поэтично описал работу линотипа французский писатель –. √ароди: «ѕосле каждой строчки линотип своей из€щной рукой приподнимал щепотку пританцовывающих матриц…» »ли: «ќт ласковых прикосновений его пальцев медные матрицы слегка вздрагивали, пробужда€сь, и с веселым перезвоном падали вниз, словно тренькающие капли дожд€…» ќчень точное описание!

Ќи начала, ни конца у этой машины. „то в ней главное? ѕохоже, что – все!  онечно, все начинаетс€ с клавиатуры. Ќабирает линотипистка текст, сверху из магазинов подбираютс€ нужные литеры и, проход€ через жидкий сплав, отливаютс€ сразу целой строкой. ј размер строки – он исчисл€лс€ в квадратах – отливалс€ по моему, ответственного секретар€ редакции, желанию и был указан на макете газетной полосы. √ор€чие строки – это не только дл€ красного словца.  огда врем€ поджимало, их в самом деле приходилось переносить в рукавицах.

«¬раг разбит петитом и корпусом на пол€х газетно-журнальных территорий...»


» в ручном наборе, и в линотипном было множество различных шрифтов. »х названи€ теперь больше по кроссвордам известны: цицеро, петит, корпус, нонпарель… ¬ зависимости от кегл€ (размера) они обозначались еще и цифрами. —амый распространенный был – дев€тый, или просто газетный. ≈сли что-то небольшое надо было выделить, набирали дес€тым (корпусом) или жирным шрифтом… ѕримен€лось в основном пр€мое начертание, хот€ и курсив был про запас. ј вот заголовки набирали по старинке, вручную – выбор шрифтов был больше.

Ћинотипистка имела возможность прочитывать набранную строку еще в матрицах, до того как запустить ее в оттиск. √рамотнейша€ и внимательнейша€ была у нас наборщица – иногда ни одной ошибки на полосе не делала.  стати сказать, при ручном наборе надо было исправл€ть только единичные буквы, а теперь при обнаружении ошибки – отливать заново всю строку.

Ѕытовало выражение, что газета живет один день. ћы шутили: пока селедку в нее не завернут. ¬ металле уж точно она один день жила, и сразу после выпуска тиража убирали пробелы, линейки, шпоны, а строчки – в плавку. –€дом с типографией плавильн€ сто€ла, где металл из твердого состо€ни€ переходил в жидкое и обратно: строчки расплавл€лись и отливались в чушки – определенного размера серебристые бруски, которые запускались в котел линотипа.

ѕроцесс повтор€лс€ до бесконечности. –абота с этим сплавом – его называли гарт – вредна дл€ здоровь€: в его составе олово, свинец, сурьма. ѕоэтому некоторым категори€м полиграфистов на молоко доплачивали, и пенсионный возраст был ниже на п€ть лет.
«арплаты небольшие, труд гр€зный и т€желый, глаза всегда в напр€жении – что же держало этих людей здесь, в друкарне, хот€ уже и не первобытной, как у »вана ‘едорова, но все же далеко не полностью механизированной? ѕрежде всего, наверное, гордость за то, что они не только делали газету, но и первыми ее читали – все остальные узнают новости только завтра!

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку