-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37922


Ђ√оре от умаї.  ак сложилась сценическа€ судьба комедии ј. —. √рибоедова?

¬оскресенье, 25 јпрел€ 2010 г. 12:47 + в цитатник

 ќльга ћоргун

 
(‘ото: KSPhotography, Shutterstock)

 

Ќи одно драматическое произведение не было столь народным, несмотр€ на то, что многие годы не печаталось.

ѕервую попытку поставить «√оре от ума» сделали на своей школьной сцене воспитанники ѕетербургского театрального училища. »нспектор училища поначалу возражал, затем все же согласилс€. —ам √рибоедов приезжал на репетиции и усердно помогал будущим актерам. ¬се с нетерпением ожидали премьеры, но военный губернатор, граф ћилорадович, запретил ее, предупредив начальство и воспитанников, что «не одобренную цензурой комедию нельз€ позволить играть в театральном училище».

ѕри жизни √рибоедова были предприн€ты три попытки поставить «√оре от ума». »меютс€ сведени€ о том, что комеди€ «была играна в 1827 году в присутствии автора в крепости Ёривани во дворце —аардарского». Ќо и после его кончины в течение нескольких сезонов дело обсто€ло не лучше.

¬первые на афише комеди€ по€вилась 2 декабр€ 1829 года в Ѕольшом театре в ѕетербурге. «¬ одной интермедии, – сообщает афиша, – будет играна сцена из комедии «√оре от ума» в стихах, сочиненных ј. —. √рибоедовым». «десь давалось первое действие, начина€ с выхода „ацкого (артист —осницкий). “а же сцена третьего действи€ была дана 30 €нвар€ 1830 года в ћоскве со сцены московского Ѕольшого театра на бенефисе ћ. —. ўепкина, который играл ‘амусова. «Ёти отрывки мало имели действи€ на зрителей, которые как будто из вежливости похлопали некоторым остроумным стихам √рибоедова», – писал по поводу этого спектакл€ «ћосковский “елеграф». ¬ том же 1830 году третий акт комедии был поставлен на нескольких бенефисах.

÷ензура не преп€тствовала постановке комедии, так как она была поставлена по сценам, напечатанными ‘. ћ. Ѕулгариным в «–усской “алии» с купюрами, ранее проверенными цензурой. »скаженные по цензурным соображени€м стихи дес€тки лет продолжали звучать со сцены. Ќо были исключени€. “ак, первый спектакль «√оре от ума», шедший в провинции ( иев, 1831 год), был поставлен по оригинальному авторскому тексту. ”пех пьесы был огромен. ќдин из зрителей 23 €нвар€ 1832 года сообщал, что «толпа в театре при представлении сей пьесы не оставл€ет места, где упасть €блоку. ¬се места всегда бывают зан€ты, и уже в два часа накануне представлени€ нельз€ достать билета».

¬ ћоскве и ѕетербурге критики отмечали насто€щий успех пьесы, но бранили актеров, даже таких, как ўепкин и —осницкий. ≈стественно, ўепкин-‘амусов, игру которого впоследствии признавали шедевром, не мог понравитьс€ первым зрител€м: текст роли с купюрами исключал наиболее острые и €ркие высказывани€ геро€ комедии.

Ќаконец, комедию «√оре от ума» разрешили к исполнению в »мператорских театрах, но не в провинции. Ћишь в феврале 1859 года по ходатайству генерал-адьютанта графа —трогонова пьеса в виде исключени€ была разрешена к представлению любител€м в ќдессе. ƒл€ провинции комеди€ оставалась под запретом до 1863 года. ¬ столичных же театрах она шла под тщательным контролем цензуры, в изуродованном виде. —о 2 декабр€ 1829 года до июл€ 1863 в ѕетербурге спектакль был сыгран 184 раза, ћосква за это врем€ видела комедию 144 раза.

Ќесмотр€ на запреты, грибоедовскую комедию ставили любители и в “ифлисе, в доме кн€з€ –. ј. Ѕагратиона, в помещечьих театрах. √убернаторы врем€ от времени представл€ли рапорты в “ретье отделение, но и это делали не все. — 1840 по 1863 год комеди€ была поставлена в ’арькове,  азани, јстрахани,  алуге, ярославле, ¬оронеже, Ќижнем Ќовгороде,  ронштадте и других городах. ¬ июле 1863 года “ретье отделение под вли€нием ходатайств Ќижегородского и —аратовского театров, наконец, разрешило постановку дл€ всех провинциальных театров.

¬ 1906 году спектакль был поставлен ¬. ». Ќемировичем-ƒанченко в ћосковском художественном театре. ¬еликолепные декорации и бутафори€ создавали реальное впечатление фамусовской ћосквы, ожившей на сцене. „ацкого играл ¬. ».  ачалов. «Ѕольшим радостным событием» была названа постановка московского ћалого театра в 1910 году. ‘амусова играл –ыбаков, –епетилова – ёжин. ƒаже маленькие роли исполн€лись ведущими актерами театра: ≈рмоловой, Ќикулиной, яблочкиной. ћалый театр сосредоточил внимание на критике нравов, господствующих в двор€нском обществе, и комеди€ стала сатирой потр€сающей силы.

ѕервым возобновлением комедии на советской сцене был спектакль ћалого театра в 1921 году. ¬ основном он завершал дореволюционную сценическую историю «√оре от ума». ћейерхольд, став€ «√оре от ума» в 1928 году под первоначальным грибоедовским названием «√оре уму», произвел коренной пересмотр всего содержани€ пьесы и ввел р€д дополнительных персонажей. ¬ частности, сцену „ацкого с декабристами, котора€ должна была показать, что „ацкий не просто критикует окружающую среду, а восстает против общественного стро€.

ќдним из выдающихс€ исполнителей роли „ацкого был ћ. ». ÷арев. ¬ начале 60-х годов ћ. ». ÷арев осуществил постановку комедии по-грибоедовски, как раньше играли в ћалом театре. Ќа этот раз ÷арев сыграл ‘амусова. „ацкого играл и ¬. —оломин. ¬ 70-е годы осуществлены три постановки «√оре от ума»: в театре —атиры (режисер ¬. ѕлучек), в театре киноактера (Ё. √арин) и (нова€ верси€) в ћалом театре.

¬ 90-е годы новое слово в театральную историю «√ор€ от ума» вносит режиссер-постановщик ћ’ј“а ќ. ≈фремов. «рители увидели легкую, веселую и в то же врем€ не потер€вшую грибоедовской €ркости комедию. ¬ 1998 году комедию поставил ќ. ћеньшиков. √рибоедовский текст сохранен полностью, но зритель не слышит ни одной привычной интонации. Ёту блест€щую игру трудно описать. Ќедаром спектакль идет с неизменными аншлагами. ќ. ћеньшиков („ацкий) мастерски передает драму человека, оказавшегос€ чужим там, где еще недавно он был всеми любим.
¬от уже более полутора веков живут персонажи «√оре от ума». » зрители все это врем€ с интересом след€т за судьбами героев комедии. ƒумаю, что сценическа€ истори€ «√ор€ от ума» будет еще богаче, €рче и интереснее в новом, XXI веке.
ћетки:  


ѕроцитировано 6 раз



ѕушиста€_ обра   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 25 јпрел€ 2010 г. 13:13 (ссылка)
интересный пост, спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћилли_ѕлат   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 25 јпрел€ 2010 г. 13:37 (ссылка)
беру в цитатник. —пасибо за интересные посты!)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Leykoteya   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 25 јпрел€ 2010 г. 14:07 (ссылка)
—пасибо!

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Sergey1958   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 јпрел€ 2010 г. 12:22 (ссылка)
»нтересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку