-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 36326

»стори€ фарфора

—реда, 17 јвгуста 2016 г. 13:20 + в цитатник

»стори€ фарфора

ƒл€ англо€зычного населени€ «емли фарфор и  итай — близнецы-брать€, их обозначет одно и тоже слово "china".  итайцы изобрели состав твердого фарфора ещЄ приблизительно в VI веке, т.е. за тыс€чу лет до того, как он стал производитьс€ в ≈вропе. ƒолгое врем€ нар€ду с производством шЄлка фарфор оставалс€ одной из самых запретных и желанных дл€ западных владык загадок ¬остока. ѕопытка еЄ разгадать сродни насто€щему детективу, ибо дерзнувшего на это в  итае ждал один приговор — смерть.

 

ћиссионер, патер ƒ. јнтреколл, посетивший в XVII в.  итай со специальной целью выведать секреты фарфорового производства, сумел добыть лишь самые элементарные сведени€, которые никак не могли послужить основой дл€ постановки нового производства.
–осси€ тоже не отставала в сей шпионской де€тельности. «а большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, который выдал секрет фарфора сибирскому промышленнику  урсину. ќднако хитрый китаец видимо всЄ же чего-то недоговорил, т.к.  урсин так и не смог получить фарфор, хот€ производил опыты по его изготовлению.
—колько таких примеров скрываетс€ за слоем прошедших лет, мы можем только догадыватьс€. —екрет в конце концов по-видимому выведали, вот только им€ геро€ и поныне осталось неизвестным.

»стори€ его насчитывает более трех тыс€ч лет. Ќо само начало производства фарфора в промышленных масштабах относитс€ примерно к VI-VII векам, когда путем совершенствовани€ технологий и подбора исходных компонентов стали получать издели€, отличающиес€ белизной и тонкостью черепка. ѕо преданию, древние китайцы не могли определитьс€ с материалом дл€ изготовлени€ посуды: нефрит — дорого и св€тотатственно, глина — некрасиво и недолговечно, дерево — неэстетично. ѕотом совершенно случайно мастера нашли способ изготавливать фарфор... » этот способ осталс€ большим и тщательно хранимым секретом дл€ всего остального мира. ќдна из составл€ющих этого большого секрета — сырье, из которого и производитс€ фарфор. ѕровинци€ ÷з€нси оказалась сокровищницей фарфорового камн€ — горной породы, состо€щей из кварца и слюды. ‘арфоровую массу делали из брикетированного порошка фарфорового камн€ и каолина (особа€ глина, придаЄт белизну изделию). ѕолучившийс€ полуфабрикат выдерживали не один дес€ток лет, дл€ приобретени€ им пластичности. ѕосле этого на очереди была печь, высока€ температура в которой при обжиге измен€ет физический состав массы, она становитс€ прозрачной и водонепроницаемой. ”же в начале нашей эры китайские гончары строили печи, способные создавать нужную температуру, тому есть археологические подтверждени€. ј дл€ особого матового блеска глазурь составл€ли из нескольких слоев разной прозрачности.

¬ первые века нашей эры мастерские по производству фарфора по€вились в одном из городов провинции ÷з€нси, который впоследствии стал известен под именем ÷зиндэчжень — столица китайского фарфора, ведь исторически именно эта местность — родина фарфора и место его посто€нного развити€ и совершенствовани€. »здавна фарфоровые издели€ из ÷зиндэчжэн€ отличались высоким качеством. ћолва гласит, что «они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл».

ќдними из самых ранних, сохранившихс€ до наших дней, свидетельств производства фарфора, €вл€ютс€ находки черепков посуды при раскопках города —амарры в ћесопотамии, возникшего и разрушенного в IX в. Ёто дает нам право с уверенностью отнести изобретение китайского фарфора не позднее, чем к периоду “ан, а историческа€ обстановка делает возможным дл€ нас отнесение крупнейшего изобретени€ именно к этому времени.

ѕерва€ половина правлени€ династии “ан (618 – 907) €вл€етс€ периодом большого подъема в истории феодального  ита€. «начительное политическое усилие, сопровождавшеес€ необычайным территориальным расширением, привело  итай к соприкосновению с многими государствами. ¬ это врем€ происходит оживленнейша€ торговл€ на юге  ита€. ¬озникшие в  антоне торговые колонии иностранных купцов-арабов, персов, евреев, греков – свидетельствуют о размахе и налаженности морской торговли. „ерез восточные порты велась торговл€ с японией. ѕо «¬еликому шелковому пути» осуществл€лась торгова€ св€зь  ита€ с ѕередней јзией и ≈вропой.

ѕервыми известными издели€ми из китайского фарфора были стройные выт€нутые сосуды с полированной поверхностью, голубые и особенно ценные бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в ≈вропе получили название селадон. Ёти издели€ относ€тс€ к эпохам “ан (7-10 века) и —ун (10-13 века). «атем по€вились молочно-белые сосуды «бэй-дин» из ƒинчжоу, голубые издели€ «жу-€о», украшенные глазурью сосуды «цзинь-€о» из провинции ’энань.

Ќачина€ с 14 века в эпоху ћин (14-17 века), ведущим центром изготовлени€ фарфора становитс€ ÷зиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазур€ми трех цветов (саньцай) или подглазурной синей росписью, котора€ часто сочеталась надглазурной росписью (доуцай). »менно фарфор этого периода (в основном бело-голубой), производившийс€ в больших количествах, попал в «ападную ≈вропу, где сразу же привлек европейцев своим техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора.

картинка

¬ разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Ќапример, известный фарфор ÷зюнци провинции ’энань, отличающийс€ красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью €вл€етс€ лучшим фарфором династии —ун. ¬ этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. ѕримером может служить фарфор марки «яоб€нь», который обладает очень высоким качеством. “акой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Ќаиболее известными в то врем€ €вл€лись издели€ мастерских ƒэхуа и Ћунцюань.

»звестен синий фарфор ÷инцы, изготовленный в фарфоровой печи «Ћунцин€о» в провинции „жэцз€н . ќ нем говорили, что его синева подобна нефриту, чистота — зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию ÷ина. Ёто древний ударный музыкальный инструмент в виде изогнутой пластины, сделанной из нефрита, камн€ или меди. »здели€ из синего фарфора со времен сунской династии широко покупались в странах ¬осточной јзии, ≈вропы, јмерики и арабских странах. Ќапример, сегодн€ в “урции в —тамбульском музее хранитс€ более тыс€чи изделий из синего фарфора Ћунцюань времен династии —ун, ёань, ћин и других.

¬ XIII-XIV столети€х производство фарфора в  итае достигло своего расцвета, и фарфор начал широко распростран€тс€ по всему миру, благодар€ христианским монахам, которые завезли китайский фарфор в ≈вропу. ¬ XVI столетии в ≈вропе продавалс€ только китайский фарфор, который везли через весь континент, называ€ его “chinaware” и цен€ его на вес золота. ѕривозной, редкий фарфор стал драгоценностью. ƒамы носили фарфоровые черепки как бусы на золотой цепочке. ѕостепенно вместо термина “chinaware” (китайские издели€) европейцы начали использовать термин “porcelain” от “porcellana” — так называлс€ моллюск, имевший прозрачную, отливающую перламутром раковину. Ёти два названи€ сохранились и до наших дней.

картинка

ѕроизводство фарфора в  итае всегда имело два направлени€ — экспортное, €вл€вша€с€ крупной статьей дохода государства и внутреннее, дл€ нужд императорского двора и знати. Ёти направлени€ существенно отличались друг от друга и по форме и по декорированию. Ќапример, по заказу императора ежегодно изготавливалось 31000 блюд, 16000 тарелок с драконами, 18000 чашек. ј дл€ ≈вропы требовались роскошные вазы, парадные блюда и сервизы, которыми не столько пользовались, сколько выставл€ли на показ как диковинные драгоценности, поднимающие статус их владельца.ќсобенно известны, и многие сохранились до наших дней, издели€, изготовленные в период правлени€ императоров  анси (1662-1722) и его внука — императора ÷€ньлун€ (1711-1799), отличавшиес€ особенно пышным, полихромным декором и получившие названи€ зеленого семейства, розового семейства, а также желтого семейства.

Ётот фарфор стал экспортироватьс€ в конце 17 — начале 18 века в «ападную ≈вропу. ¬ этих издели€х, названных по преобладанию соответствующего тона, привлекала утонченность форм, чистота поверхности. »здели€ из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покор€ли красочностью поверхности. ¬ св€зи с экспортом фарфора на «апад, тематика росписи начала расшир€тьс€ — на издели€х по€вились сюжеты, заимствованные с «апада. „то требовала ≈вропа? ¬ первую очередь — дворцовые наборы, большие настенные блюда. ¬се эти парадные предметы делались специально дл€ ≈вропы с мотивами национальной экзотики. “акже изготовл€лись предметы, которые использовались только в ≈вропе. ¬ подражание серебр€ному кофейнику были создан необычные фарфоровые кофейники, бритвенные тазики, наподобие европейского медного бритвенного таза. »зготовл€ли подсвечники, часы, кандел€бры и наборы дл€ сервировки европейского стола: тарелочки дл€ нарезани€ сыра, сахарницы. ƒекоративна€ роспись ценилась выше, чем сами вазы, кувшины и сервизы. ќсновными мотивами росписи были разнообразные цветы (пионы, хризантемы, традиционный лотос), ветки сосен, птицы и звери, драконы. ”влечение востоком было столь велико, что «китайска€ комната» или «китайский павильон» (ƒворец ≈катерины II в ќраниенбауме) были практически в каждом дворце ≈вропы, –оссии и Ѕлижнего ¬остока. ј иметь хот€ бы пару фарфоровых ваз , считалось про€влением хорошего вкуса и было показателем достатка хоз€ев дома.

картинка

ѕервый прорыв в производстве фарфора произошел во ‘лоренции во врем€ правлени€ ‘ранческо ди ћедичи, ¬еликого кн€з€ “осканы, правившего с 1575 по 1597, с помощью печи, разработанной Ѕоунталенти и ‘онтана. Ѕыло начато производство искусственного фарфора, известного как «фарфор ћедичи».

¬ 1575 году по воле великого герцога тосканского ‘ранческо I ди ћедичи устраиваетс€ мануфактура м€гкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Ѕоболи. “ак называемый фарфор ћедичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и м€гким фарфором, был хот€ и прозрачным благодар€ белой глине из ¬иченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому примен€лась бела€, уже знакома€ по майоличному производству.

—охранилось примерно 50 аутентичных вещей — тарелок, блюд, подносов, полевых и паломничьих фл€г, ваз, умывальников и кувшинов. ƒекорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной италь€нской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда сочетаемым с синевато — лиловой краской — из окиси марганца. ћануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно. ћарка на фарфоре ћедичи — "F" и над ним купол флорентийского собора — син€€.

¬ истории фарфорового производства фарфор ћедичи только эпизод. «а ним последовали другие попытки — в јнглии (д-р ƒуайт и ‘рансис ѕлейс, оба во 2-ой половине XVII в.) и во ‘ранции (–уан, —ен- лу). —тимулировал эти непрекращающиес€ поиски со времени начала XVII века — значительно более сильный ввоз дальневосточного фарфора. ¬плоть до начала XVIII века все попытки, однако, остаютс€ безуспешными.

картинка

ќколо 1700 года проблема белого и просвечивающего фарфора технически все еще не была решена: не знали химического состава твердого фарфора с его специфическими свойствами.

  концу XVII века физик и математик граф Ёренфрид ¬альтер фон „ирнхауз проводит обширные геологические исследовани€ в —аксонии. ≈го целью было найти сырье, которое смогло бы дать этой стране прочную хоз€йственную основу. ќдновременно он разрабатывал план сооружени€ тут и искал соответствующий огнеупорный материал дл€ стеклоплавильных печей. «аинтересовавшись проблематикой состава твердого фарфора, он продолжал свои опыты уже с известными позитивными результатами.

¬ 1704 году ему был поручен контроль над де€тельностью молодого ЅЄтгера, которого король јвгуст держал тогда под стражей в ћейсене. ѕлодотворна€ совместна€ работа старого опытного ученого и способного молодого человека, которому не доставало только правильного руководства, приводит, в конце концов, к решению вопроса о нужном составе твердой фафроровой массы. »оганн ‘ридрих ЅЄтгер начал с того, что во врем€ своих учебных зан€тий в Ѕерлине целиком и полностью посв€тил себ€ алхимическим опытам, добившись в этом известного признани€.

ѕрослышав о ЅЄтгере, прусский король ‘ридрих I решил использовать его дл€ своих целей. “от жаждал продолжать свои опыты и зан€ти€ и, опаса€сь за свою свободу, бежал в 1701 году в ¬иттенберг, где на этот раз оказалс€ в сфере власти саксонского курфюрста и польского корол€ јвгуста —ильного, распор€дившегос€ доставить его в ƒрезден и там посадить под надзор. —лужба ЅЄтгера требовала от него приготовлени€ золота. —овместна€ работа с серьезным „ирнхаузом была дл€ него преимуществом. ¬ ответ на угрозы недовольного јвгуста, ждавшего положительных результатов, ЅЄтгер вызвалс€ устроить мануфактуру твердого фа€нса, и в 1707 году ему действительно предоставили нужные дл€ этого средства.

ќснованна€ в 1708 году мануфактура должна была производить керамические товары по образцу твердого и гладкого "каменного лить€" јри де ћильде в √олландии. Ќа этот вид керамики шла глина из ѕлауэна с содержанием окиси железа. ќбжига€сь, она делалась красно-бурой и приобретала такую твердость, что изделие можно было дальше обрабатывать шлифовкой, резанием и т. д. ќба работавших вместе ученых продолжали искать способы получить твердый фарфор. „ирнхауз успешных результатов опытов в этом направлении уже не узнал — в окт€бре 1708 года он умер.

картинка

¬ марте 1709 года ЅЄтгер добилс€, наконец, своего, употребив на глазурь то же сырье, что и на черепок, и достигнув тем абсолютного сли€ни€ черепка и глазури. ѕосле дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в €нваре 1710 года в мейсенской крепости јльбрехтсбург была пущена перва€ европейска€ мануфактура твердого фарфора. ЅЄтгер руководил мануфактурой до своей смерти в 1719 году. ’удожественным руководителем после него назначаетс€ »оганн √регор ’ерольд, ознаменовавший собой "живописный период". ѕри нем работал в ћейсене с 1727 года скульптор »оганн √отлиб  ирхнер, с 1730 года мастер-модельер. ¬ 1733 году место  ирхнера зан€л »оганн »оахим  ендлер, который на пути пластического оформлени€ довел европейский фарфор до его собственного, независимого от других вида.

ѕомимо дорогой изысканной посуды мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в традици€х рококо.  ак правило, посуду расписывали изображени€ми зверей и птии, портретами, бытовыми зарисовками, которые покор€ли зрителей изысканной нежностью красок. Ќо особенно удавались мейсенским мастерам "галантные празднества" — сиены, представл€вшие утончЄнные развлечени€ аристократов. Ёто удивительные композиции с остроумными сюжетными решени€ми, танцевальной лЄгкостью движений персонажей, стремительным действием. ќни поражают полнотой жизни, гармонией чувств и утончЄнностью формы.

— 1744 года руководить фарфоровым заводом стал  амилло ћарколини, при котором производство постепенно падает. »здели€ же XIX века художественно менее значительны.

—реди других важных фабрик следует упом€нуть третью крупнейшую европейскую фабрику, основанную в ¬енеции в 1720 году ƒжованни ¬ецци, котора€ была закрыта через некоторое врем€, в 1727 году, из-за финансовых проблем.  роме того, следует упом€нуть фарфоровую фабрику ¬иново неподалеку от “урина, которой покровительствовала королевска€ семь€ —аввой, а также производство в ƒоччии неподалеку от ‘лоренции, основанное маркизом  арло ƒжинори в 1735 году, которое действует по сей день.

картинка

¬скоре получает мировое признание французский фарфор, выпускаемый —еврским фарфоровым заводом, развиваютс€ фарфоровые фабрики и ¬енеции. ‘арфор европейских мануфактур был богато декорирован – расписан птицами, цветами, охотничьими сценками или фруктами.

ќставалось найти основное сырьЄ: каолин.

15 августа 1769 года (день, в который родилс€ Ќаполеон) нека€ мадам, жена аптекар€ из городка Ћимож, отправилась на реку стирать белье. ¬идимо, дела у аптекар€ шли не ахти, поскольку женщина при стирке пользовалась песком. ¬нимание дамы привлек кусок глины, который придал белью "исключительный отбеливающий эффект".

”же там, на реке р€дом с полем  ло-де-Ѕар, в голове женщины родилась иде€ о маленьком мыловаренном заводике. „ерез пару часов аптекарь встал из-за стола и сказал так: "Ёто каолин! ћы миллионеры, дорога€!" Ќу или приблизительно так...

¬скоре была построена перва€ керамическа€ фабрика, затем втора€, а уже в 1771 году некогда захолустный городок Ћимож (центр Ѕогом забытой области Ћимузин) впервые называетс€ «европейской столицей» фарфорового производства. √ород стал центром прит€жени€ величайших мастеров и художников, кузницей кадров керамического производства.

картинка

ѕервые месторождени€ были обнаружены в 1755 году под городом јлесоном, и лишь в 1768 были найдены его залежи в —ен-»риекс под Ћиможем. “еперь несравненный французский фарфор мог по€витьс€ на свет, стать лучшим и отправитьс€ на завоевание всего мира. ¬ 1769 году ћануфактура —евр представила ко двору корол€ Ћюдовика XV первые издели€ из твЄрдого фарфора. » уже в 1772 году  оролевска€ Ћиможска€ ћануфактура открыла свои двери.

“юрго, будучи в то врем€ √енеральным интендантом провинции Ћимузин, посчитал, что было бы логично построить в Ћиможе фабрику по производству фарфоровых изделий. ¬ окрестност€х находились залежи лучшего в ≈вропе каолина и богатые лесные массивы – проблема дров – а именно дрова были в то врем€ основным видом топлива – решалась сама собой. √ений и таланты некоторых личностей сделали всЄ остальное. Ћиможска€ фарфорова€ индустри€ очень быстро приобрела благородные черты благодар€ основателю фарфоровых заводов «—енЄль» Ётьену ЅэнЄлю. «авод был основан в 1825 году.

ѕроцесс производства лиможского фарфора необычайно сложен. »скусство огн€ и камн€, фарфор получаетс€ из смеси различных минеральных ингредиентов (их количество отмер€етс€ с особой точностью) и нескольких последовательных обжигов при высоких температурах.

картинка
ѕопытки организовать производство фарфора или фа€нса в –оссии начались еще при ѕетре I — большом его ценителе. ѕо заданию ѕетра I русский заграничный агент ёрий  ологривый пыталс€ выведать секрет фарфорового производства в ћейссене и потерпел неудачу. Ќесмотр€ на это, в 1724 г. русский купец √ребенщиков основал в ћоскве за свой счет фа€нсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развити€.

ѕерва€ мануфактура была основана в 1744 году императрицей ≈лизаветой. ≈ю был приглашен в ѕетербург из Ўвеции ».- р. √унгер, который уже содействовал раньше учреждени€м в ¬ене и ¬енеции. ќднако он не удержалс€ и здесь и в 1748 году был отпущен.

–усское слово «фарфор» происходит от персидского «фахфур». ≈го перен€ли от персидских купцов, привозивших в ≈вропу китайскую посуду. «ѕорцеллан», как обозначают фарфор во многих странах, происходит от италь€нского «порчелла» — поросенок. “ак италь€нцы времен ћарко ѕоло называли ракушки, из которых, как они считали, китайцы изготавливают фарфор.

ѕосле всех упом€нутых ранее неудач, оставалс€ один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, котора€ в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. ƒл€ этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. “аковым оказалс€ ƒмитрий »ванович ¬иноградов, уроженец города —уздал€.

картинка

ƒ.». ¬иноградов училс€ в ћарбургском университете, а также работал в рудниках и шахтах ‘рейберга в —аксонии. ¬ 1744 г., получив звание бергмейстера, он вернулс€ в –оссию. ќн должен был работать по горному ведомству, но судьба сложилась иначе. ѕосле выступлени€ молодого специалиста на заседании Ѕерг-коллегии јкадемии наук президент Ѕерг-коллегии произнес знаменательную фразу: «я от всех доселе выписанных иностранных мастеров ни одного не знаю, который бы его, ¬иноградова, во всех част€х горной науки чем перешел...»

ƒмитри€ »вановича определили на «порцелиновую» мануфактуру в —анкт-ѕетербурге, делами которой руководил барон „еркасов — секретарь кабинета императрицы ≈лизаветы ѕетровны, а директором был ». . √унгер, чьи опыты по производству фарфоровой массы шли без какого-либо успеха. ѕеред ¬иноградовым сто€ло несколько сложнейших задач: самосто€тельно разрешить все вопросы, св€занные с созданием нового производства; на основе физических и химических представлений о фарфоре разработать состав массы и технологические приемы изготовлени€ фарфора; разработать рецепт глазури. ≈сли √унгеру за три года пребывани€ заплатили более семи тыс€ч рублей, то ¬иноградову предложили создать русский фарфор, положив оклад сто восемьдес€т рублей в год. ѕоиск сразу был поставлен на твердую научную основу. «ƒелание порцелина, по мнению моему, химию за основание и за главнейшего своего предводител€ имеет», — писал ƒмитрий »ванович.

¬ 1746-1750 годах велись поиски рецепта фарфоровой массы. ¬иноградов искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, вед€ технологические исследовани€ по применению глин различных месторождений, мен€€ режим обжига и т.д. ќсобую белую глину привозили из-под „ел€бинска.

¬ 1752 г. заканчиваетс€ первый этап работ ¬иноградова по созданию русского фарфора и организации его производства. –езультаты всех поисков фиксировались. ѕравда, составл€€ рецепт, ¬иноградов старалс€ зашифровать его, примен€€ италь€нские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользу€сь сокращени€ми. Ёто объ€сн€етс€ тем, что ему давались указани€ засекречивать работу, насколько это возможно.

ѕомимо разработки рецептуры фарфоровой массы и исследовани€ глин различных месторождений, ¬иноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождени€х, вел испытани€ различных сортов топлива дл€ обжига фарфора, составл€л проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. ѕо многим вопросам он советовалс€ со своим бывшим соучеником, видным русским ученым ћ.¬. Ћомоносовым, жившим тогда в ѕетербурге. ћихаил ¬асильевич оказывал посильную помощь, но по меркам тех лет находилс€ довольно далеко, в дес€ти верстах, поэтому позвать или спросить его удавалось далеко не всегда. “ем обиднее, что впоследствии фарфоровому производству было присвоено им€ Ћомоносова, и без того обласканного и многократно чтимого.

картинка

–усский фарфор был создан ¬иноградовым практически самосто€тельно, путем научной работы и колоссального напр€жени€ сил, ведь мастеру запрещалось покидать печи даже во врем€ сна, что привело к его ранней смерти в возрасте тридцати восьми лет. ѕри отсутствии разработанной собственной системы форм и декора первоначально естественным было подражать китайским образцам. ѕоэтому в русском фарфоре получили распространение лаконичные, простые формы бутылей, ваз, чаш, часто без ручек, наподобие восточных. ћастера-керамисты стремились не только воссоздать отдельные принципы моделировани€ форм, но и в роспис€х следовать восточной тематике, поэтому среди мотивов росписей преобладали бамбук, хризантема, пион, сосна, фантастические птицы и драконы. Ёта €рка€ красочна€ роспись прекрасно подчеркивала белизну фарфора. »ногда росписи дополн€лись пластическим декором в стилистке рококо. —леду€ моде на «шинуазри» («китайщина»), мастера разработали сюжеты с фигурками китайцев с музыкальными инструментами, ажурные фантастические строени€, забавные китайчата на фоне условных пейзажей. »х источником могли служить кобальтовые росписи китайского фарфора XVIII в. с изображением мальчиков, играющих в саду. ≈сли в  итае эти изображени€ символизировали пожелание процветани€ семьи, то в русском фарфоре они трансформировались в комические гротески.

¬скоре »мператорский завод достиг больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при ¬иноградове зан€л подобающее ему место, успешно сопернича€ с мейсенским. ¬ больших количествах изготавливались фарфоровые табакерки — «восьмиугольные, овальные, четырехугольные гладкие и резные, пакетовые, круглые...». —леду€ дальневосточной традиции, фарфоровым табакеркам нередко придавали природные формы: плода граната, дыни, €блока, тыквы, виноградной грозди, раковины. „то до росписи, то ¬иноградов сумел получить краски дес€ть цветов.

ѕозже на место ¬иноградова поступил директор –усского монетного двора ». Ўлаттер, а позднее ».-√. ћюллер из —аксонии. ѕродукци€ первого периода примерно до 1760 года ограничивалась мелкими издели€ми, как правило, мейсенского образца. ¬ царствование ≈катерины II, с 1762 года, в –оссию были приглашены иностранные модельеры, что привело к подъему производства и развитию художественного уровн€ фарфоровых изделий. ¬ этот период вли€ние французской культуры сказываетс€ на формах и декоре фарфора.

картинка

ќдновременно с императорским заводом во второй половине XVIII — начале XIX века возникли коммерческие частные производства. ¬ подмосковном селе ¬ербилки в 1766 году английский купец-лесопромышленник ‘ренсис √арднер основывает фарфоровое производство, которое выпускает дорогие сервизы, отличающиес€ высоким качеством фарфоровой массы и росписи. √арднеровский завод выпускал и мелкую пластику, доступную широкому кругу покупателей. ѕолагают, что ведущим мастером у √арднера был один из потомков јфанаси€ √ребенщикова. ’арактерной дл€ гарднеровской посуды была €рка€, сочна€ цветочна€ роспись, близка€ русской народной керамике, серо-зеленым или светло-зеленым тоном в сочетани€х с красным или светло-желтым. — 1829 года завод стал изготавливать фа€нсовую посуду, декорированную печатью. √арднер был настолько уверен в качестве выпускаемого им фарфора, что подделывал на своих вещах марку мейсенской мануфактуры.

—лава лучшего частного предпри€ти€ утвердилась за фабрикой √арднера после удачного выполнени€ в 1778-1784 гг. заказа ≈катерины II на четыре особенных ќрденских сервиза с соответствующим декором — изображением √еорги€ ѕобедоносца, јндре€ первозванного, јлександра Ќевского и —в€того ¬ладимира. » все же до конца XVIII столети€ в –оссии пользовались металлической посудой.
Ёта традици€ была настолько вли€тельна, что белый цвет фарфора не воспринималс€ как самосто€тельна€ ценность, и его золотили, имитиру€ богатство золотой посуды, бывшей в ходу у аристократов. ѕростые люди пользовались олов€нной посудой, и им тоже трудно было перестроитьс€.

“олько в первой четверти XIX в. фарфорова€ посуда распространилась повсеместно. ќсобенно это сказалось на по€влении чайного ритуала, св€занного с гостеприимством, общением, наслаждением беседой.  роме того, посуда стала средством украшени€ домашнего пространства. –аспространилс€ и обычай дарить подарки, сделанные из фарфора, на пам€ть. „аще всего это были чашка с блюдцем, декорированна€ росписью пейзажем или цветами.

картинка

 онец XVIII — начало XIX века — врем€ расцвета русского фарфора. »скусство фарфора развивалось вместе с архитектурой, воспринимало ее основные стилевые особенности. ¬ это врем€ в –оссии было основано несколько фарфоровых предпри€тий, среди них — заводы √арднера в ¬ербилках, под ћосквой, заводы ѕопова, Ѕатенина — в ѕетербурге. »здели€ частного завода ѕопова в селе √орбуново ƒмитровского уезда ћосковской губернии, основанного в 1804 г.  . ћелли и приобретенного ј.√. ѕоповым в 1811 г., отличались превосходными техническими и художественными качествами. јссортимент был самым разнообразным и удовлетвор€л всем сло€м населени€: столовые и чайные сервизы, так называема€ трактирна€ посуда и попул€рные в XIX в. статуэтки, представл€ющие сюжетные композиции на мифологические темы (скульптура «¬енера с Ѕахусом» и «јзи€»), отдельные фигуры охотников и кресть€нок, анималистические скульптуры. ѕосле успешного окончани€ ќтечественной войны, примерно с 1817 года, фарфорова€ промышленность развивалась особенно быстро. „исло фабрик в то врем€ достигло сорока п€ти. ¬ начале двадцатого века самым крупным фабрикантом был ћ.—.  узнецов, к которому перешли некоторые из заводов (√арднера, јуэрбаха и др.). ќбща€ производительность фарфора и фа€нса на всех  узнецовских заводах достигала до войны 1914 г. двух третей производительности всей страны по этим отрасл€м производства.

картинка

Ѕез кузнецовского фарфора не обходилс€ ни один трактир или ресторан, а также домашнее застолье. Ёто объ€сн€етс€ его особой демократичностью. ѕо преданию, родоначальником фамильного дела стал яков ¬асильевич — старообр€дец, владелец кузни и посто€лого двора с торговым заведением на дороге между деревн€ми –ечица и Ќовохаритоново. ¬ 1810 г. он вместе с сыновь€ми “ерентием и јнисимом построил у деревни √жель небольшое мануфактурное предпри€тие и с помощью местных мастеров наладил собственное дело по производству типичных дл€ того времени и места чашек с блюдцами, тарелок «с бусом» по краю, полоскательниц, мелкой жанровой скульптуры. ”же тогда хоз€ин ориентировалс€ на массовое производство недорогой массовой продукции. Ёта черта и определила будущее увеличение масштабов производства, и расширение рынка сбыта. ¬ 1812 г. предпри€тие перешло к “ерентию  узнецову. ¬ 1832 г. он основал свой завод в ƒулеве ¬ладимирской губернии, в 1843 г. в –иге открылс€ еще один фарфорово-фа€нсовый завод, который выпускал столовую и чайную посуду, телеграфные и телефонные изол€торы, полуфа€нсовые издели€. ¬ 1851-1853 гг. приобретен завод ј.√. —афронова в деревне  ороткой Ѕогородского уезда, позднее он перешел во владение к сыну “еренти€ — —идору. Ќо истинно всенародное признание фамили€ получила с приходом в дело ћатве€ —идоровича, присоединившего в 1870 г. завод јуэрбаха в “верской губернии, в 1871 г. — завод Ќикитина в ¬елковском уезде и в 1887 г. — Ѕуд€нский в ’арьковской губернии. ¬ том же 1887 г. на базе этих предпри€тий сформировалось «“оварищество производства фарфоровых и фа€нсовых изделий ћ.—.  узнецова», позднее пополнившеес€ заводами √арднера в ¬ербилках (1891), –ыбинским в ярославской губернии (1894), —лав€нским в „ерниговской губернии (1895), ѕесоченским в  алужской губернии (1911). ƒвоюродный брат ћатве€ —идоровича — »ван ≈мель€нович — основал в 1880 гг. еще три завода: ¬олховский, Ѕронницкий и √рузинский. “аким образом, в общей сложности  узнецовы владели восемнадцатью предпри€ти€ми, из них на территории –оссии находились четырнадцать.

картинка

¬о врем€ √ражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже дл€ газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. ”никальным €влением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор.

Ќа √осударственном (бывшем »мператорском) фарфоровом заводе в ѕетрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. ¬место привычных цветов и пастушек по€вились призывные тексты революционных лозунгов: "ѕролетарии всех стран, соедин€йтесь!", "«емл€ труд€щимс€!", " то не с нами, тот против нас" и другие, которые под искусной кистью художников складывались в €ркий декоративный орнамент.

картинка

—оветский агитационный фарфор выставл€лс€ на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Ёти произведени€ занимают достойное место в собрани€х крупнейших музеев –оссии и других стран, €вл€ютс€ желанными дл€ коллекционеров.

картинка
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз



¬анда   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ћарта 2010 г. 11:28 (ссылка)
 расота.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
FIERWIND   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ћарта 2010 г. 11:35 (ссылка)
»нтересно и очень красиво*
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
yeska   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ћарта 2010 г. 11:52 (ссылка)
—пасибо!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
PLAST   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ћарта 2010 г. 13:24 (ссылка)
—пасибо за информацию!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јльбина_јрсемова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ћарта 2010 г. 13:28 (ссылка)
— ѕј—»Ѕќ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћелена_’арбер   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ћарта 2010 г. 17:21 (ссылка)
красота!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Clara_C   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 ћарта 2010 г. 21:03 (ссылка)
ƒо чего интересно!
—пасибо)
ѕроцитирую..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕогомолка   обратитьс€ по имени —уббота, 03 јпрел€ 2010 г. 14:07 (ссылка)
Ѕлагодарю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку