-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 8) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Geo_club hand_made Ёто_—мешно Frondam kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) »нтервью_Ћиру WiseAdvice kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 37805


ƒжек Ћондон

¬оскресенье, 10 ‘еврал€ 2019 г. 00:51 + в цитатник

јндрей –€боконь

 
ƒжек Ћондон

ƒжек Ћондон

—удьба отмерила ему всего 40 лет жизни. ¬сего? Ќо сколько было сделано за эти годы!.. ѕолсотни книг увидели свет. ѕри жизни. » ещЄ семь были изданы вскоре после его смерти.

» ещЄ сотни – миллионными тиражами – переизданы во всЄм мире, переведенные на разные €зыки. “ворческое наследие ƒжека Ћондона поистине принадлежит миру, дела€ его богаче, а тех, кто прочЄл хот€ бы одну книгу – мудрее и добрее. —праведливее и сильнее.

≈му завидовали. ≈го, пожалуй, не слишком ценили, когда он был жив. «ѕророков нет в отечестве своЄм». ѕресса, падка€ до сенсаций, частенько пыталась изобразить его взлЄт внезапным и сенсационным – паренЄк из рабочего класса, выбравшись из нищеты и не получив особого образовани€, становитс€ знаменитым писателем! „ем не сенсаци€?

ќн добилс€ всего сам, «прорвавшись на самый верх»! „ем не торжество американского образа жизни?

«абывали только о цене, уплаченной за «внезапный» взлЄт. ќ том, как годами пылились в редакци€х захудалых газетЄнок и журнальчиков рассказы, которыми вскоре будут зачитыватьс€ миллионы. «абывали о годах – не дн€х или мес€цах, – о годах отча€ни€, голода, а затем, на излЄте – о периодах мрачной депрессии. «доровье писател€ безнадЄжно подорвано нечеловеческими усили€ми, напр€жение сказалось роковым образом... ќн заплатил судьбе свою дань – и вр€д ли многие согласились бы сделать то же самое.

”дивительно, что книги его часто пытаютс€ представить романтической «литературой дл€ юношества». Ќо читают и дети, и взрослые, ощуща€ одинаковый трепет в душе, след€ за приключени€ми героев, улыба€сь от радости или сдержива€ слЄзы от печали. —ветлой печали, которой пронизаны многие строки, открывающие нам суровый и жестокий, красивый, противоречивый, далеко не всегда справедливый мир. ћир сильных людей. ќткрытых. »скренних. Ќасто€щих. —пособных высто€ть в схватке – и с безликой стихией, и с алчным двуногим хищником.

ќн родилс€ в —ан-‘ранциско. ¬ столице мор€ков и рудокопов, железнодорожных рабочих штата  алифорни€. ¬ городе удачливых дельцов и опустившихс€ авантюристов.

«емлетр€сение 1906 г. разрушило город, но к тому времени —ан-‘ранциско успел сильно переменитьс€, утратив хаотичный и романтичный колорит. »счезло ощущение лежащей за серым горизонтом €ркой сказки, дразн€щего бесконечными возможност€ми мира, что распахнул свои объ€ти€ дл€ восторженных людей – исчезло ощущение, которое манило сюда многих изо всех уголков јмерики.

ƒжон √риффит Ћондон

, сын фермера, ставший позже великим ƒжеком Ћондоном, родилс€ 12 но€бр€ 1876 года. ƒетские годы навсегда врезались в его пам€ть – прежде всего, преследующим его острым чувством голода. », конечно же, первым приобщением к чтению. –ано научившись читать, он глотал книги одну за другой, чита€ всЄ, что попадало в руки.  роме дешЄвых книжонок, попадалась и насто€ща€ литература, оставивша€ след.

Ќасто€щие книги помогли ему найти свой путь в жизни – и, конечно же, сама жизнь, сурова€ и трудна€. ƒетство мало походило на счастливое детство обычных детишек из обеспеченных семей. ќн не жил на всЄм готовом. ≈му рано пришлось зарабатывать на кусок хлеба. —начала маленький ƒжон разносил газеты, возил по субботам лЄд. «¬ п€тнадцать лет € был мужчиной, равным среди мужчин».

—ознание своих возможностей – равноправи€ со взрослыми, самосто€тельности и необходимости зарабатывать на жизнь – формировало его характер. Ќо кроме гордости за то, что он принадлежит к сообществу людей труда, примешивалось и другое. ѕоскольку семь€ бедствовала, пришлось пойти на консервную фабрику, и вскоре он возненавидел эту однообразную, изматывающую каторгу.

ј волшебный мир где-то там, за пыльным, пропахшим рыбой и вонью городских окраин, горизонтом – далЄкий сказочный мир по-прежнему манил его. –омантика странствий рано или поздно должна была захватить его. Ќа промысловом паруснике, простым матросом, он плывЄт к берегам русской „укотки. — отр€дом отча€вшихс€ рабочих идЄт маршем протеста на ¬ашингтон.

–абочее движение не было чем-то отвлечЄнным. Ѕедность, бесправие и нищета кружили по јмерике, попавшей под власть жестоких дельцов. “е, кто получал баснословные прибыли руками рабочих, те, кто любил «загребать жар чужими руками», оставл€ли гроши истинным создател€м своего богатства. Ќа городских окраинах, в товарных вагонах или возле железнодорожной насыпи, в ожидании попутного поезда, в ночлежках и возле рабочих проходных – всюду ограбленные люди говорили о неравенстве и несправедливости, о падении в бездну нищеты.

ƒжек, скита€сь по этой земле, повидал много людского гор€, убедившись не понаслышке в жестокости мира и цар€щих в нЄм «законов джунглей»...

»менно об этих «законах» – первые рассказы будущего писател€. ќни отправл€лись в редакции нью-йоркских журналов, пылились там или возвращались к автору, он отсылал их в другие журналы – и они снова возвращались...

ј затем пришЄл  лондайк. Ћихорадка, охвативша€ общество, зацепила всех. јзартные искатели счасть€ ринулись на —евер, в погоне за призрачным золотом.

ƒжек Ћондон по€вилс€ там в начале августа 1897 года. «аканчивалось короткое северное лето. «олотоискатели, хлынувшие на јл€ску, устраивались, кто как мог. ѕережить зиму было непросто. ” сли€ни€ реки —тюарт и ёкона, где его застала зима, ƒжек Ћондон провЄл долгих полгода, погрузившись в этот мир, открыва€ дл€ себ€ суровую поэзию и реальность —евера, воплоща€ окружающий его мир в слове и донос€ через мир художественный до читател€.

—ледующий год можно считать насто€щим началом его литературной де€тельности – увидели свет его первые рассказы об јл€ске,  лондайке, о люд€х —евера. ¬печатлени€ той зимы питали творчество писател€ долгие годы – вплоть до повести «—мок Ѕелью», изданной за 4 года до смерти.

—еверные рассказы... „итателей поразила их новизна и необычность. —евер представилс€ им самым суровым в жизни испытанием возможностей человека, срывающим призрачный покров условностей, лжи, обмана. »спытанием, возвращающим высокий смысл давно забытым пон€ти€м – чести, мужеству, товариществу, воле, ответственности.

«—ын волка» – сборник, вышедший в 1900 году, стал знаковым в судьбе писател€. » не только потому, что на следующий год ƒжек Ћондон вступил в —оциалистическую рабочую партию. —ловно было задано основное направление творчества.

„еловек мог выбирать. ¬ол€ – или безволие. Ѕорьба и надежда на победу – или безропотное подчинение и поражение. ∆изнь – или смерть.

—евер подобен очищению. ¬сЄ наносное и лживое в человеке сметалось. Ћюди освобождались от эгоизма, индивидуализма, ожесточЄнности, недовери€ друг к другу. Ќезнакомые люди словно становились брать€ми – а иначе не выжить в суровом северном краю, где снежна€ пустын€ способна покарать безжалостно, беспощадно. » если человек не находит в себе достаточно сил и воли – он обречЄн.

«Ѕелый  лык» и «Ћюбовь к жизни» вышли в 1906 году. ¬ них есть всЄ это – борьба человека за само существование, трагедии непонимани€, жестокости людей друг к другу и к животным.

ƒ. Ћондон, наравне с  упером и —етоном-“омпсоном, вошЄл в число первых американских писателей, почувствовавших, что в глубине сознани€ цивилизованного человека, испорченного искусственными наслоени€ми, всЄ же зреет новое понимание – о месте человека на «емле, об отношени€х с иными обитател€ми планеты, имеющими такие же права. » основное право – право на жизнь. » значит, всЄ не так безнадЄжно!

ѕод вли€нием революции 1905 года, утопленной монархическим режимом в крови, ƒ. Ћондон создал роман «∆елезна€ п€та» (1907), затем – в 1909 – один из лучших своих романов «ћартин »ден». ¬ этих романах он резко критикует общество наживы, обогащени€, потреблени€ и накоплени€, где, вопреки библейскому «не сотвори кумира», идолом €вл€етс€ «золотой телец» – общество, как безудержна€ злокачественна€ опухоль душит и убивает всЄ здоровое, что находитс€ вокруг.

 артина восстани€, нарисованна€ в романе «∆елезна€ п€та», сурова и жестока – тыс€чи жертв, сгоревшие кварталы, заваленные трупами улицы. –азрушени€ и кровь. » €рость, безудержна€ €рость – с обеих сторон. ярость обездоленных, тех, у которых отн€ли всЄ – и €рость ново€вленных рабовладельцев, присвоивших себе право распор€жатьс€ чужими судьбами и чужими жизн€ми. ћир словно останавливаетс€ на распутье – или повернуть к утопии Ѕратства людей, или же упасть в эпоху, где олигархи€ порабощает весь мир.

—огласитесь, нынче, слуша€ в новост€х сообщени€ о движении антиглобалистов, очередной нефт€ной войне или межнациональном конфликте, о взрыве, устроенном террористами, или повышении цен, следующем витке инфл€ции, съедающем скудные сбережени€, или беспор€дках на окраинах европейской столицы – мы понимаем, что книги Ћондона по-прежнему актуальны.

» мы читаем их, молодые и постаревшие, романтики, ещЄ ждущие волшебной сказки от этого мира, от самой жизни, и пессимисты, разуверившиес€ во всЄм.  ниги великого писател€ по-прежнему помогают нам – в будни, в праздники, когда радость переполн€ет сердце – или когда отча€ние сжимает его тисками…

ћы читаем их одну за другой.

«»гра», повесть, по€вивша€с€ чуть раньше «∆елезной п€ты».

«ћексиканец», одна из лучших новелл, написанна€ в 1911 году.

«—казки южных морей», блеснувшие в том же году, и «’рам гордыни», увидевший свет на следующий год.

«Ћунна€ долина», роман, напечатанный в 1913-м.

«Ќа циновке ћакалао», сборник гавайских рассказов о блистательном празднике жизни, что заканчиваетс€ прощанием навеки, словно искупив бессмысленность «благополучного» существовани€ – увидел свет в 1919-м, уже после смерти автора – словно последний взлЄт, прощальный взмах крылом…

≈го самоубийство было, скорее всего, непредумышленным. »змученный жестокой болью, измученный т€жЄлой болезнью, он уже не мог обходитьс€ без морфи€. ѕриступ в ночь на 22 но€бр€ 1916 года был особенно сильным. ѕришлось прин€ть слишком большую дозу обезболивающего.

”тром его обнаружили уже умирающим. ¬ углу спальни лежали на полу два опрокинутых пузырька из-под лекарств. ƒоза оказалась смертельной...

ћетки:  


ѕроцитировано 8 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Anna_Atz   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ‘еврал€ 2010 г. 01:07 (ссылка)
—пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬алентина_“ерентьева   обратитьс€ по имени —ѕј—»Ѕќ,Vsiaco! ѕ€тница, 12 ‘еврал€ 2010 г. 02:24 (ссылка)
¬ своЄ врем€ это был мой кумир.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 апелька44   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ‘еврал€ 2010 г. 02:58 (ссылка)
ƒа, это замечательный писатель. —пасибо за пост
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
мастеровой   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ‘еврал€ 2010 г. 07:39 (ссылка)
ссеверные рассказы ,сердца трЄх , мекиканец , - любимые
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Sergey1958   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ‘еврал€ 2010 г. 07:54 (ссылка)
—пасибо! “алантливый писатель с нелегкой судьбой.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Vsiaco   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ‘еврал€ 2010 г. 10:24 (ссылка)
ѕожалуйста. я тоже в своЄ врем€ зачитывалс€ его произведени€ми. Ќадо бы снова перечитать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ‘еврал€ 2010 г. 12:14 (ссылка)
—пасибо большое! ќчень познавательно) тоже обожаю этого писател€, полюбила после рассказа "Ћюбовь к жизни")))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку