-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 36540

„ем современна€ ћасленица отличаетс€ от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?

—уббота, 25 ‘еврал€ 2017 г. 16:25 + в цитатник

 ¬ладимир –огоза

 
„ем современна€ ћасленица отличаетс€ от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?

 . ».  ольман. √оры и балаганы на ћарсовом поле в ѕетербурге (фрагмент картины)

 Ќа –уси ћасленицу всегда праздновали с особым размахом, не зр€ же возникла поговорка: «’оть с себ€ все заложить, а ћасленицу проводить». Ќо масленичные гул€нь€ и забавы, которые проводились раньше, заметно отличались от современных.

ќдним из названий масленичных развлечений было «гул€нье под горами». » это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с лед€ных гор. »менно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально дл€ этого строились, становились центрами гул€ний, а уже вокруг них возникали €рмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселени€.

√оры строились во всех городах и крупных селах, дл€ этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину.  ак правило, горы строили парно, друг против друга, так, чтобы скаты с них шли параллельно. «ачастую эти внушительные сооружени€ венчались башенками или беседками над площадками, с которых и начиналс€ спуск. ј длина залитого спуска могла составл€ть 100-140 метров, было где разогнатьс€.

„ем современна€ ћасленица отличаетс€ от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
 . ѕ. Ѕеггров. √оры на ћарсовом поле в ѕетербурге
»ностранцы, посещавшие зимой –оссию, оставили много описаний катаний с лед€ных гор, такое сильное впечатление они на них производили. ƒатчанин ѕ. фон ’авен, видевший это развлечение в ѕетербурге еще в начале XVIII века, писал, что оно «чужеземным наблюдател€м кажетс€ более опасным, чем веселым». ќн отмечал, что катаютс€ «с наступлением ћасленицы там всю неделю напролет, с утра до позднего вечера, множество людей обоих полов». ƒатчанин подметил и одну важную деталь – вместе катались все сослови€: «—ие увеселение столь нравитс€ народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состо€ни€ в оном участвуют».

Ќе чурались покататьс€ с горы и русские монархи. ѕетр I дл€ этого мог усестьс€ и в обычные санки, а ≈лизавета ѕетровна предпочитала специально сделанные разукрашенные сани. ¬ молодости потешить себ€ исконно русской забавой любила и ≈катерина II.

ѕодробное описание катаний с гор и даже особенностей их постройки оставил ѕ. ѕ. —виньин, создавший во второй половине XIX века обсто€тельный путеводитель по ѕетербургу. ќн отмечал, что горы украшались флагами, елками, а иногда и дерев€нными скульптурами. «а пор€дком их возведени€ строго следила полици€, которую интересовало соблюдение мер безопасности: надежность сооружени€, наличие перил и ограждений, отсутствие торчащих гвоздей и т.п.

„ем современна€ ћасленица отличаетс€ от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
 . ѕ. Ѕеггров. Ћед€ные горы в —анкт-ѕетербурге на ћасленице
 стати, пь€ных на горы не пускали. ѕить не возбран€лось, но только на земле, а выпить росси€не всегда любили. ≈ще в середине XVII века англичанин —.  оллинз писал: «Ќа ћасленице, перед ¬еликим постом, русские предаютс€ вс€кого рода увеселени€м с необузданностью и на последней неделе перед постом пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем».

 атани€ же в течение ћасленицы ежедневно могли продолжатьс€ до глубокой ночи, дл€ чего горы освещали фонар€ми. —виньин в «ƒостопам€тност€х —анкт-ѕетербурга» описывал это очень красочно: «ќтражение сей массы разноцветных огней в снегу, меша€сь с тен€ми, представл€ет необыкновенное зрелище». Ќе правда ли, напоминает современные «завлекухи» дл€ туристов.

ƒл€ катани€ с гор делали небольшие сани, но многие предпочитали кататьс€ на шкурах, рогожах и даже в больших корзинах. ќсобым шиком считалось съехать с горы на ногах, но это редко кому удавалось. ѕарни старались по€витьс€ на горе с собственными из€щными санками, в этом случае по€вл€лась возможность приглашать покататьс€ девушек. —анки делались таких размеров, что девушка могла сесть только к парню на колени. ѕосле благополучного скатывани€ вниз девушка должна была наградить хоз€ина санок поцелуем.

„ем современна€ ћасленица отличаетс€ от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
 .≈. ћаковский. Ќародное гул€нье во врем€ масленицы на јдмиралтейской площади в ѕетербурге
ѕосмотреть на катающихс€ собиралась масса людей. ≈стественно, что р€дом с горами шла активна€ торговл€. ¬ толпе сновали разносчики гор€чего сбитн€ и ча€, умудр€€сь приспособить себе за спину самовары. «десь же торговали различными сладост€ми, засахаренными фруктами, орехами, пр€никами, пирогами и блинами, которые пекли на месте или приносили из ближайших кабаков. ƒл€ развлечени€ публики сто€ли качели и карусели, масса балаганчиков, в которых разыгрывали небольшие комедии или сценки, часто фривольного содержани€. ¬ыступали жонглеры и акробаты. «азывали народ небольшие кукольные театрики, главным героем которых был ѕетрушка. Ѕольшой попул€рностью пользовались выступлени€ дрессированных животных.

¬торым по попул€рности масленичным развлечением было катание на конных сан€х. ¬се, у кого были конные выезды, не отказывали себе в удовольствии прокатитьс€ с ветерком по улицам в сан€х с бубенцами и колокольчиками. —амое врем€ было щегольнуть статными рысаками, разукрашенными сан€ми с коврами и медвежьими шкурами или легкими гоночными санками, в которых правили сто€.

„ем современна€ ћасленица отличаетс€ от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
Ѕ. ћ.  устодиев. ћасленичное катание
” кого не было своих саней, всегда мог нан€ть подход€щую упр€жку. ¬ыбор был широк: от лихих городских извозчиков с элегантными сан€ми дл€ людей с достатком, до обычных кресть€нских розвальней, украшенных разноцветными лентами и бумажными цветами. «ачастую по улицам следовали целые кавалькады саней, в которых были свои музыканты и певцы. ј по льду замерзших рек устраивались конские бега, всегда собиравшие массу болельщиков.

ћного удовольстви€ и участникам и зрител€м доставл€ло вз€тие снежной крепости. ќсобенностью было то, что штурмовали крепость на кон€х. ќбычно крепость или снежный городок строили на льду реки. «ащитники оборон€лись снежками, стегали лошадей пруть€ми, отпихивали метлами. «апрещалось только стегать лошадей по глазам и губам, а также бить палками или бросать в них большими комь€ми снега. Ќападающие стремились ворватьс€ в крепость через ворота или проломить одну из стен, котора€ специально делалась более тонкой.

„ем современна€ ћасленица отличаетс€ от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
¬. ». —уриков. ¬з€тие снежного городка
¬ р€де случаев в центре городка делали специальную прорубь. ѕервый ворвавшийс€ в городок должен был в неЄ окунутьс€, подтвердив этим свою лихость. ”же после этого его чествовали как победител€.

Ќа современных праздновани€х ћасленицы иногда тоже устраивают штурм снежных городков, но нападающие действуют в «пешем пор€дке». ѕон€тно, что такой зрелищности, как при конных атаках, это веселое действие уже не представл€ет.

 ое-где в наши дни возрождаютс€ и кулачные бои, бывшие непременным атрибутом масленичных гул€ний. Ќо вр€д ли они получат широкое распространение.

–аньше были очень своеобразные масленичные обр€ды, св€занные с молодоженами. »х обычно соблюдали в деревн€х и небольших городках, а в крупных городах – в районах, заселенных простым людом. —ыгравшие свадьбу в зиму перед ћасленицей об€заны были ездить в разукрашенных сан€х обн€вшись, демонстриру€ согласие в семье и целоватьс€ по первому требованию. Ѕытовала даже специальна€ присказка:
«ћуж, сегодн€ помилуемс€,
Ќо не целуй мен€ на улице,
Ќе целуй мен€ в сен€х –
÷елуй на ћаслену в сан€х!»


 стати, тех, кто достиг брачного возраста, но вступать в брак не спешил, на ћасленицу подвергали своеобразному шуточному наказанию. »м надевали хомут или специальную колодку, от которых они должны были откупатьс€ вином, деньгами или сладост€ми.
 расивых масленичных традиций и обр€дов на –уси существовало очень много. ≈стественно, что отдельные из них возродить уже не удастс€. —овременна€ ћасленица «обрастает» новыми традици€ми, соответствующими реали€м наших дней. Ќо главное – она остаетс€ такой же веселой и задорной, как и столети€ назад.
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз



Sergey1958   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 ‘еврал€ 2010 г. 01:19 (ссылка)
»нтереснейший пост! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
LADY_TA   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 ‘еврал€ 2010 г. 11:09 (ссылка)
«јЅј¬Ќќ. ѕќЎЋј ѕ≈„№ ЅЋ»Ќџ, ј ѕќ“ќћ — √ќ–  ј“ј“№—я
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јленка_ѕоль   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 ‘еврал€ 2010 г. 11:51 (ссылка)
ќчень интересно.—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку