-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vsiaco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 7) Live_Memory ”голок_психолога Creatiff Frondam Geo_club hand_made Ёто_—мешно
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) »нтервью_Ћиру WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 36540

„то праздновали и кого чтили в феврале этруски?

—уббота, 28 январ€ 2017 г. 20:53 + в цитатник

¬алентина ѕономарева

 
„то праздновали и кого чтили в феврале этруски?
Ётруски, как и многие другие народы, были склонны к тому, чтобы чуть ли не половину времени (а то и больше) каждого мес€ца посв€щать духам и богам. ‘евраль не €вл€етс€ исключением.   тому же это было врем€ особое…

6 феврал€


Ќа день 6 феврал€ приходилс€ праздник “уран, котора€ в пантеоне была матерью всего живого, богиней любви и плодоносных сил природы. »м€ этой крылатой небожительницы означает «подательница». ќна изображалась с голубем в руке, обвитой змеею, в сопровождении пантер.

»ногда, точнее, довольно часто р€дом с “уран присутствовал лебедь, а в руки ей вкладывались цветок или ветвь. Ёта блага€ символика, на первый взгл€д, противоречит таким атрибутам, как зме€ и пантера, означающим св€зь с загробным миром. Ќо если учесть, что богин€ любви часто упоминаетс€ в сюжетах, св€занных с возрождением души, то все встанет на свои места.

12 феврал€


¬ этот день проводились торжества в честь јритими/“иур. јритими была богиней Ћуны. ≈й посв€щались так называемые вотимные дары – изображени€ частей тела, которые нужно было излечить. ѕриносились человеческие жертвы. Ќапример, по свидетельству “ита Ћиви€, в 358 году до н. э. в их числе оказались 307 пленных римл€н.

 ульт јритими – очень древний, а им€ переводитс€ как «медвежь€ богин€», т.е. восходит в образу «матери-медведицы» людского племени (жрицы ее нередко облачались в медвежьи шкуры). Ќеслучайно поэтому, что она отвечала за роды и младенцев, а также за перерождение души. Ќо она была (как позднее и јртемида) к тому же покровительницей животных. Ѕолее того, ее отождествл€ли с матерью самих богов.

»ме€ статус ¬еликой богини, јритими имела две персонификации, втора€ из которых известна под именем “иур. Ёта ипостась близка той, что присуща римской ƒиане, котора€ почиталась не только как богин€-охотница, но и богин€ света, растительности и плодороди€, родовспомогательница, защитница женщин и олицетворение Ћуны.

—ама “иур изображалась то в образе возницы на несущейс€ колеснице, то с лунным серпом на голове с углубленной в него звездой, а то и как одна голова, заключенна€ в лунный диск.

13 – 21 феврал€


÷елых дев€ть дней длились фералии – дни поминовени€ усопших (сравните с римскими фебрали€ми.  стати, februus значит «очищение»). –еконструировать обр€довые действи€ фералий, св€занные с почитанием ћанов – духов умерших родственников, можно как раз по римской традиции. Ќапример, жрецы в это врем€ выходили на улицы и хлестали прохожих ремн€ми из козлиных шкур (которые тоже назывались фебрали€ми).  ульминаци€ ‘ебралий приходилась на последний день – 21 феврал€.

15 феврал€


Ќа эту дату приходилс€ праздник в честь —ельве/—ельвана – одного из этрусских богов, который, как считаетс€, покровительствовал плодородию и дикой природе.  ульт его был широко распространен и особо почитаем в бедных сло€х общества. ≈го благодарили за удачу, исцеление, освобождение от рабства и благие сны, ему посв€щались рощи.

–имл€не не преминули воспользоватьс€ образом —ельвана, и о том, как его воспринимали, сказано в сохранившейс€ записи: «ќтчего вс€кое владение почитает —ильвануса? ќттого, что вс€кое владение имеет трех —ильванусов. ќдин зоветс€ домашним и опекает хоз€йство, другой – полевой, опекает пастухов. “ретий же стоит на границе с лесом либо домашним владением».

—ельве был св€зан с культом предков, а животные, €вл€вшиес€ его атрибутами – собака, коза, зме€ – указывают на хтоническую сущность божества. “ак что ограничивать плономочи€ его одним плодородием вр€д ли стоит.

28 феврал€


Ёто последний день года в этрусском календаре. ќтносились к нему очень серьезно, и подготовка к переходу в новый год была св€зана, в первую очередь, не с приготовлением пиршественного весель€, как ныне прин€то, а с очищением (о чем и само название мес€ца напоминало). Ќапример, возле многих храмов имелись св€щенные пруды, которые как раз и были предназначены дл€ этого: омовение в них избавл€ло от скверны, напастей и проч. —ловом, провожали год торжественно, но не разгульно.

* * *
Ќельз€ не заметить, что последний мес€ц этрусского года был св€зан с почитанием, прежде всего, тех духов и богов, которые отвечали за перерождение души и защиту дома. ¬ ходе соответствующих ритуалов основным намерением этрусков было очищение как св€щеннодействие, направленное на благую и успешную жизнь в дальнейшем.

 

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Sergey1958   обратитьс€ по имени „етверг, 04 ‘еврал€ 2010 г. 11:08 (ссылка)
»нтересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
√амаюн   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 06 ƒекабр€ 2013 г. 00:03 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку